Именем
Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Семенихина Анатолия Владимировича на нарушение его
конституционных прав положением статьи 10 Федерального закона
от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах
и сборах"
город Москва 8 июля 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова,
А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзееза,
В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина А.В.Семенихина,
у с т а н о в и л:
1. В жалобе гражданина А.В.Семенихина оспаривается
конституционность положения статьи 10 Федерального закона от
31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которому
изменения, касающиеся индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, вступают в силу с 1 января 2002
года.
Пунктами 4 и 5 статьи 1 названного Федерального закона,
излагающими статьи 236 и 237 Налогового кодекса Российской
Федерации в новой редакции, изменено содержание обязанностей по
уплате единого социального налога для индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Если
ранее налоговая база по единому социальному налогу определялась как
сумма доходов, полученных этими индивидуальными предпринимателями
за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от
предпринимательской деятельности в Российской Федерации, за вычетом
расходов, связанных с их извлечением, то в соответствии с новым
регулированием налоговая база определяется как произведение валовой
выручки и коэффициента 0,1.
Как утверждается в жалобе, поскольку фактически Федеральный
закон "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" был официально опубликован в январе
2002 года, а налоговый период по единому социальному налогу равен
одному году, новое законодательное регулирование, которым
увеличивается налоговое бремя индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со
статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации должно вступить в
силу не ранее 1 января 2003 года, - иное означало бы придание
обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщиков. В
связи с этим заявитель просит признать оспариваемое положение не
соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 18,
34, 54, 57 и 125.
2. Вопрос о конституционности положения статьи 10 Федерального
закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговом кодексе
Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" уже был предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации. Принимая Определение от
8 апреля 2003 года N 159-О по запросу Арбитражного суда
Владимирской области, в производстве которого находилось дело
индивидуального предпринимателя А.В.Семенихина (заявителя по
рассматриваемому обращению), Конституционный Суд Российской
Федерации исходил из того, что данный Федеральный закон был впервые
официально опубликован в номере "Российской газеты", который
датирован 31 декабря 2001 года. Тем самым нет оснований считать,
что не было соблюдено требование об опубликовании Закона официально
для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской
Федерации).
А.В.Семенихин, как следует из жалобы, свое несогласие с датой
обнародования текста Федерального закона "О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
связывает с вопросом о моментах реального подписания в печать
выпуска "Российской газеты" за 31 декабря 2001 года, выхода его из
печати и поступления газетного тиража для распространения на
территории Владимирской области. Между тем в силу частей третьей и
четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный
Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при
осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от
установления и исследования фактических обстоятельств во всех
случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных
органов.
Таким образом, разрешение поставленного заявителем вопроса,
как связанное с установлением и исследованием фактических
обстоятельств дела, Конституционному Суду Российской Федерации
неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Семенихина Анатолия Владимировича, поскольку разрешение
поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 220-О