Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 04.03.2011 № 94

                            П Р И К А З

      Министерства Российской Федерации по делам гражданской
     обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
                        стихийных бедствий
                      от 4 марта 2011 г. N 94

 Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга,
  лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
    единой государственной системы предупреждения и ликвидации
                       чрезвычайных ситуаций

         Зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2011 г.
                      Регистрационный N 20424

     В  соответствии  с  постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N  794  "О  единой  государственной
системе  предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2004,   N  2,
ст.  121;  2005,  N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47,
ст.  5481;  2009,  N  12,  ст.  1429;  N  29, ст. 3688; 2010, N 37,
ст. 4675; N 38, ст. 4825) приказываю:
     Утвердить  прилагаемое  Положение  о функциональной подсистеме
мониторинга,  лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций    единой   государственной   системы   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Министр                                              С.К.Шойгу

                           _____________

     Приложение

                         П О Л О Ж Е Н И Е
 о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и
   прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной
     системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

                        1. Общие положения

     1.1. Положение  о   функциональной   подсистеме   мониторинга,
лабораторного  контроля  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций
единой  государственной   системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии  с  постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N  794  "О
единой  государственной   системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций"  и  определяет  основные  задачи,  функции,
организацию управления, состав сил и средств, а также  деятельность
функциональной подсистемы  мониторинга,  лабораторного  контроля  и
прогнозирования  чрезвычайных   ситуаций   единой   государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее  -
функциональная подсистема СМП ЧС).
     1.2. Деятельность    функциональной    подсистемы    СМП    ЧС
осуществляется  на  федеральном,  межрегиональном  и   региональном
уровнях  и  объединяет   органы   управления,   силы   и   средства
федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.

            2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС

     2.1. Основными   задачами  функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
являются:
     организация и проведение работ по заблаговременному  выявлению
и прогнозированию чрезвычайных  ситуаций  природного,  техногенного
характера и их источников с учетом риска их возникновения;
     определение  возможного  характера  чрезвычайных  ситуаций   и
масштаба их развития;
     выработка  рекомендаций  по  управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению
негативных последствий.

            3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС

     3.1. Основными  функциями  функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
являются:
     организация  и  ведение  работ   по   мониторингу   источников
чрезвычайных ситуаций,  лабораторному  контролю  и  прогнозированию
чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
     осуществление  мониторинга   и   прогнозирование   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     проведение  оперативного  лабораторного   контроля   с   целью
обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического) заражения (загрязнения)  объектов  окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
     координация  деятельности,  организационное   и   методическое
обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
     выработка  рекомендаций  по  управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций  и  оценки   эффективности   реализации   комплекса   мер,
направленных на предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  снижение
негативных последствий при их возникновении;
     разработка   типовых   сценариев   возникновения   и  развития
чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
     информационное    обеспечение    органов   управления   единой
государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  (далее  -  РСЧС)  прогнозными  данными и рекомендациями в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создание  специализированных  геоинформационных  систем, банка
данных   по   источникам   чрезвычайных  ситуаций  и  оценка  риска
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение  готовности  сил  и  средств,  предназначенных для
осуществления     мониторинга,     лабораторного     контроля     и
прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного
характера;
     методическое  руководство  и  оперативный  контроль  за  ходом
работ  по  прогнозированию  и  мониторингу  чрезвычайных ситуаций и
снижению их негативных последствий.

     4. Организация управления, силы и средства функциональной
                         подсистемы СМП ЧС

     4.1. На   каждом   уровне  функциональной  подсистемы  СМП  ЧС
создаются  координационные  органы,  постоянно  действующие  органы
управления,  органы  повседневного  управления,  силы и средства, а
также  резервы  финансовых  и материальных ресурсов, системы связи,
оповещения и информационного обеспечения.
     4.2. Координационными органами функциональной  подсистемы  СМП
ЧС являются:
     на   федеральном   уровне   -  Правительственная  комиссия  по
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и обеспечению
пожарной  безопасности,  комиссии  по  предупреждению  и ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и   обеспечению   пожарной   безопасности
федеральных   органов   исполнительной   власти   и  уполномоченных
организаций,     имеющих     функциональные    подсистемы    единой
государственной системы РСЧС;
     на  межрегиональном   уровне   -   полномочный   представитель
Президента Российской Федерации в федеральном округе;
     на   региональном   уровне  (в  пределах  территории  субъекта
Российской  Федерации)  -  комиссия  по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению пожарной безопасности органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     4.3. Постоянно      действующими      органами      управления
функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
     на  федеральном  уровне - Министерство Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
     на  межрегиональном  уровне  -  региональные  центры  по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  (далее  - региональные центры МЧС
России);
     на  региональном  уровне  -  главные  управления МЧС России по
субъектам Российской Федерации.
     4.4. Органами    повседневного    управления    функциональной
подсистемы СМП ЧС являются:
     на  федеральном  уровне  -  Национальный  центр  управления  в
кризисных ситуациях;
     на  межрегиональном  уровне  -  центры  управления в кризисных
ситуациях региональных центров МЧС России;
     на   региональном  уровне  -  центры  управления  в  кризисных
ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
     4.5. Силами  и  средствами  функциональной  подсистемы  СМП ЧС
являются:
     на    федеральном   уровне   -   осуществляющие   методическое
сопровождение  в  части, касающейся управления рисками чрезвычайных
ситуаций,    государственное    учреждение   "Всероссийский   центр
мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера  МЧС  России" (далее - Центр "Антистихия"),
федеральное      государственное      учреждение     "Всероссийский
научно-исследовательский  институт по проблемам гражданской обороны
и  чрезвычайных  ситуаций  МЧС  России"  (далее  -  ФГУ ВНИИ ГОЧС),
учреждения  и  организации МЧС России, уполномоченные на проведение
работ   в   области   мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций;
     на  межрегиональном уровне - центры мониторинга, лабораторного
контроля   и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций  региональных
центров   МЧС   России,   учреждения   и  организации  МЧС  России,
уполномоченные   на   проведение  работ  в  области  мониторинга  и
прогнозирования     чрезвычайных     ситуаций     на     территории
соответствующего федерального округа;
     на  региональном  уровне  -  оперативная дежурная смена центра
управления   в   кризисных   ситуациях   МЧС  России  по  субъектам
Российской    Федерации,    территориальные   центры   мониторинга,
лабораторного  контроля  и  прогнозирования  чрезвычайных ситуаций,
учреждения  и  организации МЧС России, уполномоченные на проведение
работ   в   области   мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций на территории субъекта Российской Федерации.

    5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС

     5.1. Функциональная   подсистема   СМП   ЧС   на  федеральном,
региональном  и территориальном уровнях осуществляет деятельность в
следующих режимах:
     режим повседневной деятельности;
     режим повышенной готовности;
     режим чрезвычайной ситуации.
     5.2. При    отсутствии   угрозы   возникновения   чрезвычайных
ситуаций   на   территории   Российской   Федерации  функциональная
подсистема  СМП  ЧС  на  всех  уровнях  осуществляет деятельность в
режиме повседневной деятельности.
     5.3. При    угрозе    возникновения    чрезвычайной   ситуации
федерального,  межрегионального,  регионального, межмуниципального,
муниципального,  локального  уровней  в режим повышенной готовности
частично    или    полностью   переводится   региональный   уровень
функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.4. При    угрозе    возникновения    чрезвычайной   ситуации
федерального,   межрегионального,  регионального  уровней  в  режим
повышенной    готовности    переводится   межрегиональный   уровень
функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.5. При    угрозе    возникновения    чрезвычайной   ситуации
федерального,   межрегионального   уровней   в   режим   повышенной
готовности    переводится    федеральный   уровень   функциональной
подсистемы СМП ЧС.
     5.6. При  возникновении  чрезвычайной  ситуации  федерального,
межрегионального,  регионального, межмуниципального, муниципального
и  локального  уровней  в  режим чрезвычайной ситуации частично или
полностью    переводится    региональный   уровень   функциональной
подсистемы СМП ЧС.
     5.7. При  возникновении  чрезвычайной  ситуации  федерального,
межрегионального  и  регионального  уровней  в  режим  чрезвычайной
ситуации   переводится   межрегиональный   уровень   функциональной
подсистемы СМП ЧС.
     5.8. При  возникновении  чрезвычайной  ситуации федерального и
межрегионального  уровней в режим чрезвычайной ситуации переводятся
координационные   органы  управления,  органы  управления,  силы  и
средства федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС.
     5.9. Решение  о  переводе  функциональной  подсистемы СМП ЧС в
целом   или   частично   в  режим  повышенной  готовности  и  режим
чрезвычайной  ситуации  принимается постоянно действующими органами
управления РСЧС.

   6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных
                     режимах функционирования

     6.1. Функционирование  в  режиме   повседневной   деятельности
включает:
     нормативное    и    методическое    обеспечение   деятельности
функциональной подсистемы СМП ЧС;
     сбор,  обработку и обмен в установленном порядке информацией в
области мониторинга;
     прогноз,  предупреждение,  предотвращение и управление рисками
чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;
     защиту  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций и
обеспечение пожарной безопасности;
     подготовку  и  доведение  прогнозной информации (оперативного,
ежедневного,   недельного,   ежемесячного,   сезонного  и  годового
прогнозов)  о  возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с
учетом  риска  их  возникновения  и соответствующих рекомендаций до
координационных   органов   и   органов  управления  РСЧС  в  целях
своевременного   принятия  управленческих  решений,  обеспечивающих
минимизацию  риска  гибели  людей и снижение ущерба от чрезвычайных
ситуаций;
     осуществление  мониторинга   и   прогнозирование   последствий
чрезвычайных ситуаций;
     сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных
ситуаций и показателях риска возникновения  чрезвычайных  ситуаций,
формирование банков данных;
     разработку   типовых   сценариев   возникновения   и  развития
чрезвычайных ситуаций и оценку риска их возникновения;
     выработку  рекомендаций  по  управлению  рисками  чрезвычайных
ситуаций  и  оценку   эффективности   реализации   комплекса   мер,
направленных на предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  и  снижение
негативных последствий при их возникновении;
     обеспечение  готовности  сил  и  средств,  предназначенных для
осуществления     мониторинга,     лабораторного     контроля     и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     организацию  работы  по  повышению  квалификации  сотрудников,
задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;
     участие  в выполнении целевых и научно-технических программ по
совершенствованию  системы  мониторинга,  лабораторного  контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     осуществление    лабораторного    контроля    за   химической,
радиационной   и   биолого-социальной   обстановкой  на  территории
Российской  Федерации  в  местах,  где прогнозируется возникновение
или возникла чрезвычайная ситуация;
     проведение   оперативных   радиометрических,  радиохимических,
химических,    микробиологических,   токсикологических   и   других
анализов,   объектов  окружающей  среды,  продовольствия,  питьевой
воды, пищевого и фуражного сырья;
     участие  в  проведении  научно-технических экспертиз методов и
средств   проведения   лабораторных   исследований  по  определению
загрязнения  (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
     ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.
     6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:
     усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками
чрезвычайных ситуаций  в  зоне,  где  прогнозируется  возникновение
чрезвычайных ситуаций;
     установление   соответствующего   режима   сбора   и    обмена
информацией   с   подразделениями,    обеспечивающими    мониторинг
источников и прогноз чрезвычайной ситуации  в  предполагаемой  зоне
возникновения чрезвычайной ситуации;
     разработку  вероятных  сценариев  возникновения   и   развития
чрезвычайной ситуации;
     проведение уточняющих расчетов параметров прогноза,  возникших
и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
     разработку  оперативных ежедневных и экстренных предупреждений
о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;
     осуществление   оперативного   лабораторного    контроля    за
химической,  радиационной  и  биолого-социальной   обстановкой   на
территории Российской Федерации в местах  возможного  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     разработку  предложений  по  принятию   оперативных   мер   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций,  снижению  размера  ущерба  в
случае угрозы его возникновения;
     организацию  и  поддержание  непрерывного   взаимодействия   с
оперативными группами  в  зоне  угрозы  возникновения  чрезвычайной
ситуации;
     оперативное  доведение  прогнозной  информации   о   возможных
чрезвычайных  ситуациях  и  их  последствиях  с  учетом  риска   их
возникновения до координационных органов и органов управления  РСЧС
в   целях   своевременного   принятия    управленческих    решений,
обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и  снижение  размеров
ущерба от чрезвычайных ситуаций, а  также  уточненного  прогноза  и
рекомендации по порядку реагирования на него.
     6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:
     постоянный мониторинг состояния окружающей среды и  источников
чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;
     оперативный  сбор  и  обмен  информацией  с   подразделениями,
обеспечивающими   мониторинг,   контроль   и    прогноз    развития
чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;
     уточнение  или  корректировку  вероятных  сценариев   развития
чрезвычайной ситуации;
     прогнозирование параметров  вероятных  негативных  последствий
чрезвычайной ситуации;
     осуществление   оперативного   лабораторного    контроля    за
химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в  местах
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     выработку   предложений   по   принятию    оперативных    мер,
направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;
     обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами
в зоне чрезвычайной ситуации;
     оперативное  доведение  прогнозной  информации   о   возможных
чрезвычайных  ситуациях  и  их  последствиях  с  учетом  риска   их
возникновения до координационных органов и органов управления  РСЧС
в   целях   своевременного   принятия    управленческих    решений,
обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба  от
чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и  рекомендации
по порядку реагирования на него.

 7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы
                              СМП ЧС

     7.1. Информационное  обеспечение функциональной подсистемы СМП
ЧС  осуществляется путем информационного обмена с функциональными и
территориальными  подсистемами  РСЧС  сведениями о прогнозируемых и
возникших    чрезвычайных    ситуациях   и   их   последствиях,   о
радиационной,  химической, медико-биологической, взрывной, пожарной
и  экологической  безопасности  на  соответствующих  территориях, а
также  сведениями  о  деятельности  организаций  независимо от форм
собственности,  органов  местного  самоуправления,  государственных
органов исполнительной власти.
     7.2. В   целях   оперативного  реагирования  на  информацию  о
возникновении,   развитии   и   параметрах  чрезвычайных  ситуаций,
размещаемую   в   средствах   массовой  информации,  осуществляется
непрерывный мониторинг средств массовой информации.

                            ___________

2011-03-04
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест