П Р И К А З
Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
О мерах по совершенствованию организации
нейрореабилитационной помощи больным
с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы
Зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2005 г.
Регистрационный N 6966
В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным
с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе
ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями
инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.
1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии
речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического
учреждения согласно приложению N 2.
1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии
речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.
1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого
персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации
согласно приложению N 4.
1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров
(отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней
нейрореабилитации согласно приложению N 5.
2. Организационно-методическое руководство по
совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с
последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на
Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения и социального развития
Российской Федерации В.И.Стародубова.
Министр М.Ю.Зурабов
____________
Приложение N 1
П О Р Я Д О К
оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней
нейрореабилитационной помощи больным
с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы
1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения
оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней
нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы.
2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней
нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных
отделениях или в палатах интенсивной терапии.
При стабилизации жизненно важных функций и выхода из
коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного
отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое,
нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при
благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней
нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных
мероприятий.
Показаниями для перевода больных в палаты ранней
нейрореабилитации являются: нарушения глотания; выраженные
нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе
речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем
бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие
выраженных психических расстройств.
3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность
по:
- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой
травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с
выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в
максимально ранние сроки. При этом в неврологических,
нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых
создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается
дополнительная численность медицинского и другого персонала
(инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и
логопед);
- проведению комплексных медицинских, медико-психологических,
медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих
медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и
массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания,
восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания,
восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости
используются приемы растормаживания речи с помощью средств
невербальной коммуникации.
4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием
в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением
N 5.
5. При наличии реабилитационного отделения в составе
лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из
неврологического, нейрохирургического отделений в палаты
нейрореабилитации этого отделения.
6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших
психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из
вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра
патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с
круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация
осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах
территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения,
психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных
диспансерах по месту жительства.
8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения
лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для
закрепления положительных результатов могут быть направлены в
санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов
врачом-неврологом территориальной поликлиники.
___________
Приложение N 2
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации деятельности отделения патологии речи
и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации
деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе
лечебно-профилактического учреждения.
2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее -
Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения:
республиканской (краевой, окружной, областной) или другой
многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности руководителем
лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано
Отделение.
4. Структура и штатная численность медицинского и другого
персонала Отделения утверждаются руководителем
лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно
создается.
5. Отделение осуществляет следующие функции:
- проведение интенсивных комплексных медицинских,
медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных
мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и
положительной динамики восстановления двигательных, высших
психических функций, в том числе речи, развития и закрепления
навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений
последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;
- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного)
восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия,
индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия,
лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и
социально-трудовой реабилитации;
- внедрение в практику современных лечебно-диагностических
технологий на основе последних научно-технических достижений, а
также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в
области информатизации.
6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра
патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть
возложены функции указанного Центра.
7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию
и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с
примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
___________
Приложение N 3
П О Л О Ж Е Н И Е
об организации деятельности Центра
патологии речи и нейрореабилитации
1. Настоящее Положение определяет порядок организации
деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр)
создается органом управления здравоохранением как самостоятельное
лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской
(краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным
подразделением.
3. Создание Центров, их число и мощность определяются с учетом
особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач),
который назначается на должность и освобождается от должности
органом управления здравоохранением или руководителем
лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого
создается Центр.
5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра
устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными
нормативами.
6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического
учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала
Центра определяются руководителем лечебно-профилактического
учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности
обеспечения деятельности Центра.
7. Центр осуществляет следующие функции:
- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям,
подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в
том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с
сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и
психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного
инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской,
медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной
нейрореабилитационной помощи;
- определение оптимальных объемов медицинских,
медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;
- составление и обеспечение программ курсового комплексного
(междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-,
рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия,
психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и
социально-трудовой реабилитации;
- апробация и внедрение в практику современных методов
диагностического обследования нарушенных функций больного, в том
числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических,
медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских
технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и
лечебной аппаратуры;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими
нейрореабилитацию;
- обеспечение организационно-методического руководства
специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и
логопедической службами в регионах с целью проведения
эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного
восстановительного лечения больных;
- осуществление статистического мониторинга и анализа
результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время
военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;
- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и
организации поэтапной нейрореабилитации;
- проведение работ по повышению профессиональной подготовки
специалистов по вопросам нейрореабилитации;
- ведение учетной и отчетной медицинской документации и
представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;
- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий,
учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.
8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями
инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на
основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в
Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят
заместители главного врача, заведующие отделениями, ведущие
специалисты Центра.
9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с
учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из
отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в
других медицинских учреждениях специализированных
нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб
(кабинеты в поликлиниках по месту жительства,
врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических
диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным
перечнем, предусмотренным приложением N 5.
11. Рекомендуемая структура Центра:
- консультативно-диагностическое отделение;
- отделение функциональной диагностики;
- стационар с круглосуточным пребыванием больных с
последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с нарушениями общения и
коммуникаций (логоневроз);
- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:
консультативно-диагностическое отделение;
дневной стационар;
стационар с круглосуточным пребыванием;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;
- отделение клинической психологии;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно-методический отдел.
___________
Приложение N 4
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
медицинского и другого персонала центров (отделений)
патологии речи и нейрореабилитации
I. Врачебный персонал
Врач-невролог из расчета 1 должность на 20
коек
Врач-психотерапевт из расчета 1 должность на 15
коек
Врач-физиотерапевт из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Врач-психиатр из расчета 1 должность на 25
коек
Врач-терапевт из расчета 1 должность на 40
коек
Врач по лечебной физкультуре в зависимости от объема работы
Врач-рефлексотерапевт в зависимости от объема работы
Врач функциональной диагностики в зависимости от объема работы
Врач-отоларинголог в зависимости от объема работы
При наличии детского отделения:
Врач-педиатр из расчета 1 должность на 20
коек
Заведующий отделением в отделении на 40 коек вместо
0,5 ставки врача в отделении
на 40 и более коек - сверх
должностей врачей
II. Средний медицинский персонал
Медицинская сестра палатная из расчета 1 круглосуточный
пост на 20 коек
Медицинская сестра процедурной из расчета 1 должность на
отделение (дневной стационар)
Инструктор по лечебной физкультуре из расчета 1 должность на 12
коек
Медицинская сестра по массажу из расчета 1 должность на 12
коек
Инструктор по трудовой терапии из расчета 1 должность на 30
коек
Старшая медицинская сестра соответственно должностям
заведующих отделениями
III. Младший медицинский персонал
Младшая медицинская сестра по из расчета 1 круглосуточный
уходу за больными, санитарка пост на 25 коек
Санитарка (буфетчица) из расчета 1 должность на 25
коек
Санитарка (ваннщица) в отделениях до 20 коек - 1
должность, в отделениях свыше
20 коек - 2 должности
Сестра-хозяйка из расчета 1 должность на 1
отделение
IV. Другой персонал
Медицинский психолог из расчета 1 должность на 20
коек
Инструктор-методист по лечебной в зависимости от объема работы
физкультуре
Инструктор по труду в зависимости от объема работы
Логопед (дефектолог) для взрослых пациентов:
- при индивидуальной работе с
больным - 1,5 посещения в час
- при работе с больным на дому
- 1 посещение в час
- при проведении групповых
логопедических занятий - 8-10
посещений в 1,5 часа
для детей:
- при индивидуальной работе -
1,5 посещения в час
- при индивидуальной работе
при легких нарушениях речи - 4
посещения в час
- при проведении групповых
занятий - 5-8 посещений в час
в зависимости от тяжести
нарушений
Музыкальный руководитель из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Социальный работник из расчета 1 должность на 20
коек
Младший воспитатель в зависимости от объема работы
Оператор ЭВМ 1 должность на учреждение
(отделение)
____________
Приложение N 5
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи
и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации
1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров
патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом
специфики детского возраста)
+-----------------------------------------------------------------+
| N | Наименование оборудования | Минимально|
|п/п| |необходимое|
| | | количество|
+---+-------------------------------------------------+-----------|
| 1 | 2 | 3 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для отделения функциональной диагностики |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Энцефалограф многоканальный с картированием | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Электрокардиограф | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Аппарат для ультразвуковой диагностики | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов | 1 |
| |(допплерография, дуплексное сканирование) | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Реоэнцефалограф | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Электромиограф с программой исследования | 1 |
| |вызванных потенциалов | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Комплекс для транскорниальной магнитной | 1 |
| |стимуляции | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Аппараты для мониторинга артериального давления | 5 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|9. |Компьютерный томограф | 1 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Стол для кинезотерапии и массажа | 3 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Маты напольные | 3 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного| |
| |размера, веса, фактуры, гимнастические палки, | |
| |булавы, гантели, ортезы) | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |"Шведская стенка" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Параллельные брусья и ступеньки для обучения | |
| |ходьбе | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Тренажеры для восстановления движений в | 5 |
| |конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры) | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Психофизиологические комплексы для тренинга с | 3 |
| |биологически обратной связью, в том числе | |
| |компьютерная стабилометрия | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Программно-аппаратный комплекс анализа | 1 |
| |движений "Биомеханика" | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|9. |Рефлекторно-нагрузочные устройства типа | 15 |
| |"Гравистат" | |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для физиотерапевтического отделения |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Аппараты для гальванизации | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Парафинонагреватели для озокерито-, | 1 |
| |парафинолечения | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Комплекс для гидротерапии | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Аппарат типа "Амплипульс" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Аппарат ультразвуковой терапии | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Аппарат для лазеротерапии | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Аппарат типа "Миоритм" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Аппарат типа "Искра" | 1 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для логопедического кабинета |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Магнитофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Диктофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Метроном | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Зеркала | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Персональные компьютеры с программами | 1 |
| |восстановления высших психических функций, в том | |
| |числе речи | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Тонометр | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Набор логопедических зондов и шпателей | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Видеомагнитофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|9. |Видеокамера | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|10.|Оборудование для проведения музыкальных занятий | |
| |(пианелла, караоке, музыкальные инструменты и | |
| |пр.) | |
+-----------------------------------------------------------------|
| Методические пособия |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Схемы нейропсихологического обследования высших | |
| |психических функций, альбомы для диагностики | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Наглядно-дидактический материал - наборы | |
| |специальных таблиц, текстов, обучающих игр | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Учебно-методическая литература для пациентов - | |
| |сборники упражнений, книги для чтения, рабочие | |
| |тетради | |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для кабинетов социально-бытовой, |
| трудовой реабилитации |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Специализированные стенды для социально-бытовой | |
| |реабилитации | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Предметы бытового обихода для больных с | |
| |нарушениями двигательных функций | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Приспособления и инструменты для выработки | |
| |навыков трудовой деятельности | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Специальные пособия и материалы для | |
| |восстановления мелких целенаправленных движений | |
| |рук | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Наборы приспособлений и оборудования для | |
| |проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)| |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Персональные компьютеры с игровыми программами | 2 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для фониатрического отделения |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Многофункциональное рабочее место |1 компл. |
| |фониатра-отоларинголога, укомплектованное для | |
| |диагностики и лечения с ларингоскопическим | |
| |набором | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Оборудование для аудиометрии |1 компл. |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Видеоларингостробоскоп | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Комплекс нейромышечной электрофонопедической | 1 |
| |стимуляции для диагностики, лечения и | |
| |профилактики нарушений глотания, речи и голоса - | |
| |вокаСТИМ | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Персональные компьютеры с программами для | |
| |восстановления голоса | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Магнитофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Диктофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Видеомагнитофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|9. |Видеокамера | 1 |
+-----------------------------------------------------------------+
2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений
патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации
(для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)
+-----------------------------------------------------------------+
| N | Наименование оборудования | Минимально|
|п/п| |необходимое|
| | | количество|
+---+-------------------------------------------------+-----------|
| 1 | 2 | 3 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|1. |Функциональные кровати | 10 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Прикроватные функциональные кресла | 10 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Столы для кинезотерапии, массажа | 3 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |"Шведская стенка" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Набор ступенек для обучения ходьбе | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Ортезы | 5 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Программно-аппаратный комплекс анализа движений | 1 |
| |"Биомеханика" | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Психофизиологический комплекс для тренинга с | 1 |
| |биологически обратной связью | |
+-----------------------------------------------------------------|
| Физиотерапевтическое оборудование |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Парафинонагреватель для теплолечения | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Приборы для гальванизации | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Аппарат "Амплипульс" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Аппарат "Искра" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Аппарат ультразвуковой терапии | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Аппарат типа "Миоритм" | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Аппараты для лазерной терапии | 1 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для кабинетов социально-бытовой, |
| трудовой реабилитации |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Специализированные стенды для социально-бытовой | |
| |реабилитации | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Предметы бытового обихода для больных с | |
| |нарушениями двигательных функций | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Приспособления и инструменты для выработки | |
| |навыков трудовой деятельности | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Специальные пособия и материалы для | |
| |восстановления мелких целенаправленных движений | |
| |рук | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Наборы приспособлений и оборудования для | |
| |проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)| |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Персональные компьютеры с игровыми программами | 2 |
+-----------------------------------------------------------------|
| Оборудование для логопедического кабинета |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Магнитофон кассетный | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Диктофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Метроном | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|4. |Зеркала | 2 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|5. |Персональные компьютеры с программами | 1 |
| |восстановления высших психических функций, в том | |
| |числе речи | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|6. |Тонометр | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|7. |Набор логопедических зондов и шпателей | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|8. |Видеомагнитофон | 1 |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|9. |Оборудование для проведения музыкальных занятий | |
| |(пианелла, караоке, музыкальные инструменты | |
| |и пр.) | |
+-----------------------------------------------------------------|
| Методические пособия |
+-----------------------------------------------------------------|
|1. |Схемы нейропсихологического обследования | |
| |высших психических функций, альбомы | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|2. |Наглядно-дидактический материал - наборы | |
| |специальных таблиц, текстов, обучающих игр | |
+---+-------------------------------------------------+-----------|
|3. |Учебно-методическая литература для пациентов - | |
| |сборники упражнений, книги для чтения, рабочие | |
| |тетради | |
+-----------------------------------------------------------------+
____________