Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 1432-р

                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
                             г. Москва

     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   федеральной   целевой
программы "Культура России (2006-2010 годы)" (далее - Программа).
     2. Определить    государственным    заказчиком - координатором
Программы    Минкультуры   России,   государственными   заказчиками
Программы - Роскультуру, Росархив и Роспечать.
     3. Установить,     что     предельный    (прогнозный)    объем
финансирования  Программы  за  счет  средств  федерального  бюджета
составляет 54342 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
     4. Минкультуры  России обеспечить разработку проекта Программы
и   в   установленном   порядке  представить  его  в  Правительство
Российской Федерации.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                 М.Фрадков
     __________________________

     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 15 сентября 2005 г.
     N 1432-р

                         К О Н Ц Е П Ц И Я
                   федеральной целевой программы
                "Культура России (2006-2010 годы)"

 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам
      социально-экономического развития Российской Федерации

     Отечественная  культура  развивается в сложных условиях, когда
многие   идеологические  догмы  утратили  свое  значение,  а  новые
ценности и социальные установки еще только формируются.
     Формирование  гражданского общества обусловило рост творческой
инициативы    граждан,   возникновение   новых   театров,   музеев,
творческих  коллективов  и  объединений, что обеспечило оптимальные
условия  для  развития отечественной культуры. Появились новые типы
потребителей  и  заказчиков  профессионального  искусства, строящие
свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
     В  90-е  годы  прошлого  столетия  государство  сокращало свое
участие   в   поддержке   отечественной   культуры,   полагая,  что
формирующийся  рынок  самостоятельно  решит возникающие проблемы. В
результате  этого  было  значительно  уменьшено влияние культуры на
российское общество.
     Несмотря    на    сложную   ситуацию,   благодаря   реализации
федеральной  целевой  программы  "Культура России (2001-2005 годы)"
удалось   частично  преодолеть  спад  в  сфере  культуры,  добиться
расширения   форм  и  объемов  участия  государства  и  общества  в
поддержке   культуры.   В   настоящее   время  имеются  необходимые
социальные  и  экономические  предпосылки  для  начала радикального
обновления   государственного   регулирования   в  сфере  культуры.
Сегодняшнюю  ситуацию  в  этой  области  можно охарактеризовать как
начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
     Культура  обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время в
Российской   Федерации   насчитывается   2,2 тыс.   государственных
музеев,  в  которых  сосредоточено более 60,2 млн. единиц хранения,
фонд  51 тыс.  массовых  библиотек  приближается  к миллиарду книг,
сотни  миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс.
государственных  и муниципальных архивов, на государственной охране
находится  около  85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры,
в  регионах  функционирует  более  50 тыс. клубов и домов культуры,
около  600  театров  и  250  концертных  организаций,  64 цирка, 48
зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
     В  сфере  электронных  и  печатных средств массовой информации
работают  43850  периодических  печатных изданий и 1290 электронных
периодических    изданий,    7200   вещательных   компаний,   свыше
11000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
     За  один  год  в  театрах  бывает  более 30 млн. зрителей, или
более  210 человек  на 1000 жителей, музеи страны посещает около 80
млн.  посетителей,  или  более 520 человек на 1000 жителей, годовой
тираж  книг и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой
тираж  журналов  и  периодических  изданий составляет более 1 млрд.
экземпляров,  или  более  8000  на  1000  жителей,  число посещений
киносеансов    достигло    50    млн.    человек,   в   библиотеках
зарегистрировано около 60 млн. пользователей.
     Вместе с  тем  в  современных  условиях  становления  рыночных
отношений   и   демократизации   общества  сфера  культуры  требует
преобразований,  на осуществление которых и направлена  федеральная
целевая  программа  "Культура  России  (2006-2010  годы)"  (далее -
Программа).
     Сохраняя  преемственность  с  федеральной  целевой  программой
"Культура   России   (2001-2005 годы)",  разрабатываемую  Программу
предполагается  ориентировать  на  последовательное  реформирование
отрасли, что позволит обеспечить:
     создание  условий  для  развития  культуры  (в  первую очередь
приоритетных   направлений)   и  всестороннего  участия  граждан  в
культурной     жизни,    а    также    государственную    поддержку
профессионального творчества;
     активизацию   в   отрасли   рыночных   механизмов  посредством
структурной  реорганизации  государственного  сектора  в  отдельных
сферах культуры;
     повышение  роли  культуры в укреплении институтов гражданского
общества,   формировании   социально   активной   личности,  защите
социально уязвимых категорий граждан;
     сохранение   культурного   наследия,  обеспечение  доступности
художественных ценностей;
     концентрацию  бюджетных  средств  на приоритетных направлениях
развития отрасли.
     Программа  охватывает  все  основные виды деятельности в сфере
культуры  и  искусства:  культурное  наследие,  музеи,  библиотеки,
театры,    изобразительное    искусство,   кинематографию,   радио,
телевидение, печать, архивы, науку.

         2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Программно-целевое    планирование   в   сфере   культуры   на
протяжении  последних  10  лет  осуществлялось  в форме федеральных
целевых  программ.  Включенные  в эти программы проекты и комплексы
мероприятий   были  направлены  на  решение  системных  вопросов  в
области  развития культуры в России, связанных с созданием реальных
условий   для  сохранения  культурного  наследия  страны,  развития
традиционных     художественных     направлений     и    свободного
художественного     экспериментаторства,     расширения     единого
культурного  пространства,  внедрения  новых  технологий создания и
распространения    культурных    благ,    обеспечения   доступности
художественных   ценностей   для   граждан   и   повышения   уровня
удовлетворения их духовных потребностей.
     Потребность  в  решении  этих  задач  в  течение ограниченного
времени  и  тесная  взаимосвязь  процессов,  происходящих  в  сфере
культуры,   с   процессами,   происходящими   в   обществе,  делают
необходимым   для   их  решения  использование  программно-целевого
метода.   Программно-целевой   метод   позволяет   сконцентрировать
финансовые  ресурсы  на  проведении  работ  на конкретных объектах,
предотвратить их распыление.
     Финансовые  ресурсы, направленные в рамках федеральной целевой
программы   "Культура   России   (2001-2005 годы)"   на  сохранение
культурного  наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения
реставрационных,  консервационных  и  противоаварийных  работ более
чем  на  500  объектах  федерального значения. При этом в 2001-2003
годах  был  завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ
на   29 объектах,   среди   которых   главный   дом-дворец  усадьбы
Грибоедовых  (Смоленская  область), музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
(Ставропольский  край), дом-усадьба Державина (г. Санкт-Петербург),
Кавалерийские  корпуса  в  музее-заповеднике  "Царицыно"  и  другие
объекты  федерального значения. За счет средств указанной программы
отреставрировано  свыше  1000  экспонатов  из  собраний  136 музеев
России.
     Отказ  от  применения программно-целевого метода означает, что
реализация  каждого  мероприятия  требует  либо  отдельных  решений
Правительства  Российской  Федерации,  либо обособления их в рамках
ведомственной  программы.  Это  привело бы к целому ряду негативных
последствий,   таких   как   ослабление   культурных  связей  между
регионами   Российской   Федерации,   возникновение  дополнительных
сложностей  при  разработке  и  внедрении экономических механизмов,
необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям.
     Учитывая  комплексный  характер преобразований, происходящих в
отрасли,   целесообразно   решать   поставленные  задачи  в  рамках
федеральной  целевой программы с использованием программно-целевого
метода   бюджетного   планирования,   обеспечивающего   эффективное
решение   системных  проблем  в  рассматриваемой  отрасли  за  счет
реализации  комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и
срокам.

    3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
  ситуации в сфере культуры без использования программно-целевого
 метода, возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Сохранение  культурного  наследия народов Российской Федерации
остается  актуальной задачей культурной политики государства, в том
числе  в  силу  очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на
нужды культуры в предыдущие годы.
     Безусловной   составляющей   повышения   конкурентоспособности
отечественной  культуры  на  внутреннем  и  мировом рынках является
повышение  качества  культурных  благ и обеспечение их необходимого
многообразия.    Решение   этой   задачи   на   современном   этапе
экономического   развития   общества   тормозится   низким  уровнем
обеспеченности   организаций  культуры  специальным  оборудованием,
недостаточным   развитием   информационных   технологий   в   сфере
культуры.    Быстрое    распространение   рыночных   институтов   и
определенное   отставание   кадрового   потенциала  отрасли  от  ее
реальных    потребностей    ставят   задачу   сохранения   традиций
отечественной    культуры   и   оптимизации   структуры   кадрового
потенциала.
     Многообразие  направлений  в  сфере  культуры  (театры, музеи,
кинематография,  библиотеки  и  т. п.) делает  невозможным  решение
стоящих    перед    ней    проблем   изолированно,   без   широкого
взаимодействия   органов   государственной   власти  всех  уровней,
общественных    объединений    и    других   субъектов   культурной
деятельности,      обусловливает      необходимость      применения
программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
     В   соответствии   с   Концепцией   реформирования  бюджетного
процесса  в  Российской  Федерации  в  2004-2006  годах, одобренной
постановлением   Правительства   Российской  Федерации  от  22  мая
2004 г.  N 249  "О мерах  по  повышению  результативности бюджетных
расходов",    основным   направлением   реформирования   бюджетного
процесса  провозглашен переход преимущественно к программно-целевым
методам   бюджетного   планирования,   предусматривающего  смещение
акцентов от управления расходами на управление результатами.
     Применение  программно-целевого метода направлено на повышение
результативности   бюджетных   расходов  и  оптимизацию  управления
бюджетными  средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской
Федерации.
     При  отсутствии  реализации  комплексного  подхода  к  решению
существующих   в  сфере  культуры  проблем  повышается  вероятность
утраты  объектов  культурного  наследия, замедляются темпы развития
культуры  как  одного из ключевых институтов общественного сознания
и  системы  ценностей,  формирующей  идентичность  нации,  единство
российского  государства,  мировое  культурное  наследие и духовный
потенциал народов России.

         4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
                    программно-целевым методом

     Федеральная  целевая  программа  является  одним  из  основных
инструментов  реализации  государственной политики в сфере культуры
на  среднесрочную  перспективу. Реализация Программы осуществляется
в  период  с  2006  по  2010 год.  Этапы  реализации  Программы  не
выделяются.
     В Концепции  федеральной  целевой  программы  "Культура России
(2006-2010   годы)"    предусматривается    реализация    комплекса
взаимоувязанных  мероприятий  по приоритетным направлениям развития
отрасли,  обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрение
новых   организационно-экономических  механизмов  и  реформирование
отрасли в целом на протяжении всей реализации Программы.

      5. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам,
      позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

     Выбор целей  Программы  основан на необходимости культурного и
духовного воспитания  народа,  обеспечения  доступности  культурных
благ  для  всех  групп  населения  России,  создания  благоприятных
условий  для  творчества  и  самореализации  специалистов  в  сфере
культуры,  внедрения  новых  информационных технологий,  пропаганды
отечественной культуры за рубежом.
     Важным  аргументом  в  выборе  целей  Программы явилась оценка
позитивного  зарубежного  опыта, отражающего общие закономерности в
эволюции    целей   развития   культуры   и   практики   культурной
деятельности в условиях рыночной экономики.
     Основными целями Программы являются:
     сохранение культурного наследия России;
     формирование единого    культурного   пространства,   создание
условий  для  обеспечения  доступа  различных   групп   граждан   к
культурным благам и информационным ресурсам;
     создание   условий   для  сохранения  и  развития  культурного
потенциала нации;
     интеграция в мировой культурный процесс;
     создание  условий  для  адаптации  сферы  культуры  к рыночным
условиям существования.
     В  рамках  достижения  цели по сохранению культурного наследия
России    ставится   задача   стабилизации   ситуации,   касающейся
сохранности  объектов  культурного  наследия,  музейных,  архивных,
библиотечных  фондов,  фильмофондов,  устранения  угрозы их утраты,
предполагающая в том числе:
     проведение работ по реставрации объектов культурного наследия,
музейных ценностей,  архивных  документов,  библиотечных  фондов  и
т. д.;
     содержание    и    развитие   инфраструктуры,   обеспечивающей
сохранность  указанных  ценностей  и в итоге гарантирующей доступ к
ним граждан.
     Формирование   единого   культурного   пространства,  создание
условий   для   обеспечения   доступа  различных  групп  граждан  к
культурным  благам  и информационным ресурсам означает выравнивание
возможностей  такого  доступа  для  различных групп населения. Речь
идет    о   создании   условий,   при   которых   основной   спектр
государственных  услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был
бы  доступен  гражданам,  проживающим в различных регионах страны и
принадлежащим различным социальным группам, на основе:
     увеличения  числа  фестивалей, театральных гастролей, выставок
и т. д.;
     разработки,  внедрения  и распространения новых информационных
продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
     развития  инфраструктуры,  обеспечивающей формирование единого
культурного и информационного пространства.
     В   рамках   создания   условий   для  сохранения  и  развития
культурного  и  духовного  потенциала  нации предполагается решение
вопросов, направленных на:
     выявление  и  поддержку  молодых  дарований в сфере культуры и
массовых коммуникаций;
     поддержку перспективных творческих проектов;
     преодоление  существующих  тенденций  по  оттоку  талантов  из
России.
     Для достижения указанной цели предполагается:
     оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т. д.;
     совершенствование      финансовых     механизмов     поддержки
перспективных   проектов   в  сфере  культуры  и  средств  массовой
информации;
     использование    потенциала    средств   массовой   информации
(телевидение, пресса).
     Интеграция   в   мировой   культурный   процесс   предполагает
продвижение   достижений   отечественной   культуры   за   рубежом,
сближение   целей   и   задач   российской   и   мировой  культуры,
заимствование  опыта  зарубежных культурных организаций при решении
задач,    стоящих    перед    отечественной   культурой,   создание
благоприятного   имиджа   страны   в   мировых  средствах  массовой
информации,    включая   популяризацию   достижений   отечественной
культуры.
     Решение  этих  задач  предполагает  широкий  культурный обмен,
проведение семинаров, конференций.
     Для  создания  условий для адаптации сферы культуры к рыночным
условиям    существования    необходимо   сформировать   механизмы,
обеспечивающие    реализацию   права   собственности   граждан   на
культурные  ценности,  а  также  на доступ к культурным ценностям и
направленные на:
     усиление  роли  и  функций  государства  по  защите культурных
ценностей;
     формирование рынка культурных ценностей.
     В  результате  должно сформироваться новое отношение граждан к
объектам   культурного   наследия   не   только   как  потребителей
информации   в   сфере  культуры,  но  и  как  активных  участников
процесса.
     Целевые   индикаторы,   позволяющие   оценить  ход  реализации
Программы по годам, приведены в приложении N 1.

      6. Предложения по объемам и источникам финансирования
                             Программы

     Финансирование    мероприятий    Программы   предусматривается
осуществлять  за  счет  средств федерального бюджета с привлечением
внебюджетных источников.
     Общий   объем   финансирования  Программы  рассчитан  в  ценах
соответствующих  лет  и составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе
за  счет  средств  федерального бюджета - 54342 млн. рублей, прочих
источников - 9794,4 млн. рублей.
     Предельные  (прогнозные)  объемы  финансирования  Программы по
источникам   и   направлениям   расходования  средств  приведены  в
приложении N 2.

        7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Важной особенностью  сферы культуры являются то,  что основные
результаты  культурной  деятельности  выражаются,  как  правило,  в
отложенном   социальном   эффекте   и   проявляются   в  увеличении
интеллектуального потенциала,  изменении  ценностных  ориентаций  и
норм  поведения  индивидуумов,  сказываются  на  модернизации всего
общества.   Последствия   такого   рода   не   поддаются    обычным
статистическим измерениям. Концепцией федеральной целевой программы
"Культура  России  (2006-2010  годы)"  предполагается  использовать
систему   индикаторов,   характеризующих  лишь  текущие  результаты
культурной  деятельности,  ее   объемные   показатели.   При   этом
конкретные   проекты,   включенные  в  Программу,  могут  содержать
показатели результативности  их  реализации.  Оценка  эффективности
реализации  Программы  и  отдельных  проектов по каждому ее разделу
осуществляется  государственными  заказчиками   и   государственным
заказчиком-координатором.
     Социально-экономический   эффект   от   реализации   Программы
выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
     укрепления   единого   культурного   пространства  страны  как
фактора сохранения государственной целостности России;
     создания  благоприятных  условий  для творческой деятельности,
интеграции   российской  культуры  в  мировой  культурный  процесс,
освоения новых форм и направлений культурного обмена;
     увеличения  доступности  и разнообразия предлагаемых населению
культурных благ и информации в сфере культуры;
     активизации  экономических  процессов развития культуры, роста
негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
     обеспечения    конкурентоспособности    молодых   специалистов
творческих  профессий  в  условиях свободного рынка труда, развития
эстетического воспитания молодежи;
     оптимизации расходования бюджетных средств.
     Реализация  комплекса  мероприятий Программы позволит улучшить
качество   жизни   россиян,  повысить  эффективность  использования
федеральной собственности в сфере культуры.
     Главным  результатом  реализации Программы станут формирование
благоприятной   общественной   атмосферы,  поддержка  и  дальнейшее
развитие  национальных  культур  народов России и этнических групп,
упрочение статуса России как великой культурной державы.

    8. Предложения по участию федеральных органов исполнительной
   власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

     Ответственными   за   формирование   и   реализацию  Программы
являются  Министерство  культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации,  Федеральное  агентство  по  культуре  и кинематографии,
Федеральное   агентство   по  печати  и  массовым  коммуникациям  и
Федеральное архивное агентство.

           9. Предложения по государственным заказчикам
                     и разработчикам Программы

     Функции  государственного  заказчика - координатора  Программы
возлагаются   на  Министерство  культуры  и  массовых  коммуникаций
Российской Федерации.
     Федеральное    агентство   по   культуре   и   кинематографии,
Федеральное   агентство   по  печати  и  массовым  коммуникациям  и
Федеральное   архивное   агентство   определяются  государственными
заказчиками и разработчиками Программы.

   10. Предложения по основным направлениям реализации Программы

     Основными направлениями реализации Программы являются:
     обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
     сохранение  и  развитие  системы  художественного образования,
поддержка молодых дарований;
     адресная  поддержка  профессионального искусства, литературы и
профессионального творчества;
     обеспечение   условий   для   художественного   творчества   и
инновационной деятельности;
     обеспечение культурного обмена;
     разработка  и  внедрение информационных продуктов и технологий
в сфере культуры;
     поддержка  отечественных  производителей  культурных благ и их
продвижение на мировых рынках;
     обновление   специального   оборудования   организаций   сферы
культуры и массовых коммуникаций;
     модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;
     научное и правовое обеспечение Программы.

       Обеспечение сохранности историко-культурного наследия

     Особенностью  этого  направления  является усиление адресности
охранных   мероприятий   на   основе   концентрации   ресурсов   на
приоритетных   объектах  и  особо  значимых  предметах  культурного
наследия. Указанное направление включает три основных раздела:
     поддержание   в  надлежащем  состоянии  недвижимых  памятников
истории и культуры;
     сохранение  государственной  части  Музейного фонда Российской
Федерации,   уникальных   книжных   изданий,  архивных  документов,
фильмофонда,  страховое  копирование  особо ценных единиц фондового
хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
     обеспечение   безопасности   хранения   культурных  ценностей,
находящихся в федеральной собственности.
     Основной  объем средств, выделяемых на реализацию Программы из
федерального     бюджета,     предусматривается     направить    на
финансирование  строительства  и реконструкции объектов федеральной
собственности, в том числе:
     реконструкции      комплекса      зданий      Государственного
академического Большого театра России;
     проектирования  и  строительства  новой сцены Государственного
академического Мариинского театра;
     строительства  второй  очереди фондохранилища Государственного
Эрмитажа;
     строительства  нового  архивохранилища Государственного архива
Российской Федерации;
     реконструкции Политехнического музея;
     реконструкции Государственного академического Малого театра;
     реконструкции   Российского   государственного  академического
театра драмы им. А.С.Пушкина (Александринского);
     реконструкции   Московского   художественного   академического
театра имени А.П.Чехова.
     В  рамках  реализации  Программы  предусматривается  улучшение
технического  состояния  недвижимых  объектов  культурного наследия
(реставрация),  позволяющее  вернуть  эти объекты в хозяйственный и
культурный  оборот. Из почти 90 тысяч недвижимых памятников истории
и  культуры,  взятых  на  учет  в  Российской Федерации, около 23,4
тысячи  составляют  объекты культурного наследия народов Российской
Федерации федерального значения.
     В    2006-2010 годах    должен    быть    завершен    комплекс
ремонтно-реставрационных   работ   на   200  объектах  федерального
значения,  среди  которых Нижегородский кремль, Суздальский кремль,
Астраханский  кремль,  Лефортовский дворец в Москве, Путевой дворец
в   Твери,   Дворец  Наместника  в  Тобольске,  Здание  Арсенала  в
Челябинске,  Гостиный  двор в Архангельске, памятники Литературного
музея,      Усадьба      Остафьево,     объекты     государственных
музеев-заповедников "Гатчина", "Павловск" и другие.
     Будет    осуществляться    реставрация   музейных   предметов,
уникальных  и  особо  ценных  документов Архивного фонда Российской
Федерации, более 20 процентов которых нуждаются в реставрации.
     Ожидаемые   результаты   реализации   проектов  и  мероприятий
первого  направления  представлены  показателями  количества (доли)
отреставрированных  недвижимых  памятников  культуры  и завершенных
этапов   работ,   а   также   отреставрированных  единиц  фондового
хранения.

    Сохранение и развитие системы художественного образования и
                    поддержка молодых дарований

     На  фоне  нарастающей  глобализации  и  развивающейся рыночной
среды    особую    значимость    приобретает   задача   обеспечения
непрерывности  воспроизводства  и обновления творческого потенциала
посредством  выявления  и поддержки молодых дарований, сохранения и
развития  всемирно  известной отечественной системы художественного
образования.
     В  рамках  Программы  предлагается  реализовать мероприятия по
поддержке  фестивалей,  конкурсов,  выставок  и  мастер-классов для
детей и творческой молодежи.
     Ожидаемые   результаты  представлены  показателями  количества
проведенных  фестивалей,  конкурсов,  выставок и мастер-классов для
детей и творческой молодежи.

    Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и
                   профессионального творчества

     Адресная   поддержка   искусства  и  литературы,  связанная  с
компенсацией   негативного   воздействия   на   культуру   рыночных
механизмов,    призвана    обеспечить    создание    дополнительных
возможностей  для активизации культурного обмена и повысить уровень
доступности искусства и литературы для населения страны.
     Государство  создает  условия для развития конкуренции и роста
потребительского    спроса    посредством    финансовой   поддержки
организации  и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих
общероссийское,   межнациональное   и   международное   значение  и
формирующих  единое  культурное  пространство,  поддержки  создания
культурной продукции.
     Также   предусматривается   поддержка   творческих   деятелей,
работающих в области классического искусства и литературы.
     Ожидаемые   результаты  представлены  показателями  количества
созданных    произведений    искусства,   проведенных   фестивалей,
конкурсов  и  выставок,  имеющих  общероссийское, межнациональное и
международное    значение    и    формирующих   единое   культурное
пространство.

 Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной
                           деятельности

     В    условиях    усиливающейся    стандартизации    культурной
деятельности,  вызванной  общими процессами глобализации, сохраняет
актуальность  задача  обеспечения непрерывности развития культуры и
искусства    посредством   формирования   эффективной   среды   для
экспериментирования   и  новаторства,  внедрения  новых  технологий
создания, распространения и потребления продуктов культуры.
     В  рамках  Программы  предусматриваются  поддержка  проявивших
себя  авторов новых идей и методов творчества (поддержка творческих
дебютов   в   сфере   искусства,   кинематографии   и  литературы),
расширение   возможностей   для  поиска  и  реализации  новаторских
концепций  развития  искусства  и литературы (поддержка новаторских
проектов   в  сфере  культуры  и  массовых  коммуникаций,  а  также
создание условий для эффективной инновационной деятельности).
     Ожидаемые   результаты  представлены  показателями  количества
творческих  дебютов,  новаторских  проектов,  новых  разработок,  а
также  внедренных  новых  технологий  в  сфере  культуры и массовых
коммуникаций.

                  Обеспечение культурного обмена

     Ключевым   направлением   культурной  политики  государства  в
условиях   расширения   прав   регионов   Российской   Федерации  и
объективной  локализации  рынка культурных благ остается сохранение
единого  культурно-информационного  пространства,  повышение уровня
доступности    культурных   благ   и   сокращение   территориальной
дифференциации  в  обеспеченности  населения  продуктами культурной
деятельности.
     Реализация  этого  направления требует поддержки гастрольной и
выставочной деятельности.
     В ситуации               быстрого              распространения
информационно-коммуникационных технологий возникают  дополнительные
задачи,  связанные  с  созданием  виртуальных  музеев,  электронных
библиотек и архивов,  а  также  электронных  каталогов  и  реестров
культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
     Предусматриваются   перевод  информационных  ресурсов  музеев,
библиотек,  архивов  и  фильмофондов  в  цифровую  форму,  развитие
систем  обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей,
создание  электронной базы недвижимых памятников истории и культуры
(40 тыс. объектов),             развитие             общероссийской
информационно-библиотечной  компьютерной  сети  "Либнет"  на основе
внедрения   системы   международных   стандартов  и  машиночитаемых
форматов,   переход   на   корпоративные   электронные  технологии,
создание   библиотечных   и   архивных   он-лайн-центров,  создание
сводного   каталога   библиотек  России,  Национальной  электронной
библиотеки и других электронных библиотек.
     Мероприятия  Программы  позволят  продолжить формирование базы
данных   Государственного   каталога   Музейного  фонда  Российской
Федерации  и  обеспечить  ежегодное  введение в него более 2,5 млн.
записей. Возрастет число музеев, имеющих доступ в сеть Интернет.
     Ожидаемые   результаты  представлены  показателями  количества
гастрольных   спектаклей,   концертов   и   выставок,  "электронных
продуктов" культуры.

         Разработка и внедрение информационных продуктов
                   и технологий в сфере культуры

     В  условиях  становления  информационного  общества сохранение
конкурентоспособности  культуры в большой мере зависит от ускорения
информатизации  процессов  создания,  распространения и потребления
культурных   благ,   формирования   информационных  сетей  в  сфере
культуры.
     В рамках решения этой задачи необходима реализация мероприятий
по проведению структурных  изменений  основных  фондов  отрасли  на
основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий
и насыщения современным  оборудованием  и  программными  продуктами
субъектов культурной деятельности, что приведет к ускоренному росту
информационных продуктов культуры:  созданию информационных  сетей,
технологий и продуктов в сфере искусства и культурной деятельности.
     Ожидаемые  результаты  будут  представлены  показателями роста
уровня  информатизации  сферы культуры, обеспеченности компьютерной
техникой  организаций  этой  сферы  и  количеством  специалистов  в
области информационных технологий в сфере культуры.

    Поддержка отечественных производителей культурных благ и их
                   продвижение на мировых рынках

     В  рамках  Программы  предусматривается реализация мероприятий
по  оказанию государственной поддержки кинематографии, телевидения,
в    том    числе    производства    игровых,    документальных   и
мультипликационных   фильмов   и   развития   кинопроката,  издания
литературы  и  народного творчества, а также продвижения на мировых
рынках продуктов отечественной культуры, искусства и литературы.
     Ожидаемые    результаты    будут    представлены   количеством
выпущенных   кинофильмов,   литературных   произведений,   а  также
проведенных зарубежных культурных акций.

  Обновление специального оборудования организаций сферы культуры

     В  рамках  реализации  программных  мероприятий  запланировано
оснащение  организаций  культуры  специализированным оборудованием,
соответствующим современным требованиям.
     За  счет средств Программы должно быть преодолено существующее
отставание  музеев,  библиотек  и  архивов  России  в использовании
современных   информационных   технологий  и  создании  электронных
продуктов  культуры, а также в развитии их инфраструктуры, в первую
очередь обеспечивающей безопасность хранения их фондов.
     В  рамках  реализации  Программы  предусматривается  оснащение
оборудованием   концертных   и   выставочных   залов,   театральных
площадок,  архивов  в  соответствии  с  мировыми  требованиями  для
обеспечения    качества    культурного    обслуживания   населения,
реализации  общероссийских  гастрольных, выставочных планов, показа
отечественных фильмов.
     Ожидаемые  результаты  могут  быть  представлены  показателями
количества    новых    музыкальных   инструментов,   светозвукового
оборудования,   кинооборудования   и   киноаппаратуры,   комплектов
техники для охранных систем.

      Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации

     Модернизация   сети   телерадиовещания   в   рамках  настоящей
Программы   за   счет   капитальных  вложений  предполагает  замену
приемо-передаточных      устройств     и     развитие     цифрового
телерадиовещания.

             Научное и правовое обеспечение Программы

     Научное   обеспечение   Программы   основано   на   проведении
научно-исследовательских   разработок   по   объективной  оценке  и
анализу  социокультурной  ситуации  в  контексте  целевых установок
соответствующих     направлений     Программы.    Предусматриваются
проведение  всесторонних  исследований емкости отечественного рынка
потребления   услуг   культуры,   разработка   и   апробация  новых
технологий   создания,   хранения,  распространения  и  потребления
продуктов  культурной  деятельности, анализ взаимосвязей и динамики
влияния  общих изменений социального положения в стране в целом и в
регионах Российской Федерации.
     Правовое   обеспечение  Программы  осуществляется  посредством
организации  государственными  заказчиками непрерывного мониторинга
деятельности  исполнителей программных мероприятий в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

  11. Предложения по механизму формирования мероприятий Программы

     Цели  Программы  не  могут  быть  реализованы  в рамках только
региональных  целевых  программ  и текущей деятельности организаций
культуры.
     Важнейшей  особенностью  Программы  является  системно-целевой
принцип  ее  построения,  в  соответствии  с  которым  ее структура
определяется  стратегическими  целями и приоритетными направлениями
развития  культуры  как единого комплекса, что существенно отличает
ее     от    предыдущих    программ,    построенных    на    основе
функционально-отраслевого подхода.
     Программа    состоит    из    разделов,   соответствующих   ее
приоритетным    целям,   а   каждый   раздел   включает   несколько
подразделов,   соответствующих   основным  направлениям  достижения
указанных целей.
     Программа   предусматривает  реализацию  наиболее  значимых  и
эффективных    проектов    и    мероприятий,   в   том   числе   по
реставрационным,  консервационным  и  противоаварийным  работам  на
объектах  культурного  наследия  (памятниках  истории  и  культуры)
народов Российской Федерации федерального значения.
     Условием  отбора конкретных проектов для включения в Программу
является  их  направленность  на достижение соответствующей целевой
установки   вне   зависимости   от   ведомственной   принадлежности
субъектов культурной деятельности.
     Отбор    проектов   и   комплексов   мероприятий,   отвечающих
направлениям  Программы,  исполнителей  указанных проектов, а также
объектов  культурного наследия производится в установленном порядке
на основе открытых конкурсных процедур.
     Условием  отбора объектов культурного наследия для включения в
Программу   являются  их  особая  социально-культурная  значимость,
наличие   проектно-сметной   документации,  возможность  завершения
определенного  этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока
действия    Программы,   перспективы   последующего   использования
памятника истории и культуры в активной культурной деятельности.
     Реализацию  Программы предусматривается осуществлять на основе
государственных     контрактов     (договоров),    заключаемых    в
установленном  порядке государственными заказчиками с исполнителями
программных мероприятий.
     Для    обеспечения   публичности   и   открытости   проведения
конкурсных  процедур  по  отбору  проектов  и мероприятий Программы
государственными  заказчиками создается научно-методический совет в
составе  авторитетных  специалистов по соответствующим направлениям
культурной деятельности.

      12. Предложения по возможным формам и методам управления
                       реализацией Программы

     Государственный заказчик - координатор Программы (Министерство
культуры    и    массовых    коммуникаций   Российской   Федерации)
обеспечивает  координацию  деятельности  государственных заказчиков
(Федеральное  агентство  по  культуре и кинематографии, Федеральное
агентство  по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное
агентство)  по  подготовке  и реализации программных мероприятий, а
также    по   анализу   и   рациональному   использованию   средств
федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
     В этих целях государственный заказчик - координатор Программы:
     утверждает  ежегодные  планы  и  отчеты по реализации разделов
Программы, разработанные государственными заказчиками;
     утверждает  разработанные государственными заказчиками перечни
целевых   индикаторов  и  показателей  для  мониторинга  реализации
программных мероприятий.
     Государственный  заказчик-координатор   несет  ответственность
за подготовку и реализацию Программы в целом.
     Государственные заказчики Программы:
     готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
     осуществляют  ведение  ежеквартальной отчетности по реализации
Программы;
     готовят   ежегодно  в  установленном  порядке  предложения  по
уточнению  перечня  программных мероприятий на очередной финансовый
год,   уточняют   затраты  по  программным  мероприятиям,  а  также
механизм реализации Программы;
     разрабатывают  перечень показателей для мониторинга реализации
программных мероприятий;
     осуществляют  отбор  на конкурсной основе исполнителей работ и
услуг,  а  также  поставщиков  продукции  по  каждому  программному
мероприятию;
     согласовывают  с  основными  участниками  Программы  возможные
сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
     организуют  проведение  специализированной  экспертизы проекта
Программы   и   в   соответствии  с  ее  результатами,  а  также  с
результатами независимой экспертизы осуществляют его доработку;
     организуют   внедрение   информационных   технологий  в  целях
управления  реализацией  Программы  и контроля за ходом программных
мероприятий;
     организуют  размещение  информации,  в том числе в электронном
виде,  о  ходе  и  результатах реализации Программы, финансировании
программных    мероприятий,   привлечении   внебюджетных   средств,
проведении  конкурсов  на  участие в реализации Программы и порядке
участия в ней инвесторов.

                           ____________

     Приложение N 1
     к Концепции федеральной целевой
     программы "Культура России
     (2006-2010 годы)"

              Целевые индикаторы федеральной целевой программы
                     "Культура России (2006-2010 годы)"

----------------------------------------------------------------------------
      Целевые индикаторы   |Показа-| 2004| 2005|2006 |2007 |2008 |2009 |2010
                           | тель  | год | год |год  |год  |год  |год  |год
                           |послед-|     |     |     |     |     |     |
                           | него  |     |     |     |     |     |     |
                           | года  |     |     |     |     |     |     |
                           |реали- |     |     |     |     |     |     |
                           | зации |     |     |     |     |     |     |
----------------------------------------------------------------------------
1.    Доля национальных     22      16    15    16    18    19    21    22
      фильмов в общем
      объеме проката
      (процентов)

2.    Доля объектов         33,5    24,5  25    27    28    30    31    33,5
      культурного
      наследия,
      находящихся в
      удовлетворительном
      состоянии, в общем
      количестве объектов
      культурного
      наследия
      федерального
      значения
      (процентов)

3.    Доля представленных   15      8     9     10    10    10    13    15
      (во всех формах)
      зрителю музейных
      предметов в общем
      количестве музейных
      предметов основного
      фонда (процентов)

4.    Доля архивных         21      15,5  17    18,5  19    19,5  20    21
      документов,
      находящихся в
      нормативных
      условиях,
      обеспечивающих их
      постоянное (вечное)
      хранение, в общем
      числе архивных
      документов
      (процентов)

5.    Книгообеспеченность   17,6    17    17,1  17,3  17,4  17,5  17,5  17,6
      (число изданий в
      библиотеках/число
      читателей)

6.    Ежегодный рост                1,45  1,47  1,5   1,6   1,7   1,8   2
      количества посещений
      музеев (процентов)

7.    Доля                  3       0,4   0,7   1     1,5   2     2,5   3
      отреставрированных
      уникальных и особо
      ценных архивных
      документов в общем
      объеме документов
      этих категорий,
      подлежащих
      реставрации
      (процентов)

8.    Рост числа посещений          -     0,2   0,4   0,4   0,4   0,2   0,2
      библиотек (процентов
      к показателю
      предыдущего года)

9.    Рост числа посещений          -     50,8  257   60    50    8,3   7,7
      вэб-сайтов
      библиотеки с
      размещенными на них
      информационными
      ресурсами -
      библиографическими
      и полнотекстовыми
      (в удаленном режиме)
      (процентов к
      показателю
      предыдущего года)

10.   Ежегодный прирост             1,15  1,17  1,4   1,3   1,2   1,2   1,2
      числа электронных
      документов в
      национальной
      электронной
      библиотеке
      (процентов)

11.   Рост количества               3,5   4     5     6     6     7     7
      посещений
      спектаклей,
      концертов,
      представлений, в
      т. ч. гастрольных и
      фестивальных, на
      1000 чел. населения
      (процентов к
      показателю
      предыдущего года)

12.   Доля новых            18      16    16,5  17    17,5  17,5  17,5  18
      произведений
      профессионального
      искусства в общем
      репертуаре
      организаций
      исполнительских
      искусств (процентов)

13.   Увеличение                    2,3   2,5   2,5   2,8   3     3,2   3,5
      количества
      театрально-
      концертных
      мероприятий за счет
      внутрироссийского
      межрегионального
      обмена (процентов к
      показателю
      предыдущего года)

14.   Рост количества               1,5   1,8   2     2,5   2,8   3     3,3
      участников
      культурно-досуговых
      мероприятий
      (процентов к
      показателю
      предыдущего года)

15.   Рост количества               1     1,1   1,1   1,13  1,15  1,15  1,15
      российских
      культурных акций за
      рубежом (процентов
      к показателю
      предыдущего года)

16.   Издано книг, брошюр   5024    4730  4770  4818  4886  4921  4955  5024
      образовательного,
      научного,
      культурного
      назначения (в
      пересчете на 1000
      человек) (экз.)

                           ____________

     Приложение N 2
     к Концепции федеральной целевой
     программы "Культура России
     (2006-2010 годы)"

 Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой
           программы "Культура России (2006-2010 годы)"
         по источникам и направлениям расходования средств

                         (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------------------------------------------
Источники и   | Объем   |             В том числе
направления   |финанси- +------------------------------------------
финансирова-  |рования- |  2006  |  2007  |  2008  | 2009  | 2010
    ния       | всего   |  год   |  год   |  год   | год   | год
-------------------------------------------------------------------
Всего          64136,4   11019,2  13762,9  15111,2  13115   11128,1

Федеральный    54342     9770     11809    12921    10921   8921
бюджет

Прочие         9794,4    1249,2   1953,9   2190,2   2194    2207,1
источники
-------------------------------------------------------------------
Капитальные    42500     7151,2   9581,6   10586,9  8586,9  6593,4
вложения

Федеральный    40120     7120     9000     10000    8000    6000
бюджет

Прочие         2380      31,2     581,6    586,9    586,9   593,4
источники
-------------------------------------------------------------------
НИОКР          344,3     79,5     82,3     61,9     61,6    59

Федеральный    268       50       53       55       55      55
бюджет

Прочие         76,3      29,5     29,3     6,9      6,6     4
источники
-------------------------------------------------------------------
Прочие нужды   21292,1   3788,5   4099     4462,4   4466,5  4475,7

Федеральный    13954     2600     2756     2866     2866    2866
бюджет

Прочие         7338,1    1188,5   1343     1596,4   1600,5  1609,7
источники

                           ____________

2005-09-15
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест