О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке
конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4
Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации"
город Москва 2 февраля 2006 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи
О.С.Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного Суда
Республики Карелия,
у с т а н о в и л:
1. В производстве Конституционного Суда Республики Карелия
находится дело по обращению депутата Законодательного Собрания
Республики Карелия С.Г.Ушакова о проверке соответствия Конституции
Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики
Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия". Согласно
данной статье, в части определения требований, предъявляемых к
кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики
Карелия, отсылающей правоприменителя к федеральным конституционным
законам и федеральным законам, судьей Конституционного Суда
Республики Карелия может быть лицо, достигшее возраста 25 лет и
имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Аналогичную (отсылочную) норму содержит и Конституция Республики
Карелия - ее статьей 67 предусматривается, что судьей
Конституционного Суда Республики Карелия может быть назначен
гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям,
предъявляемым федеральными конституционными законами и федеральными
законами к кандидату на должность судьи.
Конституционный Суд Республики Карелия, придя к выводу о том,
что подлежащее применению при разрешении данного дела положение
абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации
"О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ), согласно
которому судьей конституционного (уставного) суда субъекта
Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25
лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти
лет, не соответствует Конституции Российской Федерации,
приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.
По мнению заявителя, названное законоположение не согласуется
со статьями 45, 46 (часть 2) и 47 (часть 1) Конституции Российской
Федерации, (поскольку не учитывает сложность задач, поставленных
перед конституционными (уставными) судами субъектов Российской
Федерации, важность осуществляемых ими полномочий и юридическое
значение принимаемых ими решений, подрывает авторитет этих судебных
органов, а также не обеспечивает уверенность граждан, обращающихся
за защитой своих прав в конституционный (уставный) суд, в
компетентности и правильности принимаемых им решений.
2. В соответствии со статьей 119 Конституции Российской
Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации,
достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
федеральным законом могут быть установлены дополнительные
требования к судьям судов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений, федеральный
законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении
квалификационных требований к судье: конституционный термин
"дополнительные требования" означает, что законодателю
предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции
Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в
статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации"), так и требования, повышенные по
сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской
Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации
от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской
Федерации).
Норма абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закон Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" распространяет
на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации квалификационные критерии, непосредственно указанные в
статье 119 Конституции Российской Федерации. Заявитель же полагает,
что в силу сложности стоящих перед конституционными (уставными)
судами субъектов Российской Федерации задач и важности
осуществляемых ими полномочий необходимо, чтобы судьи этих судов
обладали признанной юридической квалификацией, значительным стажем
работы по юридической профессии и большим жизненным опытом, т. е.
фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации
вопрос об установлении более высоких требований к кандидатам на
должности судей конституционных (уставных) судов.
Между тем разрешение данного вопроса не относится к
компетенции Конституционного Суда Российской Федерации,
определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей
3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", а является прерогативой федерального
законодателя, который - учитывая особенности правовой природы и
статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской
Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как
они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной
системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13,
часть 2 статьи 17, статья 27) - может в федеральном законе
установить повышенные требования к кандидатам на должности судей
конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,
касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической
профессии, либо предоставить соответствующее правомочие
законодательным (представительным) органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Кроме того, норма абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", -
поскольку она предусматривает лишь минимальные требования к лицам,
претендующим на должности судей конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации, - сама по себе не препятствует
назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж
работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в
области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию.
В частности, наличие у судей конституционного (уставного) суда
субъекта Российской Федерации необходимых качеств призваны
обеспечивать закрепляемые в законах субъектов Российской Федерации
процедуры отбора кандидатов на эти должности и наделения
полномочиями судьи, основной целью которых является формирование
независимого, авторитетного и компетентного органа конституционного
контроля.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного
Суда Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода
обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение
поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
N 37-О