ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О программе строительства дорог
в Российской Федерации
Рассмотрев вопрос о программе строительства дорог в Российской
Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
Состояние транспортной инфраструктуры, и в первую очередь
автомобильных дорог, имеет большое значение для
социально-экономического развития Российской Федерации, решения
задачи удвоения валового внутреннего продукта, реализации
приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения,
образования, обеспечения жильем населения, развития
агропромышленного комплекса. Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации неоднократно рассматривал финансовые и
технические проблемы дорожного хозяйства. По результатам этой
работы вносились конкретные предложения в органы исполнительной
власти.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации подготовленный в порядке реализации права законодательной
инициативы проект федерального закона "О дорожных фондах в
Российской Федерации". На сто пятьдесят восьмом заседании 5 октября
2005 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации принял парламентский запрос Председателю Правительства
Российской Федерации М.Е.Фрадкову о мерах по финансированию
дорожного хозяйства в 2006 году и о подготовке заключения на проект
федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
обеспокоен положением дел с финансированием дорожного хозяйства. В
результате сокращения финансирования дорожного хозяйства в течение
последних лет стало невозможным осуществление среднесрочного и
перспективного развития сети автомобильных дорог Российской
Федерации, а также создание дорожно-транспортной инфраструктуры,
достаточной для удовлетворения потребностей населения и
хозяйствующих субъектов страны: около 50 тысяч населенных пунктов
(33 процента от их общего количества) не имеют автомобильных дорог,
связывающих их с дорогами общего пользования.
Удельный вес федеральных автомобильных дорог, работающих с
превышением нормативной нагрузки, составляет 17 процентов.
Неприемлемым с точки зрения безопасности дорожного движения
является недофинансирование содержания и ремонта автомобильных
дорог: утвержденные нормативы в настоящее время выполняются только
на 40 процентов. В результате ускоренного разрушения автомобильного
полотна, обочин, мостовых сооружений ежегодный вывод из
эксплуатации автомобильных дорог в два раза превышает ввод в
эксплуатацию новых дорог.
Заметно сократились объемы строительства автомобильных дорог.
С учетом того, что рентабельность российских транспортных
предприятий в результате постоянного роста цен на моторное топливо
снизилась до 4 процентов, непрерывно увеличивается количество
убыточных предприятий, возникают угрозы в обеспечении населенных
пунктов надежной круглогодичной связью с транспортной системой
страны. Слаборазвитая дорожная сеть сдерживает развитие регионов и
возможности реализации приоритетных национальных проектов,
ограничивает предпринимательскую активность.
В 2006 году финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги"
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы
России (2002-2010 годы)" уменьшено по сравнению с 2005 годом на 3,6
процента в сопоставимых ценах. В ряде случаев бюджетные средства
доводятся до их получателей с задержкой.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на
2006 год" размер субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего
пользования и искусственных сооружений на них составляет 36,8 млрд.
рублей. Однако для многих субъектов Российской Федерации этих
средств недостаточно для полноценного финансирования дорожного
хозяйства.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях
улучшения состояния сети автомобильных дорог общего пользования и
реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до
2020 года:
продолжить работу по совершенствованию законодательного
обеспечения развития дорожного хозяйства страны;
ускорить разработку проекта федерального закона
"Об автомобильных дорогах";
обеспечить по итогам исполнения федерального бюджета в первом
квартале 2006 года выделение дополнительных средств в объеме
35 млрд. рублей на финансирование дорожного хозяйства, в том числе
15 млрд. рублей на увеличение субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации;
предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном
бюджете на 2007 год" финансирование дорожного хозяйства в объеме,
обеспечивающем прирост построенных и реконструируемых автомобильных
дорог не менее чем на 3,2 тыс. километров и повышение не менее чем
на один процент в год удельного веса автомобильных дорог,
находящихся в нормативном состоянии;
утвердить в 2007 году обязательные нормативы затрат на
содержание и ремонт автомобильных дорог и осуществить в 2008-2010
годах переход на финансирование дорожного хозяйства из федерального
бюджета по этим нормативам;
предусмотреть в федеральных бюджетах на 2007-2010 годы
увеличение финансирования федеральной целевой программы "Социальное
развитие села до 2010 года", подпрограммы "Автомобильные дороги"
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы
России (2002-2010 годы)" до объемов, необходимых для реализации
приоритетных национальных проектов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
26 апреля 2006 года
N 121-СФ