Именем
Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу о проверке конституционности ряда положений части 11
статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы
город Москва 30 июня 2006 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.М.Данилова, судей Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, Н.В.Мельникова,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой,
с участием представителей Правительства Москвы - адвоката
Т.Н.Мордоховой и доктора юридических наук А.Е.Шерстобитова,
постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном
Суде Российской Федерации Е.Б.Мизулиной, представителя Совета
Федерации - доктора юридических наук Е.В.Виноградовой, полномочного
представителя Президента Российской Федерации в Конституционном
Суде Российской Федерации М.В.Кротова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой, частями
третьей и четвертой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части второй
статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства
Москвы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И.Клеандрова, объяснения
представителей сторон, выступления полномочного представителя
Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации М.Ю.Барщевского, приглашенных в заседание
представителей: от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации -
судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Л.Слесарева,
от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А.Рыжковой, от
Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации - О.Б.Соколовой, от Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом - А.Н.Крыласовой, исследовав представленные
документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации
у с т а н о в и л:
1. Правительство Москвы просит признать противоречащими
статьям 1 (часть 1), 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35
(части 2 и 3) и 73 Конституции Российской Федерации положения части
11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий"),
устанавливающие, что:
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации
имущество, которое может находиться в федеральной собственности,
подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в
случае, если нахождение указанного имущества в собственности
субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в
результате разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, или если указанное имущество используется
федеральными органами государственной власти, федеральными
государственными унитарными предприятиями, федеральными
государственными учреждениями для целей, установленных в
соответствии с данным Федеральным законом (абзацы девятый -
одиннадцатый);
предложения о передаче имущества направляются органами
государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному
органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия
собственника имущества (абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);
решения о передаче имущества из собственности субъектов
Российской Федерации в федеральную собственность принимаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
полномочия собственника имущества, если иное не установлено
Правительством Российской Федерации; указанные решения являются
основаниями возникновения права собственности Российской Федерации
на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации (абзацы
девятнадцатый и двадцать первый);
перечень документов, необходимых для принятия решения о
передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в
федеральную собственность, устанавливается Правительством
Российской Федерации (абзац двадцать второй);
органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий принятие имущества,
обязан принять передаваемое имущество на основании решений о
передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации
в федеральную собственность в соответствии с передаточным актом, в
котором указываются наименования и места нахождения передаваемых
государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
подписанный уполномоченными лицами органов государственной власти,
осуществляющих передачу и принятие имущества, передаточный акт
представляется уполномоченному органу государственной власти для
утверждения и внесения изменений в реестр государственного
имущества; если в установленный срок передаточный акт не подписан и
(или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему
передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным
федеральным органом в одностороннем порядке (абзацы двадцать
третий - двадцать седьмой);
права на находящиеся в федеральной собственности объекты
недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные
участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на
основании решений о передаче имущества из собственности субъектов
Российской Федерации в федеральную собственность, подписанных
передаточных актов и иных документов, предусмотренных
законодательством Российской Федерации (абзац двадцать девятый);
передача имущества, закрепленного за государственными
учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена
исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий; в
этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается
уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным
лицом учреждения (абзац тридцатый);
право собственности на имущество, передаваемое в порядке,
установленном данным Федеральным законом, возникает с даты,
устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника
имущества (абзац тридцать первый);
к правоотношениям, возникающим при передаче имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную
собственность, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и
Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том
числе определяющие момент возникновения права собственности на
имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной
статьи (абзац тридцать третий).
По мнению заявителя, данные законоположения нарушают
конституционные правомочия субъектов Российской Федерации,
поскольку допускают изъятие имущества из собственности субъекта
Российской Федерации и его обращение в федеральную собственность
вопреки установленным Гражданским кодексом Российской Федерации
общим правилам приобретения права собственности на основании
подзаконных актов, без согласия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, решения суда и равноценного
возмещения, не содержат конкретного перечня имущества субъектов
Российской Федерации (его видов, категорий), подлежащего передаче в
федеральную собственность, и тем самым позволяют определять его
федеральным органам исполнительной власти по своему усмотрению, не
гарантируют сохранение за субъектами Российской Федерации их
имущества в случаях, когда возможно многоцелевое использование,
перепрофилирование этого имущества или его использование для
осуществления иных полномочий, остающихся у субъекта Российской
Федерации в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы, таким образом, оспаривает
конституционность названных законоположений в части, касающейся
установления порядка безвозмездной передачи имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную
собственность. Именно в этой части данные законоположения - в силу
статьи 36, части третьей статьи 74, статей 84 и 85 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" - составляют предмет рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации по настоящему делу.
2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская
Федерация является федеративным государством, его федеративное
устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
(статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); государственную власть в
субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы
государственной власти (статья 11, часть 2); в Российской Федерации
признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2), при
этом федеральная государственная собственность и управление ею
находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "д"), а
разграничение государственной собственности - в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72,
пункт "г" части 1); по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья
76, часть 2).
2.1. По смыслу приведенных конституционных положений,
необходимость разграничения государственной собственности между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации,
предусмотренного непосредственно Конституцией Российской Федерации
в качестве предмета их совместного ведения, предопределяется
федеративным характером государства и разграничением полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем
Конституция Российской Федерации не определяет, какие объекты
государственной собственности должны находиться в собственности
Российской Федерации, а какие - в собственности субъектов
Российской Федерации.
Следовательно, при осуществлении нормативного регулирования в
области разграничения государственной собственности федеральный
законодатель - исходя из разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и из того,
что объем, пределы и особенности конкретных полномочий органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
разграничения государственной собственности обусловлены
особенностями государственной собственности, ее предназначением как
экономической основы для осуществления функций государства и
реализации полномочий органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, - правомочен отнести объекты государственной
собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной
собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а
также установить порядок передачи имущества, в том числе на
безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к
другому.
В частности, имущество, находящееся в федеральной
собственности, может быть безвозмездно передано в собственность
субъектов Российской Федерации; в свою очередь, имущество,
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, может
быть безвозмездно передано в федеральную собственность, причем
такая передача не является допускаемым на основании статьи 35
(часть 3) Конституции Российской Федерации принудительным
отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим
предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество,
передаваемое в процессе разграничения собственности между
Российской Федерацией и ее субъектами, остается государственной
собственностью и должно использоваться органами государственной
власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в
конституционно установленных целях.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
передача имущества, находящегося в государственной собственности,
осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, не должны
быть произвольными.
2.2. По смыслу статьи 72 (пункт "г" части 1) Конституции
Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 8
(часть 2) и 71 (пункт "д"), разграничение государственной
собственности осуществляется между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации как между публично-правовыми
образованиями, связанными отношениями субординации и координации,
которые основаны на разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в
государственной собственности, обусловливаемые разграничением
публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся
оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и
содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют
собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно
субординационных и координационных по своему характеру. Именно в
силу этого данные отношения гражданским законодательством,
определяющим правовое положение участников гражданского оборота и
регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по
общему правилу, не регулируются.
Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к
имущественным отношениям, основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой, гражданское
законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством (пункт 3 статьи 2); отнесение государственного
имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов
Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном
законом (пункт 5 статьи 214). На это же указывает абзац тридцать
третий части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям,
возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей,
нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в
части, не противоречащей ее положениям.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
регламентация передачи имущества в результате разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в
федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках
данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных
правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и
основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть
2), 55 (часть 3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1) и 73
Конституции Российской Федерации, федеральным законом - как
нормативным правовым актом общего действия, принимаемым в сфере
совместного ведения и определяющим конкретные полномочия и
компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
вопросам разграничения государственной собственности и передачи
имущества в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, - право
собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено,
если такое ограничение необходимо для защиты конституционных
ценностей и по своему характеру соразмерно тем конституционно
значимым целям, ради которых оно вводится. Федеральным законом,
разграничивающим государственную собственность и устанавливающим
порядок передачи имущества в результате разграничения
публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс
интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов. При этом в
силу вытекающего из Конституции Российской Федерации требования
признания и защиты государственной собственности субъектов
Российской Федерации полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по разграничению государственной собственности
и безвозмездной передаче имущества должны распределяться и
осуществляться как находящиеся в совместном ведении, с тем чтобы
при принятии соответствующих решений обеспечивались бы учет и
согласование интересов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
3. В процессе становления России как федеративного государства
и развития экономических основ конституционного строя было
предпринято разграничение единой государственной собственности на
собственность Российской Федерации и собственность субъектов
Российской Федерации (а затем и собственность муниципальных
образований).
Согласно Закону СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в
СССР" и Закону РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в
РСФСР" имущество, находившееся в государственной собственности
РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности,
собственности республик, входящих в Российскую Федерацию,
автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя
прежде всего из того, в ведении какого уровня органов
государственной власти и управления находилось то или иное
имущество. В дальнейшем разграничение единой государственной
собственности и передача различных объектов (видов) имущества в
федеральную собственность и собственность субъектов Российской
Федерации производились на основании Постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I
"О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также
распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года
N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного
состава федеральной, государственной и муниципальной собственности
и порядке оформления прав собственности". В приложениях 1 и 2 к
названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
содержались перечни объектов, относящихся исключительно к
федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в
собственность субъектов Российской Федерации.
3.1. Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской
Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с
этим - разграничение государственной собственности, федеральный
законодатель непосредственно в федеральном законе прежде всего
указывает, какое имущество может находиться в публичной
собственности того или иного уровня, объектный состав имущества,
закрепляемого за соответствующим публичным собственником, а также
устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из федеральной
собственности в собственность субъектов Российской Федерации и из
собственности субъектов Российской Федерации в собственность
Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" было определено, какое имущество может находиться в
собственности субъекта Российской Федерации, и при этом
подчеркивалось, что особенности возникновения, осуществления и
прекращения права собственности субъекта Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи 26-11).
Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" были
перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных
функций между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а
затем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества из
федеральной собственности в собственность субъектов Российской
Федерации, а также из собственности субъектов Российской Федерации
- в федеральную собственность.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в федеральной
собственности имущество, которое в связи с разграничением
полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
может находиться в собственности субъектов Российской Федерации,
подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если нахождение
указанного имущества в федеральной собственности не допускается, а
также если указанное имущество используется органами
государственной власти субъектов Российской Федерации для целей,
установленных в соответствии со статьей 26-11 Федерального закона
от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"; в свою
очередь, в федеральной собственности может находиться имущество,
необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов
государственной власти, осуществления ими полномочий в рамках их
компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и
нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими
их статус, а также для обеспечения стратегических интересов
Российской Федерации в области обороны и безопасности государства,
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан
Российской Федерации (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой).
Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов
имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской
Федерации в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
отсутствует. Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого
имущества должно осуществляться в соответствии с федеральными
законами, принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации, а
также издаваемыми по предметам совместного ведения федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации путем
осуществления органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
соответствующей правоприменительной деятельности.
3.2. Положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ, являющимися предметом
рассмотрения по настоящему делу и определяющими порядок (процедуру)
безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов
Российской Федерации в федеральную собственность,
предусматривается, в частности, что находящееся в собственности
субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться
в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в
федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного
имущества в собственности субъектов Российской Федерации не
допускается, в том числе в результате разграничения полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, или если
указанное имущество используется федеральными органами
государственной власти, федеральными государственными унитарными
предприятиями, федеральными государственными учреждениями для
целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом
(абзацы девятый - одиннадцатый).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта
Российской Федерации включает, во-первых, направление органом
государственной власти субъекта Российской Федерации предложений
федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему
полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а
во-вторых - принятие федеральным органом исполнительной власти
решения о передаче имущества (абзацы пятнадцатый - семнадцатый и
девятнадцатый), при этом передача имущества из собственности
субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации,
не включенного в указанные предложения, не допускается (абзац
восемнадцатый).
По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее
положениями, безвозмездная передача государственной собственности
предполагает необходимость согласованных действий соответствующих
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым
федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний
Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской
Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия
федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной
передаче того или иного имущества, находящегося в собственности
субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в
одностороннем порядке.
О том, что аутентичное намерение законодателя именно таково -
не допустить передачу имущества против воли субъекта Российской
Федерации, в собственности которого оно находится, свидетельствуют
выступления представителей Государственной Думы, Совета Федерации и
Президента Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела
Конституционным Судом Российской Федерации. Из этого же исходило и
Правительство Российской Федерации, закрепляя в постановлении от
13 июня 2006 года N 374, что для принятия федеральным органом
государственной власти решения о передаче имущества из
собственности субъекта Российской Федерации в федеральную
собственность необходимо предложение органа государственной власти
субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта
Российской Федерации в федеральную собственность (подпункт "а"
пункта 2).
3.3. При передаче имущества из собственности субъекта
Российской Федерации в федеральную собственность в порядке,
предусмотренном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, права собственника находятся под
защитой статьи 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации,
закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности,
реализуя вытекающие из этого правомочия, и гарантии для субъектов
данного права в случаях лишения их имущества, в частности при
принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.
Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок
передачи имущества, находящегося в государственной собственности,
исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из
таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что
соответствует природе публично-правовых отношений между Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению
государственной собственности и передаче имущества в результате
разграничения полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности
соответствующих публично-правовых образований, предназначено для
осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий
функций государства, а следовательно, в результате разграничения
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная
передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих
полномочий, в целях наиболее рационального его использования в
общих публичных интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности
нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи
с разграничением полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную
собственность или собственность субъекта Российской Федерации,
разрешается судом в порядке, установленном действующим
законодательством.
3.4. Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок
безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества,
находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в
связи с разграничением полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации предполагает необходимость
волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу,
достижение договоренностей между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение
имущества, находящегося в собственности субъектов Российской
Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий
конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и
гарантии государственной собственности субъектов Российской
Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8 (часть
2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт "г" части 1)
Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями
первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать положения абзацев девятого, десятого,
одиннадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, девятнадцатого,
двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего - двадцать
седьмого, двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого и
тридцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий") в части,
устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную
собственность имущества, находящегося в собственности субъектов
Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, не
противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные
законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе
действующего правового регулирования предполагают необходимость
волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный в
настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает
любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее
Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в
"Российской газете" и "Собрании законодательства Российской
Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 8-П