Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 25.07.2006 № 422/90/376, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 25.07.2006 № 422/90/376, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 № 422/90/376

                            П Р И К А З

      Министерства Российской Федерации по делам гражданской
     обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий, Министерства информационных технологий
       и связи Российской Федерации и Министерства культуры
           и массовых коммуникаций Российской Федерации
                  от 25 июля 2006 г. N 422/90/376

     Об утверждении Положения о системах оповещения населения

        Зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2006 г.
                      Регистрационный N 8232

     В целях   реализации   распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:
     Утвердить прилагаемое   Положение   о   системах    оповещения
населения.

     Министр Российской Федерации
     по делам гражданской обороны,
     чрезвычайным ситуациям
     и ликвидации последствий
     стихийных бедствий                                   С.К.Шойгу

     Министр информационных
     технологий и связи
     Российской Федерации                                Л.Д.Рейман

     Министр культуры
     и массовых коммуникаций
     Российской Федерации                               А.С.Соколов

                           _____________

     Приложение

                         П О Л О Ж Е Н И Е
                  о системах оповещения населения

                        I. Общие положения

     1. Положение   о   системах   оповещения  населения  (далее  -
Положение) разработано в соответствии с  федеральными  законами  от
21 декабря  1994  г.  N  68-ФЗ  "О защите населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного   характера"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   1994,   N 35,
ст. 3648),  от 12 февраля 1998 г.  N 28-ФЗ "О гражданской  обороне"
(Собрание  законодательства   Российской   Федерации,   1998,  N 7,
ст. 799),  от 6 октября  1999  г.  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах
организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"
(Собрание  законодательства   Российской   Федерации,  2003,  N 28,
ст. 2895),  от  7  июля  2003  г.  N  126-ФЗ  "О  связи"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2003,  N 28,  ст.  2895),
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля  2004  г.  N  868
"Вопросы  Министерства  Российской  Федерации  по делам гражданской
обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий"  (Собрание  законодательства Российской Федерации,  2004,
N 28,  ст. 2882), постановлениями Совета Министров -  Правительства
Российской  Федерации  от  1  марта  1993 г.  N 177 "Об утверждении
Положения о порядке использования  действующих  радиовещательных  и
телевизионных  станций  для  оповещения  и информирования населения
Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях  мирного  и  военного
времени",  от  1  марта 1993 г.  N 178 "О создании локальных систем
оповещения в  районах  размещения  потенциально  опасных  объектов"
(Собрание  законодательства  Российской   Федерации,   1999,  N 22,
ст. 2758),  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
30 декабря   2003  г.  N  794  "О  единой  государственной  системе
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных   ситуаций"   (Собрание
законодательства   Российской  Федерации,  2004,  N  2,  ст.  121),
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  25 октября
2003 г.  N  1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003,  N 44,  ст.  4334) и предназначено  для  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов  местного  самоуправления,  а  также
организаций связи,  операторов связи и организаций,  осуществляющих
теле- и (или) радиовещание (далее -  организации  связи,  операторы
связи   и   организации   телерадиовещания),   независимо  от  форм
собственности,  осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию
и   обслуживание  систем  оповещения  населения  (далее  -  системы
оповещения).
     2. Положение  определяет назначение и задачи,  а также порядок
реализации  мероприятий  по  совершенствованию  систем  оповещения,
поддержанию   их  в  постоянной  готовности  к  задействованию  для
оповещения населения.
     3. Система         оповещения        представляет        собой
организационно-техническое  объединение  сил,   средств   связи   и
оповещения,  сетей вещания,  каналов сети связи общего пользования,
обеспечивающих  доведение  информации  и  сигналов  оповещения   до
органов    управления,    сил    единой   государственной   системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)  и
населения.
     4. Системы оповещения создаются:
     на федеральном  уровне  -  федеральная  система оповещения (на
территории Российской Федерации);
     на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения
(на территории федерального округа);
     на региональном  уровне  - региональная система оповещения (на
территории субъекта Российской Федерации);
     на муниципальном  уровне  -  местная  система  оповещения  (на
территории муниципального образования);
     на объектовом  уровне - локальная система оповещения (в районе
размещения потенциально опасного объекта).
     Системы оповещения всех уровней должны технически и программно
сопрягаться.
     5. В  соответствии с положениями статей 7,  8 и 9 Федерального
закона от 12 февраля  1998  г.  N  28-ФЗ  "О  гражданской  обороне"
создание  и  поддержание  в  постоянной готовности к задействованию
систем оповещения является составной частью комплекса  мероприятий,
проводимых  федеральными  органами исполнительной власти,  органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий
на соответствующих территориях (объектах),  по подготовке и ведению
гражданской   обороны,  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного  характера,  системы  оповещения
могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

      II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

     6. Системы    оповещения    предназначены    для   обеспечения
своевременного  доведения  информации  и  сигналов  оповещения   до
органов  управления,  сил  и  средств  гражданской обороны,  РСЧС и
населения об опасностях,  возникающих при ведении военных  действий
или  вследствие  этих  действий,  а  также угрозе возникновения или
возникновении  чрезвычайных  ситуаций  природного  и   техногенного
характера.
     7. Основной задачей федеральной  системы  оповещения  является
доведение информации и сигналов оповещения до:
     федеральных органов исполнительной власти;
     органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     территориальных органов МЧС России - региональных  центров  по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий стихийных бедствий  (далее  -  региональный  центр  МЧС
России)   и   органов,   специально  уполномоченных  решать  задачи
гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  по  субъектам Российской Федерации (далее -
главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).
     8. Основной   задачей   межрегиональной   системы   оповещения
является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     главных управлений  МЧС   России   по   субъектам   Российской
Федерации.
     9. Основной задачей региональной системы  оповещения  является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего состава  гражданской  обороны  и  территориальной
подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
     главного управления  МЧС   России   по   субъекту   Российской
Федерации;
     органов, специально уполномоченных на решение задач в  области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления;
     единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
     специально подготовленных сил и средств РСЧС,  предназначенных
и   выделяемых   (привлекаемых)  для  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  сил  и  средств  гражданской   обороны  на
территории субъекта Российской Федерации,  в соответствии с пунктом
13 постановления Правительства Российской Федерации от  30  декабря
2003  г.  N  794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
     дежурно-диспетчерских служб    организаций,    эксплуатирующих
потенциально опасные объекты;
     населения, проживающего    на    территории   соответствующего
субъекта Российской Федерации.
     10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего состава     гражданской     обороны    и    звена
территориальной   подсистемы   РСЧС,    созданного    муниципальным
образованием;
     специально подготовленных сил  и  средств,  предназначенных  и
выделяемых   (привлекаемых)   для   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  сил  и  средств  гражданской  обороны   на
территории муниципального образования,  в соответствии с пунктом 13
постановления Правительства  Российской  Федерации  от  30  декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной  системе  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
     дежурно-диспетчерских служб    организаций,    эксплуатирующих
потенциально опасные производственные объекты;
     населения, проживающего    на    территории   соответствующего
муниципального образования.
     11. Основной  задачей  локальной  системы  оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего состава    гражданской    обороны    организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект,  и  объектового  звена
РСЧС;
     объектовых аварийно-спасательных  формирований,  в  том  числе
специализированных;
     персонала организации,         эксплуатирующей         опасный
производственный объект;
     руководителей и   дежурно-диспетчерских   служб   организаций,
расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
     населения, проживающего  в  зоне  действия  локальной  системы
оповещения.

           III. Порядок использования систем оповещения

     12. Основной способ оповещения населения - передача информации
и сигналов оповещения по сетям связи для  распространения  программ
телевизионного вещания и радиовещания.
     Передача информации  и  сигналов   оповещения   осуществляется
органами  повседневного  управления РСЧС с разрешения руководителей
постоянно действующих органов управления РСЧС по  сетям  связи  для
распространения  программ  телевизионного  вещания  и радиовещания,
через   радиовещательные   и   телевизионные   передающие   станции
операторов   связи   и  организаций  телерадиовещания  с  перерывом
вещательных программ для оповещения и информирования  населения  об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих  действий,  а  также   об   угрозе   возникновения   или   при
возникновении  чрезвычайных ситуаций,  с учетом положений статьи 11
Федерального закона от 12 февраля 1998 г.  N 28-ФЗ  "О  гражданской
обороне".
     Речевая информация длительностью не более 5  минут  передается
населению,  как  правило,  из  студий  телерадиовещания с перерывом
программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой
информации.
     Передача речевой   информации   должна   осуществляться,   как
правило,  профессиональными  дикторами,  а в случае их отсутствия -
должностными лицами уполномоченных на это организаций.
     В исключительных,    не   терпящих   отлагательства   случаях,
допускается передача с целью оповещения кратких  речевых  сообщений
способом  прямой  передачи или в магнитной записи непосредственно с
рабочих мест  оперативных  дежурных  (дежурно-диспетчерских)  служб
органов повседневного управления РСЧС.
     По решению постоянно действующих  органов  управления  РСЧС  в
целях   оповещения   допускаются  передачи  информации  и  сигналов
оповещения с рабочих мест дежурного  персонала  организаций  связи,
операторов   связи,  радиовещательных  и  телевизионных  передающих
станций.
     13. Органы  повседневного управления РСЧС,  получив информацию
или  сигналы  оповещения,  подтверждают  их  получение,  немедленно
доводят  полученную  информацию  или  сигнал  оповещения до органов
управления,  сил  и  средств   гражданской   обороны   и   РСЧС   в
установленном порядке.
     14. Передача  информации   или   сигналов   оповещения   может
осуществляться     как    в    автоматизированном,    так    и    в
неавтоматизированном режиме.
     Основной режим   -  автоматизированный,  который  обеспечивает
циркулярное,  групповое  или  выборочное  доведение  информации   и
сигналов   оповещения   до   органов   управления,  сил  и  средств
гражданской обороны и РСЧС, населения.
     В неавтоматизированном  режиме доведение информации и сигналов
оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны
и   РСЧС,   населения   осуществляется   избирательно,   выборочным
подключением объектов оповещения на время передачи к каналам  связи
сети связи общего пользования Российской Федерации.
     15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
     федеральной системы оповещения - МЧС России;
     межрегиональной системы    оповещения    -     соответствующим
региональным центром МЧС России;
     региональной системы  оповещения  -   органом   исполнительной
власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
     муниципальной системы  оповещения  -  соответствующим  органом
местного самоуправления;
     локальной системы  оповещения  -  руководителем   организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект.
     16. В  соответствии  с  установленным  порядком  использования
систем     оповещения     разрабатываются    инструкции    дежурных
(дежурно-диспетчерских)    служб    организаций,    эксплуатирующих
потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и
организаций    телерадиовещания,    утверждаемые     руководителями
организаций,    эксплуатирующих   потенциально   опасные   объекты,
организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания,
согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России,
органом исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации  или
органом,  специально  уполномоченным  на  решение  задач  в области
защиты населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и  (или)
гражданской обороны при органе местного самоуправления.
     17. Непосредственные  действия  (работы)   по   задействованию
систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими)
службами органов повседневного управления РСЧС,  дежурными службами
организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания,
привлекаемыми к обеспечению оповещения.
     18. Постоянно действующие органы управления РСЧС,  организации
связи,  операторы связи  и  организации  телерадиовещания  проводят
комплекс   организационно-технических   мероприятий  по  исключению
несанкционированного задействования систем оповещения.
     О случаях     несанкционированного    задействования    систем
оповещения  организации,   эксплуатирующие   потенциально   опасные
объекты,   организации   связи,   операторы   связи  и  организации
телерадиовещания  немедленно  извещают  соответствующие   постоянно
действующие органы управления РСЧС.

     IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности
                         систем оповещения

     19. В  целях  поддержания  систем   оповещения   в   состоянии
постоянной  готовности  МЧС  России,  органы  исполнительной власти
субъектов Российской Федерации  и  органы  местного  самоуправления
совместно  с организациями связи осуществляют проведение плановых и
внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.
     Проверки систем     оповещения     проводятся    с    участием
представителей организаций связи и операторов связи,  а проверки  с
задействованием  сетей  телерадиовещания,  кроме  того,  с участием
представителей  телерадиокомпаний,  предприятий  или  их  филиалов,
привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ
при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок
систем оповещения запрещается.
     20. Организации   связи,   операторы   связи   и   организации
телерадиовещания    непосредственно    осуществляют    работы    по
реконструкции   и   поддержанию   технической   готовности   систем
оповещения на договорной основе.
     21. В целях обеспечения  устойчивого  функционирования  систем
оповещения при их создании предусматривается:
     доведение информации оповещения  с  нескольких  территориально
разнесенных пунктов управления;
     размещение используемых   в   интересах   оповещения   центров
(студий)  радиовещания,  средств  связи  и аппаратуры оповещения на
запасных пунктах управления.
     22. Для   оповещения   и   информирования  населения  органами
исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами,
специально  уполномоченными  на  решение  задач  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской
обороны при органах местного самоуправления,  совместно с филиалами
федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская
государственная   телерадиовещательная   компания"  (далее  -  ФГУП
"ВГТРК") и  федерального  государственного  унитарного  предприятия
"Российская  телевизионная  и  радиовещательная сеть" (далее - ФГУП
"РТРС"),    другими    организациями     телерадиовещания     могут
использоваться  создаваемые заблаговременно в мирное время запасные
центры вещания.
     23. Запасы  мобильных  (перевозимых  и переносных) технических
средств  оповещения  населения   создаются   и   поддерживаются   в
готовности  к  использованию в соответствии с положениями статьи 25
Федерального закона от  21  декабря  1994  г.  N  68-ФЗ  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного   характера"   МЧС   России,   федеральными   органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти субъектов
Российской   Федерации,   органами   местного   самоуправления   на
межрегиональном,     региональном    и    муниципальном    уровнях,
соответственно.
     МЧС России  осуществляет проверки готовности систем оповещения
к осуществлению мероприятий гражданской обороны  и  мероприятий  по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе
контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов
мобильных средств оповещения.
     25. В целях создания,  обеспечения и поддержания  в  состоянии
постоянной  готовности  к использованию систем оповещения населения
органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органы местного самоуправления:
     разрабатывают тексты  речевых  сообщений  для   оповещения   и
информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные
носители информации;
     обеспечивают установку     на     объектах    телерадиовещания
специальной аппаратуры для  ввода  сигналов  оповещения  и  речевой
информации в программы вещания;
     организуют и  осуществляют  подготовку  оперативных   дежурных
(дежурно-диспетчерских)  служб  и  персонала  по  передаче сигналов
оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
     планируют и   проводят   совместно   с   организациями  связи,
операторами связи и организациями телерадиовещания проверки  систем
оповещения,  тренировки  по  передаче сигналов оповещения и речевой
информации;
     разрабатывают совместно  с  организациями  связи,  операторами
связи  и  организациями  телерадиовещания  порядок   взаимодействия
дежурных   (дежурно-диспетчерских)   служб  при  передаче  сигналов
оповещения и речевой информации.
     26. В   целях   обеспечения   постоянной   готовности   систем
оповещения  организации  связи,  операторы  связи   и   организации
телерадиовещания:
     обеспечивают техническую  готовность  аппаратуры   оповещения,
средств   связи,   каналов   связи   и   средств  телерадиовещания,
используемых в системах оповещения;
     обеспечивают готовность  студий  и технических средств связи к
передаче сигналов оповещения и речевой информации;
     определяют по  заявкам органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и  органов  местного  самоуправления  перечень
каналов,  средств  связи  и  телерадиовещания,  предназначенных для
оповещения населения,  а также производят запись речевых  сообщений
для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.
     27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в
состоянии  постоянной  готовности  систем  оповещения,  создания  и
содержания запасов средств  для  систем  оповещения  всех  уровней,
возмещение  затрат,  понесенных  организациями  связи,  операторами
связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению
оповещения,  осуществляется  в  соответствии  со  статьями  24,  25
Федерального закона от  21  декабря  1994  г.  N  68-ФЗ  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера"  и  статьей  18  Федерального  закона   от
12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

                           _____________

2006-07-25
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест