П Р И К А З
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерства информационных технологий
и связи Российской Федерации и Министерства культуры
и массовых коммуникаций Российской Федерации
от 25 июля 2006 г. N 422/90/376
Об утверждении Положения о системах оповещения населения
Зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2006 г.
Регистрационный N 8232
В целях реализации распоряжения Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:
Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения
населения.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий С.К.Шойгу
Министр информационных
технологий и связи
Российской Федерации Л.Д.Рейман
Министр культуры
и массовых коммуникаций
Российской Федерации А.С.Соколов
_____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о системах оповещения населения
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения (далее -
Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от
21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35,
ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7,
ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28,
ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895),
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 28, ст. 2882), постановлениями Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении
Положения о порядке использования действующих радиовещательных и
телевизионных станций для оповещения и информирования населения
Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем
оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22,
ст. 2758), постановлением Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121),
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября
2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих
теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы
связи и организации телерадиовещания), независимо от форм
собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию
и обслуживание систем оповещения населения (далее - системы
оповещения).
2. Положение определяет назначение и задачи, а также порядок
реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения,
поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для
оповещения населения.
3. Система оповещения представляет собой
организационно-техническое объединение сил, средств связи и
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования,
обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до
органов управления, сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и
населения.
4. Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на
территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения
(на территории федерального округа);
на региональном уровне - региональная система оповещения (на
территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на
территории муниципального образования);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе
размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно
сопрягаться.
5. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального
закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию
систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий,
проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий
на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению
гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения
могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Предназначение и основные задачи систем оповещения
6. Системы оповещения предназначены для обеспечения
своевременного доведения информации и сигналов оповещения до
органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и
населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
7. Основной задачей федеральной системы оповещения является
доведение информации и сигналов оповещения до:
федеральных органов исполнительной власти;
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
территориальных органов МЧС России - региональных центров по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС
России) и органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее -
главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).
8. Основной задачей межрегиональной системы оповещения
является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
главных управлений МЧС России по субъектам Российской
Федерации.
9. Основной задачей региональной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной
подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской
Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных
и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на
территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом
13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих
потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена
территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным
образованием;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и
выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на
территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих
потенциально опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего
муниципального образования.
11. Основной задачей локальной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена
РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе
специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный
производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций,
расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы
оповещения.
III. Порядок использования систем оповещения
12. Основной способ оповещения населения - передача информации
и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ
телевизионного вещания и радиовещания.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется
органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей
постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для
распространения программ телевизионного вещания и радиовещания,
через радиовещательные и телевизионные передающие станции
операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом
вещательных программ для оповещения и информирования населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также об угрозе возникновения или при
возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11
Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается
населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом
программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой
информации.
Передача речевой информации должна осуществляться, как
правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия -
должностными лицами уполномоченных на это организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях,
допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений
способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с
рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб
органов повседневного управления РСЧС.
По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в
целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов
оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи,
операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих
станций.
13. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию
или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно
доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов
управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в
установленном порядке.
14. Передача информации или сигналов оповещения может
осуществляться как в автоматизированном, так и в
неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает
циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и
сигналов оповещения до органов управления, сил и средств
гражданской обороны и РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов
оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны
и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным
подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи
сети связи общего пользования Российской Федерации.
15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
федеральной системы оповещения - МЧС России;
межрегиональной системы оповещения - соответствующим
региональным центром МЧС России;
региональной системы оповещения - органом исполнительной
власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
муниципальной системы оповещения - соответствующим органом
местного самоуправления;
локальной системы оповещения - руководителем организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект.
16. В соответствии с установленным порядком использования
систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих
потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и
организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями
организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты,
организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания,
согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России,
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или
органом, специально уполномоченным на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органе местного самоуправления.
17. Непосредственные действия (работы) по задействованию
систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими)
службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами
организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания,
привлекаемыми к обеспечению оповещения.
18. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации
связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят
комплекс организационно-технических мероприятий по исключению
несанкционированного задействования систем оповещения.
О случаях несанкционированного задействования систем
оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные
объекты, организации связи, операторы связи и организации
телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно
действующие органы управления РСЧС.
IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности
систем оповещения
19. В целях поддержания систем оповещения в состоянии
постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и
внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.
Проверки систем оповещения проводятся с участием
представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с
задействованием сетей телерадиовещания, кроме того, с участием
представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов,
привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ
при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок
систем оповещения запрещается.
20. Организации связи, операторы связи и организации
телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по
реконструкции и поддержанию технической готовности систем
оповещения на договорной основе.
21. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем
оповещения при их создании предусматривается:
доведение информации оповещения с нескольких территориально
разнесенных пунктов управления;
размещение используемых в интересах оповещения центров
(студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на
запасных пунктах управления.
22. Для оповещения и информирования населения органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами,
специально уполномоченными на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской
обороны при органах местного самоуправления, совместно с филиалами
федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская
государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП
"ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия
"Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП
"РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут
использоваться создаваемые заблаговременно в мирное время запасные
центры вещания.
23. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических
средств оповещения населения создаются и поддерживаются в
готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" МЧС России, федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления на
межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях,
соответственно.
МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения
к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе
контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов
мобильных средств оповещения.
25. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии
постоянной готовности к использованию систем оповещения населения
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления:
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и
информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные
носители информации;
обеспечивают установку на объектах телерадиовещания
специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой
информации в программы вещания;
организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов
оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планируют и проводят совместно с организациями связи,
операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем
оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой
информации;
разрабатывают совместно с организациями связи, операторами
связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов
оповещения и речевой информации.
26. В целях обеспечения постоянной готовности систем
оповещения организации связи, операторы связи и организации
телерадиовещания:
обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения,
средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания,
используемых в системах оповещения;
обеспечивают готовность студий и технических средств связи к
передаче сигналов оповещения и речевой информации;
определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень
каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для
оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений
для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.
27. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в
состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и
содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней,
возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами
связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению
оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от
12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
_____________