Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 № 30

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            Главного государственного санитарного врача
                       Российской Федерации
                    от 31 августа 2006 г. N 30

  Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях

        Зарегистрировано Минюстом России 4 сентября 2006 г.
                      Регистрационный N 8190

     Я, Главный   государственный   санитарный   врач    Российской
Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением
санитарно-эпидемиологических требований при организации  питания  в
общеобразовательных  учреждениях  за  период 2005-2006 учебный год,
установил:
     Анализ организации горячего питания школьников показывает, что
питание   учащихся   общеобразовательных   учреждений    Российской
Федерации остается крайне неудовлетворительным.
     Охват учащихся  горячим  питанием  в  текущем   учебном   году
составил  в  среднем  63%,  в  5-11  классах  -  52,7%,  при этом в
начальных классах - 79,5%.  Только 25%  школьников получают горячую
пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
     Наиболее неблагополучная  ситуация  на  протяжении  ряда   лет
складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают
горячее  питание,  в   Кабардино-Балкарской   Республике   -   34%,
Астраханской области - 42%,  Хабаровском крае - 52,5%,  Ярославской
области - 57,8%.
     При наличии  групп  продленного  дня  и  длительном пребывании
детей в образовательных  учреждениях  не  организованы  полдники  в
Свердловской,  Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской,
Курской областях,  Еврейской автономной области и других  субъектах
Российской Федерации.
     В ряде  территорий  отмечается  тенденция  к  замене  горячего
питания  буфетной  продукцией,  имеющей несбалансированный состав и
высокую калорийность (Тульская область,  Алтайский край, Республика
Бурятия и др.)
     Недостатком  в   организации   питания   школьников   является
составление  меню  с  учетом  стоимости  продуктов  питания,  а  не
физиологической потребности детей в биологически ценных  веществах,
превалирует   углеводистая   модель  питания,  используются  приемы
уменьшения объема и веса блюд.
     В рационах  имеет  место невыполнение норм питания по основным
продуктам питания  (молоку,  маслу  сливочному,  овощам,  фруктам),
отмечалось   занижение   веса   порций  готовых  блюд,  восполнение
калорийности за счет углеводсодержащих продуктов  в  Чукотском  АО,
Чувашской   Республике,  Хабаровском  крае,  Курганской,  Липецкой,
Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
     Отмечается занижение  объема  порций  мясных  и  рыбных  блюд,
гарниров.  Несоответствие готовых блюд по  калорийности  и  полноте
вложений   в  Хабаровском  крае  -  31%,  Пермском  крае  -  20,3%,
Архангельской  области  -  47%,  Новосибирской  области  -   31,3%,
Удмуртской  Республике  -  13,9%,  Республике  Саха (Якутия) - 14%,
Республике Татарстан - 15% и др.
     Количество неудовлетворительных   проб  по  микробиологическим
показателям в Удмуртской Республике - 6,5%,  в Хабаровском  крае  -
8,4%,  Республике Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7%,
при среднероссийском показателе - 2,26%.
     В большинстве    сельских    школ    рационы   характеризуются
несбалансированностью,    использованием    ограниченного    набора
продуктов.  В  рационах  питания  сельских  школьников используется
продукция приусадебных  хозяйств  (Тамбовская  область,  Удмуртская
Республика,  Ставропольский  край и др.),  однако только часть школ
проводит лабораторный контроль за качеством  выращенной  продукции,
не во всех школах имеются условия для ее хранения.
     Одним из главных негативных  моментов  в  организации  питания
является   недостаточное   финансирование   из  бюджетов  различных
уровней.
     Средняя стоимость  завтрака  в сельских районах составляет 3-5
рублей,  в городах 5-7 рублей.  Обед в  сельских  районах  -  10-15
рублей, в городах - 20-25 рублей.
     Из федерального бюджета выделяется финансирование  на  питание
только  детям,  проживающим  в  зоне  радиоактивного  загрязнения в
результате аварии на  Чернобыльской  АЭС  (Брянская,  Белгородская,
Воронежская,   Калужская,   Курская,  Рязанская  области),  и  ряду
дотационных территорий.
     Вместе с  тем  из  местных  бюджетов  выделяются  средства  на
организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных
и  многодетных  семей  (Калининградская,  Саратовская,  Тамбовская,
Ярославская, Самарская области и др.).
     Практически на  всех  территориях  практикуется  использование
средств родителей для оплаты горячего питания  учащихся  (Еврейская
автономная  область,  Кабардино-Балкарская  Республика,  Республика
Хакасия,   Амурская,   Нижегородская,   Новгородская,    Псковская,
Самарская области и др.).
     В большинстве    регионов    меры,     проводимые     органами
исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех
возрастных групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в
Хабаровском    крае,    Ульяновской,    Тюменской,   Архангельской,
Астраханской,  Московской  областях  даже  не  разработаны  или  не
приняты  специальные  программы,  касающиеся обеспечения школьников
горячим питанием.
     Отмечается слабая   материально-техническая  база  пищеблоков,
изношенность  технологического  и  холодильного  оборудования,  его
несвоевременный  ремонт и замена.  Так,  15%  столовых в Удмуртской
Республике требуют  капитального  ремонта,  в  Саратовской  области
износ оборудования более 80% в 33% школ.
     Кроме того,  закрытие организаций  общественного  питания,  на
базе   которых   осуществлялось  приготовление  полуфабрикатов  для
школьных столовых,  приводит к тому, что столовые-доготовочные школ
работают на сырье без необходимых условий для соблюдения технологии
приготовления пищи в Приморском крае, г. Санкт-Петербурге. При этом
в   12%   образовательных   учреждений   Российской  Федерации  нет
пищеблоков.
     Отсутствие у  работников  пищеблоков  ряда общеобразовательных
учреждений достаточной подготовки и случаи приема  на  работу  лиц,
страдающих    хроническими    заболеваниями,   повлекли   нарушения
технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений  и
острых желудочно-кишечных заболеваний.
     Так, в  2005-2006  учебном  году  зарегистрировано  11 вспышек
инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло
386 человек.
     Крупные вспышки  дизентерии  в 2005-2006 учебном году возникли
среди  учащихся  лицея  "Лидер"   г.   Волгограда,   в   результате
употребления   недоброкачественных   готовых   блюд   заболело  142
учащихся,  в  Республике  Чувашия  в  Вурнаранской  школе  N  1   в
результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия
пищеблока санитарным нормам пострадало  135  детей.  На  пищеблоках
отмечены    серьезные    нарушения    санитарно-гигиенического    и
противоэпидемического   режимов,   способствовавших   инфицированию
готовых блюд.
     В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
детей  и  сохранения их здоровья на территории Российской Федерации
на основании статьи 51  Федерального закона  от 30.03.1999  N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения" (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1999,  N  14,  ст.   482)
постановляю:
     1. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации:
     1.1. Принять дополнительные меры,  направленные на обеспечение
школьников   горячим  питанием,  продуктами  питания,  обогащенными
комплексами  витаминов   и   минеральных   веществ,   предусмотреть
выделение  необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных
групп,  посещающих  общеобразовательные  учреждения,  а  также   на
оснащение   пищеблоков   образовательных   учреждений   современным
холодильным и технологическим оборудованием.
     1.2. Рассмотреть   вопрос   о   восстановлении   льготного   и
бесплатного  питания для  учащихся всех классов (включая старшие) и
об организации горячего питания для учащихся.
     2. Управлениям  Роспотребнадзора   по   субъектам   Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту:
     2.1. Провести   проверку   организации   питания    детей    в
общеобразовательных учреждениях,  обращая особое внимание на работу
пищеблоков,  качество и безопасность пищевых продуктов,  их пищевую
ценность,  в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных
витаминами и минеральными веществами.
     При проведении  проверки  осуществляется  контроль  выполнения
требований государственных  санитарно-эпидемиологических  правил  и
нормативов,        выполнения        санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,  а также выполнения  предписаний  и
постановлений  должностных  лиц,  осуществляющих госсанэпиднадзор в
установленном нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации
порядке.
     По результатам   проверки    должностным    лицом    (лицами),
осуществляющим  проверку,  составляется  акт  установленной формы в
двух экземплярах.
     2.2. Совместно  с  органами  управления образованием субъектов
Российской   Федерации   проанализировать   рационы   питания    по
сбалансированности,  материально-техническое  состояние  пищеблоков
образовательных   учреждений,   разработать   планы    мероприятий,
предусмотрев    их    реконструкцию   и   обеспечение   необходимым
оборудованием,  и внести на рассмотрение  в  органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предложения по:
     2.2.1. Оптимизации питания;
     2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков.
     2.3. Представить  информацию  о  принятых  мерах  по  усилению
надзора  и  контроля  за  состоянием  питания в общеобразовательных
учреждениях в Федеральную службу по надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
     3. Рекомендовать Минобрнауки России:
     3.1. Представить    в   Правительство   Российской   Федерации
предложения по реорганизации системы питания в  общеобразовательных
учреждениях   на   основе   использования   современных  технологий
производства и транспортировки пищевых продуктов.
     3.2. Оптимизировать  рационы  питания  детей  в первую очередь
пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
     3.3. Внедрить      в      практику     организации     питания
общеобразовательных  учреждений  реализацию  молока  и   продуктов,
сбалансированных  по составу и обогащенных витаминами и комплексами
минеральных веществ, через автоматы по реализации штучных товаров.
     3.4. Разработать   программы   по   обучению  детей  принципам
здорового питания.
     4. Федеральным   государственным  учреждениям  здравоохранения
"Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах  Российской  Федерации
обеспечить    достаточность,    полноту   и   качество   проводимых
лабораторных исследований условий обучения и организации питания  в
общеобразовательных учреждениях.
     5. Считать    утратившим    силу    постановление     Главного
государственного   санитарного   врача   Российской   Федерации  от
20.07.2006 N 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных
учреждениях".
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
на  заместителя  руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.

                                                       Г.Г.Онищенко

2006-08-31
Каталог юристов
Расскажите бесплатно о своей юридической практике в нашем каталоге юристов.
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест http://www.rospromtest.ru/