ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О предложениях Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
по формированию концепции федерального бюджета
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции
федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает следующее.
Бюджетная политика на 2012-2014 годы будет формироваться в
условиях стабилизации ситуации в целом в мировой экономике после
мирового финансово-экономического кризиса, но при сохраняющихся
рисках ее устойчивого развития, в том числе в связи со сложной
политической ситуацией на Ближнем Востоке.
Несмотря на благоприятную в настоящее время
внешнеэкономическую ценовую конъюнктуру на основные сырьевые товары
российского экспорта и постепенное восстановление российской
экономики, сбалансированность федерального бюджета остается одной
из главных проблем бюджетной политики в среднесрочной перспективе.
Кроме того, рост государственного долга Российской Федерации и
объемов бюджетных ассигнований, направляемых на его обслуживание,
повышает риски бюджетной политики, связанные с замедлением роста
российской экономики и реализацией государством социальных
обязательств.
Обеспечение сбалансированности федерального бюджета, как и
всей бюджетной системы Российской Федерации, является гарантией
макроэкономической устойчивости и проведения ответственной
бюджетной политики.
В связи с этим необходимо использовать благоприятную
внешнеэкономическую ценовую конъюнктуру для формирования устойчивой
структуры российской экономики путем ее модернизации, усиления
инновационной составляющей, сокращения дефицита федерального
бюджета и государственных заимствований Российской Федерации.
Недопустимо высокий уровень инфляции по-прежнему остается
одним из факторов, сдерживающих стабильное социально-экономическое
развитие государства, повышение жизненного уровня людей. Поэтому ее
снижение является важной задачей финансовой политики, для решения
которой требуются согласованные действия Правительства Российской
Федерации и Центрального банка Российской Федерации.
Сокращение дефицита федерального бюджета не должно происходить
за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику. В настоящее
время налоговая система Российской Федерации в целом не требует
кардинальных изменений, однако нуждается в частичной корректировке.
Необходимо также решить давно назревшие проблемы трансфертного
ценообразования, налогообложения объектов недвижимости, выявленные
в процессе правоприменительной практики.
Серьезным вопросом, требующим решения, продолжает оставаться
увеличение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего
предпринимательства.
Целесообразно рассмотреть вопрос о снижении тарифа страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды.
Несмотря на ограниченность государственных ресурсов,
необходимо: сохранение социальной направленности федерального
бюджета; осуществление модернизации Вооруженных Сил Российской
Федерации (для реализации которой придется изыскать дополнительные
бюджетные средства); финансирование за счет средств федерального
бюджета отдельных стратегических проектов, направленных на развитие
и модернизацию важных для государства инфраструктурных объектов, а
также на проведение работ по обеспечению безопасности населения
объектов энергетики, транспорта, водного и лесного хозяйства.
Главным условием финансирования указанных проектов должна быть
оценка их эффективности на основании четко сформулированных и
утвержденных критериев.
Важными задачами бюджетной политики при переходе к
программному методу составления федерального бюджета являются
повышение эффективности управления бюджетными ресурсами,
обеспечение их целевой направленности в соответствии с
установленными приоритетами социально-экономической политики.
Разработка и реализация долгосрочных государственных программ
должны сопровождаться усилением контроля за расходованием бюджетных
средств и внедрением механизмов бюджетного планирования,
ориентированного на результат, что позволит выявить дополнительные
бюджетные резервы для финансового обеспечения поставленных задач.
Рост государственного долга Российской Федерации предъявляет
повышенные требования к качеству управления государственными
долговыми обязательствами. Необходимо развивать инфраструктуру
внутреннего долгового рынка с целью минимизации расходов на
обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также
продолжить практику размещения за пределами Российской Федерации
российских еврооблигаций, номинированных в рублях. Кроме того, при
формировании и реализации долговой политики важно учитывать не
только объемы государственного долга Российской Федерации и
стоимость его обслуживания, но и риски, связанные с возможностью
компаний и банков с государственным участием отвечать по своим
долговым обязательствам, объем которых сопоставим с объемом
государственного долга Российской Федерации.
Одной из ключевых задач бюджетного планирования на предстоящий
период должна стать экономия бюджетных ассигнований,
предусматривающих обеспечение государственного заказа за счет
снижения затрат на его выполнение, в том числе за счет повышения
энергоэффективности экономики.
В целях создания дополнительных условий для повышения
финансово-экономической самостоятельности субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований требуются дальнейшее
совершенствование разграничения полномочий органов государственной
власти и органов местного самоуправления, установленного
федеральным законодательством, и соответствующее распределение
объемов налоговых поступлений между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации исходя из расходных обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. При этом нельзя допускать возложения на субъекты
Российской Федерации таких расходных обязательств, как выплата
единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных
родительского попечения, в семью, обеспечение мер социальной
поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от
политических репрессий, обеспечение социальных выплат безработным
гражданам и реализация мероприятий по содействию занятости
населения.
Для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов
Российской Федерации в полном объеме необходимо закрепление за
бюджетами субъектов Российской Федерации дополнительных налоговых
доходов.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при
составлении проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов:
разработать критерии эффективности и результативности
использования бюджетных ассигнований и произвести корректировку
бюджетных проектировок планового периода федерального бюджета на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов после
соответствующей оценки эффективности бюджетных расходов на
основании указанных критериев;
обеспечить формирование экономически обоснованного уровня
тарифов субъектов естественных монополий и рассмотреть возможность
установления открытых процедур утверждения инвестиционных программ
указанных субъектов;
разработать методику оценки эффективности налоговых льгот,
установленных законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах, с целью определения перечня неэффективных налоговых льгот;
предусмотреть при индексации акцизов в 2011 году более низкий
коэффициент индексации для ставок акцизов на вина натуральные, чем
для ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей
этилового спирта свыше 9 процентов;
рассмотреть вопрос снижения налоговой нагрузки на
налогоплательщиков, производящих и (или) реализующих бензин и
дизельное топливо с более качественными и экологическими
характеристиками;
рассмотреть вопрос об увеличении численности привлекаемых
наемных работников до 15 человек при применении упрощенной системы
налогообложения на основе патента;
разработать график поэтапного сокращения установленных
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговых
льгот по региональным и местным налогам;
рассмотреть возможность снижения тарифа страховых взносов до
уровня фискальной нагрузки 2009 года, в первую очередь для
организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
по аналогии с пониженными ставками страховых взносов для
сельхозтоваропроизводителей;
продолжить практику размещения за пределами Российской
Федерации российских еврооблигаций, номинированных в рублях;
провести аудит эффективности расходов федерального бюджета в
части государственной поддержки отдельных отраслей экономики;
предусматривать ежегодно в установленном Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013
годов" размере субсидии организациям легкой и текстильной
промышленности на уплату процентов по кредитам, полученным в
российских кредитных организациях на осуществление сезонных закупок
сырья и материалов для производства товаров народного потребления и
продукции производственно-технического назначения в 2008-2014
годах, а также по кредитам, полученным в российских кредитных
организациях в 2006-2014 годах на осуществление технического
перевооружения в период 2012-2014 годов;
представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации отчет об объемах средств федерального бюджета,
направленных в уставные капиталы юридических лиц, и о полученных
ими доходах;
провести полную инвентаризацию имущества государственных
академий наук;
принимать решения о финансировании за счет средств
федерального бюджета инвестиционных проектов только после оценки их
эффективности, проведенной в соответствии с процедурой,
предусматривающей четкие и прозрачные критерии такой оценки;
своевременно внести изменения в действующие федеральные
целевые программы и обеспечить финансирование этих программ в
строгом соответствии с их паспортами;
разработать предложения по совершенствованию процедуры
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд и устранению
возможностей злоупотреблений и коррупции в указанной сфере;
внести изменения в методику распределения дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации, которые позволят в полной мере создать стимулы для
регионов к наращиванию собственного налогового потенциала.
2. Предложить Правительству Российской Федерации разработать и
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации:
в 2011 году проект нового Бюджетного кодекса Российской
Федерации с учетом всех изменений, внесенных в бюджетное
законодательство Российской Федерации;
проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации, предусматривающего формирование
федерального бюджета на основе программно-целевых принципов
бюджетного планирования;
проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части соответственно
регулирования государственного и муниципального финансового
контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации;
проект федерального закона о государственном стратегическом
планировании;
проект федерального закона о внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на
совершенствование процедур досудебного порядка разрешения налоговых
споров и предусматривающего, в частности, возможность продления
срока рассмотрения апелляционной жалобы, право на изменение или
дополнение поданной апелляционной жалобы и предельные сроки
реализации этого права, а также установление закрытого перечня
оснований для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения либо
для отказа в ее принятии, право на судебное обжалование не
вступившего в силу решения налогового органа, если апелляционная
жалоба не была рассмотрена в срок;
проект федерального закона о внесении изменений в статью 219
части второй Налогового кодекса Российской Федерации,
предусматривающего увеличение ограничения по социальному налоговому
вычету в сумме расходов за обучение детей в образовательных
учреждениях с 50 тыс. до 100 тыс. рублей на каждого ребенка в общей
сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный
закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации",
предусматривающего новый состав потребительской корзины.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
13 апреля 2011 года
N 136-СФ