ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 15 ноября 2006 г. N 1567-р
г. Москва
О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Соединенных Штатов Америки о процедуре импортного
лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона
"О международных договорах Российской Федерации" принять
согласованное с МИДом России, ФТС России и ФСБ России и
предварительно проработанное с Американской Стороной предложение
Минэкономразвития России о заключении путем обмена письмами
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенных Штатов Америки о процедуре импортного
лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.
Одобрить проект письма Российской Стороны (прилагается).
Поручить Минэкономразвития России по достижении договоренности
с Американской Стороной осуществить от имени Правительства
Российской Федерации обмен письмами, составляющими указанное
Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект согласованные с
ФСБ России изменения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
Проект
"__" ноября 2006 г.
Уважаемая госпожа Шваб!
В знак признания нашего взаимного обязательства по обеспечению
режима наиболее благоприятствуемой нации и национального режима по
отношению к экспорту с территорий наших стран и обязательств,
предусмотренных Соглашением о Всемирной Торговой Организации (ВТО),
имею честь подтвердить то, что делегация Правительства Российской
Федерации и делегация Правительства Соединенных Штатов Америки
достигли понимания в отношении следующих принципов, которые будут
применяться при установлении процедур импортного лицензирования
товаров, содержащих шифровальные средства:
1(а) Правительство Российской Федерации будет применять
процедуры или другие требования, относящиеся к импортному
лицензированию товаров, содержащих шифровальные средства, на
недискриминационной основе в соответствии со статьями I и III ГАТТ
1994. Процедуры, относящиеся к нотификации, экспертизе, получению
разрешения и лицензированию товаров, содержащих шифровальные
средства, и процесс по исключению товаров будут транспарентными и
предсказуемыми и не будут устанавливать неоправданные и
обременительные требования на данную продукцию.
1(б) Условия для импорта товаров, содержащих шифровальные
средства, являющихся предметом существующих и будущих исключений,
указанных во всех Примечаниях к категории 5 части 2 "Информационная
безопасность" Списка товаров и технологий двойного назначения
Вассенаарских договоренностей, не будут являться более
ограничительными, чем условия, действующие на дату подписания
данного письма<1>.
_____________
<1> Включая мобильные телефоны, находящиеся в настоящее время
в розничной продаже в Российской Федерации.
2(а) Правительство Российской Федерации устранит любые
существующие ограничения и не будет применять любые новые, такие,
как получение экспертных заключений, разрешений и лицензий, при
импорте следующих категорий товаров:
(I) товары, содержащие шифровальные средства, ограниченные
следующими функциями:
(а) аутентификация, включающая все аспекты контроля доступа
без шифрования файлов и текстов, за исключением шифрования,
относящегося к паролям и идентификации, и другой подобной защиты
данных от несанкционированного доступа; и
(б) электронная цифровая подпись с любой криптографической
функцией;
(II) товары, содержащие шифровальные средства, имеющие любую
из следующих составляющих:
(а) симметричный криптографический алгоритм, использующий
криптографический ключ длиной, не превышающей 56 бит; или
(б) асимметричный криптографический алгоритм, основанный на
любом из следующих методов:
А) разложение на множители целых чисел, размер которых не
превышает 512 бит;
В) вычисление дискретных логарифмов в мультипликативной группе
конечного поля размером, не превышающим 512 бит; или
С) дискретный логарифм в группе, отличный от указанного в
подпункте В, размером, не превышающим 112 бит;
(III) товары, указанные в Примечании 3 ("Криптографическое
примечание") к категории 5 части 2 "Информационная безопасность"
Списка товаров и технологий двойного назначения Вассенаарских
договоренностей, относящиеся к товарам для массового
распространения;
(IV) компоненты программного обеспечения (включая операционные
системы), реализующие криптографические функции, которые не могут
быть изменены пользователями и не требуют существенной поддержки
поставщиком для установки и для которых поддерживающая
документация, подтверждающая данные характеристики, является
общедоступной или предоставляется, если она не является
общедоступной;
(V) товары с криптографическими функциями, используемые для
защиты технологических каналов сетей связи или управления сетями
связи или системами связи;
(VI) беспроводное оборудование, осуществляющее шифрование
информации только в радиоканале с максимальной дальностью
беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в
соответствии со спецификациями производителя; и
(VII) товары, у которых криптографическая функция
заблокирована производителем.
2(б)
(I) Правительство Российской Федерации разрешит импорт
подпадающих под действие пункта 2(а) товаров, основанный на
однократном представлении в федеральный орган исполнительной власти
в области обеспечения безопасности нотификации о том, что данные
товары не подлежат контролю в качестве шифровальных средств. Для
выполнения этого требования производитель товара подает заполненный
бумажный экземпляр формы, содержащей информацию, приведенную в
приложении к данному письму. Товары, описанные в пунктах 1(б) и
2(а), не потребуют лицензирования как шифровальные средства.
(II) Если интеллектуальная собственность будет заявлена в
нотификации, производитель определяет эту информацию, а федеральный
орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности
защитит такую информацию. Если информация об алгоритме является
охраняемой собственностью, в качестве описания алгоритма
производитель сообщает федеральному органу исполнительной власти в
области обеспечения безопасности наименование собственника
алгоритма.
(III) Подтверждение нотификации будет автоматическим, если
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения
безопасности не свяжется с производителем в течение 10 рабочих дней
после подачи нотификации по вопросу его соответствия требованиям
пункта 2(а). Производителю будет предоставлена возможность
исправить незначительные ошибки в декларации.
(IV) Федеральный орган исполнительной власти в области
обеспечения безопасности будет вести общедоступный интернет-сайт,
где будет опубликована такая информация. Любой импортер или
перевозчик может воспользоваться соответствующей информацией. Если
нотификация на товар была внесена в реестр, импортер (перевозчик)
должен только указать, что товар появился на сайте в
соответствующем разделе ГТД. Процедура нотификации предназначена
упростить ввоз товаров, перечисленных выше, и не приведет к
задержкам или получению дополнительных разрешений.
Наименования товаров, импорт которых как шифровальных средств
ранее требовал получения экспертного заключения, подпадающих под
действие пункта 2(а), будут автоматически публиковаться на
интернет-сайте, и такие товары не будут подлежать прохождению
процедур, описанных в пункте 2(б).
3. Товары, которые должны ввозиться по лицензии, содержащие
шифровальные средства, проходят процедуру получения экспертного
заключения и разрешения однократно. Если эксперту необходима
дополнительная информация для экспертного заключения, он уведомляет
производителя о необходимости представления данной информации в
течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Производители
не будут обязаны предоставлять исходный код, и отказ в
предоставлении такого кода сам по себе не будет приводить к отказу
в приеме заявления. После получения разрешения идентичный или
подобный продукт может быть ввезен на территорию Российской
Федерации на основе лицензии, выданной в соответствии со статьей 2
Соглашения ВТО по процедурам импортного лицензирования. Время,
необходимое для завершения процедур импортного лицензирования,
включая время для получения экспертного заключения, разрешения
федерального органа исполнительной власти в области обеспечения
безопасности и лицензии Минэкономразвития России, не должно
превышать 3 месяцев. Стоимость проведения экспертизы и
лицензирования будет основываться на стоимости оказанных услуг, и
сведения о ней будут доступными.
4. В течение 90 дней с даты настоящего письма Российская
Сторона установит временную систему для реализации положений
пунктов 1-3 данного письма.
5. Российская Сторона включит в проект постановления список
критериев, основанных на технических параметрах товаров, с целью
дальнейшего ограничения количества товаров, подлежащих процедуре,
описанной в пункте 3 данного письма. Эти товары будут проходить
процедуру, описанную в пункте 2(б) данного письма.
6. Данные согласованные принципы будут отражены в Докладе
Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО в том
виде, который должен быть согласован Российской Федерацией и всеми
заинтересованными членами ВТО.
7. В то время, когда Правительство Российской Федерации
продолжает работу по завершению многосторонних переговоров о
присоединении к ВТО, совместно с Правительством США и другими
заинтересованными членами ВТО Россия будет рассматривать
функционирование временной системы. Целью такого пересмотра будет
внесение большей ясности и определенности в процедуры нотификации,
получения разрешений и лицензирования продуктов с шифровальными
функциями, а также, по возможности, дальнейшее уточнение и
расширение сферы действия пунктов 1(б) и 2(а) данного письма.
8. В то время, пока разрабатывается временный порядок,
Правительство Российской Федерации будет также вести дальнейшие
двусторонние переговоры с Правительством США по вопросу импорта
мобильных персональных устройств, маршрутизаторов, коммутаторов и
технологий доверенных платформ.
9. С учетом технических параметров Российская Сторона
рассмотрит включение в проект постановления следующих товаров,
предусмотренных пунктом 2(а) данного письма: полупроводники,
полупроводниковые модули или печатные платы с криптографическими
возможностями и устройства с криптографическими возможностями,
которые не могут быть устранены, но не могут использоваться без
специального программного обеспечения, такие, как в
телекоммуникационном оборудовании.
Кроме того, в рамках двустороннего сотрудничества мы
договариваемся о следующем:
1. Правительство Российской Федерации продолжит консультации с
Правительством США в части регулирования импорта на территорию
Российской Федерации продукции, содержащей криптографические
средства, а также в части соответствующего законодательства.
Правительство Российской Федерации и Правительство США должны также
провести консультации по объему регулирования, включая разработку
объективных критериев для определения товаров, подлежащих
регулированию, и товаров, которые ему не подлежат.
2. Правительство Российской Федерации будет применять
процедуры или другие требования, относящиеся к импортному
лицензированию товаров, содержащих шифровальные средства, на
недискриминационной основе в соответствии со статьей I Соглашения о
торговых отношениях между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенных Штатов Америки от 17 июня 1992 г. В этих
целях Россия не будет принимать или использовать приказы,
инструкции или иные меры, в соответствии с которыми отдельные
компании США или их товары будут подвергаться более тщательной
проверке относительно Положения по импортному лицензированию
товаров, содержащих шифровальные средства.
Надеюсь также на двустороннюю работу с Вами в переговорах по
вступлению России в ВТО по этим вопросам.
Примите, госпожа Шваб, уверения в моем глубоком к Вам
уважении.
ТОРГОВОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ США
госпоже СЮЗАН С.ШВАБ
г. Вашингтон
Приложение: на 1 листе.
_____________
Приложение
Нотификация производителя продукции, содержащей шифровальные
средства, будет включать:
наименование заявителя;
наименование продукции (продукция или программное обеспечение,
семейство продукта);
цель использования (выполняемые функции);
используемые криптографические алгоритмы (название и описание
криптографического алгоритма и максимальная длина ключа);
категория исключений;
криптографические функции, заблокированные производителем;
максимальная дальность беспроводного действия (только для
радиоэлектронных средств связи);
дата заполнения нотификации;
печать/подпись.
_______________