П Р И К А З
Министерства транспорта Российской Федерации
от 25 декабря 2006 г. N 163
Об утверждении Положения о порядке служебного
расследования и учета транспортных происшествий и иных
связанных с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
Зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 г.
Регистрационный N 8840
(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января
2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884) и пунктом 5.2.34 постановления
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395
"Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного
расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий.
Министр И.Левитин
____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке служебного расследования и учета транспортных
происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и
учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта событий (далее - Положение) в соответствии с пунктом 1
статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"<1>
устанавливает порядок служебного расследования и учета транспортных
происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
2. Положение применяется при служебном расследовании и учете
транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
событий, имевших место на железнодорожных путях общего и
железнодорожных путях необщего пользования.
____________
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2,
ст. 169.
II. Служебное расследование транспортных происшествий
и иных связанных с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
3. Руководители инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего
пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта)
незамедлительно оповещают по телефонным, телеграфным или
электронным средствам связи Федеральную службу по надзору в сфере
транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы,
органы прокуратуры, органы внутренних дел, территориальные органы
МЧС России, органы местного самоуправления, владельцев
железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории
указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных
происшествий, указанных ниже:
крушения поездов (столкновения пассажирских, почтово-багажных,
грузопассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных
поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом,
сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских,
почтово-багажных, грузопассажирских, людских, хозяйственных,
грузовых или иных поездах на перегонах и станциях, в результате
которых: (В редакции Приказа Министерства транспорта Российской
Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди или
повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из
инвентаря; (Дополнен - Приказ Министерства транспорта Российской
Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более
человек); (Дополнен - Приказ Министерства транспорта Российской
Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
аварии (столкновения пассажирских, почтово-багажных,
грузопассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных
поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом,
сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских,
почтово-багажных, грузопассажирских, людских, хозяйственных,
грузовых или иных поездах на перегонах и станциях, в результате
которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для
восстановления его исправного состояния требуется проведение
капитального ремонта; (В редакции Приказа Министерства транспорта
Российской Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при
маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых
погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или
повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из
инвентаря либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для
восстановления его исправного состояния требуется проведение
капитального ремонта, или нарушены условия нормальной
жизнедеятельности 100 и более человек); (Дополнен - Приказ
Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
происшествия, связанные с несанкционированным движением по
железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным
путям необщего пользования автотракторной техники (столкновения
поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с
автотракторной техникой вне установленных железнодорожных
переездов, в результате которых погиб человек или получили тяжкие
телесные повреждения пять или более человек; поврежден
железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация,
при которой пострадало десять и более человек либо нарушены условия
жизнедеятельности ста и более человек);
происшествия на железнодорожных переездах (столкновения
поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с
автотракторной техникой, в результате которых погиб или получил
тяжкие телесные повреждения человек или получили тяжкие телесные
повреждения пять или более человек; поврежден железнодорожный
подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация, при которой
пострадало десять и более человек либо нарушены условия
жизнедеятельности ста и более человек; при этом происшествия на
железнодорожных переездах, возникшие по вине субъекта
железнодорожного транспорта и водителей транспортных средств или
пешеходов, учитываются раздельно);
происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов
(связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим
вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки,
неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла
вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла
вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора
вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью
людей, имуществу физических или юридических лиц, экологической
сфере, определяемого в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304<1>). (В редакции
Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
4. Руководители субъектов железнодорожного транспорта не
позднее 3 часов с момента случившегося оповещают по телефонным,
телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его
территориальные органы, владельцев железнодорожного подвижного
состава о возникновении на территории субъектов железнодорожного
транспорта иных связанных с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, указанных ниже:
(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала
светофора или предельного столбика; (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
столкновения пассажирских, почтово-багажных,
грузопассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных
поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом
по всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3
настоящего Положения, сходы железнодорожного подвижного состава в
пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, людских,
хозяйственных, грузовых или иных поездах на перегонах и станциях по
всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3
настоящего Положения; (В редакции Приказа Министерства транспорта
Российской Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
развал груза в пути следования;
излом оси, осевой шейки или колеса;
излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
обрыв хребтовой балки подвижного состава;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания
сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего
показания сигнала вместо показания, требующего продолжения
следования поезда с уменьшенной скоростью; (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при
производстве работ;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций
сооружений инфраструктуры или подвижного состава, связанные с
несоблюдением условий безопасности движения, вызвавших полный
перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на
один час и более.
5. Руководители субъектов железнодорожного транспорта, на
территории которых произошли иные связанные с нарушением правил
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
события, указанные в настоящем пункте, ежемесячно информируют
Ространснадзор и его территориальные органы об их количестве:
сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах,
экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий,
указанных в абзацах втором и третьем пункта 3 Положения; (В
редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
столкновения железнодорожного подвижного состава при маневрах,
экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий,
указанных в абзацах втором и третьем пункта 3 Положения, но при
которых повреждены локомотивы в объеме текущих ремонтов или вагоны
в объеме текущего отцепочного или деповского видов ремонта; (В
редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или
локомотивом);
отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за
технических неисправностей;
неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда,
дизельпоезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом
которой явилась его отцепка в пути следования;
неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом
которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления
или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной
станции;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную
остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной
станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью
вспомогательного локомотива;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
излом рельса под поездом;
саморасцеп автосцепок в поездах;
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за
нагрева буксы или других технических неисправностей;
взрез стрелки;
отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за
нарушения технических условий погрузки, угрожающих безопасности
движения;
обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;
неисправности пути, железнодорожного подвижного состава,
устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи,
контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в
результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по
одному из путей или на станции сверх времени, установленного
графиком движения, на один час и более;
неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером
по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии
движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15
км/час;
наезд поезда или одиночно следующего локомотива на механизмы,
оборудование и посторонние предметы (объекты); (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
несанкционированное движение железнодорожного подвижного
состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон.
(Дополнен - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
6. При получении информации о таких транспортных
происшествиях, как крушения и (или) аварии, предусмотренных пунктом
3 настоящего Положения, а также о столкновениях и сходах
железнодорожного подвижного состава в пассажирских поездах, не
имеющих последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, для
служебного расследования приказом Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта за подписью руководителя Ространснадзора или лица,
исполняющего его обязанности, формируется комиссия из числа
работников Ространснадзора.
Решения, принятые комиссией, являются обязательными для
исполнения субъектами железнодорожного транспорта.
(Пункт в редакции Приказа Министерства транспорта Российской
Федерации от 05.11.2008 г. N 180)
7. При получении информации о транспортных происшествиях,
указанных в пункте 3 настоящего Положения, и иных связанных с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий, указанных в пунктах 4 и 5
настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта
формируется комиссия по расследованию, в составе которой в
зависимости от степени тяжести последствий произошедшего могут
участвовать представители Ространснадзора. (В редакции Приказа
Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
8. Задачами служебного расследования транспортных происшествий
и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта событий являются:
принятие мер по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению
движения и ликвидации последствий;
оценка соответствия фактического состояния железнодорожного
подвижного состава, а также объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования требованиям нормативных
документов, регламентирующих безопасность движения;
оценка действий персонала и должностных лиц субъекта
железнодорожного транспорта, действия которых привели или
способствовали возникновению транспортных происшествий и иных
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий, с указанием невыполненных
положений нормативных документов;
оформление материалов служебного расследования и представление
их в 15-дневный срок в Ространснадзор или его территориальные
органы, а также другим компетентным органам при необходимости.
9. На месте транспортных происшествий и иных связанных с
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий представителями субъекта
железнодорожного транспорта производятся следующие действия:
изымаются скоростемерная лента или накопитель информации
систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда,
справка об обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об
ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;
составляется схема разрушения пути и расположения подвижного
состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и
пикетам, начала схода и места остановки подвижного состава;
производится фотографирование общего вида последствий и
повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и
(или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных
посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного
подвижного состава;
составляются документы осмотра места транспортных происшествий
и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта событий, технического
состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования;
берутся письменные (в необходимых случаях с использованием
аудио- и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным
происшествиям и иным связанным с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям, а
также других очевидцев;
фиксируются погодные условия на момент транспортных
происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
10. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта обязан
сохранять документы, элементы верхнего строения пути, детали
железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые
могут иметь значение при установлении причин транспортного
происшествия, в течение всего периода служебного расследования.
Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на
исследование или испытание и сроках их хранения принимается
комиссией, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
11. Комиссии, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящего
Положения, выезжают на место транспортных происшествий и иных
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий и проводят служебное
расследование обстоятельств и причин их возникновения.
12. На основе материалов служебного расследования и
проведенных проверок руководителем субъекта железнодорожного
транспорта разрабатываются и осуществляются мероприятия по
предупреждению повторения транспортных происшествий или иных
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий.
____________
<1> Опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2007, N 6. - Прим. ред. (В редакции
Приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 05.11.2008 г. N 180)
III. Порядок оформления результатов служебного расследования
транспортных происшествий и иных связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий
13. По результатам служебного расследования, но не позднее
трех суток с момента случившегося, комиссией составляется
техническое заключение о причинах транспортных происшествий и иных
связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта событий, подписанное всеми членами
комиссии.
14. Материалы служебного расследования, указанные в пункте 8
настоящего Положения, должны содержать следующие документы:
акт служебного расследования;
техническое заключение;
список пострадавших с предварительными диагнозами;
акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и
объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
материалы, полученные с применением фото- и киносъемки,
видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие
причины транспортных происшествий и иных связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм
содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава и
объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в
результате транспортного происшествия;
результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или
кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с
указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение
к расследуемому случаю;
акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к
расследуемому случаю;
натурные листы поездов;
результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они
производились);
копию исполненного графика движения поездов;
выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию
железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования и (или)
железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся
причин транспортных происшествий и иных связанных с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта событий;
метеорологическую справку;
сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения,
сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний
в знании правил технической эксплуатации, других нормативных актов
и должностных инструкций, а также заключение о медицинском
освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом
конкретном случае.
IV. Отчетность и учет
15. Транспортные происшествия и иные связанные с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта события учитываются субъектами железнодорожного
транспорта в соответствии с причинами, указанными в технических
заключениях.
16. Транспортные происшествия, связанные с нанесением ущерба
здоровью или жизни людей движущимся подвижным составом в
санкционированных и несанкционированных для нахождения людей местах
(происшествия, в результате которых погиб или получил тяжкие
телесные повреждения один человек; происшествия, в результате
которых получили повреждения средней тяжести пять и более человек),
учитываются субъектом железнодорожного транспорта, на территории
которого произошли указанные в настоящем пункте транспортные
происшествия.
17. Руководители субъектов железнодорожного транспорта обязаны
представлять в Ространснадзор или его территориальные органы
ежемесячные (до 10 числа следующего за отчетным месяца) отчеты по
допущенным транспортным происшествиям и иным связанным с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта событиям.
18. Руководители субъектов железнодорожного транспорта
докладывают в Ространснадзор или его территориальные органы о
принятых решениях судебных органов по допущенным транспортным
происшествиям.
____________