ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 27 июля 2007 г. N 1007-р
г. Москва
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
от 07.12.2007 г. N 1766-р; от 19.11.2008 г. N 1697-р;
от 26.11.2009 г. N 1783-р; от 15.07.2010 г. N 1170-р)
1. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона
"О банке развития" утвердить прилагаемый Меморандум о финансовой
политике государственной корпорации "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее -
Меморандум). (Продлен срок действия Меморандума на 3 года -
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 15.07.2010 г. N 1170-р)
2. Положения Меморандума распространяются на правоотношения,
возникшие с даты его утверждения.
При расчете показателей, предусмотренных пунктами 10, 17, 18
и 27 Меморандума, используется фактический размер собственных
средств (капитала) государственной корпорации "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее -
Внешэкономбанк).
Абзац.(Исключен - Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 07.12.2007 г. N 1766-р)
3. Правление Внешэкономбанка представляет наблюдательному
совету Внешэкономбанка в месячный срок с даты вступления в силу
Меморандума информацию:
о сделках, совершенных Внешэкономбанком при осуществлении
инвестиционной деятельности с даты государственной регистрации
Внешэкономбанка до даты вступления в силу Меморандума, и об их
соответствии (несоответствии) требованиям, установленным
Меморандумом;
о соответствии (несоответствии) состава и структуры портфеля
ценных бумаг, формируемого в целях управления временно свободными
денежными средствами (ликвидностью) и рисками, требованиям,
установленным Меморандумом;
об участии Внешэкономбанка в уставных капиталах финансовых
организаций (кредитных организаций, профессиональных участников
рынка ценных бумаг, страховых организаций).
4. Порядок участия Внешэкономбанка в реализации федеральных
целевых программ и государственных инвестиционных программ
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
__________________________
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 2007 г.
N 1007-р
М Е М О Р А Н Д У М
о финансовой политике государственной корпорации
"Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)"
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 г. N 1697-р; от 26.11.2009 г. N 1783-р)
I. Общие положения
1. Меморандум о финансовой политике государственной
корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум) определяет основные
направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности
государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк), в том
числе количественные и качественные ограничения инвестиционной и
финансовой деятельности Внешэкономбанка в целях обеспечения его
финансовой устойчивости.
Меморандум также устанавливает основные условия, порядок и
сроки предоставления кредитов и займов, выдачи гарантий, участия в
уставных капиталах хозяйственных обществ, страхования экспортных
кредитов и количественные ограничения на привлечение заемных
средств.
2. Меморандум устанавливает основы для определения
инвестиционной и финансовой политики, политики управления рисками
Внешэкономбанка.
3. Внешэкономбанк выполняет банковские и другие операции,
предусмотренные Федеральным законом "О банке развития", с учетом
ограничений, установленных Меморандумом. Банковские операции
Внешэкономбанк осуществляет при реализации инвестиционных проектов,
отвечающих требованиям, установленным Меморандумом, и управлении
временно свободными денежными средствами (ликвидностью) в
соответствии с требованиями, установленными Меморандумом. Положения
Меморандума являются обязательными для исполнения правлением и
председателем Внешэкономбанка.
4. Деятельность Внешэкономбанка основывается на следующих
принципах:
а) отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми
институтами. При осуществлении инвестиционной деятельности
Внешэкономбанк отдает предпочтение инвестиционным проектам, при
реализации которых он не конкурирует с коммерческими финансовыми
институтами. Как правило, Внешэкономбанк участвует в реализации
инвестиционных проектов, если они не могут быть профинансированы
коммерческими финансовыми институтами на условиях, сопоставимых с
условиями финансирования, осуществляемого Внешэкономбанком;
б) публичность. Деятельность Внешэкономбанка осуществляется
на основе публичности и открытости инвестиционной и финансовой
деятельности с использованием лучшей практики корпоративного
управления;
в) безубыточность. Внешэкономбанк участвует в реализации
инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются
убыточными;
г) частно-государственное партнерство. Внешэкономбанк отдает
предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах
частно-государственного партнерства;
д) экологическая ответственность. Внешэкономбанк не участвует
в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих
требованиям охраны окружающей среды и стандартам экологической
эффективности.
5. Анализ соответствия принципам, предусмотренным пунктом 4
Меморандума, осуществляется на этапе проведения в соответствии с
Меморандумом экспертизы инвестиционных проектов.
Результаты выполнения указанных принципов отражаются в
годовом отчете Внешэкономбанка.
II. Основные направления инвестиционной деятельности
Внешэкономбанка
6. Основными направлениями инвестиционной деятельности
Внешэкономбанка являются:
а) реализация инвестиционных проектов, направленных на
устранение инфраструктурных ограничений экономического роста,
включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры,
инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма;
б) реализация инвестиционных проектов, направленных на
развитие инноваций;
в) участие в реализации проектов, направленных на повышение
эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей
среды и улучшение экологической обстановки, а также проектов,
направленных на повышение энергоэффективности; (В редакции
Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 26.11.2009 г. N 1783-р)
г) участие в реализации проектов, направленных на развитие
малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования
кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку
малого и среднего предпринимательства;
д) поддержка экспорта сельскохозяйственной и промышленной
продукции и услуг, в том числе в целях диверсификации национального
экспорта. (В редакции Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 19.11.2008 г. N 1697-р)
7. Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной
деятельности Внешэкономбанка на 2007-2010 годы являются:
а) авиастроение и ракетно-космический комплекс;
б) судостроение;
в) электронная промышленность;
г) атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;
д) транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;
е) металлургия (производство специальных сталей);
ж) деревообрабатывающая промышленность;
з) оборонно-промышленный комплекс;
и) агропромышленный комплекс; (Дополнен - Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 г. N 1697-р)
к) стратегические компьютерные технологии и программное
обеспечение; (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 26.11.2009 г. N 1783-р)
л) информационно-коммуникационные системы; (Дополнен -
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 26.11.2009 г. N 1783-р)
м) медицинская техника и фармацевтика. (Дополнен -
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 26.11.2009 г. N 1783-р)
8. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных
проектов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом и
внутренними документами Внешэкономбанка, путем:
а) предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых
операций и финансирования на возвратной основе в иных формах,
предусмотренных Федеральным законом "О банке развития" (далее -
финансирование на возвратной основе);
б) выдачи гарантий и поручительств;
в) участия в уставных капиталах хозяйственных обществ;
г) страхования экспортных кредитов от коммерческих и
политических рисков в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
д) гарантийной поддержки экспорта.
9. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных
проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на
условиях частно-государственного партнерства, в том числе
финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской
Федерации, а также инвестиционных проектов, связанных с созданием
объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для
обеспечения функционирования особых экономических зон.
Внешэкономбанк участвует в инвестиционных проектах,
реализуемых в рамках федеральных целевых программ, если эти
проекты соответствуют требованиям, установленным Меморандумом.
В исключительных случаях Внешэкономбанк в порядке и на
условиях, определяемых решением наблюдательного совета
Внешэкономбанка, может участвовать в реализации других
инвестиционных проектов.
10. При осуществлении инвестиционной деятельности
Внешэкономбанк обеспечивает соблюдение минимально допустимого
уровня коэффициента достаточности капитала в размере 10 процентов.
Коэффициент достаточности капитала определяется как отношение
размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка и величины
его активов, взвешенных по уровню риска.
Методика расчета размера собственных средств (капитала),
величины активов, взвешенных по уровню риска, а также методика
расчета значения коэффициента достаточности капитала
разрабатываются на основании нормативных актов Банка России и
утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка по
представлению правления Внешэкономбанка.
III. Условия, порядок, сроки, ограничения и лимиты предоставления
банковских кредитов, займов, гарантий и поручительств,
осуществление финансирования на возвратной основе
11. Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и
поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной
основе в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих
основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка,
установленным Меморандумом, а также следующим критериям:
а) срок окупаемости проекта - более 5 лет;
б) общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей.
12. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком
кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на
возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта
устанавливается в размере 1 млрд. рублей или в размере суммы в
иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. рублей.
13. Условия и порядок предоставления кредитов, займов,
гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе, в
том числе требования к обеспечению по кредиту, займу и требования,
предъявляемые к заемщику, устанавливаются положением о кредитной
политике Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом
Внешэкономбанка по предложению правления Внешэкономбанка.
14. Внешэкономбанк при принятии решений о предоставлении
кредитов, займов, гарантий и поручительств, а также об
осуществлении финансирования на возвратной основе осуществляет
экспертизу инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном
пунктом 41 Меморандума.
15. Внешэкономбанк осуществляет преимущественно среднее и
долгосрочное (более 3 лет) кредитование инвестиционных проектов.
16. Доля долгосрочных и среднесрочных кредитов, займов в
общем портфеле кредитов, займов устанавливается в размере не менее
80 процентов общего объема кредитов, займов, предоставленных
Внешэкономбанком.
17. В целях ограничения кредитного риска Внешэкономбанка
устанавливаются следующие лимиты:
а) максимальный размер риска на 1 заемщика или группу
связанных заемщиков не должен превышать 25 процентов размера
собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
б) совокупный размер крупных рисков не должен превышать
800 процентов размера собственных средств (капитала)
Внешэкономбанка.
18. Наблюдательный совет Внешэкономбанка вправе устанавливать
дополнительные лимиты, в том числе относительно структуры
кредитного портфеля Внешэкономбанка.
19. Методика и порядок расчета показателей и лимитов,
указанных в пункте 17 Меморандума, устанавливаются с учетом
подходов к оценке риска, изложенных в нормативных актах Банка
России, и утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.
IV. Условия и порядок участия в уставных капиталах хозяйственных
обществ и (или) приобретения облигаций хозяйственных обществ,
ограничения и лимиты участия в уставных капиталах хозяйственных
обществ и (или) приобретения облигаций хозяйственных обществ
20. Внешэкономбанк принимает решение об участии в уставных
капиталах и (или) о приобретении облигаций хозяйственных обществ в
случае, если хозяйственное общество осуществляет реализацию
инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям
инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным
Меморандумом, а также следующим критериям:
а) срок окупаемости проекта - более 5 лет;
б) объем финансирования, необходимый для реализации
проекта, - более 2 млрд. рублей.
21. Минимальный размер средств, направляемых для участия в
уставном капитале одного хозяйственного общества и (или)
приобретения облигаций хозяйственного общества, устанавливается в
размере 1 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте,
эквивалентной 1 млрд. рублей.
22. Внешэкономбанк при принятии решений об участии в уставном
капитале хозяйственного общества и (или) о приобретении облигаций
хозяйственного общества осуществляет экспертизу инвестиционного
проекта в порядке, предусмотренном пунктом 41 Меморандума.
23. Внешэкономбанк может участвовать в уставном капитале
финансовых организаций (кредитных организаций, профессиональных
участников рынка ценных бумаг, страховых организаций) в
соответствии с Федеральным законом "О банке развития" и на
основании решения наблюдательного совета Внешэкономбанка.
24. Предусмотренные пунктами 20-23 Меморандума ограничения
не распространяются на операции с ценными бумагами хозяйственных
обществ при осуществлении Внешэкономбанком деятельности по
управлению временно свободными денежными средствами (ликвидностью)
и рисками в соответствии с требованиями, установленными
Меморандумом.
V. Условия и порядок гарантийной поддержки экспорта, страхования
экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков,
ограничения и лимиты гарантийной поддержки и страхования
25. Внешэкономбанк осуществляет финансовую и гарантийную
поддержку экспорта промышленной продукции, страхование экспортных
кредитов или кредитных линий в соответствии с целями и функциями
своей деятельности.
26. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования
экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков
утверждается Правительством Российской Федерации.
27. Максимальный размер обязательств Внешэкономбанка,
связанных с осуществлением гарантийной поддержки экспорта и (или)
страхования, в отношении одного заемщика или группы связанных
заемщиков не должен превышать 25 процентов размера собственных
средств (капитала) Внешэкономбанка.
VI. Условия, порядок и ограничения финансовой поддержки
кредитных организаций и юридических лиц в целях развития малого и
среднего предпринимательства
28. Внешэкономбанк предоставляет гарантии, поручительства и
кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим
поддержку малого и среднего предпринимательства, в порядке,
утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.
29. Срок кредитования субъектов малого и среднего
предпринимательства составляет более 2 лет. Размер
предоставляемого кредита - не более 150 млн. рублей.
30. Общая сумма гарантий, поручительств и кредитов,
предоставляемых кредитным организациям и юридическим лицам,
осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства,
ежегодно, начиная с 2007 года, определяется наблюдательным советом
Внешэкономбанка на очередной год.
31. Сумма гарантий, поручительств и кредитов, предоставленных
Внешэкономбанком в целях поддержки малого и среднего
предпринимательства, учитывается при расчете показателей и
лимитов, установленных пунктами 17 и 18 настоящего Меморандума.
VII. Основные направления финансовой деятельности
Внешэкономбанка
32. Основными направлениями финансовой деятельности
Внешэкономбанка являются:
а) увеличение ресурсной базы;
б) управление временно свободными денежными средствами
(ликвидностью);
в) управление рисками.
33. В целях увеличения ресурсной базы и управления временно
свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками
Внешэкономбанк вправе:
а) привлекать заимствования на внутреннем и внешнем рынках, в
том числе на рынке межбанковского кредитования;
б) размещать временно свободные денежные средства на
внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынке межбанковского
кредитования;
в) участвовать в сделках, предусматривающих обязательства
сторон уплачивать денежные средства в зависимости от изменения цен
на товары и ценные бумаги, курса валюты, величины процентной
ставки и уровня инфляции;
г) осуществлять куплю-продажу иностранной валюты.
34. Внешэкономбанк вправе привлекать заимствования путем
выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг на внешнем и
внутреннем рынках в соответствии с законодательством Российской
Федерации о рынке ценных бумаг и применимым иностранным
законодательством. Принятие решения о выпуске облигаций и порядка
выпуска Внешэкономбанком ценных бумаг осуществляется
наблюдательным советом Внешэкономбанка.
35. В целях предотвращения конфликта интересов не допускается
приобретение Внешэкономбанком выпускаемых им корпоративных
облигаций и других ценных бумаг при осуществлении функций
государственной управляющей компании по доверительному управлению
средствами пенсионных накоплений в соответствии с частью 2
статьи 21 Федерального закона "О банке развития" и агента
Пенсионного фонда Российской Федерации.
36. В целях управления временно свободными денежными
средствами (ликвидностью) Внешэкономбанк вправе осуществлять
операции на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
37. Наблюдательный совет Внешэкономбанка вправе устанавливать
требования к размеру и структуре портфеля ценных бумаг и иных
финансовых инструментов, формируемого в целях управления временно
свободными денежными средствами (ликвидностью), а также к объему и
характеру операций, проводимых Внешэкономбанком в соответствии с
пунктом 33 Меморандума.
38. Наблюдательный совет Внешэкономбанка ежегодно, начиная с
2007 года, определяет предельный размер средств, направляемых на
цели управления временно свободными денежными средствами
(ликвидностью) Внешэкономбанка.
39. Внешэкономбанк формирует фонды за счет своей прибыли и на
основании положения о фондах Внешэкономбанка, утверждаемого
наблюдательным советом Внешэкономбанка.
Проекты, направленные на оказание благотворительной и
спонсорской поддержки, финансируются за счет прибыли
Внешэкономбанка. Программа осуществления Внешэкономбанком
благотворительной и спонсорской поддержки на очередной год
утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка.
VIII. Экспертиза инвестиционных проектов
40. Для участия в реализации инвестиционных проектов и
проектов экспортных контрактов российских экспортеров
Внешэкономбанк проводит экспертизу этих проектов.
41. По результатам экспертизы инвестиционного проекта и
проекта экспортного контракта российского экспортера,
осуществляемой Внешэкономбанком, составляется заключение,
включающее анализ качественных и количественных параметров, оценку
эффективности этих проектов и их соответствия требованиям,
установленным Меморандумом.
Порядок проведения указанной экспертизы утверждается
правлением Внешэкономбанка.
IX. Условия и порядок осуществления Внешэкономбанком
деятельности в качестве инвестиционного консультанта
по реализации инвестиционных проектов
42. Внешэкономбанк осуществляет на комиссионной основе
деятельность в качестве инвестиционного консультанта по реализации
инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям
инвестиционной деятельности Внешэкономбанка и отвечающих
требованиям, установленным Меморандумом, в том числе
структурирование финансирования инвестиционного проекта.
43. Размер комиссионного вознаграждения и другие условия
осуществления Внешэкономбанком деятельности в качестве
инвестиционного консультанта по реализации инвестиционных проектов
утверждаются правлением Внешэкономбанка.
X. Основные положения политики управления рисками
44. Внешэкономбанк формирует резервы на возможные потери по
ссудной и приравненной к ней задолженности на основании
утверждаемых наблюдательным советом Внешэкономбанка положений и
требований, которые устанавливаются в соответствии с подходами,
изложенными в нормативных актах Банка России, а также с принятыми
в международной практике принципами и подходами.
45. Внешэкономбанк формирует резервный фонд.
Минимальный объем ежегодных отчислений в резервный фонд
устанавливается в размере 20 процентов прибыли Внешэкономбанка.
XI. Отчетность и представление информации
46. Внешэкономбанк представляет в Правительство Российской
Федерации годовой отчет, ежегодную консолидированную финансовую
отчетность, подготовленную в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, и заключение аудиторов в срок
не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заключения
аудиторов.
47. Внешэкономбанк дополнительно представляет наблюдательному
совету Внешэкономбанка информацию:
а) об инвестиционных проектах, соответствующих требованиям,
установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком
проведена экспертиза и принято решение о предоставлении
финансирования, включая информацию о размерах и формах участия в
реализации проектов, - ежеквартально;
б) об инвестиционных проектах, соответствующих требованиям,
установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком
проведена экспертиза и принято решение об отказе в предоставлении
финансирования, включая информацию о причинах отказа, -
ежеквартально;
в) об инвестиционных проектах, объем финансирования которых
составляет более 1 процента размера собственных средств (капитала)
Внешэкономбанка, - ежеквартально;
г) о размере и структуре портфеля ценных бумаг, формируемого
в целях управления временно свободными денежными средствами
(ликвидностью) и рисками, - ежеквартально.
48. Внешэкономбанк размещает на своем сайте в сети Интернет
краткую информацию о своей деятельности (за исключением
информации, размещение которой ограничено либо запрещено в
соответствии с законодательством Российской Федерации).
Перечень и состав этой информации, а также порядок и сроки ее
размещения утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.
49. Контроль за исполнением Меморандума возлагается на
правление Внешэкономбанка, службу внутреннего контроля
Внешэкономбанка и аудитора. Служба внутреннего контроля
Внешэкономбанка ежеквартально готовит отчет, который
рассматривается наблюдательным советом Внешэкономбанка.
____________