ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р
г. Москва
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию
развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы,
одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от
18 января 2003 г. N 69-р (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 4, ст. 364).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Зубков
____________________
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2007 г.
N 1305-р
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в Концепцию развития лесного
хозяйства Российской Федерации
на 2003-2010 годы
Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на
2003-2010 годы изложить в следующей редакции:
"ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2003 г.
N 69-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 28 сентября 2007 г.
N 1305-р)
К О Н Ц Е П Ц И Я
развития лесного хозяйства Российской Федерации
до 2010 года
I. Введение
Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет
существенное значение для социально-экономического развития более
чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной
промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема
промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по
Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
Организация рационального использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и
лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г.
составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны),
запасы древесины в лесах - 82 млрд. куб. метров (свыше четверти
мировых запасов), потенциальный ежегодный объем заготовки
древесины - более 500 млн. куб. метров.
С 2003 года проведена работа по совершенствованию лесного
законодательства по вопросам разграничения полномочий органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,
совершенствованию организационной структуры управления лесным
хозяйством, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
За 2003-2006 годы было осуществлено:
лесовосстановление - на общей площади 3082,4 тыс. гектаров
(45 процентов объема, предусмотренного Концепцией на период с
2003 по 2010 год), в том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс.
гектаров;
ввод молодых древостоев в категорию ценных лесных
насаждений - 4600,9 тыс. гектаров (49 процентов);
строительство дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км
(42 процента);
лесоустройство - 146,6 млн. гектаров, лесоинвентаризация -
50,3 млн. гектаров, мониторинг состояния лесного фонда - 154 млн.
гектаров (46 процентов).
В целях оперативной оценки пожарной опасности в лесах и
своевременного принятия мер с 2003 года ежегодно на площади
560 млн. гектаров проводится космический мониторинг лесных
пожаров.
Площадь лесных земель, подвергшаяся пожарам, с 2003 года
сократилась в 1,7 раза, количество лесных пожаров - в 1,14 раза,
ущерб от лесных пожаров - в 8 раз.
Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не
достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.
Изменения в системе государственного управления, произошедшие
в стране в ходе осуществления административной реформы,
бюджетно-финансовой реформы, разграничения полномочий органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений.
Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного
повышения эффективности и объемов использования лесов,
совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию
объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания
благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали
принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно
отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от
ведущих стран мира. В настоящее время потребление лесобумажной
продукции в России находится на относительно низком уровне и в
значительной мере зависит от степени деловой активности в смежных
отраслях промышленности, а также на потребительском рынке.
В структуре экспорта лесобумажной продукции России лесоматериалы
круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде
всего о несовершенной структуре производства и неразвитости
химико-механической переработки древесины.
Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные
возобновляемые запасы лесных ресурсов и конкурентные преимущества
позволяют прогнозировать возможность обеспечения России
соответствующего ее потенциалу места в мировом товарообороте
лесной продукции.
Развитие промышленности и строительного сектора в
совокупности с ростом реальных доходов населения будет
способствовать увеличению спроса на все виды лесобумажной
продукции на внутреннем рынке. Приоритетным направлением станет
развитие новых сегментов спроса на древесину в сфере энергетики и
строительства, включая:
развитие деревянного домостроения в рамках приоритетного
национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам
России";
развитие массового производства деревянных клееных
конструкций;
применение энергоносителей древесного происхождения в
качестве альтернативных источников топлива для коммунальной
энергетики.
В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях
лесного фонда, за период 2007-2010 годов необходимо обеспечить
сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от
площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, необходимо
улучшить санитарное состояние лесов, своевременно проводить
противопожарное обустройство лесов и снизить опасность лесных
пожаров, обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем
проведения государственной инвентаризации лесов.
II. Цели и задачи развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2007-2010 годы. Этапы реализации Концепции
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный
закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) обусловило необходимость
изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации
на 2003-2010 годы в части корректировки задач, направлений развития
лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на
2007-2010 годы.
Целями развития лесного хозяйства и совершенствования
управления лесами являются создание условий, обеспечивающих
устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований
непрерывного, рационального и неистощительного использования
лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов,
своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их
ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и
биологического разнообразия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
подготовка актов, необходимых для реализации Лесного кодекса
Российской Федерации, включая нормативные правовые акты
Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные
правовые акты и акты субъектов Российской Федерации;
организация управления в области лесных отношений в
соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (передача в
установленном порядке лесхозов субъектам Российской Федерации,
формирование органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в
области лесных отношений, организация финансирования расходов,
связанных с введением в действие Лесного кодекса Российской
Федерации, организация мониторинга реализации полномочий
Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление
которых передается субъектам Российской Федерации);
организация эффективного межведомственного взаимодействия, а
также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных
заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных
противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе
земель лесного фонда и земель иных категорий;
повышение эффективности использования лесов за счет
вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития
долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения
инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования
малоценной древесины;
обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных
отношений в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом
экологических и экономических факторов;
совершенствование экономического механизма в лесном секторе в
целях увеличения лесного дохода.
Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа.
На первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна быть
сформирована система лесных отношений и управления лесами на
принципиально новой правовой и организационной основе
функционирования, характеризующаяся дальнейшей децентрализацией
управления лесами и повышением ответственности лесопользователей
за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:
передачи осуществления отдельных полномочий Российской
Федерации в области лесных отношений органам государственной
власти субъектов Российской Федерации;
передачи в собственность субъектов Российской Федерации
имущества лесхозов и территориальных органов Федерального
агентства лесного хозяйства;
формирования в субъектах Российской Федерации уполномоченных
органов исполнительной власти, осуществляющих переданные
полномочия;
создания новых территориальных единиц управления лесами -
лесничеств и лесопарков.
На втором этапе (2008-2010 годы) необходимо осуществить
планомерное развитие лесного хозяйства на основе новой системы
государственного управления лесами, внедрения достижений науки и
техники, широкого использования геоинформационных систем и
технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного,
комплексного использования лесных ресурсов при сохранении
экологического и генетического потенциала лесов России.
III. Основные направления развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих
устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные
меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям.
Повышение эффективности государственного управления лесами
Повышение эффективности государственного управления лесами
обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской
Федерации путем:
разграничения полномочий органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
лесных отношений;
совершенствования лесного планирования;
совершенствования организации использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов;
совершенствования государственного лесного контроля и
надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской
Федерации в области лесных отношений, осуществление которых
передается субъектам Российской Федерации.
Упорядочение управления в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных
отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и
лесопарков.
Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:
реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и
лесопарках;
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и
неистощительного использования лесов, а также рационального
использования земель лесного фонда;
организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов
животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов,
улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
сохранение и усиление средообразующих, защитных,
водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных
полезных природных свойств лесов;
сохранение биологического разнообразия и объектов
историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда
и в лесах, расположенных на землях иных категорий;
обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими
лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения
иных требований, установленных лесным законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в
лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных
категорий, проводят скоординированную политику в области лесных
отношений.
Совершенствование организации использования лесов
Предполагается увеличение объема использования лесов путем
вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных
территорий, а также путем повышения интенсивности использования
лесов в освоенных лесах за счет более полного использования
ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.
В современных социально-экономических условиях наиболее
целесообразным является использование ресурсов в европейской части
России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока.
Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть
отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший
ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с
близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта,
относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой
различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое
значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения
лесного хозяйства.
Для повышения эффективности использования лесов в европейской
части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных
насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу
продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики
создания лесных плантаций. Основным направлением повышения
эффективности использования лесов в данном регионе должно быть
обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов
малоценной древесины лиственных пород путем развития производств
по ее переработке.
В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития
использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных
территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации
приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что
позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать
дополнительные рабочие места и увеличить доходность от
использования лесов.
Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной
лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической
эффективности освоения лесных массивов).
Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению,
должно основываться на принципах нормирования и оптимизации
обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по
зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с
обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий
труда.
При использовании лесов должны быть обеспечены:
выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного
хозяйства;
разработка и внедрение экономических механизмов
стимулирования развития глубокой переработки древесины путем
совершенствования политики ценообразования, политики в области
внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного
комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных
структур в лесопромышленном комплексе;
вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых
территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного
действия.
Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков
и оценки лесов
Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется
совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как
системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней
информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего
планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования
использования лесов, проектирования лесных участков, а также для
осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и
воспроизводством лесов.
Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом
экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и
использования лесов основывается на отказе от государственной
монополии в проведении лесоустройства.
Результаты работ по оценке экологического и ресурсного
потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их
разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
Предстоит создать комплекс программно-методического
обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга,
внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными
насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том
числе радиационному, воздействию.
Совершенствование охраны и защиты лесов
Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по
следующим направлениям:
организация эффективной системы государственного лесного
контроля и надзора;
развитие системы государственной инвентаризации лесов.
Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением
государственной политики, обеспечивающей экологическую
безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Система охраны лесов должна функционировать в существенно
меняющихся природных условиях.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются
антропогенные факторы, вследствие которых возникает более
80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать
в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение
к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по
профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно
осуществляться путем эффективного использования стационарных
пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и
установки на них современных телевизионных камер цветного
изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения
оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать
существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня
технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и
оборудование.
Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов
являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии
развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих
целей следует обеспечить необходимую периодичность
авиапатрулирования.
Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является
внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание,
сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство
аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами
технического обслуживания и контроля.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения
лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также
химических средств и полимеров, повышающих эффективность
использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено
внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного
управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля
работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в
лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров
дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России,
материалы которого должны дополнять сведения авиационного и
наземного обнаружения лесных пожаров.
Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
осуществление районирования территории Российской Федерации
по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической
и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного
освоения территорий;
совершенствование системы управления тушением крупных лесных
пожаров;
осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе
геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных,
авиационных и космических наблюдений;
расширение научно-исследовательских и проектных работ в
области охраны лесов от пожаров.
Для защиты лесов от вредных организмов и принятия
экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу
предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с
использованием наземных и дистанционных средств, а также создание
единой информационной системы об изменениях лесопатологической и
санитарной обстановки в лесах.
Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно
обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты
лесов от вредных организмов.
Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать
повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению
вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем
формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию
негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной
безопасности в лесах.
Воспроизводство лесов и лесоразведение
В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках,
гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях,
должно быть обеспечено за счет:
своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса,
уходу за лесом и обеспечению условий для естественного
возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;
оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов
восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала,
совершенствования системы лесного селекционного семеноводства,
развития и эффективного использования постоянных лесосеменных
участков.
В предстоящий период планируется реализовать комплекс
мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах,
утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный
потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые
годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание
лесных плантаций.
Указанные мероприятия предусматривают:
переход на принципы районирования лесов по способам
лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные
мероприятия в пределах лесных районов;
внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов,
обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение
экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных
насаждений на неиспользуемых землях;
рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.
В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии
земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и
выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской
части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.
Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов
активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в
европейской части России и на Урале, проведение работ по
лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к
Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и
проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с
мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок
ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками,
должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения
гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных
культур в результате заглушения их нежелательной древесной
растительностью.
Важной задачей является обучение арендаторов методам
оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами
лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и
лесорастительных условиях.
Научное и кадровое обеспечение
Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и
прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически
безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства,
обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное
использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
Приоритетными направлениями научных исследований в области
лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:
разработка научных основ управления лесами и устойчивого
развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
изучение природы леса и на этой основе разработка
экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства,
технологий и технических средств, обеспечивающих повышение
устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание
высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и
оперативной информации о лесах, создание и разработка
прогрессивных технологий и средств механизации различных видов
рубок леса, совершенствование методологических и нормативных
документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка
методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);
разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка
и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной
ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения
лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от
пожаров);
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия,
воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на
селекционно-генетической основе;
разработка эффективных экологически безопасных систем защиты
лесов от вредных организмов и техногенных факторов
(совершенствование методов сбора, анализа и использования
лесопатологической информации, разработка эколого-экономических
критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых
способов и средств защиты лесов от вредных организмов,
профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);
изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на
миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения
радиационно безопасного использования лесов;
разработка научно-методических основ информационного
обеспечения радиационно безопасного использования лесов,
загрязненных радионуклидами.
Приоритетными также являются научные исследования,
направленные на выполнение положений международных конвенций по
биологическому разнообразию, изменению климата, а также на
развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских
национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с
мировыми.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует
обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее
время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной
мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и
качество образования в этой области не в полной мере соответствуют
современным требованиям.
В предстоящий период предполагается активизировать работу,
направленную на повышение квалификации работников лесного
хозяйства в части государственного управления лесами, развития
рыночной экономики в лесном секторе и использования
ГИС-технологий.
IV. Экологическое значение лесов и необходимость
сохранения их биоразнообразия
Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов
страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от
многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что
позволяет организовать их неистощительное использование.
Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной
среды, обеспечивают естественное регулирование большинства
протекающих в экологической системе Земли процессов, что
предопределяет необходимость максимального сохранения природных
свойств лесов.
Без учета экологических проблем, структуры и динамики
изменения состава лесов России, а также анализа природных и
антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные
прогнозы глобальных изменений природной среды.
Решение экологических проблем обеспечения устойчивого
развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:
сохранение биологического разнообразия и экологических
функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения
(защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;
разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах,
являющихся объектом экономической деятельности, развитие
сертификации;
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как
обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации
и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;
сохранение и рациональное использование генетического и
экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества
с другими государствами и международными организациями в этой
области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;
усиление просветительской деятельности по формированию в
обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного
отношения к ним.
Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому
назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие
соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов,
расположенных на землях лесного фонда).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения
средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным
использованием лесов при условии, если это использование
совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими
полезными функциями.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого,
максимально эффективного получения высококачественной древесины и
других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением
сохранения полезных функций таких лесов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет
не планируется осуществлять заготовку древесины.
Важным является необходимость уточнения режимов использования
эксплуатационных и особенно защитных лесов.
V. Экономические и финансовые основы развития
лесного хозяйства
Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами
является повышение эффективности работы лесного сектора страны в
целом и лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса
Российской Федерации создали для этого необходимые условия,
законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной
экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации
системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной
среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально
новые экономические и финансовые основы развития лесного
хозяйства, предусмотрены следующие необходимые условия для
повышения эффективности его функционирования:
предоставление субъектам Российской Федерации прав и
полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для
стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;
значительное расширение перечня разрешенных видов
использования лесов;
осуществление арендаторами на лесных участках,
предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по
лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не
предоставленных в аренду лесных участков органы государственной
власти или органы местного самоуправления размещают заказы на
выполнение этих работ путем проведения торгов;
заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже
права на заключение такого договора, за исключением случаев,
предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской
Федерации;
обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений,
связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в
области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской
Федерации условий, направленных на достижение основной
цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном
сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным
управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения
правил аренды лесных участков;
стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе
экономики.
Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда
арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны
организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой
территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим
существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных
документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная
система, при которой арендатор декларирует свои намерения по
использованию арендуемого лесного участка.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков
будет способствовать повышению уровня транспарентности и
конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность
субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
Важной задачей в сфере управления лесами является разработка
оптимальной государственной политики ценообразования на
используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта
политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства
по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых
насаждений;
служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Стратегическим направлением совершенствования ценообразования
на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для
возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть
сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей
стране находятся в федеральной собственности при федеративном
устройстве государства и негосударственной собственности на
средства производства в лесопромышленном секторе экономики.
В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном
секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более
гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая
формирование механизмов установления ставок арендной платы на
рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на
выполнение лесохозяйственных работ.
VI. Участие в международном сотрудничестве
в области лесного хозяйства
Осуществление международного сотрудничества Российской
Федерации в области использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих
международных обязательств страны. Конкретными задачами
международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу
являются:
анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в
странах с различными формами собственности на леса и использование
полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного
хозяйства Российской Федерации;
усиление представительства и влияния Российской Федерации в
таких международных организациях, как Форум ООН по лесам,
Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и
сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;
предоставление в соответствии с международными договорами
Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной,
совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах
Российской Федерации и об их использовании;
борьба с нелегальными рубками в рамках решений
Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам
правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной
Азии (ЕСА ФЛЕГ);
признание международным сообществом российской системы
добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по
добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;
активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в
рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении
климата;
разработка и реализация комплексных программ изучения и
сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;
развитие международного сотрудничества по проблемам
экологического мониторинга с использованием дистанционного
зондирования и геоинформационных систем;
содействие мировой общественности в вопросах пропаганды
бережного сохранения и использования лесных ресурсов,
сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения
различных международных конкурсов.
VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты
Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо
осуществить комплекс мероприятий, направленных на
совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного
хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и
межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение
эффективности деятельности по использованию, охране, защите и
воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного
хозяйства и расширение участия Российской Федерации в
международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции до
2010 года представлен в приложении.
Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов,
направленных на регулирование следующих вопросов:
эффективный контроль за исполнением органами государственной
власти субъектов Российской Федерации переданных им для
осуществления полномочий в области лесных отношений;
эффективное использование лесов на праве аренды лесных
участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при
использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых
средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
обеспечение эффективного экономического механизма
использования лесов;
обеспечение защиты деятельности государственных лесных
инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений
лесного законодательства;
оценка экономического и экологического потенциала лесных
участков.
Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны
стать целевые программы регионального уровня.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей
Концепции до 2010 года позволит обеспечить:
устойчивое развитие лесного хозяйства;
существенное улучшение состояния лесов;
увеличение поступления платежей за использование лесов в
бюджеты всех уровней;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства,
создание дополнительных рабочих мест;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными
участками, что объективно будет способствовать снижению рисков
хозяйственной деятельности, повышению эффективности
функционирования лесного сектора экономики и увеличению
производства его продукции.
____________
Приложение
к Концепции развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
от 28 сентября 2007 г.
N 1305-р
План мероприятий по реализации Концепции развития
лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года
-------------------------------------------------------------------
| Срок | Ответственные
|реализации | исполнители
-------------------------------------------------------------------
I. Нормативная правовая деятельность
1. Подготовка и принятие 2007 год органы
нормативных правовых актов государственной
субъектов Российской власти субъектов
Федерации, необходимых для Российской Федерации
реализации Лесного кодекса
Российской Федерации
II. Совершенствование государственного управления
в области лесных отношений
2. Формирование новых основных до МПР России
территориальных единиц 1 января Рослесхоз
управления в области 2008 г. Минобороны России
использования, охраны, органы исполнительной
защиты и воспроизводства власти субъектов
лесов - лесничеств и Российской Федерации
лесопарков
3. Преобразование лесхозов из до Минобороны России
государственных учреждений 1 января Рослесхоз
в иные 2008 г. органы исполнительной
организационно-правовые власти субъектов
формы Российской Федерации
4. Контроль и надзор в 2007-2010 МПР России
установленном порядке за годы Рослесхоз
осуществлением Росприроднадзор
уполномоченными органами
государственной власти
субъектов Российской
Федерации переданных им
полномочий в области лесных
отношений
III. Повышение эффективности использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов
5. Разработка и реализация 2007-2010 органы исполнительной
субъектами Российской годы власти субъектов
Федерации региональных Российской Федерации
программ воспроизводства МПР России
лесов
6. Организация эффективного 2007-2008 МПР России
межведомственного годы МВД России
взаимодействия, а также Минсельхоз России
взаимодействия с органами Минобороны России
исполнительной власти ФТС России
субъектов Российской Рослесхоз
Федерации, осуществляющими
государственный лесной
контроль и надзор, по
пресечению незаконных
заготовок и оборота
незаконно заготовленной
древесины и иных
противоправных
посягательств в отношении
лесных участков в составе
земель лесного фонда и
земель иных категорий
IV. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства
7. Организация выполнения 2007-2010 МПР России
приоритетных прикладных годы Рослесхоз
научных исследований в
области использования,
охраны, защиты и
воспроизводства лесов
8. Организация подготовки и 2007-2009 МПР России
повышения квалификации годы Рослесхоз
работников лесного органы исполнительной
хозяйства в части власти субъектов
государственного управления Российской Федерации
лесами, развития рыночной
экономики в лесном секторе
и использования
ГИС-технологий
V. Участие в международном сотрудничестве в области
лесного хозяйства
9. Разработка и реализация 2007-2010 МПР России
совместных проектов в годы Минпромэнерго
области использования, России
охраны, защиты и МИД России
воспроизводства лесов Рослесхоз
Российской Федерации в
рамках Продовольственной и
сельскохозяйственной
организации ООН
10. Участие в разработке 2007-2009 МПР России
Добровольного кодекса по годы МИД России
лесам в рамках Форума ООН Рослесхоз
по лесам
11. Развитие международного 2007-2010 МПР России
сотрудничества (на годы Минпромэнерго
двусторонней и России
многосторонней основе) по МИД России
проблемам охраны лесов от Минэкономразвития
пожаров и защиты от вредных России
организмов, управления органы исполнительной
лесами, лесопатологического власти субъектов
мониторинга лесов, полного Российской
использования лесной Федерации".
биомассы, развития
национальных систем
добровольной лесной
сертификации, сохранения
биологического разнообразия
в лесах, развития лесной
генетики и селекции, борьбы
с нелегальными рубками
древесины
___________