У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мониторинге правоприменения в
Российской Федерации
В целях совершенствования правовой системы Российской
Федерации п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге
правоприменения в Российской Федерации.
2. Возложить на Министерство юстиции Российской Федерации:
а) осуществление мониторинга правоприменения в Российской
Федерации (далее - мониторинг) в целях выполнения решений
Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений
Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо
принятие (издание), изменение или признание утратившими силу
(отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации;
б) функции по координации мониторинга, осуществляемого
федеральными органами исполнительной власти, и его методическому
обеспечению.
3. Правительству Российской Федерации:
а) утверждать ежегодно план мониторинга;
б) представлять ежегодно Президенту Российской Федерации
доклад о результатах мониторинга;
в) учитывать в плане своей законопроектной деятельности
предложения о принятии (издании), изменении или признании
утратившими силу (отмене) законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, представленные в связи с
подготовкой доклада Президенту Российской Федерации о результатах
мониторинга.
4. Следственному комитету Российской Федерации, федеральным
органам исполнительной власти и органам государственной власти
субъектов Российской Федерации:
а) представлять ежегодно в Министерство юстиции Российской
Федерации:
предложения к проекту плана мониторинга;
доклады о результатах мониторинга, осуществленного указанными
органами;
б) принимать в пределах своих полномочий меры по устранению
выявленных в ходе мониторинга недостатков в нормотворческой и (или)
правоприменительной деятельности.
5. Рекомендовать:
а) Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду
Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской
Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации,
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,
Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка, Счетной палате Российской Федерации, Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, Центральному банку
Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации,
государственным корпорациям, фондам и иным организациям, созданным
Российской Федерацией на основании федерального закона, ежегодно
направлять в Министерство юстиции Российской Федерации предложения
к проектам плана мониторинга и доклада Президенту Российской
Федерации о результатах мониторинга;
б) Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному
Суду Российской Федерации учитывать результаты мониторинга при даче
разъяснений по вопросам судебной практики.
6. Внести в Положение о Министерстве юстиции Российской
Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от
13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 42, ст. 4108; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 39,
ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10,
ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19,
ст. 2300), изменение, дополнив пункт 7 подпунктом 4-1 следующего
содержания:
"4-1) осуществляет в установленной сфере деятельности
мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях
выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и
постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с
которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание
утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также функции по координации
мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами
исполнительной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, и его методическому обеспечению;".
7. Установить, что функции по проведению мониторинга
осуществляются федеральными органами исполнительной власти в
пределах установленной предельной численности работников их
центральных аппаратов и работников территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам в
федеральном бюджете.
8. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок
утвердить методику осуществления мониторинга.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
20 мая 2011 года
N 657
________________
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 мая 2011 г.
N 657
П О Л О Ж Е Н И Е
о мониторинге правоприменения
в Российской Федерации
1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления
мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее -
мониторинг).
2. Мониторинг предусматривает комплексную и плановую
деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу
и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения
или признания утратившими силу (отмены):
а) законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации - в целях выполнения решений Конституционного
Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по
правам человека;
б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных
федеральными законами;
в) нормативных правовых актов Правительства Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях,
предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
г) нормативных правовых актов Российской Федерации - в
случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,
иными программными документами, поручениями Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, основными
направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на
соответствующий период и программами социально-экономического
развития государства;
д) нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях
реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных
факторов;
е) нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях
устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной
юридической силы.
3. Основной целью осуществления мониторинга является
совершенствование правовой системы Российской Федерации.
4. Мониторинг проводится в соответствии с планом мониторинга и
согласно методике его осуществления.
При наличии соответствующего поручения Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации мониторинг
осуществляется без внесения изменений в утвержденный Правительством
Российской Федерации план мониторинга.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления могут осуществлять мониторинг по
собственной инициативе.
5. Проект плана мониторинга ежегодно разрабатывается
Министерством юстиции Российской Федерации с учетом:
а) ежегодных посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) решений (предложений) Конституционного Суда Российской
Федерации, Европейского Суда по правам человека, Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации;
в) предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации,
государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных
Российской Федерацией на основании федерального закона;
г) предложений Следственного комитета Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
д) национального плана противодействия коррупции, иных
программных документов, поручений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации;
е) основных направлений деятельности Правительства Российской
Федерации на соответствующий период;
ж) программ социально-экономического развития государства;
з) предложений институтов гражданского общества и средств
массовой информации.
6. Федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные
государственные органы и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации при подготовке предложений к проекту плана
мониторинга учитывают в пределах своей компетенции предложения
институтов гражданского общества и средств массовой информации о
принятии (издании), изменении или признании утратившими силу
(отмене) законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, поступившие в соответствующий орган.
7. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации при подготовке предложений к проекту плана мониторинга
учитывают предложения соответствующих органов местного
самоуправления.
8. Указанные в подпунктах "в", "г" и "з" пункта 5, пунктах 6 и
7 настоящего Положения предложения к проекту плана мониторинга
представляются в Министерство юстиции Российской Федерации
ежегодно, до 1 июня.
9. Проект плана мониторинга ежегодно, до 1 августа, вносится
Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство
Российской Федерации.
10. План мониторинга ежегодно, до 1 сентября, утверждается
Правительством Российской Федерации.
11. В плане мониторинга отражаются:
а) отрасль (подотрасль) законодательства либо группа
нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется
осуществить;
б) наименования федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, участвующих в мониторинге;
в) сроки осуществления мониторинга;
г) иные данные.
12. Федеральные органы исполнительной власти и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до
1 июня, представляют в Министерство юстиции Российской Федерации
доклады о результатах мониторинга, осуществленного ими в предыдущем
году в соответствии с планом мониторинга.
Сведения, полученные в результате мониторинга, осуществленного
федеральными органами исполнительной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по
собственной инициативе, могут направляться до 1 июня в Министерство
юстиции Российской Федерации по решению этих органов.
Другие органы и организации могут направлять в Министерство
юстиции Российской Федерации до 1 июня предложения к проекту
доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга.
13. Министерство юстиции Российской Федерации на основе
докладов федеральных органов исполнительной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации о результатах
мониторинга, осуществленного ими в предыдущем году, и других
материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект
доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга и
предложения к плану законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации.
14. В проекте доклада Президенту Российской Федерации о
результатах мониторинга подводятся итоги выполнения плана
мониторинга за предыдущий год и вносятся предложения:
а) о необходимости принятия (издания), изменения или признания
утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации;
б) о мерах по совершенствованию законодательных и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации;
в) о мерах по повышению эффективности правоприменения;
г) о мерах по повышению эффективности противодействия
коррупции;
д) о государственных органах, ответственных за разработку
соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и за реализацию мер по повышению эффективности
правоприменения и противодействия коррупции.
15. Проект доклада Президенту Российской Федерации о
результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации ежегодно, до
1 августа, направляются в установленном порядке Министерством
юстиции Российской Федерации в Правительство Российской Федерации
для рассмотрения.
Правительство Российской Федерации ежегодно, до 1 сентября,
представляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах
мониторинга.
16. Президентом Российской Федерации по итогам рассмотрения
доклада о результатах мониторинга могут быть даны поручения
государственным органам и организациям, а также должностным лицам о
разработке законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и принятии иных мер по реализации предложений,
содержащихся в указанном докладе.
17. Доклад о результатах мониторинга после рассмотрения его
Президентом Российской Федерации подлежит опубликованию
Министерством юстиции Российской Федерации в средствах массовой
информации, а также размещению на официальных сайтах Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет.
______________