ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 7 марта 2008 г. N 288-р
г. Москва
Утратилo силу с 01.07.2010 -
Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от 23.12.2009 г. N 2062-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы контроля
вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и
контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция).
2. Мининформсвязи России совместно с ФТС России, ФНС России и
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
обеспечить управление реализацией Концепции.
3. Мининформсвязи России, ФТС России и ФНС России в 3-месячный
срок подготовить совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти план мероприятий по реализации
Концепции и утвердить его.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Зубков
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 2008 г.
N 288-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
создания системы контроля вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации и контроля правомерности
применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров
I. Введение
Концепция создания системы контроля вывоза товаров с
таможенной территории Российской Федерации и контроля
правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - система
контроля) разработана в целях совершенствования системы
межведомственного информационного взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей
компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю
вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и
контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров.
Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи
создания системы контроля, ее информационно-технологическую
архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы
контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения
информационной безопасности, этапы создания, функционирования и
развития системы контроля, а также источники финансового
обеспечения работ по ее созданию и развитию.
Также в настоящей Концепции представлена оценка экономической
и социальной эффективности системы контроля.
II. Предпосылки создания системы контроля
В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме
экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с
производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются
налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
В соответствии с данным положением российские экспортеры, а
также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право
на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при
приобретении материальных ресурсов для производства и реализации
экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг).
В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения
налога на добавленную стоимость более чем в 2 раза превышает рост
объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального
бюджета.
Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость
при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных
участников внешнеэкономической деятельности является результатом
недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового
контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки
правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по
налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров
обусловлена:
низкой оперативностью обмена данными между таможенными
органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и
приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых
осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории
Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного
доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных
органов, консолидирующему соответствующую информацию;
преимущественным использованием бумажного документооборота,
ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через
государственную границу Российской Федерации, на которые
в соответствии с действующими процедурами контроля фактического
вывоза возложена основная нагрузка по учету вывоза.
Недостаточная эффективность контроля правомерности применения
налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную
стоимость при экспорте товаров обусловлена:
отсутствием оперативного доступа налоговых органов к
информации таможенных и других федеральных органов исполнительной
власти, необходимой для проведения эффективного налогового
контроля;
недостаточным уровнем использования современных
информационных и телекоммуникационных технологий в рамках
действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и
поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к
неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников
внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков.
Указанные ограничения на практике приводят к увеличению
количества документов, представляемых в налоговые органы для
подтверждения факта вывоза, чрезмерной нагрузке на приграничные
таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности
получения информации, необходимой для проведения налогового
контроля в установленные законодательством сроки.
III. Цели и задачи создания системы контроля
Основной целью создания системы контроля является обеспечение
эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории
Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки
0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте
товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить
решение следующих задач:
создание информационно-технологической инфраструктуры системы
контроля;
информационно-технологическое обеспечение процессов
регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории
Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной
службой на всех уровнях внутриведомственного управления;
обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза
товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля
правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения
информационных и телекоммуникационных технологий;
перевод в электронную форму ведомственного и
межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными
органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с
таможенной территории Российской Федерации и контроле
правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров;
техническое обеспечение функционирования системы контроля с
применением территориально распределенных каналов передачи данных.
Создание системы контроля осуществляется в соответствии со
следующими основными принципами:
использование электронного документооборота при организации
информационного взаимодействия между участниками
внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми
органами;
использование по мере появления соответствующего
нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость
первичных документов, передаваемых в электронной форме;
автоматическое формирование сведений, необходимых для
подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации,
содержащейся в первичных документах;
исключение повторного ввода информации;
оперативное предоставление таможенными органами участникам
внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими
фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных
документов, имеющих юридическую значимость;
оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами
сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по
таможенному и налоговому контролю;
использование инфраструктуры общероссийского государственного
информационного центра управления межведомственным информационным
обменом и доступом к данным государственных информационных систем
для предоставления государственных услуг в электронном виде
(далее - государственный информационный центр), создаваемого в
рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010
годы)", для организации информационного взаимодействия между
налоговыми и таможенными органами с использованием современных
средств идентификации участников информационного взаимодействия, а
также электронной цифровой подписи;
обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе
контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры
межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в
электронных документах, используемых в рамках системы контроля,
для осуществления контроля правомерности применения ставки
0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте
товаров.
IV. Информационно-технологическая архитектура системы контроля
Информационно-технологическая архитектура системы контроля
включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент
информационного взаимодействия.
Ведомственные сегменты системы контроля создаются на основе
единой автоматизированной информационной системы таможенных
органов, автоматизированной информационной системы "Налог"
Федеральной налоговой службы, а также ведомственных информационных
систем иных контролирующих и надзорных федеральных органов
исполнительной власти и государственных организаций.
Межведомственный сегмент информационного взаимодействия
системы контроля создается путем развития инфраструктуры и
технологических возможностей государственного информационного
центра, в том числе его телекоммуникационного компонента в части
информационно-технологической поддержки информационного
взаимодействия, а также обеспечения юридически значимого
информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными
органами с использованием современных средств идентификации
участников информационного взаимодействия и электронной цифровой
подписи.
Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной
таможенной службы позволит обеспечить автоматизацию следующих
процессов:
сбор предварительных сведений о подлежащих вывозу товарах по
данным товаросопроводительных документов, представленных в форме
электронных документов, при осуществлении таможенного оформления и
таможенного контроля для таможенных режимов, предусматривающих
вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской
Федерации;
сбор в электронной форме сведений о фактическом вывозе
товаров при таможенном контроле и оформлении убытия товаров в
пунктах пропуска через государственную границу Российской
Федерации;
подготовка и анализ отчетности о фактическом вывозе товаров;
предоставление участнику внешнеэкономической деятельности
информации о фактическом вывозе его товаров с таможенной
территории Российской Федерации;
передача в межведомственный сегмент системы контроля в
электронной форме информации о фактическом вывозе товаров с
таможенной территории Российской Федерации, а также иных имеющихся
в Федеральной таможенной службе сведений, необходимых для
проведения налогового контроля;
получение из межведомственного сегмента системы контроля и
обработка информации, необходимой для проведения таможенного
контроля с целью выявления сделок с признаками нарушения
таможенного законодательства.
Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной
налоговой службы позволит обеспечить автоматизацию следующих
процессов:
передача в межведомственный сегмент системы контроля
информации, необходимой для проведения таможенного контроля для
выявления сделок с признаками нарушения таможенного
законодательства;
получение из межведомственного сегмента системы контроля и
обработка информации о фактическом вывозе товаров с таможенной
территории Российской Федерации, а также сведений, необходимых для
проведения налогового контроля, в том числе:
сведений, содержащихся в выписках банков, подтверждающих
фактическое поступление на счета налогоплательщиков в российских
банках выручки от реализации товаров иностранным лицам;
сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории
Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях,
транспортных, товаросопроводительных и иных документах с отметками
о прохождении таможенного и пограничного контроля в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации,
осуществивших выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом
экспорта.
Создание межведомственного сегмента системы контроля позволит
обеспечить:
ведение централизованных справочников и классификаторов
межведомственного информационного взаимодействия (в том числе
идентификационных элементов);
ведение реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных
лиц федеральных органов исполнительной власти, используемых при
создании электронной цифровой подписи для подписания электронных
сообщений (документов);
ведение электронной базы регламентирующих документов по
межведомственному информационному взаимодействию в удобной для
пользователей форме;
автоматизированную настройку форматов межведомственного
информационного взаимодействия в соответствии с регламентом;
гарантированную доставку электронных сообщений (документов)
субъектам межведомственного информационного взаимодействия,
которым они адресуются;
подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной
цифровой подписи электронных сообщений (документов);
ведение журнала сеансов межведомственного информационного
взаимодействия;
накопление, хранение и архивирование данных межведомственного
информационного взаимодействия;
обеспечение юридической значимости электронных сообщений
(документов) по запросу субъектов межведомственного
информационного взаимодействия;
обеспечение защиты передаваемой информации от
несанкционированного доступа, искажения или блокирования;
обеспечение доступа к государственным информационным системам
и иным информационным системам;
анализ и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при
межведомственном информационном взаимодействии;
ведение единого реестра пользователей системы контроля,
обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к системе
контроля;
централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры
межведомственного информационного взаимодействия.
V. Государственные заказчики работ по созданию системы контроля
Учитывая межведомственный характер работ, целесообразно
определить государственного заказчика - координатора работ по
созданию системы контроля (далее - государственный
заказчик-координатор) и государственных заказчиков работ по
созданию и развитию ее отдельных сегментов (далее -
государственные заказчики).
Государственным заказчиком-координатором предлагается
определить Министерство информационных технологий и связи
Российской Федерации.
Государственными заказчиками работ по созданию отдельных
сегментов системы контроля предлагается определить:
Федеральную таможенную службу - в части создания и развития
ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной
службы;
Федеральную налоговую службу - в части создания и развития
ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой
службы;
Федеральное агентство по информационным технологиям - в части
создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия
системы контроля.
Основными функциями государственного заказчика-координатора
являются:
формирование технических и функциональных требований к
системе контроля на основе предложений государственных заказчиков;
разработка предложений по нормативно-правовому и финансовому
обеспечению создания и функционирования системы контроля;
координация деятельности государственных заказчиков;
контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на
создание системы контроля;
организация приемки работ по созданию системы контроля;
участие в приемке работ по созданию отдельных компонентов
системы контроля.
Государственные заказчики обеспечивают:
подготовку предложений по техническим и функциональным
требованиям к отдельным компонентам системы контроля;
подготовку предложений по финансовому обеспечению создания и
развития компонентов системы контроля;
подготовку и проведение конкурсов по выбору исполнителей
работ;
координацию проводимых исполнителями работ по созданию и
развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля;
приемку работ по созданию и развитию соответствующих
ведомственных сегментов системы контроля.
VI. Порядок информационного взаимодействия
в рамках системы контроля
Состав и источники информации, необходимой для контроля
вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации,
определяет Федеральная таможенная служба. Состав и источники
информации, необходимой для контроля правомерности применения
ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте
товаров, определяет Федеральная налоговая служба.
Межведомственное информационное взаимодействие в рамках
системы контроля осуществляется через государственный
информационный центр.
Условия и порядок межведомственного информационного
взаимодействия определяются совместными приказами оператора
государственного информационного центра и федеральными органами
исполнительной власти, участвующими в информационном обмене в
рамках системы контроля.
В случае если участник информационного обмена не является
федеральным органом исполнительной власти, условия информационного
взаимодействия определяются соглашением между ним,
соответствующими федеральными органами исполнительной власти и
оператором государственного информационного центра.
VII. Обеспечение информационной безопасности системы контроля
Целью обеспечения информационной безопасности системы
контроля является защита информации и поддерживающей ее
инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий
естественного или искусственного характера, чреватых нанесением
ущерба системе контроля и ее пользователям.
Информационная безопасность системы контроля обеспечивается
за счет реализации многоуровневой системы безопасности, задачами
которой являются:
обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на
всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и
предоставления пользователю системы контроля;
обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
обеспечение защиты программных и технических средств,
используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки
и разрушающего воздействия.
Основными направлениями создания системы защиты информации
являются:
организационно-режимные меры по защите;
защита информации от утечки по каналам побочных
электромагнитных излучений и наводок;
защита от вирусных атак;
обеспечение безопасности информационного взаимодействия между
налоговыми и таможенными органами с использованием современных
средств защиты информации, в том числе средств идентификации
участников информационного взаимодействия и электронной цифровой
подписи;
защита информации от несанкционированного доступа.
VIII. Этапы создания, функционирования и
развития системы контроля
Создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию
планируется осуществить до конца 2010 года в 3 этапа.
На I этапе (2008 год) планируется обеспечить:
развитие инфраструктуры и технологических возможностей
государственного информационного центра для создания
межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы
контроля;
разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых
для организации межведомственного информационного взаимодействия с
использованием инфраструктуры государственного информационного
центра в процессе контроля вывоза товаров с таможенной территории
Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки
0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте
товаров;
доработку проектов технического задания,
финансово-экономического обоснования и плана работ по созданию
системы контроля с учетом финансового обеспечения работ по
созданию системы контроля и уточнения состава участников обмена
информацией, а также состава и структуры данных, которыми
обмениваются федеральные органы исполнительной власти в рамках
системы контроля;
разработку нового, доработку и адаптацию существующего
программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы
контроля в целях осуществления межведомственного обмена данными с
использованием инфраструктуры и технологических возможностей
государственного информационного центра;
интеграцию и перевод в опытную эксплуатацию межведомственного
и ведомственных сегментов системы контроля, обеспечивающих
межведомственное информационное взаимодействие на федеральном
уровне в объеме, предусмотренном соглашениями о межведомственном
информационном обмене;
разработку нового и адаптацию существующего программного
обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в
целях автоматизации процессов передачи сведений о фактах
поступления выручки от реализации товаров иностранным лицам, а
также получения и обработки сведений налоговыми органами для
контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на
добавленную стоимость при экспорте товаров;
выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования
и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на
пилотных объектах I этапа;
разработку предложений о внесении изменений в нормативные
правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов.
На II этапе (2009 год) планируется обеспечить:
разработку нового и адаптацию существующего программного
обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в
целях автоматизации процессов таможенного контроля вывоза товаров с
учетом специфики железнодорожного, авиационного, трубопроводного,
морского (речного) видов транспорта и почтовых отправлений всеми
видами транспорта, а также получения и обработки сведений
налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0
процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;
выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования
и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на
пилотных объектах II этапа;
разработку предложений о внесении изменений в нормативные
правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов.
На III этапе (2010 год) планируется обеспечить:
выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования
и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на всех
объектах ведомственных сегментов системы контроля;
ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию.
По мере развития системы контроля возможно расширение состава
ее участников. Подключение к системе контроля федеральных органов
исполнительной власти осуществляется по мере выпуска
соответствующих приказов, или заключения соглашений об
информационном взаимодействии, или внесения изменений в действующие
приказы либо соглашения с учетом требований, предъявляемых
оператором государственного информационного центра.
В случае если передаче сведений должна предшествовать работа
по организации их сбора, обеспечению необходимого уровня
оперативности и достоверности, такая работа выполняется в рамках
ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за
федеральным органом исполнительной власти, являющимся владельцем
соответствующей информации.
Задачи, связанные с автоматизацией обработки полученной
информации, решаются в рамках ведомственного сегмента системы
контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной
власти, являющимся получателем информации.
Ввод системы контроля или ее компонентов в промышленную
эксплуатацию осуществляется по результатам опытной эксплуатации.
Опытная эксплуатация системы контроля должна осуществляться не
более 1 года.
IX. Финансовое обеспечение работ по созданию
и развитию системы контроля
Финансирование работ по проектированию, созданию и развитию
межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы
контроля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета
в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия
(2002-2010 годы)".
Финансирование работ по созданию и развитию ведомственных
сегментов системы контроля предполагается осуществлять за счет
средств федерального бюджета, выделяемых государственным
заказчикам в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации.
X. Оценка экономической и социальной
эффективности системы контроля
Создание системы контроля обеспечит повышение эффективности
работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации путем снижения с 15 до 0 количества
обрабатываемых в бумажной форме письменных обращений о
подтверждении факта вывоза товаров по одной таможенной декларации
и сокращения времени при регистрации факта вывоза товаров, а также
времени прохождения грузов в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации.
Функционирование системы межведомственного обмена данными в
масштабе времени, близком к реальному, между таможенными и
налоговыми органами позволит осуществлять более действенный
контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к
возмещению налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов
при экспорте товаров, а также контроль экспортных сделок в целях
предотвращения оттока капитала. Система контроля позволит
налоговым и таможенным органам совместно противодействовать
неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость при
экспорте товаров.
Своевременное предоставление таможенными органами необходимых
достоверных сведений налоговым органам будет способствовать решению
вопросов, связанных с уменьшением сроков проведения мероприятий в
рамках контроля правомерности применения ставки 0 процентов по
налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при
одновременном соблюдении установленных законодательством сроков
возмещения налога на добавленную стоимость, повышению надежности и
правомерности такого возмещения.
Создание системы контроля обеспечит:
повышение обоснованности решений в отношении вывоза
экспортируемых товаров и правомерности применения ставки 0
процентов по налогу на добавленную стоимость;
сокращение времени и снижение трудозатрат сотрудников
таможенных и налоговых органов на осуществление мероприятий по
контролю вывоза товаров и проверке правомерности применения ставки
0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте
товаров;
сокращение простоев транспортных средств, связанных с
проведением таможенного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации;
сокращение времени и снижение трудозатрат, связанных с
получением участниками внешнеэкономической деятельности
подтверждения факта вывоза и факта поступления выручки от экспорта
товаров;
снижение объема бумажного документооборота между таможенными,
налоговыми органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Функционирование системы контроля позволит организовать
оперативный сбор и обработку информации о фактически вывозимых
товарах и транспортных средствах.
С точки зрения экономической эффективности создание системы
контроля обеспечит:
сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным
экспортом и составляющих в настоящее время 10-30 млрд. рублей в
год;
сокращение потерь добросовестных участников
внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным
получением возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте
товаров и составляющих около 5 млрд. рублей в год.
____________