ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 3 июня 2011 г. N 967-р
МОСКВА
В соответствии с пунктом 2-1 статьи 10 Федерального закона
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить
прилагаемую программу развития федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила
Канта" на 2011-2020 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2011 г.
N 967-р
П Р О Г Р А М М А
развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" на
2011-2020 годы
I. Общие положения
Настоящая программа разработана в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 13 октября 2010 г. N 1255
"О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила
Канта".
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Балтийский
федеральный университет имени Иммануила Канта" (далее -
университет) создано путем изменения типа федерального
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Российский государственный
университет имени Иммануила Канта".
В силу специфического геополитического положения
Калининградская область играет особую роль в обеспечении
национальных интересов России в Балтийском регионе и Европе в
целом. Университет призван играть ведущую роль в
социально-экономическом развитии региона посредством формирования
качественного кадрового и научного потенциала области.
К 2021 году университет сформируется как
научно-образовательный центр, реализующий профессиональные
образовательные программы в соответствии с требованиями
инновационной экономики Калининградской области и Северо-Западного
федерального округа в целом.
Реализация настоящей программы позволит создать высшее
учебное заведение, способное решать стратегические задачи региона
посредством разработки и внедрения востребованных профессиональным
сообществом образовательных программ на основе федеральных
государственных образовательных стандартов и стандартов,
разработанных университетом самостоятельно и адаптированных с
учетом модернизации и технологического развития экономики России.
Настоящая программа предусматривает:
формирование международного центра продвижения
образовательных программ изучения русского языка и
профессиональных образовательных программ на русском языке, центра
взаимодействия с русскоязычным населением, проживающим на
территории Европейского союза, федеральных центров коллективного
пользования оборудованием по ведущим научным направлениям
деятельности университета;
присоединение к университету федеральных государственных
образовательных учреждений среднего профессионального образования
"Калининградский государственный колледж градостроительства" и
"Калининградский технический колледж".
Интеграция ресурсов объединяемых учреждений позволит
обеспечить подготовку кадров по всем стратегическим направлениям
развития Калининградской области. Целесообразность присоединения
указанных учреждений обусловлена необходимостью интеграции науки,
образования и производства, выстраивания системы непрерывного
профессионального образования, а также повышения качества программ
среднего профессионального и высшего профессионального образования
с учетом специфики региона.
Модернизация университета по модели федерального университета
предполагает внедрение инновационных образовательных программ
среднего профессионального, высшего профессионального,
послевузовского профессионального и дополнительного
профессионального образования, обеспечение системной модернизации
профессионального образования, подготовку, переподготовку и
повышение квалификации кадров на основе применения современных
образовательных технологий, выполнение широкого спектра
фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечение
интеграции науки, образования и производства, в том числе путем
доведения результатов интеллектуальной деятельности до
практического применения.
В долгосрочной перспективе университет должен стать одним из
центров международной академической мобильности и лидером в
научной и образовательной сферах в регионе Балтийского моря.
Университет будет играть ведущую роль в организации,
координации и методическом развитии системы профессионального
образования в регионе, в создании условий для адекватного
кадрового и научного обеспечения социально-экономического развития
уникального геополитического региона России.
II. Анализ состояния и задач социально-экономического развития
Калининградской области, место и роль университета
в решении задач развития региона
Калининградская область - уникальный регион (субъект)
Российской Федерации, в 1991 году ставший единственной эксклавной
территорией (полностью отделенной от территории остальной страны
сухопутными границами иностранных государств и международными
морскими водами), а с 2004 года окруженный территорией
Европейского союза.
Оказавшись отрезанной от основной территории страны, после
1990 года Калининградская область фактически потеряла свою
традиционную специализацию, позиционирование и профилирование в
рамках национального разделения труда, в значительной степени
утратила специфический научно-технический потенциал, связанный с
морехозяйственным комплексом.
Стратегией социально-экономического развития Калининградской
области на средне- и долгосрочную перспективу, утвержденной
постановлением правительства Калининградской области от 9 марта
2007 г. N 95, к числу ключевых отраслей экономики отнесены
транспортно-логистический комплекс, энергетический комплекс,
агропромышленный комплекс и пищевая промышленность, включая
промышленную рыбопереработку, туристско-рекреационный комплекс с
учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе,
машиностроение и металлообработка. Согласно указанной стратегии
развития область призвана внести свой вклад в обеспечение
устойчивого российского присутствия на Балтике, что означает в том
числе развитие единого рынка труда и капитала, подключение к
европейской системе высокоскоростных магистралей, стыковку
энергосистем, а также трансформацию экономической структуры
области в направлении экспортной ориентации, создание современной
урбанистической среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение
инвестиций.
В связи с этим университет планирует внедрить новые
инновационные образовательные программы в сфере
транспортно-логистических систем, энергосбережения и
энергоэффективности, наноэлектроники, медицины и медицинских
биотехнологий, геоэкологического мониторинга, архитектуры,
градостроения, дизайна, пространственного планирования и
территориального развития и др.
Для развития конкурентного рынка труда региону до 2020 года
дополнительно потребуется не менее 50 тыс. конкурентоспособных на
международном уровне кадров для работы в формирующихся экспортно
ориентированных кластерах.
Основной целью стратегического развития и модернизации
экономики области является обеспечение сопоставимого с
сопредельными странами качества жизни населения региона.
Массированные инвестиции Европейского союза в модернизацию
университетов Польши и Литвы создают препятствия для опережающего
развития экономики Калининградской области.
В то же время Калининградская область имеет ряд преимуществ,
среди которых:
обеспечение обмена знаниями и технологиями, межкультурной
коммуникации между регионами России и зарубежными странами;
продвижение русского языка и культуры, в том числе поддержка
Русского мира (русской диаспоры) за рубежом;
развитие академической мобильности между Россией и другими
странами Европы.
Настоящая программа учитывает основные положения Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
и следующих программных и стратегических документов, определяющих
развитие Калининградской области в составе Северо-Западного
федерального округа:
Федеральная целевая программа развития Калининградской
области на период до 2015 года;
стратегия социально-экономического развития Калининградской
области на средне- и долгосрочную перспективу;
программа социально-экономического развития Калининградской
области на 2007-2016 годы.
Приоритетные направления развития университета вытекают из
задач социально-экономического развития Калининградской области в
составе Северо-Западного федерального округа, а также из
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
В университете получат развитие новые научные школы по таким
направлениям, как: нелинейные науки; материаловедение; фотоника;
геномные и протеомные исследования; клеточные биотехнологии;
тонкий органический синтез; технологии повышения
энергоэффективности; цифровые методы обработки информации и защиты
данных; телекоммуникации и наноэлектроника; прикладная
информатика, математическое моделирование и математическая
геофизика.
Модернизация университетской инфраструктуры на основе
передовых технологий позволит создать образовательный центр,
конкурентоспособный в сравнении с университетами сопредельных
стран, обеспечить экспорт образовательных услуг.
Сильными сторонами для реализации уникальных
междисциплинарных образовательных программ и внедрения передовых
технологий на базе университета являются преимущества его
геополитического расположения, широкий спектр
научно-образовательных направлений, соответствующих профилю
классического университета, обширные связи с европейскими
университетами (в том числе в регионе Балтийского моря).
К слабым сторонам развития университета можно отнести
удаленность от ведущих отечественных научно-образовательных
центров, слабую включенность в развитие национальных
технологических платформ и национальных корпораций, а также
ограниченность кадрового (демографического) потенциала региона.
III. Приоритетные направления развития университета
Приоритетными направлениями деятельности университета,
вытекающими из задач социально-экономического развития
Калининградской области в составе Северо-Западного федерального
округа, являются:
энергосбережение и энергетическая безопасность;
материаловедение и наносистемы;
информационно-телекоммуникационные системы;
транспортно-логистические и рекреационные технологии;
медицинские биотехнологии;
социальные изменения и социально-гуманитарные технологии;
рациональное природопользование;
технологии развития урбанизированной среды.
Данные приоритеты сформированы с учетом приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники в Российской
Федерации, а также перечня критических технологий Российской
Федерации.
IV. Цели и задачи развития университета
Стратегической целью университета является формирование
конкурентоспособного человеческого капитала для опережающего
социально-экономического развития Калининградской области и
Северо-Западного федерального округа.
Принципы развития университета заключаются в том, чтобы на
основе концентрации имеющихся ресурсов, обновления кампуса,
внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс,
эффективной контрактации в управлении, специализации в области
коммуникаций и кооперации России и зарубежной Европы создать
конкурентную среду развития образования, науки и инноваций в
Калининградской области.
Цель настоящей программы - кадровое и технологическое
обеспечение инновационной модернизации Калининградской области на
основе создания многопрофильного научно-образовательного
комплекса.
Основными задачами развития университета являются:
формирование кадрового потенциала инновационных отраслей
экономики региона, в том числе с учетом требований
общеевропейского рынка труда;
содействие в формировании условий для притока в
Калининградскую область высококвалифицированных кадров с целью
внедрения и распространения лучших образовательных и научных
практик для подготовки кадров по приоритетным направлениям
развития области;
модернизация инфраструктуры университета для активного
вовлечения молодежи в инновационную научно-образовательную
деятельность;
системное влияние на модернизацию системы профессионального
образования региона, в том числе путем внедрения инновационных
образовательных программ, востребованных приоритетными отраслями
экономики региона;
формирование научно-образовательного центра по продвижению в
страны Балтии образовательных программ изучения русского языка и
профессиональных образовательных программ на русском языке.
V. Мероприятия программы
Мероприятия настоящей программы представлены в виде системы
конкретных согласованных по срокам и взаимоувязанных проектов,
обеспечивающих решение поставленных задач, и объединены в
следующие разделы:
модернизация содержания и организации образовательного
процесса;
модернизация содержания и организации
научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала и повышение качества работы с
обучающимися;
модернизация инфраструктуры университета;
совершенствование организационной структуры университета и
повышение эффективности управления.
План-график выполнения мероприятий настоящей программы
приведен в приложении N 1.
VI. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем финансирования реализации мероприятий настоящей
программы определен в размере 6,8 млрд. рублей, в том числе:
общий планируемый объем финансового обеспечения реализации
настоящей программы за счет средств федерального бюджета составит
5 млрд. рублей, из них в 2011-2013 годах - 1 млрд. рублей
ежегодно в рамках бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству
образования и науки Российской Федерации по разделу "Образование"
(подраздел "Высшее и послевузовское профессиональное образование",
целевая статья расходов "Развитие сети национальных университетов
и других образовательных учреждений", вид расходов "Выполнение
функций бюджетными учреждениями"), в 2014-2015 годах - в
пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых
Министерству образования и науки Российской Федерации на
модернизацию профессионального образования;
объем средств от иной приносящей доход деятельности составит
1,8 млрд. рублей.
Финансовый план обеспечения реализации настоящей программы
приведен в приложении N 2.
VII. Показатели реализации программы
Показатели реализации настоящей программы разбиты по
следующим группам:
показатели успешности и конкурентоспособности университета в
сфере образования;
показатели результативности исследовательских и
технологических работ;
показатели развития кадрового потенциала;
показатели международного и национального признания;
показатели экономической и финансовой устойчивости
университета.
Целевые показатели реализации настоящей программы приведены в
приложении N 3.
VIII. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей программы к 2020 году приведет к
получению результатов, оказывающих влияние на
социально-экономическое развитие Калининградской области, а также
на систему высшего профессионального образования в Северо-Западном
федеральном округе в целом, включая:
адекватное кадровое и научное обеспечение
социально-экономического развития Калининградской области и
создание дополнительных предпосылок для развития ее экономики;
увеличение количества соотечественников, приезжающих в рамках
программ поддержки переселения в Калининградскую область,
реализуемых в соответствии с Государственной программой по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также доли
приезжающих специалистов высшей научной квалификации, возвращение
ранее уехавших из России кадров высшей научной квалификации, а
также специалистов высшей квалификации в области социальных
отношений;
рост доли молодого населения (в том числе студенческой
молодежи) в регионе, обеспечение формирующихся инновационных
кластеров кадрами, подготовленными в соответствии с требованиями
профессиональных стандартов;
увеличение доли несырьевого экспорта во внешнеторговом
обороте Калининградской области, увеличение выпуска инновационной
продукции с применением российских научно-технических разработок,
содействие увеличению доли (индекса) компонентов отечественного
производства за счет внедрения инновационных разработок;
участие университета в реализации стратегии регионального
развития и в системе регионального маркетинга, в том числе в
развитии делового и научно-образовательного туризма;
обеспечение высокой доступности научной инфраструктуры и
качественного профессионального образования на русском языке;
участие университета в программах инновационного развития
крупнейших российских предприятий и корпораций, в функционировании
национальных технологических платформ по профилю приоритетных
направлений развития университета;
формирование вокруг университета пояса малых инновационных
компаний, формирование в регионе системы и современной
инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на
базе инновационного парка университета;
формирование международного центра продвижения программ на
русском языке и центра взаимодействия с русскоязычными жителями
Европейского союза;
формирование на базе университета федеральных центров
коллективного пользования научным оборудованием;
создание в регионе системы всестороннего развития и
самореализации студенческой молодежи в спорте, культуре,
творчестве и предпринимательской деятельности, повышение уровня
научных, спортивных и культурных мероприятий.
Ожидаемые результаты по каждому мероприятию представлены в
приложении N 1 к настоящей программе.
IX. Этапы реализации программы
Реализация настоящей программы предполагает осуществление
взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий
в 3 этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012-2015 годы;
III этап - 2016-2020 годы.
Основная задача I этапа - формирование нормативной правовой
базы для создания и обеспечения деятельности университета,
создание системы управления реализацией настоящей программы и
мониторинга процессов развития университета, а также начало
модернизации университетской инфраструктуры.
Основная задача II этапа - наращивание кадрового потенциала,
технологическое оснащение университета и полная модернизация
университетской инфраструктуры. Данный этап рассматривается как
инвестиционный и предполагает создание условий для дальнейшего
привлечения средств на развитие университета из реального сектора
экономики, успешного функционирования хозяйственных обществ,
создаваемых университетом для целей внедрения результатов
интеллектуальной деятельности.
Основная задача III этапа - переход университета в режим
устойчивого развития. Данный этап предполагает повсеместное
внедрение в университете разработанных в рамках настоящей
программы образовательных программ, а также непрерывное обновление
и совершенствование инновационных образовательных программ с
учетом меняющихся потребностей модернизируемой экономики.
Предполагаемое финансирование мероприятий на I этапе составит
1,07 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета -
1 млрд. рублей.
Предполагаемое финансирование мероприятий на II этапе
составит 4,711 млрд. рублей, из них средства федерального
бюджета - 4 млрд. рублей.
Предполагаемое финансирование мероприятий на III этапе
составит 1,019 млрд. рублей (финансирование за счет средств от
иной приносящей доход деятельности).
X. Управление реализацией программы
Система управления реализацией настоящей программы будет
строиться в рамках горизонтально-сетевой модели, основанной на
принципах децентрализации и делегирования полномочий основным
структурным подразделениям и проектным группам.
Руководителем настоящей программы является ректор
университета, который несет персональную ответственность за
реализацию мероприятий и конечные результаты. Ректор определяет
формы и методы управления реализацией настоящей программы.
Оперативное управление реализацией настоящей программы
осуществляет ректорат университета. К основным функциям ректората
в части реализации настоящей программы относятся:
контроль за деятельностью проектных групп;
координация ресурсов по всем проектам, осуществляемым в
рамках мероприятий настоящей программы;
подготовка отчетности, проведение содержательного и
финансового анализа процесса реализации настоящей программы;
регулярная публикация новостей и материалов на информационных
ресурсах университета и в средствах массовой информации.
На период осуществления проектов в рамках мероприятий
настоящей программы формируются проектные группы.
Функции оценки и контроля реализации настоящей программы
осуществляют ученый совет университета, который собирается не реже
1 раза в месяц, и наблюдательный совет, который собирается по
вопросам реализации программы не реже 1 раза в год.
Наблюдательный совет рассматривает проект отчета об
исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности университета
в части реализации настоящей программы.
Реализация настоящей программы осуществляется при
непосредственной помощи попечительского совета, который по мере
необходимости рассматривает материалы о ходе реализации настоящей
программы, разрабатывает рекомендации по приоритетным направлениям
деятельности в рамках настоящей программы.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта"
на 2011-2020 годы
ПЛАН-ГРАФИК
реализации мероприятий программы развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" на
2011-2020 годы
--------------------------|----------|--------------------------------
| Срок | Ожидаемые результаты
|проведения|
--------------------------|----------|--------------------------------
I. Модернизация содержания и организации образовательного процесса
1. Разработка и освоение 2011-2020 доля программ подготовки
новых образовательных годы магистров - 60 процентов общего
программ, количества программ;
учебно-методических разработка не менее 40 новых
комплексов: программ по направлениям
профессиональной переподготовки
а) разработка и 2011-2015 и повышения квалификации;
модернизация программ годы разработка не менее 40 новых
подготовки бакалавров и программ по направлениям
магистров аспирантуры и 6 программ
докторантуры;
б) разработка и 2011-2015 запуск не менее 10 программ
модернизация программ годы двойных дипломов;
профессиональной внедрение электронных учебных
переподготовки и ресурсов и обновление
повышения квалификации учебно-методических комплексов
по всем учебным дисциплинам в
в) разработка программ 2012-2013 рамках образовательных программ;
аспирантуры и годы разработка более 300
докторантуры образовательных программ по
различным профилям подготовки
г) запуск программ 2011-2020
двойных дипломов по годы
основным направлениям
подготовки совместно с
другими ведущими
зарубежными вузами
д) разработка и 2011-2015
приобретение учебных годы
электронных ресурсов и
образовательных сетевых
ресурсов
е) разработка и 2012-2014
приобретение программного годы
обеспечения для
реализации основных
образовательных программ
ж) создание системы 2011-2014
внутренних годы
конкурсов/грантов на
разработку/внедрение
современных учебных
ресурсов, а также
приобретение услуг в
данной сфере
з) создание системы 2011-2020
непрерывного образования, годы
включая модернизацию
программ среднего
профессионального и
общего среднего
образования на базе
университета
2. Внедрение новых 2011-2020 полное оснащение образовательных
образовательных годы программ современным
технологий и систем оборудованием и программным
поддержки обучения: обеспечением (в том числе
свободным программным
а) внедрение 2011-2020 обеспечением);
образовательных программ годы международная аккредитация до 30
на основе федеральных процентов образовательных
государственных программ;
образовательных общественно-профессиональная
стандартов аккредитация до 50 процентов
образовательных программ;
б) оснащение 2011-2020 создание физико-математического
образовательных программ годы лицея при университете и
учебно-лабораторным внедрение процедуры закрепления
оборудованием и в университете талантливой
программными комплексами, молодежи
в том числе приобретение
услуг в данной сфере
в) разработка и внедрение 2012-2014
независимых систем оценки годы
учебных достижений
обучающихся, а также
аттестации
профессорско-преподава-
тельского состава
г) разработка и 2011-2020
приобретение новых годы
образовательных
технологий, в том числе
систем контроля знаний и
компетенций
д) разработка программы 2011-2020
внедрения инновационных годы
технологий преподавания,
а также приобретение
услуг в данной сфере
е) разработка систем 2011-2020
внутренней аккредитации и годы
международной
аккредитации
образовательных программ
ж) общественно-професси- 2012-2020
ональная аккредитация годы
образовательных программ
3. Модернизация 2011-2020 полный охват
образовательной структуры годы научно-педагогических работников
университета в системой аттестации с
соответствии с новыми привлечением
целями и задачами: специалистов-практиков и
международных экспертов;
а) разработка новой 2011-2012 доля образовательных программ,
образовательной годы прошедших процедуру
структуры, разработка и рейтингования, - не менее 30
адаптация образовательных процентов общего числа программ
стандартов, в том числе
приобретение работ и
услуг в данной сфере
б) обеспечение работы 2012-2020
комиссий с участием годы
работодателей для оценки
результатов
образовательной
деятельности университета
и разработки рекомендаций
по ее совершенствованию
в) формирование системы 2012-2020
мониторинга потребностей годы
работодателей в
специалистах, построение
системы обратной связи с
выпускниками и
работодателями,
приобретение работ и
услуг в данной сфере
г) внедрение процедуры 2011-2012
независимой оценки и годы
рейтингования
образовательных программ
д) создание и обеспечение 2011-2020
деятельности годы
международного центра
продвижения программ
изучения русского языка и
центра переводов и
межкультурной
коммуникации
е) приобретение учебных 2011-2020
ресурсов, развитие годы
системы перевода и
распространения
учебно-методических и
информационных изданий
университета, в том числе
приобретение товаров,
работ и услуг в данной
сфере
II. Модернизация содержания и организации научно-исследовательского
процесса и инновационной деятельности
4. Формирование и 2011-2020 доля научно-педагогических
развитие научной базы и годы работников, прошедших стажировки
центров коллективного в ведущих зарубежных и
пользования мирового отечественных вузах,
уровня: исследовательских и иных
организациях, - не менее 50
а) приобретение 2011-2015 процентов общего количества
научно-лабораторного годы работников
оборудования, а также данной категории;
расходных материалов для создание и переоснащение до 50
их функционирования учебно-научных лабораторий и
центров программно-аппаратными
б) формирование новых 2011-2020 комплексами, в том числе
научно-исследовательских годы лабораторным оборудованием и
подразделений программным обеспечением;
университета по 25 место в рейтинге вузов Global
приоритетным направлениям University ranking
развития
в) разработка и 2011-2020
приобретение современных годы
аппаратно- программных
комплексов, а также
приобретение работ и
услуг в данной сфере
г) разработка и 2011-2015
приобретение программных годы
комплексов
научно-исследовательского
назначения
д) внедрение процедуры 2011-2015
внутреннего отбора и годы
поддержки перспективных
исследовательских
проектов
5. Создание системы 2011-2020 доля средств, полученных за счет
координации и годы проведения исследований и
методического разработок, в общих доходах
сопровождения университета - не менее 25
научно-исследовательской процентов;
и инновационной открытие до 25 малых
деятельности: инновационных предприятий с
участием университета,
а) методическое 2011-2013 реализующих инновационную
обеспечение и годы продукцию;
сопровождение постановка на учет не менее
инновационной 50 объектов интеллектуальной
деятельности, в том числе собственности;
системы выявления и создание не менее 25 новых
оценки результатов лабораторий, в том числе
интеллектуальной функционирующих в режиме центров
деятельности коллективного пользования
б) обеспечение 2011-2015
университета годы
информационно-методичес-
кими ресурсами для
развития
научно-исследовательской
и инновационной
деятельности (базами
патентной информации,
стандартами и иными
данными)
6. Формирование сети 2011-2020 функционирование до
исследовательских годы 10 страноведческих
коллективов научно-образовательных центров в
социально-гуманитарного сфере европейских исследований;
профиля: привлечение не менее 100 ведущих
зарубежных специалистов для
а) создание новых 2011-2020 ведения преподавательской
исследовательских центров годы деятельности и участия в
в сфере европейских, в проектах в сфере европейских, в
том числе балтийских, том числе балтийских,
исследований исследований;
реализация не менее
б) расширение сферы 2011-2013 50 международных
исследований годы исследовательских проектов и
страноведческих программ социально-гуманитарного
научно-образовательных профиля
центров
в) организация стажировок 2011-2015
и приглашение зарубежных годы
ученых
г) реализация совместных 2011-2020
проектов по изучению годы
международных отношений
России и Европейского
союза
д) участие в 2011-2015
международных годы
исследовательских
проектах и программах в
сфере
социально-гуманитарных
технологий
7. Развитие 2011-2020 ежегодное количество участников
международного годы Балтийского университетского
сотрудничества в области форума - не менее 200 человек
научных исследований:
а) проведение ежегодного 2011-2020
Балтийского годы
университетского форума
на базе университета по
приоритетным направлениям
развития научных
исследований
б) разработка и 2011-2012
реализация программы годы
проведения на базе
университета
международных научных
конференций, семинаров с
участием представителей
ведущих российских и
европейских университетов
по приоритетным
направлениям развития
научных исследований
8. Развитие 2011-2020 обеспечение доступа к
общеуниверситетской годы электронным научным журналам по
системы научной всем приоритетным научным
информации: направлениям развития
университета
а) развитие журнала 2011-2020
"Балтийский регион" и годы
других научных
периодических изданий
университета
б) стимулирование 2011-2015
активного использования годы
международных научных
периодических изданий в
исследовательском
процессе
в) анализ актуальных 2011-2020
потребностей ученых и годы
приобретение подписки на
научные журналы по
приоритетным направлениям
развития исследований
г) формирование 2011-2015
внутренней системы годы
поддержки научных
исследований и публикации
результатов исследований
в ведущих отечественных
международных изданиях
III. Развитие кадрового потенциала и повышение качества работы с
обучающимися
9. Кадровое обновление 2011-2020 количество приглашенных ведущих
профессорско-преподава- годы иностранных и отечественных
тельского состава и специалистов для ведения
формирование современной преподавательской деятельности и
конкурентной среды в участия в исследовательских
университете: проектах и управлении - не менее
500 человек
а) приглашение ведущих 2011-2012
иностранных и годы
отечественных
специалистов для ведения
преподавательской
деятельности, в том числе
в сфере развития языковых
компетенций персонала с
привлечением носителей
языка
б) приглашение ведущих 2012-2020
иностранных и годы
отечественных ученых для
руководства
исследовательскими
проектами, программами
подготовки магистров,
аспирантов и докторантов
в) привлечение на 2012-2015
административные годы
должности
квалифицированных
специалистов с опытом
работы в ведущих
университетах мира
г) разработка и внедрение 2011-2012
селективной системы годы
формирования элитных
научно-педагогических
кадров, содействие
привлечению в регион
специалистов высшей
научной квалификации
10. Формирование системы 2011-2020 доля научно-педагогических
поддержки и годы работников, прошедших стажировку
стимулирования в ведущих зарубежных и
профессионального роста отечественных вузах,
научно-педагогических научно-исследовательских
кадров и иного персонала: институтах, на предприятиях, в
компаниях, - не менее
а) повышение квалификации 2011-2020 30 процентов общего количества
и стажировка годы работников данной категории;
научно-педагогических доля
кадров, в том числе административно-управленческого
приобретение работ и персонала, прошедшего курсы
услуг в данной сфере повышения квалификации, - не
менее 50 процентов работников
б) повышение квалификации 2011-2020 данной категории
и стажировка годы
административно-управлен-
ческих кадров, в том
числе приобретение работ
и услуг в данной сфере
в) повышение квалификации 2011-2020
и стажировка годы
учебно-вспомогательного
персонала, работников
библиотеки, издательства
и иных обеспечивающих
подразделений, в том
числе приобретение работ
и услуг в данной сфере
г) реализация системной 2011-2020
программы по развитию годы
языковых компетенций
персонала различных
категорий, в том числе
приобретение работ и
услуг в данной сфере
д) создание системы 2011-2015
аттестации и годы
рейтингования персонала,
в том числе приобретение
работ и услуг в данной
сфере
е) обеспечение 2011-2020
эффективной языковой годы
коммуникации персонала в
рамках зарубежных
стажировок, в том числе
приобретение работ и
услуг в данной сфере
11. Улучшение качества 2011-2020 полный охват системой
социальной и годы электронного документооборота
образовательной процессов приема и обучения
инфраструктуры для студентов;
студентов, в том числе доля выпускников иных вузов,
для студентов с обучающихся в магистратуре и
ограниченными аспирантуре, - не менее
возможностями здоровья: 15 процентов общей численности
магистрантов и аспирантов
а) внедрение системы 2011-2013 университета;
электронного годы полный охват ремонтом и
документооборота по модернизацией студенческих
приему и обеспечению общежитий (с учетом ввода новых
процесса обучения площадей);
студентов, включая доля трудоустроившихся в течение
приобретение необходимых первого года выпускников очной
программно-аппаратных формы обучения (в том числе
комплексов продолжающих образование или
поступивших на военную службу) -
б) разработка и 2011-2015 до 97 процентов
реализация проектов годы
социальной поддержки
студентов, стимулирование
их достижений
в) разработка механизмов 2012-2015
привлечения в годы
магистратуру и
аспирантуру лучших
выпускников, в том числе
из других отечественных и
зарубежных университетов
г) обеспечение комфортных 2012-2015
условий обучения годы
студентов с ограниченными
возможностями здоровья, в
том числе приобретение
специализированных
аппаратно-программных
комплексов
д) разработка программы 2012 год
трудовой занятости
выпускников и сезонной
занятости студентов
12. Разработка 2012-2020 доля выпускников иных вузов,
мероприятий по годы обучающихся в магистратуре и
продвижению аспирантуре, - не менее
образовательных программ 10 процентов общей численности
и вовлечению талантливой магистрантов и аспирантов
молодежи в университета;
образовательную, научную доля иностранных студентов,
и инновационную обучающихся в университете, - не
деятельность менее 10 процентов студентов
университета: очной формы обучения;
организация не менее 10
а) создание системы 2013-2020 ежегодных конкурсов русского
популяризации годы языка для изучающих русский язык
существующих и граждан сопредельных стран
разрабатываемых
образовательных программ,
в том числе программ на
русском языке
б) перевод 2012-2015
учебно-методических годы
материалов на иностранные
языки, в том числе на
языки стран Балтии, а
также их публикация
в) издание информационных 2012-2015
материалов, в том числе годы
электронных, в целях
привлечения иностранных
студентов и студентов из
других регионов России
г) организация очных и 2011-2015
заочных интернет-олимпиад годы
и конкурсов для
школьников и студентов, в
том числе иностранных
граждан, изучающих
русский язык
IV. Модернизация инфраструктуры университета
13. Модернизация и 2011-2020 доля аудиторий и научно-учебных
развитие инфраструктуры годы лабораторий, отвечающих
университета, в том числе современным требованиям (в том
реализация программы числе специальным), к 2015
повышения году - 80 процентов;
энергоэффективности: модернизация и реконструкция не
менее 70 научно-образовательных
а) подготовка 2011-2015 лабораторий, центров
проектно-сметной годы коллективного пользования,
документации, включая совместных кафедр, оснащенных
разработку проектов современным оборудованием
модернизации, исследовательского и
противопожарной полупромышленного класса;
безопасности и других обеспеченность студентов и
аспирантов местами в общежитиях,
б) модернизация объектов 2011-2020 приближенных к европейскому
социальной инфраструктуры годы стандарту, - не менее
университета 80 процентов;
снижение энергопотребления на
в) модернизация объектов 2011-2020 объектах университетской
учебно-научной и годы инфраструктуры в среднем от 20
инновационной до 30 процентов по сравнению с
инфраструктуры действующими показателям;
университета полный охват корпусов
университета системами для
г) модернизация иных 2011-2020 маломобильных групп
объектов инфраструктуры годы
университета
д) оснащение корпусов 2011-2015
университета годы
аппаратно-программными
комплексами и
оборудованием (в том
числе системами с
применением
энергосберегающих
технологий, оборудованием
для чистых помещений)
е) оснащение 2011-2015
аппаратно-программными годы
комплексами библиотеки,
издательства и других
обеспечивающих
подразделений
университета
ж) разработка и 2011-2017
реализация программы годы
повышения
энергоэффективности с
применением
энергосберегающих
технологий и
возобновляемых источников
энергии, а также
приобретение услуг в
данной сфере
з) оснащение корпусов 2011-2015
университета годы
оборудованием для
маломобильных групп и
системами машинного
зрения (для обеспечения
безопасности и
технологического контроля
процессов в учебном и
научном цикле)
V. Совершенствование организационной структуры университета и
повышение эффективности управления
14. Формирование 2011-2020 подключение всех структурных
прогрессивной годы подразделений к
организационной автоматизированной системе
структуры: управления университетом;
полный охват организационных
а) формирование новой 2011-2012 процессов и подсистем системой
организационной структуры годы менеджмента качества и
университета с учетом проектного управления
необходимости интеграции
других образовательных
учреждений, в том числе
формирование новой
структуры учебных и
научных подразделений
б) разработка и адаптация 2011-2013
локальных актов годы
университета, в том числе
приобретение услуг в
данной сфере
в) внедрение системы 2012-2013
менеджмента качества годы
образовательных, научных,
инновационных и
управленческих процессов,
в том числе приобретение
работ и услуг в данной
сфере
г) создание механизмов 2011-2015
обеспечения прозрачности годы
управленческих процессов,
в том числе приобретение
работ и услуг в данной
сфере
д) разработка и 2011-2012
реализация системы годы
контроля за исполнением
программы развития
университета, в том числе
приобретение работ и
услуг в данной сфере
е) организация центра 2011-2012
мониторинга рынков годы
высокотехнологичной и
наукоемкой продукции,
консультационных и
образовательных услуг,
рынков труда, в том числе
приобретение работ и
услуг в данной сфере
ж) публикация ежегодных 2011-2020
отчетов о результатах годы
деятельности университета
15. Расширение сферы 2011-2020 полный охват зданий и корпусов
применения информационных годы университета информационными
технологий в процессах сетями;
управления университетом: полное обеспечение университета
программным обеспечением (в том
а) обеспечение 2011-2015 числе свободным) и стандартными
межкорпусных коммуникаций годы аппаратно-программными
комплексами (в том числе
б) модернизация сетей 2012-2020 презентационной техникой и
обеспечения годы системами коммуникации)
научно-образовательного
процесса
в) модернизация 2011-2014
внутрикорпусных сетей, в годы
том числе беспроводных
г) расширение внешнего 2011-2014
канала интернет-связи годы
д) разработка и 2011-2020
приобретение программного годы
обеспечения
е) оснащение аудиторий, 2011-2015
лабораторий и центров годы
современным оборудованием
и оргтехникой
ж) реализация комплексной 2011-2020
программы по внедрению годы
аппаратно-программных
комплексов в процессы
управления университетом
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта"
на 2011-2020 годы
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
обеспечения реализации программы развития федерального
государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования "Балтийский
федеральный университет имени Иммануила Канта" на 2011-2020 годы
(млн. рублей)
-------------------------|------|------------------------------------------------------
Мероприятие |2011- | В том числе
|2020 |-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|----
|годы -|2011 |2012 |2013 |2014 |2015 |2016|2017|2018|2019|2020
|всего |год |год |год |год |год |год |год |год |год |год
-------------------------|------ -----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|----
I. Модернизация содержания и организации образовательного процесса
1. Разработка и освоение
новых образовательных
программ,
учебно-методических
комплексов
федеральный бюджет 430 60 135 85 100 50 - - - - -
средства от иной 30 2 2 1 2 2 4 4 5 3 5
приносящей доход
деятельности
2. Внедрение новых
образовательных
технологий и систем
поддержки обучения
федеральный бюджет 475 27 137 117 102 92 - - - - -
средства от иной 34 2 3 1 2 3 5 4 5 4 5
приносящей доход
деятельности
3. Модернизация
образовательной
структуры университета в
соответствии с новыми
целями и задачами
федеральный бюджет 170 22 42 42 32 32 - - - - -
средства от иной 37 3 3 2 2 2 4 4 5 5 7
приносящей доход
деятельности
II. Модернизация содержания и организации научно-исследовательского процесса
и инновационной деятельности
4. Формирование и
развитие научной базы и
центров коллективного
пользования мирового
уровня
федеральный бюджет 1538 330 290 346 276 296 - - - - -
средства от иной 85 5 5 5 8 7 10 12 11 10 12
приносящей доход
деятельности
5. Создание системы
координации и
методического
сопровождения
научно-исследовательской
и инновационной
деятельности
федеральный бюджет 25 5 5 5 5 5 - - - - -
средства от иной 40 4 4 3 2 3 5 7 5 4 3
приносящей доход
деятельности
6. Формирование сети
исследовательских
коллективов
социально-гуманитарного
профиля
федеральный бюджет 12 2 3 2 3 2 - - - - -
средства от иной 58 5 5 4 7 6 7 5 4 7 8
приносящей доход
деятельности
7. Развитие
международного
сотрудничества в области
научных исследований
федеральный бюджет 25 5 5 5 5 5 - - - - -
средства от иной 57 7 7 6 6 6 5 6 5 5 4
приносящей доход
деятельности
8. Развитие
общеуниверситетской
системы научной
информации
федеральный бюджет 115 27 22 22 22 22 - - - - -
средства от иной 57 5 5 5 6 6 7 5 6 6 6
приносящей доход
деятельности
III. Развитие кадрового потенциала и повышение качества работы с обучающимися
9. Кадровое обновление
профессорско-преподава-
тельского состава и
формирование современной
конкурентной среды в
университете
федеральный бюджет 125 25 25 25 25 25 - - - - -
средства от иной 57 7 3 7 5 7 7 5 7 4 5
приносящей доход
деятельности
10. Формирование системы
поддержки и
стимулирования
профессионального роста
научно-педагогических
кадров и иного персонала
федеральный бюджет 155 15 35 35 35 35 - - - - -
средства от иной 57 7 7 4 7 4 7 7 4 5 5
приносящей доход
деятельности
11. Улучшение качества
социальной и
образовательной
инфраструктуры для
студентов, в том числе
для студентов с
ограниченными
возможностями здоровья
федеральный бюджет 32 4 7 7 7 7 - - - - -
средства от иной 59 2 7 5 7 6 6 6 6 8 6
приносящей доход
деятельности
12. Разработка
мероприятий по
продвижению
образовательных программ
и вовлечению талантливой
молодежи в
образовательную, научную
и инновационную
деятельность
университета
федеральный бюджет 33 5 7 7 7 7 - - - - -
средства от иной 57 5 5 7 7 5 6 7 5 5 5
приносящей доход
деятельности
IV. Модернизация инфраструктуры университета
13. Модернизация и
развитие инфраструктуры
университета, в том
числе реализация
программы повышения
энергоэффективности
федеральный бюджет 1510 398 217 232 311 352 - - - - -
средства от иной 1074 12 102 112 115 115 120 121 121 123 133
приносящей доход
деятельности
V. Совершенствование организационной структуры университета
и повышение эффективности управления
14. Формирование
прогрессивной
организационной
структуры
федеральный бюджет 100 20 20 20 20 20 - - - - -
средства от иной 43 4 3 6 5 4 4 6 1 5 5
приносящей доход
деятельности
15. Расширение сферы
применения
информационных
технологий в процессах
управления университетом
федеральный бюджет 255 55 50 50 50 50 - - - - -
средства от иной 55 - 3 7 7 8 8 6 7 4 5
приносящей доход
деятельности
Всего по программе 6800 1070 1164 1175 1188 1184 205 205 197 198 214
в том числе:
федеральный бюджет 5000 1000 1000 1000 1000 1000 - - - - -
средства от иной 1800 70 164 175 188 184 205 205 197 198 214
приносящей доход
деятельности
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта"
на 2011-2020 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации программы развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" на
2011-2020 годы
--------------------------------|-----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|----
Показатель | Единица |2011 |2012 |2013 |2014 |2015 |2016 |2017 |2018 |2019 |2020
| измерения |год |год |год |год |год |год |год |год |год |год
--------------------------------|-----------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|----
Группа I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования
1. Количество новых единиц 30 32 35 37 40 40 42 42 45 45
образовательных программ,
внедренных в учебный процесс
2. Доля образовательных процентов 6 12 16 23 30 31 32 33 34 35
программ, в которых
используются дистанционные
образовательные технологии
3. Количество новых единиц - 1 1 1 2 2 2 2 2 2
образовательных стандартов,
разработанных и утвержденных
в университете
4. Доля программ подготовки процентов 20 30 35 40 45 50 50 55 55 60
магистров в общем количестве
реализуемых программ
5. Доля образовательных процентов - 10 15 15 15 20 20 25 25 30
программ с международной
аккредитацией
6. Доля студентов, обучающихся процентов 3 5 6 8 10 11 12 12 13 15
в магистратуре, в общей
численности обучающихся очной
формы обучения
7. Доля выпускников процентов 90 90 91 92 93 94 95 96 97 97
университета, занятых после
окончания обучения (в том числе
продолживших обучение), в общем
количестве выпускников очной
формы обучения
8. Общее количество обучающихся тыс. 14 14 15 16 17 18 21 21 23 25
в университете на всех формах человек
обучения
из них студентов очной формы тыс. 7 7 8 8 9 9 10 11 12 12
обучения человек
9. Количество специалистов и тыс. 2,9 3,1 3,2 3,4 3,6 3,8 3,9 4 4,2 4,5
представителей сторонних человек
организаций, прошедших
повышение квалификации или
профессиональную переподготовку
в университете
Группа II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ
1. Совокупное количество единиц 120 130 140 160 180 240 250 260 270 280
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
грантов и международных
контрактов в университете -
всего
в том числе:
количество единиц 89 92 95 109 122 175 177 180 182 185
научно-исследовательских работ
количество единиц 1 2 3 4 5 7 9 11 13 15
опытно-конструкторских работ
количество грантов единиц 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70
количество международных единиц 5 6 7 7 8 8 9 9 10 10
контрактов
2. Количество вновь созданных единиц 1 2 2 2 3 2 3 3 3 4
лабораторий на базе
университета
3. Количество статей в научной единиц 0,13 0,14 0,25 0,35 0,45 0,55 0,65 0,75 0,85 0,9
периодике, индексируемой на
иностранными и российскими человека
организациями (в расчете на
1 научно-педагогического
работника)
4. Количество малых единиц 5 7 9 12 15 18 20 22 24 25
инновационных предприятий,
действующих в инновационной
системе университета
Группа III. Показатели развития кадрового потенциала
1. Доля штатных процентов 60 62 63 65 67 67 68 69 70 73
научно-педагогических
работников в общем количестве
работников университета
2. Доля научно-педагогических процентов 61 63 65 68 70 72 74 76 78 80
работников с ученой степенью
доктора наук или кандидата наук
3. Доля аспирантов и процентов 10 12 18 22 30 35 43 45 47 50
научно-педагогических
работников, имеющих опыт работы
(прошедших стажировки) в
ведущих мировых научных и
университетских центрах
4. Эффективность работы
аспирантуры и докторантуры:
численность аспирантов очной человек 364 400 433 445 456 468 482 496 510 525
формы обучения (с учетом
отсева) на начало учебного года
численность докторантов человек 15 15 16 17 18 19 21 23 25 28
на начало учебного года
численность принятых в человек 187 191 195 199 203 207 212 217 223 230
аспирантуру (на 1 сентября
каждого года) - всего
в том числе по очной форме человек 148 152 156 160 164 169 174 179 184 190
обучения
численность принятых в человек 5 5 6 6 7 7 8 8 9 10
докторантуру
численность принятых в человек 118 122 126 130 135 140 148 156 165 175
аспирантуру сразу после
окончания вуза (на 1 сентября
каждого года)
численность окончивших человек 47 49 52 55 58 62 66 70 75 80
аспирантуру в срок с защитой
диссертации (на 1 сентября
каждого года)
численность окончивших человек 3 4 4 4 4 5 5 5 6 6
докторантуру в срок с защитой
диссертации (на 1 сентября
каждого года)
Группа IV. Показатели международного и национального признания
1. Место в рейтинге вузов место 59 58 56 49 45 42 37 32 29 25
(Global University Ranking:
Сводный рейтинг СНГ и Балтии)
2. Количество организованных единиц 20 24 30 35 40 45 47 50 55 60
международных мероприятий
(конференций, выставок,
симпозиумов)
3. Доля иностранных обучающихся процентов 1,9 2 2,2 2,5 4 5,5 7 9 12 14
в университете без учета
государств - участников СНГ
4. Доля иностранных обучающихся процентов 0,75 1 1,25 1,5 3 3,75 4,25 5 6 7
в университете из государств -
участников СНГ
Группа V. Показатели экономической и финансовой устойчивости университета
1. Общий объем средств от иной млн. 395 440 470 500 530 610 670 730 790 850
приносящей доход деятельности рублей
университета
2. Объем средств от иной млн. - - 0,2 0,4 0,6 0,9 1,2 1,5 1,8 2
приносящей доход деятельности, рублей
полученных от управления
объектами интеллектуальной
собственности
3. Совокупный объем средств от млн. 100 120 140 160 180 240 280 320 360 400
иной приносящей доход рублей
деятельности университета,
полученных от
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, -
всего
в том числе:
средства от иной приносящей млн. 99 118 136 154 170 225 260 290 320 350
доход деятельности, полученные рублей
от научно-исследовательских
работ
средства от иной приносящей млн. 1 2 4 6 10 15 20 30 40 50
доход деятельности, полученные рублей
от опытно-конструкторских работ
4. Доля средств от иной процентов 47 48 49 50 51 53 55 56 58 60
приносящей доход деятельности в
общем объеме финансирования
университета
5. Ежегодное снижение процентов 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
энергопотребления на объектах (не менее)
инфраструктуры университета
6. Доля модернизированных процентов 30 40 50 60 80 90 100 100 100 100
аудиторий и
научно-образовательных
лабораторий, отвечающих
современным требованиям
и стандартам
____________