О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Совы
Татьяны Петровны на нарушение ее конституционных прав
положениями пунктов 1 и 3 статьи 18 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса
Российской Федерации
город Санкт-Петербург 7 июня 2011 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданки Т.П.Совы,
у с т а н о в и л:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданка Т.П.Сова оспаривает конституционность следующих
положений:
статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" в части, закрепляющей требование
обязательного государственного личного страхования военнослужащих
за счет средств федерального бюджета, основания, условия и порядок
которого устанавливаются федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации (пункт 1), и определяющей
размер единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной
службы в связи с признанием их негодными к военной службе
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания,
полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (абзацы
первый и второй пункта 3);
статьи 1084 ГК Российской Федерации, согласно которой вред,
причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных
обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы,
службы в милиции (с 1 марта 2011 года - в полиции) и других
соответствующих обязанностей, возмещается по правилам,
предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, если законом или
договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Как следует из представленных материалов, 7 декабря 2004 года
Т.П.Сова - подполковник внутренних войск МВД России в период
прохождения военной службы по контракту в городе Грозном при
исполнении своих служебных обязанностей получила закрытую
черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, была признана
военно-врачебной комиссией негодной к военной службе и уволена в
запас по состоянию здоровья (подпункт "в" пункта 1 статьи 51
Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе").
Заявительнице, признанной инвалидом II группы вследствие
военной травмы, были начислены все выплаты, предусмотренные статьей
18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральным
законом от 23 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих,
граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы",
и начисленные суммы ею получены.
Решением Привокзального районного суда города Тулы от 26 мая
2010 года, оставленным без изменения кассационным определением
судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от
5 августа 2010 года, заявительнице было отказано в удовлетворении
исковых требований к Министерству внутренних дел Российской
Федерации, воинской части, Управлению Федерального казначейства по
городу Москве и Управлению Федерального казначейства по Тульской
области о возмещении вреда, причиненного здоровью. Суды исходили из
того, что вина ответчиков в причинении вреда истице отсутствует, в
связи с чем не имеется оснований для возмещения вреда здоровью в
соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В
передаче надзорной жалобы заявительницы на указанные судебные
решения для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной
инстанции - президиуме Тульского областного суда - было отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемые взаимосвязанные
положения пунктов 1 и 3 (абзацы первый и второй) статьи 18
Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 ГК
Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому
правоприменительной практикой, они позволяют отказывать в выплате
ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, проходившим
военную службу по контракту, здоровью которых был причинен вред
вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими
обязанностей военной службы, в счет возмещения заработка (денежного
довольствия), утраченного в связи с невозможностью дальнейшего
прохождения службы, при отсутствии виновных действий со стороны
государственных органов и их должностных лиц, нарушают
конституционные принципы равенства всех перед законом и судом,
обеспечения безопасности труда и государственной поддержки
инвалидов - бывших военнослужащих, а потому не соответствуют
статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 53 Конституции Российской
Федерации.
2. Вопрос, поставленный заявительницей, разрешен
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от
17 мая 2011 года N 8-П по делу о проверке конституционности ряда
положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном
страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084
ГК Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 1 и
абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" и статью 5 Федерального закона
"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7
(часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части
1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе
действующего правового регулирования допускается возмещение вреда,
причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу
по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием
негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы,
контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной
службы, при отсутствии виновных противоправных действий
государственных органов и их должностных лиц в объеме, не
обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь,
связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации поручил федеральному
законодателю - руководствуясь требованиями Конституции Российской
Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным
Судом Российской Федерации в данном Постановлении, - не позднее чем
в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование
изменения, направленные на совершенствование публично-правового
механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших
инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии),
полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы
в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае
гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему
объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на
момент увольнения с военной службы.
Поскольку жалоба Т.П.Совы поступила в Конституционный Суд
Российской Федерации до начала слушания дела (29 марта 2011 года) о
проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона
"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и
статьи 1084 ГК Российской Федерации, правоприменительные решения по
ее делу, если они основаны на законоположениях, признанных в
Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П не соответствующими
Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в
установленном в указанном Постановлении порядке.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 3
части первой статьи 43, частью четвертой статьи 71, частями первой
и второй статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Признать жалобу гражданки Совы Татьяны Петровны не
подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации, поскольку поставленный заявительницей
вопрос разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П, сохраняющем свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию, действует
непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
N 744-О-О