Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Кодексы
Действующая редакция налогового кодекса РФ 2017 http://nalogovyykodeks.ru/
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 № 744-О-О

                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Совы
       Татьяны Петровны на нарушение ее конституционных прав
      положениями пунктов 1 и 3 статьи 18 Федерального закона
   "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса
                       Российской Федерации

     город Санкт-Петербург                         7 июня 2011 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя  В.Д.Зорькина,  судей  К.В.Арановского,   А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря,  Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,    М.И.Клеандрова,    С.Д.Князева,     А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой,    С.П.Маврина,   Н.В.Мельникова,   Ю.Д.Рудкина,
Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданки Т.П.Совы,

                        у с т а н о в и л:

     1. В своей жалобе в Конституционный Суд  Российской  Федерации
гражданка    Т.П.Сова    оспаривает   конституционность   следующих
положений:
     статьи 18  Федерального  закона от 27 мая 1998  года  N  76-ФЗ
"О статусе  военнослужащих"  в   части,   закрепляющей   требование
обязательного  государственного  личного страхования военнослужащих
за счет средств федерального бюджета,  основания, условия и порядок
которого устанавливаются федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации  (пункт  1),  и  определяющей
размер   единовременного  пособия,  выплачиваемого  военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту,  при увольнении  с  военной
службы   в  связи  с  признанием  их  негодными  к  военной  службе
вследствие увечья (ранения,  травмы,  контузии)  либо  заболевания,
полученных  ими  при исполнении обязанностей военной службы (абзацы
первый и второй пункта 3);
     статьи 1084  ГК  Российской Федерации,  согласно которой вред,
причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных
обязательств,  а  также при исполнении обязанностей военной службы,
службы в милиции (с 1  марта  2011  года  -  в  полиции)  и  других
соответствующих     обязанностей,    возмещается    по    правилам,
предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, если законом или
договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
     Как следует из представленных материалов,  7 декабря 2004 года
Т.П.Сова  -  подполковник  внутренних  войск  МВД  России  в период
прохождения военной  службы  по  контракту  в  городе  Грозном  при
исполнении   своих   служебных   обязанностей   получила   закрытую
черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, была признана
военно-врачебной  комиссией  негодной  к военной службе и уволена в
запас по состоянию  здоровья  (подпункт  "в"  пункта  1  статьи  51
Федерального  закона  от  28  марта  1998  года N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе").
     Заявительнице, признанной   инвалидом   II  группы  вследствие
военной травмы, были начислены все выплаты, предусмотренные статьей
18  Федерального  закона  "О  статусе военнослужащих" и Федеральным
законом  от  23  марта  1998  года   N   52-ФЗ   "Об   обязательном
государственном   страховании   жизни  и  здоровья  военнослужащих,
граждан,   призванных   на   военные   сборы,   лиц   рядового    и
начальствующего   состава   органов   внутренних   дел   Российской
Федерации,  Государственной  противопожарной  службы,  органов   по
контролю  за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной  системы",
и начисленные суммы ею получены.
     Решением Привокзального районного суда города Тулы от  26  мая
2010  года,  оставленным  без  изменения  кассационным определением
судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от
5  августа 2010 года,  заявительнице было отказано в удовлетворении
исковых  требований  к  Министерству  внутренних   дел   Российской
Федерации,  воинской части, Управлению Федерального казначейства по
городу Москве и Управлению Федерального  казначейства  по  Тульской
области о возмещении вреда, причиненного здоровью. Суды исходили из
того,  что вина ответчиков в причинении вреда истице отсутствует, в
связи  с  чем  не имеется оснований для возмещения вреда здоровью в
соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В
передаче  надзорной  жалобы  заявительницы  на  указанные  судебные
решения  для  рассмотрения  в  судебном  заседании  суда  надзорной
инстанции - президиуме Тульского областного суда - было отказано.
     По мнению    заявительницы,    оспариваемые    взаимосвязанные
положения  пунктов  1  и  3  (абзацы  первый  и  второй)  статьи 18
Федерального закона "О статусе военнослужащих"  и  статьи  1084  ГК
Российской  Федерации в той мере,  в какой по смыслу,  придаваемому
правоприменительной практикой,  они позволяют отказывать в  выплате
ежемесячной   денежной   компенсации   военнослужащим,  проходившим
военную службу по контракту,  здоровью которых  был  причинен  вред
вследствие  увечья (ранения,  травмы,  контузии) при исполнении ими
обязанностей военной службы, в счет возмещения заработка (денежного
довольствия),  утраченного  в  связи  с  невозможностью дальнейшего
прохождения службы,  при отсутствии виновных  действий  со  стороны
государственных    органов   и   их   должностных   лиц,   нарушают
конституционные принципы равенства  всех  перед  законом  и  судом,
обеспечения   безопасности   труда   и   государственной  поддержки
инвалидов  -  бывших  военнослужащих,  а  потому  не  соответствуют
статьям 19 (части 1 и 2),  37 (часть 3) и 53 Конституции Российской
Федерации.
     2. Вопрос,      поставленный      заявительницей,     разрешен
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в  Постановлении  от
17 мая  2011  года  N 8-П по делу о проверке конституционности ряда
положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
статьи  5  Федерального  закона  "Об  обязательном  государственном
страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на
военные  сборы,  лиц  рядового  и  начальствующего  состава органов
внутренних    дел     Российской     Федерации,     Государственной
противопожарной   службы,   органов   по   контролю   за   оборотом
наркотических   средств   и   психотропных   веществ,   сотрудников
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084
ГК Российской Федерации.
     Конституционный Суд  Российской  Федерации  признал  пункт 1 и
абзацы первый и  второй  пункта  3 статьи  18  Федерального  закона
"О  статусе  военнослужащих"  и   статью  5   Федерального   закона
"Об обязательном  государственном  страховании  жизни  и   здоровья
военнослужащих,  граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
и  начальствующего  состава  органов  внутренних   дел   Российской
Федерации,   Государственной  противопожарной  службы,  органов  по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных  веществ,
сотрудников  учреждений  и органов уголовно-исполнительной системы"
не соответствующими Конституции Российской Федерации,  ее статьям 7
(часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части
1 и 2),  в той мере,  в какой  этими  законоположениями  в  системе
действующего  правового регулирования допускается возмещение вреда,
причиненного здоровью военнослужащего,  проходящего военную  службу
по  контракту,  при  досрочном  увольнении  в  связи  с  признанием
негодным к  военной  службе  вследствие  увечья  (ранения,  травмы,
контузии),  полученного  им  при  исполнении  обязанностей  военной
службы,   при   отсутствии   виновных    противоправных    действий
государственных   органов   и  их  должностных  лиц  в  объеме,  не
обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь,
связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
     Конституционный Суд Российской Федерации поручил  федеральному
законодателю  -  руководствуясь требованиями Конституции Российской
Федерации и с учетом правовых позиций,  выраженных  Конституционным
Судом Российской Федерации в данном Постановлении, - не позднее чем
в шестимесячный срок внести в  действующее  правовое  регулирование
изменения,  направленные  на  совершенствование  публично-правового
механизма  возмещения  вреда   здоровью   военнослужащих,   ставших
инвалидами   вследствие   увечья   (ранения,   травмы,   контузии),
полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы
в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае
гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему
объему  с  денежным  содержанием,  которое  военнослужащий  имел на
момент увольнения с военной службы.
     Поскольку жалоба  Т.П.Совы  поступила  в  Конституционный  Суд
Российской Федерации до начала слушания дела (29 марта 2011 года) о
проверке  конституционности  ряда  положений статьи 18 Федерального
закона "О статусе  военнослужащих",  статьи 5  Федерального  закона
"Об обязательном   государственном  страховании  жизни  и  здоровья
военнослужащих,  граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
и   начальствующего   состава  органов  внутренних  дел  Российской
Федерации,  Государственной  противопожарной  службы,  органов   по
контролю  за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и
статьи 1084 ГК Российской Федерации, правоприменительные решения по
ее делу,  если  они  основаны  на  законоположениях,  признанных  в
Постановлении  от  17  мая  2011  года  N  8-П  не соответствующими
Конституции   Российской   Федерации,   подлежат    пересмотру    в
установленном в указанном Постановлении порядке.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьей  6,  пунктом  3
части первой статьи 43,  частью четвертой статьи 71, частями первой
и   второй   статьи  79   Федерального   конституционного    закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Признать  жалобу  гражданки  Совы   Татьяны   Петровны   не
подлежащей  дальнейшему  рассмотрению  в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации,  поскольку  поставленный  заявительницей
вопрос   разрешен  Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в
Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П, сохраняющем свою силу.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе  окончательно,  не  подлежит  обжалованию,  действует
непосредственно  и  не  требует  подтверждения  другими  органами и
должностными лицами.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".

     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 744-О-О

2011-06-07
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе. Информационный партнер сайта: Правовой портал Поиск-Закона http://poisk-zakona.ru/
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо