ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12 сентября 2008 г. N 666
г. Москва
Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля
1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля
1997 г. N 179 "О внесении изменений и дополнений в Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);
пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства
Российской Федерации, регулирующие земельные отношения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);
пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2008 г.
N 666
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность
государственных и муниципальных дошкольных образовательных
учреждений всех видов.
2. Для негосударственных дошкольных образовательных
учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
3. Дошкольное образовательное учреждение - тип
образовательного учреждения, реализующего основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения
(тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в
соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им
образовательных программ) устанавливается при его государственной
аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание,
обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в
возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для
реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения
являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного,
художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей
гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного
развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и
развития детей.
6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить
реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих
условий.
7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся
образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до
3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней
социализации детей);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного)
возраста (реализует основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а
также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной
направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным
осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением
деятельности по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением
деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной
направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
(реализует основную общеобразовательную программу дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным
осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких
направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением
деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким,
как познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое и физическое).
8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного
учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В случае создания групп в образовательных учреждениях других
типов, реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в соответствии с лицензией, их
деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется
дошкольное образование в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на
основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации.
В группах компенсирующей направленности осуществляются
квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на
основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных требований к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
условиям ее реализации, а также с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей детей.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с
туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других
категорий детей, которым необходим комплекс специальных
оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной
направленности осуществляются дошкольное образование детей в
соответствии с образовательной программой образовательного
учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее
реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется
совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на
основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных требований к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей детей.
В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети
разных возрастов (разновозрастные группы).
Группы различаются также по времени пребывания детей и
функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания),
сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня
(14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5
часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в
режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей
(законных представителей) возможна организация работы групп также в
выходные и праздничные дни.
9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности
руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
государственного или муниципального органа, осуществляющего
управление в сфере образования, настоящим Типовым положением,
уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав),
договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением
и родителями (законными представителями).
10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и
воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется
учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном
учреждении создаются условия для изучения русского языка как
государственного языка Российской Федерации.
11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения
стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с
предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и
иностранными.
12. Дошкольное образовательное учреждение несет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за:
выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрастным, психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного
образовательного учреждения во время образовательного процесса.
13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются
создание и осуществление деятельности организационных структур
политических партий, общественно-политических и религиозных
движений и организаций (объединений). В государственных и
муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование
носит светский характер.
II. Организация деятельности дошкольного
образовательного учреждения
14. Дошкольное образовательное учреждение создается
учредителем и регистрируется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
15. Учредителем государственного дошкольного образовательного
учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем муниципального дошкольного образовательного
учреждения являются органы местного самоуправления.
16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным
учреждением определяются договором, заключаемым между ними в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Права юридического лица в части ведения уставной
финансово-хозяйственной деятельности возникают у дошкольного
образовательного учреждения с момента его регистрации.
Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно
осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь
самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в
установленном порядке, печать установленного образца, штамп и
бланки со своим наименованием.
18. Право на ведение образовательной деятельности и получение
льгот, установленных законодательством Российской Федерации,
возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента
выдачи ему лицензии (разрешения).
19. Дошкольное образовательное учреждение проходит
государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано,
реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
21. Содержание образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении определяется образовательной программой
дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой
им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей детей.
22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом,
дошкольное образовательное учреждение может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги за пределами определяющих его статус
образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе
договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением
и родителями (законными представителями).
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и
в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой
учредителем.
23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и
длительность пребывания в нем детей определяются уставом,
договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением
и учредителем.
24. Организация питания в дошкольном образовательном
учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.
25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном
образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения.
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность
за здоровье и физическое развитие детей, проведение
лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества
питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить
помещение с соответствующими условиями для работы медицинских
работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и
укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного
учреждения.
26. Педагогические работники дошкольных образовательных
учреждений в обязательном порядке проходят периодическое
медицинское обследование, которое проводится за счет средств
учредителя.
III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
27. Порядок комплектования дошкольного образовательного
учреждения определяется учредителем в соответствии с
законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в
возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на
основании медицинского заключения, заявления и документов,
удостоверяющих личность одного из родителей (законных
представителей).
29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
принимаются в группы компенсирующей и комбинированной
направленности дошкольного образовательного учреждения только с
согласия родителей (законных представителей) на основании
заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого
вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить
необходимые условия для организации коррекционной работы.
31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении
определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.
32. В группах общеразвивающей направленности предельная
наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и
составляет:
от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности
предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.
33. В группах компенсирующей направленности предельная
наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и
их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только
в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием -
6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8
детей;
для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и
10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только
в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более
недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей
для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и
15 детей.
34. В группах оздоровительной направленности предельная
наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и
их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
для детей, часто болеющих, - 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс
специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.
35. В группах комбинированной направленности предельная
наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до
3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными
возможностями здоровья и составляет:
до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых
детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или
детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со
сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой
психического развития.
IV. Участники образовательного процесса
36. Участниками образовательного процесса дошкольного
образовательного учреждения являются дети, их родители (законные
представители), педагогические работники.
37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение
последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с
уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности,
свидетельством о государственной аккредитации дошкольного
образовательного учреждения и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса.
38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных
представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном
учреждении, производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) регулируются
договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и
ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания,
обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей,
длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном
образовательном учреждении.
40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного
учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности
ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с
индивидуальными особенностями.
41. Порядок комплектования персонала дошкольного
образовательного учреждения регламентируется уставом.
42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном
учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или
высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных
лиц подтверждается документами государственного образца о
соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда
и защиты прав потребителей.
43. В штатные расписания дошкольных образовательных
учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие,
присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их
физического и (или) психического развития, в случае необходимости
могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов,
учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных
педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от
категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению
учредителя на эти цели.
44. Права работников дошкольного образовательного учреждения
и меры их социальной поддержки определяются законодательством
Российской Федерации, уставом и трудовым договором.
45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют
право:
на участие в управлении дошкольным образовательным
учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой
репутации.
46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
заработную плату работников в зависимости от квалификации
работника, сложности, интенсивности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты
(доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований,
направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного
образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные обязанности работников.
V. Управление дошкольным образовательным учреждением
47. Управление дошкольным образовательным учреждением
осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", иными законодательными актами Российской
Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.
48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится
на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих
государственно-общественный характер управления дошкольным
образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного
образовательного учреждения, обеспечивающими
государственно-общественный характер управления, являются
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие
формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция
определяются уставом.
49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным
учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию
заведующий.
Прием на работу заведующего дошкольным образовательным
учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:
действует от имени дошкольного образовательного учреждения,
представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного
учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором,
заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и
учредителем;
выдает доверенности;
открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет
работников дошкольного образовательного учреждения, налагает
взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного
образовательного учреждения перед учредителем.
VI. Имущество и средства учреждения
51. За дошкольным образовательным учреждением в целях
обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом
учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права
собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а
также другое необходимое имущество потребительского, социального,
культурного и иного назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и
распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления
имуществом в соответствии с его назначением, уставом и
законодательством Российской Федерации.
Земельные участки закрепляются за государственными и
муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность
перед собственником за сохранность и эффективное использование
закрепленного за ним имущества.
52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного
образовательного учреждения осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных
дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом
услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов
физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан
и (или) иностранных юридических лиц.
Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в
соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую
доход деятельность, предусмотренную уставом.
53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и
рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти
и органами, осуществляющими управление в сфере образования,
дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты,
не зависящие от количества детей.
54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением
дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего
Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его
финансирования за счет средств учредителя.
55. Финансовые и материальные средства дошкольного
образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем,
используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии
с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
При ликвидации дошкольного образовательного учреждения
финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом
платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели
развития образования.
____________