О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Долгих
Петра Никитовича на нарушение его конституционных прав
пунктом 4 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации
город Санкт-Петербург 5 марта 2009 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова,
Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С.Бондаря,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина П.Н.Долгих,
у с т а н о в и л:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин П.Н.Долгих оспаривает конституционность пункта 4
Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1997
года N 828), который определяет состав сведений о личности
гражданина, подлежащих внесению в паспорт: фамилия, имя, отчество,
пол, дата рождения и место рождения.
По мнению заявителя, это нормативное положение, как не
предусматривающее возможность внесения в паспорт гражданина
Российской Федерации сведений о его национальности, противоречит
Конституции Российской Федерации, ее статье 26 (часть 1), согласно
которой каждый вправе определять и указывать свою национальную
принадлежность.
2. Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации и конкретизирующим ее положениям пункта 3 части первой
статьи 3 и части первой статьи 96 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане
вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с
жалобами на нарушение их конституционных прав и свобод законом,
примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П, в случае,
если правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина
осуществляется не непосредственно федеральным законом, а
постановлением Правительства Российской Федерации, причем именно в
силу прямого предписания данного закона, на основании и во
исполнение которого оно издано и который оно конкретизирует, тем
самым предопределяя практику его исполнения, проверка
конституционности такого закона, выявление его
конституционно-правового смысла не могут быть осуществлены без
учета смысла, приданного ему актом Правительства Российской
Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля
1997 года N 828 было издано во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном
документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации
на территории Российской Федерации", согласно которому в целях
создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и
свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия
соответствующего федерального закона об основном документе,
удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на
территории Российской Федерации, Правительству Российской Федерации
поручается утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина
Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина
Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время непосредственное правовое
регулирование указанных отношений содержится именно в оспариваемом
постановлении Правительства Российской Федерации (впредь до
принятия соответствующего федерального закона), а значит, его
проверка может быть осуществлена лишь с точки зрения соответствия
Конституции Российской Федерации, т. е. в порядке конституционного
судопроизводства.
При этом в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации и статей 96 и 97 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданина в
Конституционный Суд Российской Федерации может быть признана
допустимой, если оспариваемые в ней нормативные положения применены
или подлежат применению в конкретном деле заявителя. Иными словами,
наличие конкретного дела выступает одной из необходимых предпосылок
осуществления конституционного контроля в отношении нормативных
правовых актов по жалобам граждан. При этом конкретным делом -
применительно к оспариваемому П.Н.Долгих постановлению
Правительства Российской Федерации - является то дело, в котором
судом или иным правоприменительным органом в установленной
юрисдикционной и иной процедуре на основе норм соответствующего
нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в их
взаимосвязи с нормами федерального закона, прямо уполномочившего
Правительство Российской Федерации издать такой нормативный
правовой акт, разрешается затрагивающий права и свободы заявителя
вопрос, устанавливаются и (или) исследуются фактические
обстоятельства; применение либо возможность применения оспариваемых
норм подтверждается копией прикладываемого к жалобе официального
документа.
Поскольку представленными заявителем материалами не
подтверждается применение или возможность применения в его
конкретном деле положений пункта 4 Положения о паспорте гражданина
Российской Федерации, его жалоба, как не отвечающая критерию
допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации,
не может быть принята им к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Долгих
Петра Никитовича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
N 399-О-О