Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
               и проектов нормативных правовых актов

    Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года
    Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года

     Статья 1

     1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  и
организационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных
правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целях
выявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующего
устранения.
     2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативных
правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределы
усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из
общих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные,
трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам и
организациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявления
коррупции.

     Статья 2

     Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)
являются:
     1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизы
проектов нормативных правовых актов;
     2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими
нормативными правовыми актами;
     3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатов
антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);
     4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
     5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти,
иных государственных органов и организаций, органов государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного
самоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  -  органы,
организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданского
общества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

     Статья 3

     1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов
(проектов нормативных правовых актов) проводится:
     1) прокуратурой   Российской  Федерации  -  в  соответствии  с
настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О  прокуратуре
Российской  Федерации",  в  установленном  Генеральной прокуратурой
Российской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определенной
Правительством Российской Федерации;
     2) федеральным   органом    исполнительной    власти в области
юстиции  -  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  в
порядке и согласно       методике,   определенным    Правительством
Российской Федерации;
     3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   -   в
соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,
установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующих
федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных
органов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласно
методике, определенной Правительством Российской Федерации.
     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводят
антикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов,
организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
     2) государственной      и     муниципальной     собственности,
государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,
таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,
природоохранного     законодательства,      законодательства      о
лицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующего
деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,
создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
     3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)
государственные     или    муниципальные    должности,    должности
государственной или муниципальной службы.
     3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстиции
проводит антикоррупционную экспертизу:
     1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов Президента
Российской  Федерации  и   проектов   постановлений   Правительства
Российской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органами
исполнительной   власти,   иными   государственными   органами    и
организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
     2) проектов концепций  и  технических  заданий  на  разработку
проектов   федеральных  законов,  проектов  официальных  отзывов  и
заключений на проекты  федеральных  законов  -  при  проведении  их
правовой экспертизы;
     3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органов
исполнительной власти,  иных государственных органов и организаций,
затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина,
устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющих
межведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальных
образований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы  муниципальных  образований   -   при   их   государственной
регистрации;
     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -
при мониторинге их применения.
     4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводят
антикоррупционную  экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовых
актов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их
правовой экспертизы и мониторинге их применения.
     5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случае
обнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативных
правовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   по
устранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют об
этом органы прокуратуры.

     Статья 4

     1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектах
нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
     1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правового
акта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
     2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной
экспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
     2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правового
акта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативном
правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
     3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правового
акта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,
организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневный
срок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленном
порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали
этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об
изменении   нормативного    правового    акта,    направленное    в
законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти
субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного
самоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшем
заседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленном
порядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с его
компетенцией.
     4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правового
акта может быть обжаловано в установленном порядке.
     5. Заключение   носит  рекомендательный  характер  и  подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими  органом,  организацией
или должностным лицом.
     6. Разногласия,  возникающие при оценке указанных в заключении
коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.

     Статья 5

     1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,
за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную
экспертизу  нормативных  правовых   актов   (проектов   нормативных
правовых актов).
     2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовом
акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторы
и предложены способы их устранения.
     3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционной
экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному
рассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которым
оно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  По
результатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившим
независимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  за
исключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

     Москва, Кремль
     17 июля 2009 года
     N 172-ФЗ

2009-07-17
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест