РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов
Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и
организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях
выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего
устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы
усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из
общих правил, а также положения, содержащие неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и
организациям и тем самым создающие условия для проявления
коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими
нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти,
иных государственных органов и организаций, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы,
организации, их должностные лица) с институтами гражданского
общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с
настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой
Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной
Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области
юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в
порядке и согласно методике, определенным Правительством
Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке,
установленном нормативными правовыми актами соответствующих
федеральных органов исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно
методике, определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов,
организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности,
государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового,
таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного,
природоохранного законодательства, законодательства о
лицензировании, а также законодательства, регулирующего
деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,
создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим)
государственные или муниципальные должности, должности
государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции
проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента
Российской Федерации и проектов постановлений Правительства
Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами
исполнительной власти, иными государственными органами и
организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов концепций и технических заданий на разработку
проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и
заключений на проекты федеральных законов - при проведении их
правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов и организаций,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также уставов муниципальных
образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы муниципальных образований - при их государственной
регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -
при мониторинге их применения.
4. Органы, организации, их должностные лица проводят
антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых
актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их
правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае
обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных
правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по
устранению которых не относится к их компетенции, информируют об
этом органы прокуратуры.
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах
нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового
акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной
экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового
акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном
правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные
факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового
акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,
организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный
срок со дня поступления требования и учитывается в установленном
порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали
этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об
изменении нормативного правового акта, направленное в
законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного
самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании соответствующего органа и учитывается в установленном
порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его
компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового
акта может быть обжаловано в установленном порядке.
5. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией
или должностным лицом.
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении
коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.
Статья 5
1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,
за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных
правовых актов).
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной
экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом
акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы
и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной
экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному
рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым
оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По
результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим
независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за
исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о
способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ