ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 3 октября 2009 г. N 796
г. Москва
О некоторых мерах по повышению качества предоставления
государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных
центров предоставления
государственных (муниципальных) услуг
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации деятельности
многофункциональных центров предоставления государственных
(муниципальных) услуг.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2009 г.
N 796
П Р А В И Л А
организации деятельности многофункциональных центров
предоставления государственных (муниципальных) услуг
1. Многофункциональный центр предоставления государственных
(муниципальных) услуг (далее - центр) является государственным или
муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением),
созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием в целях организации централизованного предоставления
государственных (муниципальных) услуг. На базе центра
предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг
по следующим направлениям:
а) социальная поддержка населения;
б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса
заявителя;
г) регулирование предпринимательской деятельности.
2. Государственные (муниципальные) услуги в центре
предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками
центра. Для исполнения документ передается в территориальный орган
федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, орган местного
самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении
государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача документов (информации)
осуществляются центром самостоятельно, без передачи документов в
иные органы и организации, с использованием информационных систем
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении
государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача документов (информации)
осуществляются в центре сотрудниками территориального органа
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении
государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности
которых организуются специальные рабочие места.
3. Для организации взаимодействия с заявителями помещение
центра делится на следующие функциональные сектора (зоны):
а) сектор информирования;
б) сектор ожидания;
в) сектор приема заявителей.
4. Сектор информирования включает в себя:
а) информационные стенды, содержащие актуальную и
исчерпывающую информацию, необходимую для получения заявителями
государственных (муниципальных) услуг;
б) информационный киоск - программно-аппаратный комплекс,
предназначенный для обеспечения возможности доступа заявителей к
информации о государственных (муниципальных) услугах и ходе их
предоставления в центре.
5. В секторе информирования предусматривается наличие не менее
2 окон для осуществления информирования о порядке предоставления
государственных (муниципальных) услуг, включая информацию:
а) о перечне государственных (муниципальных) услуг,
предоставляемых в центре, а также о территориальных органах
федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органах местного
самоуправления и (или) организациях, участвующих в предоставлении
таких услуг;
б) о сроках предоставления государственных (муниципальных)
услуг;
в) о перечнях документов, необходимых для получения
государственных (муниципальных) услуг;
г) о размерах государственных пошлин и иных платежей,
связанных с получением государственных (муниципальных) услуг,
порядке их уплаты;
д) о порядке обжалования действий (бездействия), а также
решений должностных лиц территориального органа федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и
(или) организации, участвующей в предоставлении государственных
(муниципальных) услуг;
е) о порядке обжалования действий (бездействия), а также
принимаемых решений сотрудников центра в ходе выполнения отдельных
административных процедур (действий).
6. В центре организуется отдельная телефонная линия,
предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц, либо
центр телефонного обслуживания, осуществляющий с помощью
операторов и (или) в автоматическом режиме прием и обслуживание
вызовов, поступающих в центр с использованием ресурсов телефонной
сети общего пользования и (или) сети Интернет.
На базе центра телефонного обслуживания организуется
информирование заявителей о порядке предоставления государственных
(муниципальных) услуг.
7. Сектор ожидания оборудуется электронной системой
управления очередью, предназначенной для автоматизированного
управления потоком заявителей и обеспечения им комфортных условий
ожидания.
8. Система электронного управления очередью обеспечивает:
а) регистрацию заявителя в очереди;
б) учет заявителей в очереди, управление отдельными очередями
в зависимости от видов услуг;
в) возможность отображения статуса очереди;
г) возможность автоматического перенаправления заявителя в
очередь на обслуживание к следующему оператору центра;
д) формирование отчетов по посещаемости центра, количеству
заявителей, очередям, среднему времени ожидания (обслуживания),
загруженности специалистов и др.
9. В секторе ожидания:
а) размещается платежный терминал (терминал для электронной
оплаты), представляющий собой программно-аппаратный комплекс,
функционирующий в автоматическом режиме и предназначенный для
обеспечения приема платежей от физических лиц при оказании платных
государственных (муниципальных) услуг;
б) в свободном доступе находятся формы (бланки) документов,
необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг;
в) обеспечивается предоставление заявителям таких
дополнительных (сопутствующих) услуг, как услуги банкомата,
нотариальные услуги, копировально-множительные услуги, услуги
местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также
услуги доступа к справочным правовым системам (на безвозмездной
основе);
г) размещается отделение банка, а также предоставляются иные
услуги, необходимые для получения государственных (муниципальных)
услуг на базе центра.
10. Сектор приема заявителей оборудуется окнами для приема и
выдачи документов. Каждое окно оформляется информационными
табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества и
должности специалиста, осуществляющего прием и выдачу документов.
Количество окон для приема и выдачи документов в центре
составляет не менее 6, а для населенных пунктов с численностью
населения свыше 50 тыс. человек - не менее 20.
11. Прием заявителей в центре осуществляется не менее 60
часов в неделю. График (режим) работы центра должен
предусматривать возможность обращения за получением
государственных (муниципальных) услуг в вечернее время и не менее
чем в один из выходных дней.
12. Пропускная способность центра должна составлять не менее
4 человек в час работы одного окна.
13. Для заявителя предусматривается наличие мест для сидения
и столов (стоек) для оформления документов. При необходимости
сотрудник центра, осуществляющий прием и выдачу документов,
обеспечивает заявителя бумагой, формами (бланками) документов,
необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг, а
также канцелярскими принадлежностями.
14. Руководитель центра утверждает стандарт комфортности
обслуживания заявителей, устанавливающий требования к обеспечению
комфортных условий для граждан при обращении в центр.
15. При утверждении стандарта комфортности учитываются
следующие основные требования:
а) обращение заявителей в центр осуществляется также по
предварительной записи;
б) время ожидания в очереди для получения информации
(консультации) не превышает 15 минут;
в) время ожидания в очереди для подачи документов не
превышает 45 минут;
г) время ожидания в очереди для получения документов не
превышает 15 минут.
16. Здание центра располагается в пешеходной доступности - не
более 5 минут от остановок общественного транспорта. Дорога от
близлежащих остановок общественного транспорта до здания центра
оборудуется указателями.
17. Центр, как правило, располагается в отдельном здании либо
в части отдельно стоящих зданий (административных, культурных и
иных центрах). Здание (помещение) центра оборудуется
информационной табличкой (вывеской), содержащей полное
наименование "Многофункциональный центр предоставления
государственных (муниципальных) услуг", а также информацию о
режиме работы центра.
18. Помещения центра, предназначенные для работы с
заявителями, как правило, располагаются на нижних этажах здания
центра и имеют отдельный вход. В случае если часть помещений
центра находится на 2 этаже и выше, здание центра оснащается
лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными
устройствами. Помещения центра обеспечиваются системами
кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами
пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
19. Вход в здание (помещение) центра и выход из него
оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками
бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами
для передвижения детских и инвалидных колясок.
20. В центре предусматриваются место для хранения верхней
одежды посетителей, а также отдельный бесплатный туалет для
посетителей, в том числе предназначенный специально для инвалидов.
21. Площадь здания (помещения) центра, как правило,
составляет не менее 200 кв. м, а для населенных пунктов с
населением свыше 50 тыс. человек - 800 кв. м, из них не менее 50
процентов площади составляет сектор ожидания.
22. На территории, прилегающей к центру, располагается
бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей
центра, в том числе предусматривающая места для специальных
автотранспортных средств инвалидов.
23. Центр оборудуется программными и аппаратными средствами,
позволяющими осуществить внедрение и обеспечить функционирование
необходимых для предоставления государственных (муниципальных)
услуг программно-аппаратных комплексов, а также информационной
системы центра.
24. Информационная система центра обеспечивает поддержку
деятельности центра по следующим направлениям:
а) информационно-справочное обеспечение деятельности центра
путем:
размещения в открытом доступе с использованием ресурсов сети
Интернет и информационных киосков сведений о предоставляемых
государственных (муниципальных) услугах, включая информацию о
порядке предоставления таких услуг и формы необходимых документов;
обеспечения заявителей информацией о событиях и фактах,
связанных с ходом (стадией, этапом) предоставления государственных
(муниципальных) услуг посредством размещения указанной информации
в информационных киосках и сети Интернет, включая региональный
портал государственных услуг;
б) автоматизация документационного обеспечения деятельности
центра путем:
регистрации и хранения обращений заявителей, электронных
образцов документов, предоставляемых в центр для получения
государственных (муниципальных) услуг, в том числе дистанционно с
использованием регионального портала государственных услуг;
организации и управления потоками документов на бумажном
носителе и в электронном виде;
в) построение отчетов о деятельности центра и предоставление
информации на основе статистики, накапливаемой системой.
25. Информационная система центра в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, обеспечивает возможность
использования электронной цифровой подписи при обработке
электронных документов, а также обмена электронными документами с
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами
местного самоуправления и (или) организациями, участвующими в
предоставлении государственных (муниципальных) услуг.
26. Применяемые при создании информационной системы центра
форматы данных, протоколы передачи данных, регламенты, требования
и инструкции являются доступными и документированными в виде,
достаточном для их независимого (без обращения к разработчику)
использования третьими сторонами (имеют открытую структуру и
открытый исходный код).
27. Информационная система центра, как правило, имеет
возможность обеспечения взаимодействия с другими информационными
системами, используемыми в деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или)
организаций, участвующих в предоставлении государственных
(муниципальных) услуг.
____________