ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 28 октября 2009 г. N 846
г. Москва
Об утверждении Правил расследования причин аварий
в электроэнергетике
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике"
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварий
в электроэнергетике.
2. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный
срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать
и утвердить:
форму акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике
и порядок ее заполнения;
форму отчета об авариях в электроэнергетике и порядок ее
заполнения;
порядок передачи оперативной информации об авариях в
электроэнергетике.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской
Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской
Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего
постановления разработать и утвердить порядок формирования
комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2009 г.
N 846
П Р А В И Л А
расследования причин аварий в электроэнергетике
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок расследования причин
аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных
станциях.
Расследование причин чрезвычайных ситуаций, возникших
вследствие аварий на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках потребителей электрической энергии
(далее - энергопринимающие установки), осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. В настоящих Правилах под аварией понимаются
технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или
повреждению сооружений и (или) технических устройств
(оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных
веществ, отклонению от установленного технологического режима
работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок, полному или частичному ограничению режима потребления
электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе
возникновения аварийного электроэнергетического режима работы
энергосистемы.
3. В соответствии с настоящими Правилами расследованию и
учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках, расположенных на территории
Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору за соблюдением требований
безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в
электроэнергетике), либо его территориальный орган (далее -
уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике) осуществляет расследование причин аварий, в
результате которых произошли:
а) повреждение магистрального трубопровода тепловой сети в
период отопительного сезона, если это привело к перерыву
теплоснабжения потребителей в течение 36 часов и более;
б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью
100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью
50 гигакалорий в час и более с разрушением, деформацией или
смещением элементов каркаса, барабана, главного паропровода или
питательного трубопровода, если такое повреждение привело к
вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более;
в) повреждение турбины генератора или силового трансформатора
номинальной мощностью 10 МВт (10 МВА) и более, если такое
повреждение привело к вынужденному простою в ремонте оборудования
в течение 25 суток и более;
г) обрушение несущих элементов технологических зданий,
сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара,
если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения
режима потребления электрической энергии (мощности);
д) повреждение гидротехнического сооружения, приведшее к
нарушению его безопасной эксплуатации и вызвавшее понижение уровня
воды в водохранилище (реке) или повышение его в нижнем бьефе за
предельно допустимые значения;
е) взрыв газа в газифицированной топке или газоходе
энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и
более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в
час и более, вызвавший их местные разрушения (повреждения) или
пожар на объекте электроэнергетики.
ж) отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или
ее части за пределы:
50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более;
50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;
з) массовые отключения или повреждения объектов
электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6-35 кВ),
вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к
прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200
тыс. человек и более;
и) отключение генерирующего оборудования или объекта
электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности
энергосистемы, включая:
разделение энергосистемы на части, выделение отдельных
энергорайонов Российской Федерации на изолированную от Единой
энергетической системы России работу (при отключении всех
электрических связей с Единой энергетической системой России);
превышение максимально допустимых перетоков мощности в
контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
применение графиков временных отключений суммарным объемом
100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и
более процентов общего объема потребления в операционной зоне
диспетчерского центра;
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на
срок более 1 суток на величину 100 МВт и более;
к) отключение объектов электросетевого хозяйства (высший
класс напряжения 110 кВ и выше), генерирующего оборудования
мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики,
вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей электрической
энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт
и более, продолжительностью 30 минут и более;
л) нарушения в работе противоаварийной или режимной
автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями
персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства
(высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение)
генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет
100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей
электрической энергии, суммарная мощность потребления которых
составляет 100 МВт и более;
м) нарушение в работе электрических сетей, приведшее к
отклонению частоты на шинах распределительного устройства атомной
электростанции (высший класс напряжения 110-750 кВ) от пределов
нормальной эксплуатации, установленных технологическим регламентом
эксплуатации атомных электростанций (49,0 - 50,5 Гц);
н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического
управления, приводящее к прекращению связи (диспетчерской связи,
передачи телеметрической информации или управляющих воздействий
противоаварийной или режимной автоматики) между диспетчерским
центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, объектом электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более.
5. Собственник, иной законный владелец объекта
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо
эксплуатирующая их организация выясняют причины возникновения
аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение основного оборудования электростанции, а также
отключение такого оборудования действием автоматических защитных
устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых
отклонений технологических параметров или ошибочных действий
оперативного персонала;
б) отключение вспомогательного оборудования электростанции
действием автоматических защитных устройств или оперативным
персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических
параметров или ошибочных действий оперативного персонала,
повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на
величину 50 МВт и более;
в) повреждение объекта электросетевого хозяйства (высший
класс напряжения 6 кВ и выше), а также отключение такого объекта
действием автоматических защитных устройств или оперативным
персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических
параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том
числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов
собственных нужд атомной электростанции;
г) повреждение гидросооружения, требующее проведения
внепланового ремонта;
д) повреждение тепловой сети или оборудования котельной,
вызвавшее прекращение теплоснабжения и (или) горячего
водоснабжения потребителей тепловой энергии;
е) нарушение, приводящее к потере управляемости объекта
электроэнергетики (потеря питания собственных нужд, оперативного
тока, давления в магистралях сжатого воздуха, систем управления
оборудованием) продолжительностью 1 час и более;
ж) неправильные действия защитных устройств и (или) систем
автоматики;
з) вывод из работы электрооборудования системы электропитания
атомной электростанции действием устройств релейной защиты и
автоматики от повышения напряжения или оперативным персоналом
вследствие недопустимых отклонений параметров режима (напряжения и
частоты) электрических сетей;
и) нарушение режима работы электростанции, вызвавшее
превышение лимитов предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более или
лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные
объекты в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более
1 суток.
6. Результаты расследования аварий, указанных в пункте 5
настоящих Правил, направляются собственниками, иными законными
владельцами объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок, на которых произошла авария, либо эксплуатирующими их
организациями субъекту оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике.
II. Порядок расследования причин аварий
7. Собственник, иной законный владелец объекта
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо
эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о
возникновении аварии диспетчерский центр субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в
операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики
и (или) энергопринимающая установка, а также уполномоченный орган
в сфере контроля и надзора в электроэнергетике в соответствии с
порядком передачи оперативной информации об авариях
в электроэнергетике, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том
числе по вопросам электроэнергетики (далее - уполномоченный орган
в сфере электроэнергетики).
При получении информации о возникновении аварий, указанных в
подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих Правил, субъект
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере контроля и надзора
в электроэнергетике.
8. Решение о расследовании причин аварии принимается не
позднее 24 часов с момента получения уполномоченным органом в
сфере контроля и надзора в электроэнергетике информации об аварии.
9. Уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике, принявший решение о расследовании причин
аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере
электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия
такого решения.
10. Приказом руководителя уполномоченного органа в сфере
контроля и надзора в электроэнергетике оформляется решение о
расследовании причин аварии, создается комиссия по расследованию
причин аварии (далее - комиссия) и определяется ее состав.
Председателем комиссии назначается должностное лицо
уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике.
Порядок формирования комиссий устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей по
согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
11. В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного
органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике при
необходимости включаются уполномоченные представители:
а) уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю
в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах;
в) организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых
организаций;
г) генерирующих компаний;
д) субъекта оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике;
е) потребителей электрической энергии, присоединенная
мощность которых превышает 50 МВт.
12. Расследование аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н"
пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при участии субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
13. Комиссия вправе также привлекать к расследованию
представителей научных и экспертных организаций,
заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные,
проектные и конструкторские работы в отношении объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых
произошла авария или на которых произошли отклонения от
установленных технологических режимов работы вследствие
произошедшей аварии.
14. Расследование причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, начинается незамедлительно после принятия
решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий
20 дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин
аварии может быть продлен руководителем уполномоченного органа в
сфере контроля и надзора в электроэнергетике, но не более чем на
45 дней.
15. В ходе расследования причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, устанавливаются причины и предпосылки
возникновения аварии, круг лиц, действия (бездействие) которых
привели к ее возникновению, а также разрабатывается перечень
противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и
предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики
и (или) энергопринимающих установках (далее - противоаварийные
мероприятия).
16. При расследовании причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, выявляются и устанавливаются условия их
возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварии, в том числе
действия (бездействие) субъектов электроэнергетики и потребителей
электрической энергии, повлекшие возникновение аварии;
б) исполнение команд и распоряжений субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями
электрической энергии требований нормативных правовых актов в
области электроэнергетики, в том числе установленных правил и норм
эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок, а также технических регламентов;
г) своевременность принятия субъектами электроэнергетики и
потребителями электрической энергии мер по устранению последствий
аварии и дефектов оборудования, повышению его надежности,
повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ,
испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием
оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при
производстве ремонтных работ.
17. Для выявления причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, в ходе расследования проводятся следующие
необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм,
записей оперативных и диспетчерских переговоров и иных необходимых
документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения
защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего
(поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, в
случае необходимости - видеосъемка, составление схемы и эскиза
места аварии;
е) опрос очевидцев аварии, руководителей организаций, на
объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках
которых произошла авария, оперативного персонала, а также
получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии, а также
установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и
условий эксплуатации оборудования;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей
организаций, на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках которых произошла авария, по
предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала
нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил
эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок;
м) оценка соблюдения установленных требований промышленной
безопасности, безопасности объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок, а также гидросооружений для
предупреждения аварий;
н) проверка соответствия объекта электроэнергетики,
энергопринимающей установки и (или) технологического процесса
проектным решениям;
о) проверка соответствия использования оборудования
установленной области его применения;
п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;
р) проверка наличия технической документации по эксплуатации
объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки.
18. При проведении расследования причин аварии комиссия:
а) проводит обследование объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок с предварительным уведомлением
субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической
энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установке которых возникла авария, о начале расследования причин
аварии в срок не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
б) запрашивает у субъектов электроэнергетики, потребителей
электрической энергии, собственников, иных законных владельцев
объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок
либо эксплуатирующих их организаций, а также у органов
государственной власти и органов местного самоуправления
информацию и документы, необходимые для расследования причин
аварии, в том числе регистрограммы, записи оперативных и
диспетчерских переговоров, копии технической и иной документации в
отношении объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установки, на которых произошла авария;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования
причин аварии.
19. Действия комиссии в ходе расследования причин аварии
оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
III. Порядок оформления результатов расследования
20. Результаты расследования причин аварий, указанных в
пункте 4 настоящих Правил, оформляются актом о расследовании
причин аварии (далее - акт расследования), форма и порядок
заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере
электроэнергетики.
21. Акт расследования должен содержать следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок до
возникновения аварии и во время аварии;
б) описание причин возникновения аварии и ее развития;
в) описание действий оперативного персонала и должностных лиц
субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии,
послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;
г) описание выявленных в ходе расследования нарушений
требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики,
в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов
электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также
технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
е) описание выявленных в ходе расследования недостатков
эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа
оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее
ликвидацию;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
22. К акту расследования прилагаются все материалы
расследования, полученные в процессе работы комиссии.
23. Материалы расследования причин аварии формируются в
отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат
хранению уполномоченным органом в сфере контроля и надзора
в электроэнергетике в течение не менее чем 3 лет.
24. Акт расследования составляется в 2 экземплярах и
подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных
членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
25. Копии акта расследования в 3-дневный срок после окончания
расследования со всеми приложениями направляются председателем
комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической
энергии, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установках которых произошла авария, субъекту
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также
могут быть направлены членам комиссии по их запросу.
26. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и
предписаний, вынесенных по результатам расследования причин
аварий, осуществляется уполномоченным органом в сфере контроля и
надзора в электроэнергетике. В проведении контроля за выполнением
противоаварийных мероприятий по результатам расследования причин
аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих
Правил, участвует субъект оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике.
IV. Порядок систематизации информации об авариях
в электроэнергетике
27. Собственник, иной законный владелец объекта
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо
эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный
отчет об авариях в электроэнергетике в уполномоченный орган в
сфере контроля и надзора в электроэнергетике, уполномоченный орган
в сфере электроэнергетики, а также субъекту
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
28. Систематизация информации об авариях в электроэнергетике
осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике путем ведения базы данных об авариях раздельно в
отношении генерирующих компаний, сетевых организаций и
потребителей электрической энергии.
29. Электронные копии актов расследования включаются в базу
данных об авариях в электроэнергетике.
30. Материалы расследования аварий после проведения анализа
могут быть использованы при планировании режимов работы объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке
мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования
указанных объектов (установок), в том числе в составе
энергосистемы.
____________