ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 23 ноября 2009 г. N 1767-р
МОСКВА
Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в методику
определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации
в объектах социальной инфраструктуры, одобренную распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 43,
ст. 5264).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
--------------------------
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2009 г.
N 1767-р
И З М Е Н Е Н И Е,
которое вносится в методику определения нормативной
потребности субъектов Российской Федерации в объектах
социальной инфраструктуры
Раздел "Методика определения нормативной потребности
субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства"
изложить в следующей редакции:
"М Е Т О Д И К А
определения нормативной потребности субъектов
Российской Федерации в объектах культуры и искусства
Методика предназначена для расчета нормативной потребности
субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основании
социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р
(далее - нормативы).
Нормативы носят рекомендательный характер. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут
самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся
материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей.
Нормативы на гг. Москву и Санкт-Петербург не распространяются.
1. Государственные и муниципальные библиотеки
Библиотечное обслуживание субъектов Российской Федерации
В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета
рекомендуется содержать по 1 библиотеке следующих типов (по
профилю обслуживания):
универсальная научная библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека;
специализированная библиотека для инвалидов по зрению.
Функции центральных государственных библиотек субъекта
Российской Федерации определены в пункте 2 статьи 20 Федерального
закона "О библиотечном деле" и включают в себя обязанность
формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки
наиболее полное универсальное собрание документов в пределах
обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование
библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь
муниципальным и межпоселенческим библиотекам. Следует подчеркнуть,
что формирование центральными государственными библиотеками
субъекта Российской Федерации универсальных по составу книжных
фондов исключает установление стандартных нормативов приобретения
ими текущих изданий и других видов документов. Комплектование
фондов центральных библиотек регионов определяется на основе
исторически сложившихся культурных традиций, а также мониторинга
информационных потребностей населения.
Рекомендованные Правительством Российской Федерации нормативы
допускают создание объединенных библиотек для детей и юношества.
В организации работы специализированных библиотек для
инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их
деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на
предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при
территориальных организациях Всероссийского общества слепых,
лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное
размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от
местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению.
Библиотечное обслуживание муниципальных районов
Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным
обслуживанием населения муниципального района является создание
условий для сохранения кооперированных объединений библиотек,
предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых
информационных ресурсов. Такие объединения - централизованные
библиотечные системы работают в нашей стране с 1980-х годов.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
районные централизованные библиотечные системы или объединения
иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений
между главами администраций муниципальных районов и муниципальных
поселений о передаче полномочий по организации библиотечного
обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций.
Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием
населения муниципального района предусмотрено создание библиотек
3 типов:
межпоселенческая библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека.
Органы местного самоуправления муниципального района могут
присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной
районной библиотеки.
Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой
территории обязана формировать, хранить и предоставлять
пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание
документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных
ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного
абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать
методическую помощь.
Центральная районная библиотека по своим функциям становится
правопреемницей централизованной библиотечной системы и может
возглавлять библиотеки городских и сельских поселений.
Методическая помощь, оказываемая центральной районной
библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки
городских поселений, получившие статус филиалов, но и на
библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или
вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Детские и юношеские библиотеки могут создаваться как
самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей
и юношества с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям
пользователей либо как отделы (детский, юношеский) или 1 отдел
(для детей и юношества) центральной районной библиотеки.
Библиотечное обслуживание городских поселений (городских округов)
Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских
поселениях (городских округах) зависит от общей численности
населения, в том числе от численности детей и юношества.
Минимальное количество библиотек в городских поселениях и
городских округах определяется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
--------------------+---------------------------------------------
Категория | Количество библиотек, единиц
населенного пункта |----------------+----------------+-----------
| общедоступных | детских | юношеских
| универсальных | |
--------------------+----------------+----------------+-----------
1. Городское 1 на населенный 1 на населенный -
поселение пункт пункт
(городской округ)
с численностью
населения до
50 тыс. человек
2. Городское 1 на 10 1 на 5,5 тыс. 1 на 17 тыс.
поселение тыс. жителей детей жителей в
(городской округ) (с учетом дошкольного возрасте от
с численностью пешеходной и школьного 15 до 24 лет
населения доступности возраста
50 тыс. человек библиотеки)
и более
В целях эффективной организации библиотечно-информационного
обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в
возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки
для детей и юношества.
Минимально необходимое количество библиотек в городском
поселении (городском округе) определяется по следующей формуле:
БС = Н : Нн,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
За сетевую единицу количества библиотек принимаются:
самостоятельные библиотеки - общедоступные универсальные,
организующие специализированное обслуживание детей, юношества,
инвалидов по зрению и других категорий населения;
универсальные центральные библиотеки;
межмуниципальные и межпоселенческие библиотеки, имеющие
филиалы;
библиотеки-филиалы;
поселенческие библиотеки (бывшие филиалы централизованной
библиотечной системы), получившие статус отделов межпоселенческой
библиотеки и библиотеки поселений (также бывшие филиалы
централизованной библиотечной системы), вошедшие в состав
культурно-досуговых комплексов (центров).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований имеют право определять минимальное
количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся
ситуации и местных особенностей.
Библиотечное обслуживание сельских поселений
Общим требованием к организации библиотечной системы в
сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности
получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том
числе с малой численностью жителей (менее 500 человек). В этих
целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек
нестационарное библиотечное обслуживание (передвижные библиотеки -
библиобусы, библиокатера и др.), а также пункты выдачи книг и
библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и
другие носители информации по запросам населения с помощью местных
средств транспорта.
Определение форм библиотечного обслуживания сельских
поселений и минимальных норм создания стационарных библиотек
осуществляется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
---------------------------------------+---------------------------
Категория населенного пункта | Вид библиотеки
---------------------------------------+---------------------------
1. Населенный пункт, с численностью библиотечный пункт (отдел
населения до 500 человек, находящийся нестационарного
на расстоянии до 5 км от обслуживания) поселенческой
административного центра поселения библиотеки, передвижная
библиотека
2. Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой
населения до 500 человек, находящийся библиотеки
на расстоянии более 5 км от
административного центра поселения
3. Населенный пункт, с численностью филиал поселенческой
населения более 500 человек, библиотеки
находящийся на расстоянии до 5 км от
административного центра поселения
4. Населенный пункт, с численностью общедоступная поселенческая
населения более 500 человек, библиотека
находящийся на расстоянии более 5 км
от административного центра поселения
5. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека
поселений, с численностью населения
до 500 человек
6. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека и ее филиал
поселений, с численностью населения
от 500 до 1000 человек
7. Населенный пункт, являющийся общедоступная поселенческая
административным центром сельских библиотека (на каждую
поселений, с численностью населения тысячу населения) и детская
более 1000 человек библиотека (на каждую
тысячу детского населения)
Методика определения нормативной потребности объема
библиотечного фонда и его пополнения
Объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных
носителях информации, а также аудиовизуальных документов для
создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в
соответствии со следующими нормативами книгообеспеченности,
установленными Модельным стандартом деятельности публичной
библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией:
в городах - от 5 до 7 экземпляров на 1 жителя;
в сельских поселениях - от 7 до 9 экземпляров на 1 жителя.
При этом центральная библиотека города (района),
обслуживающая население всей территории города (района), должна
располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от
0,5 до 2 экземпляров на 1 жителя.
Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в
библиотеке определяется по следующей формуле:
Фб = К х Н,
где:
Фб - фонд библиотеки;
К - книгообеспеченность на душу населения;
Н - численность населения.
Годовой объем пополнения библиотечного фонда текущими
изданиями и материалами должен составлять не менее 250 экземпляров
на 1 тыс. жителей.
Объем фондов детских и юношеских библиотек определяется по
указанной формуле, где Н - численность населения детского и
юношеского возрастов.
В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в
районе обслуживания детской библиотеки) литература для жителей в
возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 процентов общего
объема фонда библиотеки и включать документы на различных
носителях, в том числе обучающие и развлекательные программы и
игры.
Пополнение фонда специализированной библиотеки для инвалидов
по зрению должно составлять не менее 12 процентов имеющейся
литературы.
Для библиотечных пунктов (отделов нестационарного
обслуживания) и передвижных библиотек пополнение, обновление и
книгообмен должны составлять 100 процентов их фонда.
Применение поправочных коэффициентов для учета особо сложных
условий территорий библиотечного обслуживания
Рекомендуется вносить дополнительные поправки в расчеты норм
сети библиотек и их ресурсов в тех случаях, когда муниципальное
образование имеет особые условия, усложняющие предоставление
библиотечных услуг (многоязычный состав жителей, удаленность
малонаселенных пунктов или затрудненность коммуникаций из-за
сложного рельефа местности). Чтобы обеспечить равные возможности
для доступа населения таких территорий к информации и культурным
ценностям в библиотеках целесообразно использовать поправочные
коэффициенты к нормативам в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
-------------------------------+-----------------------------------
Фактор влияния | Поправочные коэффициенты к
| нормативам
|-----------+------------+----------
|численность| книжный | объем
|населения в| фонд |ежегодного
|расчете на | |пополнения
| 1 библио- | | книжного
| теку | | фонда
------------------------------+-----------+------------+----------
Сложность рельефа местности 0,5 - 0,8 1,2 1,2
Радиус района обслуживания 0,5 - 0,7 1,1 - 1,2 1,1 - 1,2
более 5 км, наличие в районе
более 10 населенных пунктов
Многонациональное население 0,5 1,2 1,2
В условиях сложного рельефа местности и удаленности
населенных пунктов от административных центров поселений, где
обычно располагается опорная публичная библиотека, целесообразно
создавать ее филиалы в расчете на меньшее количество жителей, чем
рекомендовано нормативами. Так, в поселениях со значительным
количеством удаленных и малонаселенных пунктов правомерно
установить норму создания библиотеки, применив поправочные
коэффициенты от 0,5 до 0,8 (в зависимости от степени
затрудненности условий). В таких случаях при норме 1 библиотека в
расчете на 500 жителей рекомендовано использовать следующую
формулу определения целесообразности филиала библиотеки или
филиала библиотечно-досугового комплекса:
500 человек х 0,5 = 250 человек,
где 0,5 - поправочный коэффициент.
В случае большой разбросанности малонаселенных пунктов
муниципальное образование может содержать библиотеки в населенных
пунктах с численностью населения менее 500 человек.
В случае, если поселенческая библиотека обслуживает жителей,
говорящих на 2 и более языках либо проживающих в населенных
пунктах, которые расположены в удалении от библиотеки на 5 км и
более или в местностях со сложным рельефом (горы, водные преграды
и др.), для определения необходимого объема библиотечного фонда
рекомендуется включать в расчеты поправочный коэффициент 1,2.
Объем библиотечного фонда в указанном случае будет
рассчитываться по следующей формуле:
Фб = К х Н х Пк,
где Пк - поправочный коэффициент.
При наличии в субъекте Российской Федерации однотипных
условий во всех его районах нет необходимости применять
поправочные коэффициенты.
2. Культурно-досуговые учреждения
Для субъекта Российской Федерации определяется один Дом
(Центр) народного творчества (учреждение культуры, выполняющее
функции Дома (Центра) народного творчества) регионального
значения.
Указанный Дом (Центр) народного творчества может иметь
филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской
Федерации, исходя из демографических, географических и
климатических условий региона.
Учреждения культурно-досугового типа
Нормативная потребность субъекта Российской Федерации в
учреждениях культурно-досугового типа определяется как сумма
сетевых показателей по всем категориям населенных пунктов субъекта
Российской Федерации в соответствии с нормативами обеспеченности.
Для муниципальных районов или городских округов мощностная
характеристика центрального (межпоселенческого, окружного,
районного) учреждения культурно-досугового типа определяется исходя
из численности населения муниципального района или городского
округа, но должна составлять не менее 500 зрительских мест.
Для городских или сельских поселений, имеющих в составе
несколько населенных пунктов, нормативная потребность в центральных
поселенческих учреждениях культурно-досугового типа определяется
исходя из общей численности населения в городском или сельском
поселении, имеющих в составе несколько населенных пунктов.
Для городских поселений с численностью населения до 10 тыс.
человек мощностная характеристика учреждения культурно-досугового
типа определяется по нормативам потребности городского поселения с
соответствующим количеством населения.
Для городских поселений с численностью населения более
10 тыс. человек и городских округов численность населения делится
на 1000 и умножается на соответствующее нормативное количество
мест в расчете на 1000 жителей.
Для сельских поселений:
с численностью населения до 500 человек - численность
населения делится на 100 и умножается на соответствующее
нормативное количество мест в расчете на 100 жителей;
с численностью населения от 500 до 1000 человек - минимальная
нормативная потребность определяется исходя из функциональной
загруженности учреждения культурно-досугового типа в соответствии с
нормативом в 150-200 зрительских мест;
с численностью населения от 1000 до 2000 человек - численность
населения делится на 1000 и умножается на соответствующее
нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей;
с численностью населения от 2000 до 5000 человек - численность
населения делится на 1000 и умножается на соответствующее
нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей;
с численностью населения от 5000 и более человек - численность
населения поселения делится на 1000 и умножается на соответствующее
нормативное количество мест в расчете на 1000 жителей.
Для сельских и городских населенных пунктов, входящих в состав
сельского или городского поселения, нормативная потребность
определяется по следующей формуле:
D = А : Н х С,
где:
D - норматив количества зрительских мест культурно-досугового
учреждения населенного пункта, входящего в состав сельского или
городского поселения;
А - нормативное количество зрительских мест
культурно-досугового учреждения сельского или городского поселения;
Н - общее количество населения сельского или городского
поселения;
С - количество жителей населенного пункта, входящего в состав
сельского или городского поселения.
Количество зрительских мест в расчете на 100 или 1000 жителей
может отличаться от рекомендуемого в зависимости от региональных
особенностей.
Для определения сетевых показателей численность населения на
расчетный период для каждой категории населенных пунктов
умножается на соответствующее количество зрительских мест в
расчете на 100 или 1000 жителей и полученное количество
зрительских мест делится на количество зрительских мест учреждений
культурно-досугового типа.
Общая нормативная потребность в учреждениях
культурно-досугового типа для городских и сельских поселений
определяется как сумма значений сетевых показателей по всем
категориям населенных пунктов.
В качестве сетевых единиц учреждений культурно-досугового
типа учитываются самостоятельные учреждения:
межпоселенческие районные Дома культуры, городские Дома
культуры, сельские Дома культуры, входящие в клубную систему
городских поселений;
поселенческие Дома культуры и филиалы Домов культуры,
расположенные в обособленных помещениях, если наличие такого
филиала отражено в уставе учреждения культуры клубного типа,
центры культуры и досуга, культуры и искусств;
социально-культурные, культурно-досуговые комплексы;
центры эстетического воспитания детей, клубы и дома
творческой интеллигенции;
центры традиционной культуры;
дома ремесел и фольклора;
национально-культурные центры.
Информационно-методические центры
Муниципальный район должен иметь 1 информационно-методический
центр межпоселенческого характера, являющийся самостоятельным
учреждением или структурным подразделением центрального
(межпоселенческого) районного учреждения культурно-досугового типа.
Информационно-методические центры осуществляют информационные
и методические услуги учреждениям культурно-досугового типа в
сельской местности.
Передвижные центры культуры (культбригады)
Количество передвижных центров культуры (культбригад)
определяется в зависимости от количества населенных пунктов,
входящих в состав муниципального образования и не имеющих
стационарных учреждений культурно-досугового типа, из расчета 1
передвижной центр культуры (культбригада) на каждую группу,
количество населенных пунктов в которой не превышает 5, в регионах
или муниципальных образованиях с низкой плотностью населения и на
каждую группу, количество населенных пунктов в которой не превышает
10, в регионах или муниципальных образованиях со средней или
высокой плотностью населения.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
количество передвижных центров культуры (культбригад) определяется
в зависимости от количества населенных пунктов, входящих в состав
муниципального образования и не имеющих стационарных учреждений
культурно-досугового типа, из расчета 1 передвижной центр культуры
(культбригада) на каждую группу, количество населенных пунктов в
которой не превышает 3, в регионах или муниципальных образованиях
с низкой плотностью населения.
Парки культуры и отдыха
Парки культуры и отдыха размещаются в зависимости от
численности населения в количестве не менее 1 в поселениях с
численностью населения от 10 до 100 тыс. человек и в поселениях с
численностью населения свыше 100 тыс. человек исходя из норматива -
1 парк культуры на каждые 100 тыс. жителей.
Сетевой показатель для каждой категории различных поселений
определяется путем умножения количества поселений этой категории на
количество парков культуры и отдыха, рекомендуемых для размещения в
поселениях каждой категории.
Сетевой показатель для региона складывается из суммы сетевых
показателей по поселениям различных категорий.
3. Музеи
В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета
рекомендуется содержать не менее 2 музеев. Минимальное количество
музеев в муниципальных районах, городских поселениях и городских
округах, а также в сельских поселениях зависит от общей численности
населения и наличия музейных коллекций, зарегистрированных в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, а
также от возможности органов власти соответствующего уровня
обеспечить сохранность и безопасность предметов Музейного фонда
Российской Федерации.
Музеи создаются из расчета:
не менее 1 - на муниципальный район с численностью населения
от 5 до 10 тыс. человек;
не менее 2 - на муниципальный район с численностью населения
от 10 до 20 тыс. человек.
В муниципальных районах с численностью населения более 20 тыс.
человек рекомендуется создание 2-3 музеев. При этом 1 музей должен
иметь статус краеведческого музея, а 2 других могут быть
тематическими и отражать особенности соответствующего региона.
Создание еще одного музея носит рекомендательный характер.
Количество музеев в муниципальном районе определяется путем
умножения количества поселений этого района на нормативное
количество музеев в поселениях.
Музеи создаются в городских поселениях и городских округах с
численностью населения до 100 тыс. человек в количестве не менее
2-4 и с численностью населения более 100 тыс. человек - в
количестве не менее 4-5. Сетевой показатель для городских поселений
определяется для каждой категории поселений отдельно путем
умножения количества поселений соответствующей категории на
количество музеев в поселении. Количество музеев в каждом поселении
рассчитывается исходя из численности населения и соответствующего
для этого поселения норматива обеспеченности.
Музеи размещаются в количестве не менее 1 в сельских
поселениях с численностью населения до 10 тыс. человек.
Потребность в музеях в соответствующих населенных пунктах
определяется в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
----------------------------------------------------+--------------
Категория населенных пунктов | Количество
| музеев,
|рекомендуемых
|для размещения
| в населенном
|пункте, единиц
----------------------------------------------------+--------------
Муниципальные районы с численностью населения:
5-10 тыс. человек 1
10-20 тыс. человек 2
более 20 тыс. человек 2-3
Городские поселения и городские округа с
численностью населения:
до 100 тыс. человек (на каждые 25 тыс. человек) 1
более 100 тыс. человек (на каждые 25 тыс. 1
человек)
Сельские поселения с численностью населения до 1
10 тыс. человек
На территории Российской Федерации могут создаваться и
действовать музеи, различающиеся по их целевому назначению и
видовому составу фондов, а также по другим основаниям.
В субъектах Российской Федерации количество музеев
рассчитывается исходя из видов музейных коллекций (краеведческие,
художественные, этнографические и др.).
За сетевую единицу принимаются краеведческие и мемориальные
музеи, музеи изобразительных искусств, технические, исторические,
литературные, народного творчества, этнографические, воинской и
трудовой славы и другие музеи, являющиеся самостоятельными
юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования
юридического лица и территориально обособленные экспозиционные
отделы музеев.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с
головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного
кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и
за отдельную сетевую единицу не считаются, кроме случаев, когда
они принадлежат различным дирекциям.
В муниципальном районе может быть организовано несколько
музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи
могут иметь филиалы в населенных пунктах поселений.
В сельском поселении может быть организован музей с филиалами
в населенных пунктах с численностью населения до 1 тыс. человек.
4. Выставочные залы, картинные галереи
Для муниципальных районов с численностью населения до
50 тыс. человек необходимо создание 1 учреждения, предоставляющего
услуги выставочных залов и картинных галерей.
Выставочные залы и картинные галереи размещаются:
в городских поселениях и городских округах с численностью
населения до 300 тыс. человек - не менее 1;
в городских поселениях и городских округах с численностью
населения свыше 300 тыс. человек - не менее 2.
Количество выставочных залов и картинных галерей для каждой
категории поселений рассчитывается путем деления численности
населения поселения соответствующей категории на соответствующий
норматив обеспеченности.
В зависимости от состава и объема фондов выставочные залы и
галереи могут являться структурными подразделениями музеев.
В субъектах Российской Федерации, а также в сельских
поселениях могут создаваться выставочные залы и (или) галереи как
самостоятельные учреждения или в качестве структурных
подразделений музеев и учреждений культурно-досугового типа.
В городах, имеющих районное деление, выставочный зал
(галерея) создается в каждом административном районе. Выставочные
залы и (или) галереи могут иметь филиалы.
5. Театры
Минимальное количество профессиональных театров в субъектах
Российской Федерации определяется в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
-------------------------------------------------------+-----------
Наименование видов организаций |Минимальное
|количество,
| единиц
-------------------------------------------------------+-----------
Театры драмы 1
Театры юного зрителя 1
Театры кукол 1
Музыкально-драматические театры 1
Прочие театры 1
Необходимое число мест в театрах определяется в расчете на
каждые 5 тыс. жителей и зависит от плотности населения городского
поселения и городского округа:
4 места - для территорий с низкой плотностью населения;
5 мест - для территорий с высокой плотностью населения.
Подобный норматив распространяется на городские поселения и
городские округа с численностью населения более 100 тыс. человек,
за исключением таких поселений, расположенных в труднодоступных и
отдаленных регионах. В поселениях с численностью населения менее
100 тыс. человек, расположенных в этих регионах, по решению
учредителя могут создаваться театры.
В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс.
человек создаются театры оперы и балета.
В субъектах Российской Федерации с количеством государственных
языков более 1 могут создаваться театры драмы и театры для детей в
количестве, соответствующем количеству установленных
государственных языков.
Для театров кукол и театров юного зрителя необходимое
количество зрительских мест определяется в расчете на каждую тысячу
детей и зависит от плотности населения в субъекте Российской
Федерации, муниципальном районе, городском поселении, городском
округе:
для территорий с низкой плотностью населения - 2 места;
для территорий с высокой плотностью населения - 3 места.
Профессиональные театры могут создаваться в городских округах
и городских поселениях, если они располагаются в закрытых
административно-территориальных образованиях, независимо от
численности населения.
Профессиональные театры могут иметь филиалы.
За сетевую единицу принимаются театры и театры-филиалы по их
видам.
6. Концертные организации и коллективы
Для субъектов Российской Федерации количество зрительских мест
в учреждениях, предоставляющих услуги концертных организаций и
коллективов, определяется в расчете на каждые 200 тыс. человек в
зависимости от плотности населения. Для территорий с низкой
плотностью населения количество зрительских мест должно составлять
100 единиц на каждые 200 тыс. человек, а для территорий с высокой
плотностью - 200 единиц на каждые 200 тыс. человек. Сетевой
показатель для каждой категории поселения определяется умножением
численности населения каждой категории поселения на соответствующее
количество мест в расчете на 200 тыс. жителей.
В городских поселениях и городских округах с численностью
населения более 100 тыс. человек количество учреждений должно
составлять не менее 1, за исключением городских поселений и
городских округов, расположенных в труднодоступных и отдаленных
регионах. В поселениях с численностью населения менее 100 тыс.
человек, расположенных в труднодоступных и отдаленных регионах, по
решению учредителя также могут создаваться театры.
Для городских поселений и городских округов необходимое
количество зрительских мест определяется в зависимости от
численности населения городского поселения (на каждую тысячу
жителей):
для территорий с низкой плотностью населения - 2 места;
для территорий со средней плотностью населения - 3 места;
для территорий с высокой плотностью населения - 4 места.
Концертные залы и филармонии могут иметь филиалы.
7. Цирки
Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1 цирка или
цирковой организации.
Городские округа и городские поселения могут иметь 1 цирк или
цирковую организацию.
Цирки и цирковые организации могут иметь филиалы в
муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
8. Содействие в показе киновидеофильмов
Субъект Российской Федерации может иметь не менее 1
организации культуры, предоставляющей услуги по содействию в
показе киновидеофильмов.
Киновидеоцентры, киновидеообъединения и кинопрокатные
организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях
субъекта Российской Федерации, а также иметь киновидеозалы для
оказания услуг по киновидеопоказу.
Для муниципальных районов мощностная характеристика
организаций, предоставляющих услуги по показу киновидеофильмов,
должна составлять не менее 1 организации.
В городских поселениях и городских округах с численностью
населения до 300 тыс. человек при условии высокой плотности
населения должно быть создано не менее 1 организации, а при
условии низкой плотности населения - не менее 2 организаций.
Количество организаций для соответствующей категории поселения с
численностью населения до 300 тыс. человек рассчитывается путем
деления численности населения на соответствующий норматив
обеспеченности.
В городских поселениях и городских округах с численностью
населения более 300 тыс. человек должно быть создано не менее
1 организации в расчете на каждые 100 тыс. человек.
В культурно-досуговых учреждениях поселений с численностью
населения до 1 тыс. человек, не являющихся административными
центрами муниципальных районов, могут действовать
киновидеоустановки.
Кинотеатр создается в административном центре муниципального
района.
Необходимое количество зрительских мест устанавливается на
каждую тысячу жителей:
для территорий с низкой плотностью населения - 2 места;
для территорий с высокой плотностью населения - 3 места.
В населенных пунктах сельских поселений услуги киновидеопоказа
могут оказываться с использованием киновидеоустановок,
расположенных в учреждениях культурно-досугового типа или их
филиалах.
Населенные пункты сельских поселений районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей, а также регионов Дальневосточного
федерального округа могут иметь стационарные кинотеатры.
В населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные
учреждения культуры, услуги киновидеопоказа осуществляются
передвижными центрами культуры и передвижными комплексами.
9. Детские школы искусств (по видам искусства),
школы эстетического образования
Детские школы искусств (по видам искусства) и школы
эстетического образования размещаются в населенных пунктах с
численностью населения от 3 до 10 тыс. человек в расчете 1 школа
на населенный пункт.
В населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс.
человек при расчете количества школ используется численность
учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ.
Исходя из установленного в нормативе 12-процентного охвата
учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ определяется
численность учащихся детских школ искусств и эстетического
образования для каждого субъекта Российской Федерации.
Для определения сетевых показателей это значение делится на
среднюю вместимость школы данного типа для Российской Федерации,
составляющую 180 человек.
Примечание. Плотность населения определяется в соответствии с
положениями Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также в соответствии с перечнем субъектов
Российской Федерации и отдельных районов субъектов
Российской Федерации (в существующих границах),
относящихся к территориям с низкой и высокой плотностью
населения, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р.".
------------