РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и
государственной научно-технической политике"
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998,
N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1,
ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1,
ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30, ст. 3616;
2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6434;
2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4167; 2011, N 10, ст. 1281)
следующие изменения:
1) преамбулу дополнить словами ", в том числе по
предоставлению государственной поддержки инновационной
деятельности";
2) статью 2 дополнить частями восьмой - двенадцатой следующего
содержания:
"Коммерциализация научных и (или) научно-технических
результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот
научных и (или) научно-технических результатов.
Инновации - введенный в употребление новый или значительно
улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж
или новый организационный метод в деловой практике, организации
рабочих мест или во внешних связях.
Инновационный проект - комплекс направленных на достижение
экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в
том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических
результатов.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций,
способствующих реализации инновационных проектов, включая
предоставление управленческих, материально-технических, финансовых,
информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную,
технологическую, организационную, финансовую и коммерческую
деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а
также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее
деятельности.";
3) дополнить главой IV-1 следующего содержания:
"Глава IV-1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 16-1. Основные цели и принципы государственной
поддержки инновационной деятельности
1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности
в целях модернизации российской экономики, обеспечения
конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на
российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
2. Государственная поддержка инновационной деятельности -
совокупность мер, принимаемых органами государственной власти
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и
организационных условий, а также стимулов для юридических и
физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности
осуществляется на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и
реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях
инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и
среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
публичность оказания государственной поддержки инновационной
деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах
государственной поддержки инновационной деятельности в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной
деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и
инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования
инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки
инновационной деятельности для целей социально-экономического
развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на
государственную поддержку инновационной деятельности.
Статья 16-2. Субъекты и формы предоставления поддержки
инновационной деятельности
1. Государственная поддержка инновационной деятельности может
осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым
относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также соответствующие организации, через
которые может осуществляться такая поддержка, либо способами,
предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
2. Цели и основные направления государственной поддержки
инновационной деятельности (далее - основные направления
государственной поддержки) определяются в рамках Стратегии
инновационного развития Российской Федерации, принимаемой
Правительством Российской Федерации.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности может
осуществляться в следующих формах:
предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных
платежей;
предоставления образовательных услуг;
предоставления информационной поддержки;
предоставления консультационной поддержки, содействия в
формировании проектной документации;
формирования спроса на инновационную продукцию;
финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты,
кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
реализации целевых программ, подпрограмм и проведения
мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
поддержки экспорта;
обеспечения инфраструктуры;
в других формах, не противоречащих законодательству Российской
Федерации.
4. Поддержка инновационной деятельности в формах,
предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться
органами местного самоуправления.
5. Поддержка инновационной деятельности может осуществляться
юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
Статья 16-3. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в области
государственной поддержки инновационной
деятельности
1. Правительство Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области государственной
поддержки инновационной деятельности.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся в том числе:
право принятия законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации о поддержке инновационной
деятельности;
право принятия и реализация программ и проектов субъектов
Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной
деятельности.
Статья 16-4. Финансирование государственной поддержки
инновационной деятельности
Финансирование государственной поддержки инновационной
деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации с учетом основных направлений государственной
поддержки.
Статья 16-5. Оценка эффективности расходования бюджетных
средств, направляемых на государственную
поддержку инновационной деятельности
1. Оценка эффективности расходования бюджетных средств,
направляемых на государственную поддержку инновационной
деятельности (далее - оценка эффективности государственной
поддержки), осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
2. Оценка эффективности государственной поддержки с точки
зрения реализации государственной политики в соответствующей
области и достижения поставленных целей осуществляется высшими
органами управления субъектов государственной поддержки, а также
иными органами и организациями в случаях, установленных
законодательством.
3. При оценке эффективности государственной поддержки
осуществляется проверка выполнения установленного порядка,
регламентирующего предоставление такой поддержки, а также
соответствие указанного порядка требованиям, установленным
настоящей статьей.
4. В случае осуществления оценки (проверки) эффективности
государственной поддержки контрольные (надзорные) органы
руководствуются положениями федеральных законов с учетом положений
настоящей статьи.
5. При оценке эффективности государственной поддержки
проверяется наличие и соблюдение утвержденных субъектами
государственной поддержки:
документов, определяющих стратегию, цели и задачи
предоставления государственной поддержки инновационной
деятельности;
документов, определяющих порядок предоставления
государственной поддержки инновационной деятельности.
6. При проверке документов, предусмотренных абзацем вторым
пункта 5 настоящей статьи, устанавливается:
их соответствие основным направлениям государственной
поддержки;
измеримость поставленных целей и задач;
возможность определения эффективности предоставления
государственной поддержки инновационной деятельности;
взаимосвязь поставленных целей и задач с ключевыми
показателями эффективности структурных подразделений и руководящего
состава субъекта государственной поддержки, системой мотивации его
работников (в случае, если указанное требование применимо к
проверяемому субъекту государственной поддержки);
наличие системы оценки ответственности за недостижение
поставленных целей (в случае, если указанное требование применимо к
проверяемому субъекту государственной поддержки).
7. При проверке документов, предусмотренных абзацем третьим
пункта 5 настоящей статьи, устанавливается:
наличие внутренних процедур контроля за выполнением
установленного порядка предоставления государственной поддержки
инновационной деятельности с указанием ответственных за принятие
конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур;
прозрачность внутренних процедур контроля за выполнением
установленного порядка предоставления государственной поддержки
инновационной деятельности, а также наличие и описание основных
этапов предоставления государственной поддержки инновационной
деятельности с указанием предельных сроков их проведения;
наличие предусмотренных процедур коллегиального принятия
решений и привлечения независимых профессиональных экспертов;
соответствие указанных документов требованиям к нормативным
правовым актам федеральных органов исполнительной власти,
установленным Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов".
8. Проверка хода реализации и результатов отдельных
инновационных проектов в рамках оценки эффективности
государственной поддержки осуществляется только в случае нарушения
установленного порядка предоставления государственной поддержки
инновационной деятельности, его отсутствия или отсутствия отдельных
документов, определенных настоящей статьей.
9. В рамках оценки эффективности субъектов государственной
поддержки проверка хозяйствующих субъектов и физических лиц,
непосредственно не получавших государственную поддержку
инновационной деятельности, не проводится.
10. При оценке эффективности государственной поддержки
учитывается высокорисковый характер инновационной деятельности,
неопределенность рыночных и технологических перспектив
инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю
финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.
11. С учетом специфики инновационной деятельности оценка
эффективности государственной поддержки осуществляется на основе
анализа эффективности формируемых субъектами государственной
поддержки совокупностей инновационных проектов, обладающих схожими
целями и характеристиками.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
21 июля 2011 года
N 254-ФЗ