П Р И К А З
Министерства финансов Российской Федерации
от 24 февраля 2010 г. N 16н
Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности
"Принципы осуществления внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования
к организации указанного контроля"
Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2010 г.
Регистрационный N 17488
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г.
N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15) и постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329
"О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49,
ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32,
ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491;
2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6,
ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31,
ст. 3954) приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный стандарт аудиторской
деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и
требования к организации указанного контроля".
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин
____________
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ФСАД 4/2010)
"Принципы осуществления внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования
к организации указанного контроля"
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности
устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества
работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и
требования к организации указанного контроля.
2. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности
применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями
аудиторов и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских
организаций (далее - уполномоченный орган), внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Для целей настоящего федерального стандарта аудиторской
деятельности саморегулируемые организации аудиторов и
уполномоченный орган именуются субъектами внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
3. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и
требования к организации указанного контроля, установленные
настоящим федеральным стандартом аудиторской деятельности, могут
применяться саморегулируемыми организациями аудиторов при
определении в составе правил организации и осуществления внешнего
контроля качества работы своих членов правил, относящихся к
организации и осуществлению внешнего контроля качества работы
членов-аудиторов, не являющихся индивидуальными аудиторами.
4. Основными принципами осуществления внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов
(далее - ВККР) являются:
а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов (далее - объект ВККР);
б) независимость ВККР;
в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми
ресурсами;
г) надлежащий уровень профессиональной компетентности
работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры);
д) прозрачность процедуры назначения контролеров для
проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее -
внешняя проверка);
е) отчетность о состоянии и результатах ВККР;
ж) публичность результатов ВККР;
з) обеспечение устранения проверенным объектом ВККР нарушений
и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
и) подотчетность деятельности субъектов ВККР по осуществлению
ВККР совету по аудиторской деятельности, создаваемому в
соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об аудиторской
деятельности".
5. При осуществлении ВККР контролер руководствуется кодексом
профессиональной этики аудиторов, в частности, требованиями
независимости, профессиональной компетентности, должной
тщательности.
6. Независимость контролера состоит в том, что при проведении
контрольного мероприятия он независим от объекта ВККР, в том
числе:
а) не состоит в соответствии с семейным законодательством
Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или
свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и
опекаемого с собственниками и (или) должностными лицами объекта
ВККР;
б) не являлся в проверяемый период и не является в период
проведения контрольного мероприятия собственником, должностным
лицом и (или) иным работником объекта ВККР;
в) не был связан в проверяемый период и не связан в период
проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с
объектом ВККР.
Контролер должен принимать меры по предотвращению конфликта
интересов между ним и проверяемым объектом ВККР при проведении
внешней проверки.
7. Профессиональная компетентность контролера состоит в том,
что:
а) при осуществлении ВККР он обладает необходимыми
профессиональными знаниями в области аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и
навыками проведения внешних проверок;
б) он постоянно поддерживает указанные знания и навыки на
должном уровне.
8. Должная тщательность контролера состоит в своевременном и
точном исполнении им обязанностей, предусмотренных настоящим
федеральным стандартом аудиторской деятельности, программой
внешней проверки, а также правилами саморегулируемой организации
аудиторов.
II. Требования к организации ВККР
9. При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:
а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
б) необходимые полномочия контролеров;
в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в
частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР:
установления правил организации и осуществления ВККР,
финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по
результатам внешней проверки;
г) независимость контролеров, предотвращение возникновения
конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом
ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта
ВККР;
д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок,
контроль знаний и навыков контролеров;
е) информирование объекта ВККР о выводах и рекомендациях по
результатам внешних проверок;
ж) мониторинг действий, предпринимаемых объектом ВККР по
устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам
внешней проверки;
з) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении тех
объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе
предоставлять всю необходимую для проверки документацию и
информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению
нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних
проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются
серьезные нарушения и недостатки.
10. ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР
осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР
плана ВККР на следующий календарный год.
11. План ВККР представляет собой перечень внешних проверок,
которые планируется осуществить в календарном году. В плане ВККР
по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект
ВККР, проверяемый период, срок проведения внешней проверки.
12. План ВККР составляется на основе циклического подхода или
риск-ориентированного подхода.
13. Циклический подход предполагает установление на основе
требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
максимального периода, по истечении которого внешняя проверка
объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для
разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная
периодичность проведения внешних проверок.
14. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов
ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При
этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски
аудиторской деятельности объектов ВККР:
а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых
допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных
организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются
общественно значимыми;
в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе
выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего
контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования
независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение
требования обучения по программам повышения квалификации
аудиторов.
При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР
должен обеспечить установленную Федеральным законом
"Об аудиторской деятельности" периодичность проведения внешних
проверок каждого объекта ВККР.
15. При планировании ВККР учитывается также степень
обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми),
реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность
нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения
внеплановых внешних проверок и другие факторы.
16. Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.
17. Предметом мониторинга осуществления ВККР является
соблюдение Федерального закона "Об аудиторской деятельности",
настоящего федерального стандарта аудиторской деятельности, правил
саморегулируемой организации аудиторов, а также исполнение плана
ВККР.
18. Мониторинг осуществления ВККР ведется субъектом ВККР,
который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого
мониторинга.
19. Субъект ВККР обеспечивает систематическое (за квартал,
полугодие или год) обобщение результатов мониторинга осуществления
ВККР и информирование о них контролеров.
20. Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом
отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР подлежит
опубликованию субъектом ВККР, в частности, на официальном сайте
субъекта ВККР в сети Интернет.
Годовой отчет о состоянии ВККР может не включать результаты
внешних проверок, раскрывающие информацию о конкретных объектах
ВККР или их клиентах.
21. Субъект ВККР должен установить критерии оценки
результативности ВККР в целом, а также работы контролеров.
22. В случае, когда внешнюю проверку проводит группа
контролеров, эту группу возглавляет ее руководитель, назначенный в
порядке, установленном субъектом ВККР. Руководитель группы
контролеров:
а) организует внешнюю проверку;
б) осуществляет сам и организует контроль за работой
контролеров, входящих в группу, и результатами внешней проверки;
в) информирует о результатах внешней проверки объект ВККР;
г) осуществляет сам и организует взаимодействие группы
контролеров с объектом ВККР;
д) подписывает отчет о внешней проверке.
23. Группа контролеров должна включать достаточное количество
контролеров, чтобы внешняя проверка могла быть проведена в
установленные сроки.
24. Проведение каждой внешней проверки подлежит подготовке.
Целью подготовки внешней проверки является обеспечение ее
качества, результативности и своевременности.
25. При подготовке внешней проверки:
а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР,
необходимой для организации внешней проверки;
б) определяется объем внешней проверки, в том числе
подлежащие проверке аудиторские задания;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к
проведению внешней проверки;
г) определяются этапы проведения внешней проверки;
д) определяются требования к контролерам, необходимые для
проведения внешней проверки, формируется группа контролеров и
распределяются обязанности между членами этой группы;
е) составляется программа внешней проверки;
ж) информируется объект ВККР о сроках проведения, предмете и
объеме внешней проверки.
26. Объем внешней проверки определяется перечнем и характером
процедур контроля, которые необходимы для достижения цели внешней
проверки при данных обстоятельствах.
27. Программа внешней проверки составляется и утверждается до
начала внешней проверки.
28. Программа внешней проверки должна содержать, в частности:
тему внешней проверки; наименование объекта ВККР; проверяемый
период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней
проверки.
29. Программа внешней проверки должна быть построена таким
образом, чтобы контролеры получили достаточную уверенность в том,
что:
а) объект ВККР имеет надлежащую организацию внутреннего
контроля качества работы;
б) объект ВККР выполняет все требования внутреннего контроля
качества работы;
в) объект ВККР и его аудиторы соблюдали Федеральный закон
"Об аудиторской деятельности", стандарты аудиторской деятельности,
кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости
аудиторов и аудиторских организаций.
30. В ходе внешней проверки осуществляются:
а) оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта
ВККР;
б) определение эффективности организации внутреннего контроля
качества работы объекта ВККР;
в) оценка достоверности последней по времени отчетности
объекта ВККР об аудиторской деятельности исходя из результатов
действий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.
31. Оценка правил внутреннего контроля качества работы
объекта ВККР осуществляется, в частности, в отношении следующих
вопросов:
а) соблюдение объектом ВККР Федерального закона
"Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности,
кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций;
б) численность и профессиональный уровень аудиторов объекта
ВККР, а также соблюдение аудиторами требования обучения по
программам повышения квалификации;
в) соблюдение требований, установленных частью 2 статьи 8
Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также
условий, согласно которым порядок выплаты и размер денежного
вознаграждения объекту ВККР за проведение аудита (в том числе
обязательного) не зависят и не определяются оказанием аудируемому
лицу прочих услуг.
32. Определение эффективности организации внутреннего
контроля качества работы объекта ВККР осуществляется путем
проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества работы
объекта ВККР, а также рабочей документации аудитора по конкретным
аудиторским заданиям по аудиту бухгалтерской (финансовой)
отчетности (далее - аудиторское задание).
Указанная проверка проводится, как минимум, в отношении
значительной части аудиторских заданий, отобранных на основе
анализа риска ненадлежащего проведения аудита. Для рассмотрения в
ходе внешней проверки отбираются, как правило, завершенные в
проверяемый период аудиторские задания.
33. Проверка рабочей документации аудитора в отношении
конкретных аудиторских заданий должна предусматривать оценку:
а) наличия и эффективности внутреннего контроля качества
работы объекта ВККР и качества выполнения аудиторского задания;
б) соблюдения Федерального закона "Об аудиторской
деятельности", стандартов аудиторской деятельности, кодекса
профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и
аудиторских организаций;
в) достаточности, надлежащего характера, надежности
аудиторских доказательств, содержащихся в рабочей документации
аудитора;
г) обоснованности аудиторского заключения с учетом
обстоятельств выполнения аудиторского задания.
34. В ходе внешней проверки должно осуществляться наблюдение
за работой контролеров. Наблюдение осуществляется для достижения
цели внешней проверки и обеспечения качества работы контролеров.
35. Наблюдению в ходе внешней проверки подлежит:
а) работа каждого контролера независимо от занимаемой
должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе внешней проверки.
36. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется
руководителем группы контролеров, а также более опытными
контролерами в отношении работы менее опытных контролеров.
37. Наблюдение в ходе внешней проверки осуществляется по мере
проведения этой проверки до составления отчета о внешней проверке.
38. В ходе наблюдения должна быть получена достаточная
уверенность в том, что:
а) контролеры имеют единое четкое понимание программы внешней
проверки;
б) внешняя проверка проводится в соответствии с Федеральным
законом "Об аудиторской деятельности", настоящим федеральным
стандартом аудиторской деятельности, а также правилами
саморегулируемой организации аудиторов;
в) программа внешней проверки исполняется;
г) рабочая документация содержит доказательства,
подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения
процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам
выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены
доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и
необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены,
задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание
руководителя группы контролеров и (или) более опытных контролеров;
ж) достигается цель внешней проверки;
з) отчет о внешней проверке надлежащим образом отражает
результаты внешней проверки.
39. При проведении внешней проверки должны быть получены
доказательства, подтверждающие результаты этой проверки.
К доказательствам относятся описание системы внутреннего
контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора,
отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля, проведенных
в ходе внешней проверки, письменные заявления должностных лиц
объектов ВККР, а также документы и сведения, полученные из других
достоверных источников.
40. Доказательства получают в результате следующих процедур
контроля:
а) получения информации о: характере и масштабах аудиторской
деятельности объекта ВККР и применяемых им формах и методах
проведения аудита; системе внутреннего контроля качества работы;
процедурах соблюдения норм профессиональной этики и независимости
аудиторов и аудиторских организаций; процедурах обучения по
программам повышения квалификации аудиторов;
б) тестирования эффективности процедур мониторинга,
применявшихся объектом ВККР в проверяемый период, а также оценки
того, насколько контролеры могут полагаться на эти процедуры;
в) проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества
выполнения конкретных аудиторских заданий;
г) повторной оценки достаточности объема внешней проверки
путем анализа результатов этой проверки с целью определения,
необходимы ли дополнительные процедуры контроля;
д) обсуждения результатов работы, выводов и рекомендаций
контролеров, а также отчета о внешней проверке с представителями
объекта ВККР;
е) проведения иных процедур контроля.
41. Проведение внешней проверки подлежит документированию.
42. Рабочая документация (рабочие документы), т. е. документы
и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с
проведением внешней проверки, составляется при подготовке и
проведении внешней проверки, а также при осуществлении наблюдения
в ходе этой проверки.
43. В рабочих документах должно быть отражено обоснование
всех существенных вопросов, по которым контролеру необходимо
выразить профессиональное мнение. В случаях, когда контролер
рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по
каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в
рабочие документы должно быть включено описание всех существенных
фактов, известных контролеру на момент формирования такого мнения.
44. Рабочие документы должны составляться с такой степенью
полноты и подробности, которая необходима и достаточна для
обеспечения понимания проведенной внешней проверки и ее
результатов.
45. Объем рабочей документации по каждой внешней проверке
определяется контролерами, которые руководствуются своим
профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого
рассмотренного в ходе внешней проверки документа либо отражение в
рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является
обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации должен быть
таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать
работу другому контролеру, не имеющему опыта работы по данной
внешней проверке, новый контролер смог исключительно на основе
полученной рабочей документации понять проделанную работу и
обоснованность выводов прежнего контролера.
46. Форма и содержание рабочих документов определяются
контролером с учетом следующих факторов:
предмета и объема внешней проверки;
требований, предъявляемых к отчету о внешней проверке;
масштаба, характера и сложности деятельности объекта ВККР;
доказательности отдельных документов;
состояния системы внутреннего контроля качества работы объекта
ВККР;
необходимости указаний членам группы контролеров и
осуществления наблюдения за ними;
процедур контроля, применяемых при проведении внешней
проверки.
47. При включении в рабочую документацию документов и иных
материалов, подготовленных объектом ВККР, контролер должен
убедиться в том, что такие документы и материалы подготовлены
надлежащим образом.
48. Рабочая документация по каждой внешней проверке должна
включать:
документы, отражающие подготовку внешней проверки, включая
программу внешней проверки;
сведения о сроках проведения и объеме внешней проверки, а
также ее результатах;
документы о выполнении отдельных процедур контроля с
указанием исполнителей и времени выполнения;
копии документов объекта ВККР, в том числе подтверждающие
выявленные нарушения и недостатки;
письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных
работников объектов ВККР;
копии обращений, направленных другим субъектам ВККР,
экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
документы, подтверждающие, что работа, выполненная
контролерами, осуществлялась под наблюдением руководителя группы
контролеров и (или) более опытных контролеров.
49. Рабочие документы должны быть систематизированы таким
образом, чтобы отвечать обстоятельствам конкретной внешней
проверки.
50. Для подготовки и проведения внешней проверки могут
применяться утвержденные субъектом ВККР формы рабочей документации
(вопросники, типовые письма, обращения и т. п.), а также единая
структура систематизации рабочих документов.
51. Субъект ВККР устанавливает надлежащие процедуры
обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов.
52. Рабочая документация подлежит хранению субъектом ВККР.
Срок хранения рабочей документации после завершения внешней
проверки устанавливается субъектом ВККР. Этот срок должен быть
таков, чтобы субъект ВККР и орган, осуществляющий государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
аудиторов, могли осуществлять контроль за проведением внешних
проверок.
Рабочая документация, а также отчеты о внешней проверке
комплектуются, учитываются и хранятся в порядке, установленном
субъектом ВККР.
53. Результаты внешней проверки подлежат оформлению в
письменном виде отчетом (актом, заключением и др.).
54. Отчет должен содержать, в частности:
а) наименование;
б) сведения о субъекте ВККР: наименование, номер
саморегулируемой организации аудиторов в государственном реестре
саморегулируемых организаций аудиторов;
в) сведения об объекте ВККР: наименование, номер в реестре
аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации
аудиторов;
г) основание проведения внешней проверки;
д) описание предмета внешней проверки;
е) описание объема внешней проверки;
ж) указание на то, в соответствии с какими требованиями
(стандартами, правилами, иными документами) проводилась внешняя
проверка;
з) описание подтвержденных доказательствами результатов
внешней проверки;
и) заключение о качестве работы объекта ВККР, включая
заключение о соответствии правил внутреннего контроля качества
работы объекта ВККР установленным требованиям, а также о
соблюдении объектом ВККР этих правил;
к) подписи руководителя группы контролеров либо контролеров;
л) дату подписания отчета.
55. Форма отчета, а также допустимые виды заключения в нем
(положительное заключение, заключение с оговоркой, др.)
устанавливаются субъектом ВККР.
56. При составлении отчета должна быть обеспечена
объективность, обоснованность, системность, четкость и
лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
57. Отчет должен быть составлен своевременно, не ранее
завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой
внешней проверки.
58. Отчет направляется объекту ВККР и органу, назначившему
внешнюю проверку.
Объект ВККР должен своевременно представить органу,
назначившему внешнюю проверку, письменный ответ на отчет, в том
числе сообщить о запланированных действиях в случае выявления
нарушений и недостатков и сроках осуществления таких действий.
Орган, назначивший внешнюю проверку, должен своевременно
рассмотреть отчет и письменный ответ объекта ВККР на него и при
необходимости принять соответствующие решения.
____________