ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации
в 2009 году
Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации
(далее - Счетная палата) в 2009 году, представленный в соответствии
со статьей 33 Федерального закона от 11 января 1995 года N 4-ФЗ
"О Счетной палате Российской Федерации", Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает
результативность деятельности Счетной палаты, направленной на
дальнейшее развитие единой системы контроля за исполнением
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, обеспечение контроля за целевым и эффективным
использованием бюджетных средств, выделенных на преодоление
последствий финансово-экономического кризиса, формирование
совместно с органами государственной власти всех уровней
действенной системы антикоррупционного мониторинга правовых актов,
обеспечение контроля за деятельностью государственных корпораций и
выполнением проектов, реализуемых на принципах
государственно-частного партнерства.
Счетной палатой в 2009 году проведено 502 контрольных и
экспертно-аналитических мероприятия, из них 375 контрольных
мероприятий, которыми было охвачено 1045 объектов на территориях 69
субъектов Российской Федерации (на 55 контрольных мероприятий
больше, чем в 2008 году).
По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации
проведено 12 контрольных мероприятий, из них 6 контрольных
мероприятий проведено по поручениям Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации и обращениям членов Совета Федерации.
По итогам контрольных мероприятий Правительству Российской
Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, главным
распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам
бюджетного процесса направлено 438 информационных писем и 320
представлений и предписаний Счетной палаты, из которых 144
исполнено полностью и 87 частично.
Счетной палатой в 2009 году выявлено нарушений
законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 238,3 млрд.
рублей (на 141,7 млрд. рублей больше, чем в 2008 году), в том числе
3,8 млрд. рублей составил объем нецелевого использования бюджетных
средств. В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы было
направлено 215 материалов по результатам проверок Счетной палаты.
По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2009 году
возбуждено 41 уголовное дело.
В 2009 году Счетная палата осуществляла предварительный
контроль в ходе формирования проектов федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов, оперативный контроль - в ходе
исполнения бюджетов на 2009 год и последующий контроль - по
результатам исполнения бюджетов за 2008 год.
В заключении Счетной палаты по проекту федерального закона
"О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012
годов" отмечалась проблема сбалансированности консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации, требующая продолжения
работы по повышению прозрачности системы бюджетного выравнивания и
снижению уровня дотационности бюджетов субъектов Российской
Федерации.
В отчете Счетной палаты обращается внимание на то, что не
теряет своей актуальности проблема повышения качества планирования
и неритмичность исполнения расходов федерального бюджета, что не
способствует эффективному использованию средств федерального
бюджета и сказывается на качестве управления государственными
финансами. Так, в 2009 году, несмотря на сокращение по сравнению с
2008 годом количества изменений сводной бюджетной росписи в 3,7
раза, общая сумма внесенных изменений увеличилась на 5,6 процента и
составила 7,2 млрд. рублей. При этом наибольший объем расходов
федерального бюджета приходился на ноябрь и декабрь, наименьший -
на январь и май.
Счетной палатой также отмечается значительное увеличение
бюджетных ассигнований в конце финансового года и рост остатков на
счетах по учету средств федерального бюджета на начало следующего
финансового года. Без учета средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния указанные остатки на 1 января 2010
года составили 0,8 трлн. рублей и увеличились по сравнению с
началом года на 0,1 трлн. рублей или на 13,2 процента.
Анализ организации государственного внутреннего финансового
контроля, проведенный Счетной палатой, показал, что главными
распорядителями средств федерального бюджета не в полной мере
выполняются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в
части обеспечения контроля за использованием бюджетных средств
подведомственными организациями. Так, самостоятельные структурные
подразделения внутреннего финансового контроля созданы лишь в 24 из
114 главных администраторов средств федерального бюджета, в 71
главном администраторе средств федерального бюджета отсутствуют
утвержденные ведомственные стандарты и методики проведения
финансового контроля.
Счетной палатой выявлен ряд недостатков, снижающих
эффективность использования бюджетных средств государственными
внебюджетными фондами. Эти недостатки обусловлены, в первую
очередь, отсутствием правового регулирования механизма возмещения
убытков и ответственности управляющих компаний, допустивших убытки
при инвестировании средств пенсионных накоплений. Кроме того, не
определен порядок возврата резерва средств на осуществление
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, не установлен срок
изъятия этих средств и источник финансирования, из которого
средства страхового резерва должны быть восстановлены.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты в 2009
году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской
Федерации в 2009 году. Признать работу Счетной палаты в 2009 году
удовлетворительной.
2. Рекомендовать Счетной палате:
продолжить осуществление оперативного контроля за
использованием средств федерального бюджета, в том числе средств,
направленных на антикризисные мероприятия;
продолжить работу по совершенствованию форм и методов
проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
направленных на противодействие коррупции.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
усилить контроль за качеством макроэкономического
прогнозирования и управления государственными финансами,
равномерностью и полнотой расходования средств федерального
бюджета, обеспечением эффективного и прозрачного использования
бюджетных средств инвестиционной направленности;
разработать программу по развитию доходного потенциала
бюджетной системы в объемах, позволяющих преодолеть ее дефицит;
разработать методики проведения внутреннего финансового
контроля главными распорядителями средств федерального бюджета и
оценки эффективности их деятельности;
обеспечить повышение ответственности государственных органов
исполнительной власти за своевременное рассмотрение представлений
Счетной палаты и принятие мер по указанным представлениям.
4. Направить настоящее постановление Президенту Российской
Федерации, в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой
Российской Федерации.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ
Москва
31 марта 2010 года
N 105-СФ