У К А З
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
O порядке рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан
В условиях строительства коммунизма, всестороннего
развертывания и совершенствования социалистической демократии в
нашей стране все большее значение приобретает правильное и
своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.
Предложения граждан по вопросам политической, экономической и
культурной жизни, совершенствования законодательства - одна из форм
участия трудящихся в управлении государством, улучшения работы
государственного аппарата и усиления контроля над его
деятельностью, борьбы с бюрократизмом и волокитой, укрепления
социалистической законности. Все возрастающее число предложений по
различным вопросам жизни общества и государства является одним из
показателей непрерывного роста политической активности советского
народа.
Значительное место в работе государственных и общественных
органов занимает рассмотрение заявлений граждан по
социально-культурным, жилищно-бытовым и другим вопросам в связи с
осуществлением предоставленных гражданам прав.
В современных условиях развития советского общества жалобы,
как правило, являются формой реагирования на факты нарушения прав и
охраняемых законом интересов граждан, средством устранения и
предотвращения этих нарушений. Они свидетельствуют и об имеющихся
еще серьезных недостатках в работе многих государственных и
общественных органов. Последовательное улучшение работы
государственных и общественных органов, рост материального и
культурного уровня жизни населения приводят к сокращению числа
жалоб граждан.
Имеются случаи, когда жалобы и заявления своевременно не
рассматриваются, ответы на них даются формальные. Недостаточно
осуществляется контроль за исполнением решений, принятых по
предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Нередко руководители
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
уклоняются от разрешения предложений, заявлений и жалоб, не ведут
личный прием. Должностные лица, виновные в волоките и бюрократизме,
часто остаются безнаказанными. В отдельных государственных и
общественных органах недостаточно обобщаются предложения, заявления
и жалобы граждан; не изучаются условия и причины, порождающие
жалобы, и не принимаются своевременные меры к устранению этих
причин; слабо ведется среди населения разъяснение советского
законодательств. В ряде случаев граждане, обращаясь в вышестоящие
органы, минуя местные, сами создают волокиту, так как вышестоящие
органы, соблюдая закон и интересы граждан и государства, вынуждены
наводить соответствующие справки на местах и, таким образом,
задерживать рассмотрение заявлений и жалоб.
Президиум Верховного Совета СССР п о с т а н о в л я е т:
1. Все государственные и общественные органы должны
обеспечивать необходимые условия для осуществления предоставленного
и гарантированного гражданам СССР права обращаться с предложениями,
заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации,
колхозы и иные кооперативные и общественные организации, их
руководители и другие должностные лица обязаны принимать и в
соответствии со своими полномочиями разрешать предложения,
заявления и жалобы граждан.
2. Предложения, заявления и жалобы граждан государственные
органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной
Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик,
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы
граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР.
По вопросам совместного ведения Союза ССР и союзных республик
органы Союза ССР разрешают предложения, заявления и жалобы граждан,
когда данные вопросы отнесены к компетенции союзных органов, а
также в порядке рассмотрения жалоб на решения, принятые по
заявлениям и жалобам центральными органами союзной республики, в
случае несоответствия этих решений законодательству Союза ССР.
По иным вопросам предложения, заявления и жалобы граждан
разрешаются органами союзных республик.
3. В целях своевременного рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан:
предложения и заявления подаются гражданами в те
государственные органы, предприятия, учреждения и организации или
тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых
относится разрешение данного вопроса;
жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым
непосредственно подчинены государственный орган, предприятие,
учреждение, организация или должностное лицо, действия которых
обжалуются.
Жалобы на решения общих собраний членов колхозов и иных
кооперативных организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, а
также на решения органов общественной самодеятельности, действующих
под руководством местных Советов депутатов трудящихся, подаются в
исполнительный комитет соответствующего местного Совета.
В случаях, предусмотренных законом, жалобы могут быть поданы в
районный (городской) народный суд.
4. Государственные органы, предприятия, учреждения,
организации и их должностные лица, к ведению которых не относится
решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях или
жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок в
соответствующие учреждения, извещая об этом заявителей, а при
личном приеме разъясняют, куда следует обратиться с предложением,
заявлением или жалобой.
5. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем
должностным лицам, действия которых обжалуются.
6. Руководители и другие должностные лица государственных
органов, предприятий, учреждений, организаций, колхозов и иных
кооперативных и общественных организаций обязаны проводить личный
прием граждан.
Прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные
до их сведения дни и часы, в удобное для населения время, в
необходимых случаях - в вечерние часы.
Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение
предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах,
на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах и иных
кооперативных и общественных организациях несут их руководители.
7. Должностные лица при разрешении предложений, заявлений и
жалоб обязаны:
внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости
истребовать нужные документы, направлять работников на места для
проверки и принимать другие меры для объективного разрешения
вопроса;
выносить обоснованные решения по предложениям, заявлениям или
жалобам и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих
решений;
сообщать гражданам о решениях, принятых по их предложениям,
заявлениям или жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы;
своевременно выявлять и устранять причины, порождающие
нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
8. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его
заявлению или жалобе, имеет право обжаловать это решение в
вышестоящий орган, которому непосредственно подчинены
государственный орган, предприятие, учреждение или организация,
принявшие обжалуемое решение.
9. Заявления и жалобы во всех органах разрешаются в срок до
одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки -
безотлагательно, но, во всяком случае, не позднее 15 дней со дня их
поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
Законодательством союзных республик могут устанавливаться
сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и
местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и
организациях.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы
необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения
заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены
руководителем или заместителем руководителя соответствующего
органа, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу,
подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца,
за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного
изучения.
10. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей
разрешаются:
в органах Союза ССР и в республиканских органах в срок до 15
дней со дня их поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по
существу;
в местных органах государственной власти, а также на
предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не
позднее 7 дней со дня поступления заявления или жалобы в орган,
обязанный разрешить вопрос по существу.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы
необходимо проведение специальной проверки, истребование
дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения
заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены
руководителем или заместителем руководителя соответствующего
органа, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу,
подавшему заявление или жалобу.
Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, связанные с
прохождением службы, рассматриваются и разрешаются в соответствии с
Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил
Союза ССР.
11. Поступающие из редакций газет и журналов предложения,
заявления и жалобы граждан, а также связанные с их разрешением
выступления и другие опубликованные в печати материалы
рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим
Указом.
12. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся для
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан привлекают
депутатов и актив соответствующих Советов.
Для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, проведения по
ним дополнительных проверок и других мер государственные органы,
предприятия, учреждения и организации привлекают представителей
общественности, актив народного контроля, передовых рабочих,
служащих и колхозников.
В необходимых случаях предложения граждан, а также результаты
рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб, имеющих общественное
значение, должны обсуждаться на собраниях коллективов предприятий,
учреждений, организаций и по месту жительства граждан.
13. Установить, что все государственные органы обязаны
систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений,
заявлений и жалоб граждан в подчиненных им предприятиях,
учреждениях и организациях, принимать меры к устранению причин и
условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов
граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.
14. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся
обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению
предложений, заявлений и жалоб граждан в отделах и управлениях
исполнительного комитета, на предприятиях, в учреждениях и
организациях, расположенных на территории данного Совета, и
результаты проверок заслушивать на своих заседаниях, а в
необходимых случаях вносить на обсуждение сессий Советов депутатов
трудящихся.
Руководители исполнительных комитетов Советов депутатов
трудящихся, их отделов и управлений, руководители предприятий,
учреждений и организаций должны периодически отчитываться о работе
с предложениями, заявлениями и жалобами на сессиях Советов
депутатов трудящихся, заседаниях исполнительных комитетов, а также
на собраниях граждан.
15. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан, волокита, бюрократическое отношение к
предложениям, заявлениям и жалобам влекут в отношении виновных
должностных лиц дисциплинарную ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Те же деяния должностных лиц, причинившие существенный вред
государственным или общественным интересам, или правам и охраняемым
законом интересам граждан, а также преследование должностными
лицами граждан в связи с подачей ими жалоб или заявлений влекут
уголовную ответственность по соответствующим статьям уголовных
кодексов союзных республик о должностных преступлениях.
Подача гражданином жалобы или заявления в клеветнических целях
влечет ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
16. Органам прокуратуры и народного контроля систематически
осуществлять надзор и контроль за соблюдением советских законов при
рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан, проводить
проверки состояния этой работы во всех министерствах и ведомствах,
подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях, а также
колхозах и иных кооперативных и общественных организациях,
привлекая виновных в нарушении законов, волоките, формализме,
бюрократизме и невыполнении принимаемых по предложениям, заявлениям
и жалобам решений к строгой ответственности.
17. Действие настоящего Указа не распространяется на жалобы,
заявления и предложения граждан, рассматриваемые в порядке,
установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным
законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением о
порядке рассмотрения трудовых споров, Положением об открытиях,
изобретениях и рационализаторских предложениях и другим
законодательством.
18. Поручить Президиумам Верховных Советов союзных республик
привести законодательство союзных республик в соответствие с
настоящим Указом.
19. Признать утратившими силу Постановление Президиума ЦИК
СССР от 13 апреля 1933 г. "О рассмотрении жалоб трудящихся и
принятии по ним необходимых мер" (СЗ СССР, 1933 г., N 26, ст. 153)
Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с
разбором жалоб трудящихся" (СЗ СССР, 1936 г., N 31, ст. 274) с
дополнением, внесенным разъяснением Президиума ЦИК СССР от 7 мая
1937 г.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР Н. Подгорный
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР М. Георгадзе
Москва, Кремль
12 апреля 1968 г.
N 2534-VII