СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 29 апреля 1991 г. N 238
г. Москва
О ходе земельной реформы в Костромской,
Нижегородской и Томской областях
Совет Министров РСФСР отмечает, что во многих республиках,
входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях и
автономных округах активно проводится работа по формированию
многоукладной экономики на селе и созданию условий для
равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. К 15
апреля 1991 г. в Российской Федерации сформированы фонды
перераспределения земель площадью 5,9 млн. гектаров, создано 17
тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. За последние 6 месяцев для
расширения личных подсобных хозяйств дополнительно выделено 260
тыс. гектаров, для садоводческих товариществ - 1,7 и развития
огородничества - 4,4 млн. гектаров, что соответственно на 20 и 85
процентов больше, чем было на 1 ноября 1990 года.
В то же время в ряде регионов республики эта работа проводится
крайне медленно. В Костромской, Нижегородской и Томской областях к
проведению земельной реформы приступили с опозданием, вопросы
развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
пущены на самотек. Костромской, Нижегородский и Томский
облисполкомы не обеспечили в установленные сроки выполнения
мероприятий, предусмотренных постановлением Президиума Верховного
Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 г. "О
дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в
РСФСР", не разработали конкретные программы поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств с учетом перспективы их развития, в планах
строительных, дорожных, мелиоративных и других организаций не
предусмотрели необходимые объемы работ в этих хозяйствах.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
этих областей не установили постоянный контроль за ходом земельной
реформы, зачастую проявляют формализм при решении вопросов о
наделении землей крестьянских (фермерских) хозяйств и создании
соответствующих условий для их деятельности. Во многих случаях
крестьянские (фермерские) хозяйства создаются на небольших площадях
без перспективы их развития. В Нижегородской области 34% хозяйств
от общего их количества созданы с земельной площадью до 5 гектаров.
В областях не проводится целенаправленная работа по отбору и
подготовке фермеров, слабо поставлена пропаганда новой формы
хозяйствования на селе, не везде привлекаются промышленные
предприятия к оказанию помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Затягивается формирование областных, районных и городских комитетов
по земельной реформе и земельным ресурсам, не решаются вопросы
выделения им служебных помещений, транспорта и оборудования.
Не проявляют инициативы в поддержке развития и обслуживания
крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства,
огородничества и животноводства Министерство сельского хозяйства и
продовольствия РСФСР, Центросоюз РСФСР и их местные организации.
Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и его
местные органы не в полной мере реализуют свои полномочия в
проведении земельной реформы, не проявляют настойчивости в
обеспечении на местах выполнения земельного законодательства.
В целях усиления работы по проведению земельной реформы и
повышения ответственности исполнительных органов местных Советов
народных депутатов за организацию ее проведения Совет министров
РСФСР п о с т а н о в л я е т:
1. Костромскому, Нижегородскому и Томскому облисполкомам:
в недельный срок рассмотреть вопрос о ходе земельной реформы,
разработать и принять конкретные программы поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств, предусмотрев в них обустройство хозяйств,
включая газификацию, телефонизацию, радиофикацию, электрификацию,
водообеспечение и дорожное строительство;
незамедлительно рассмотреть заявления граждан и их коллективов
о предоставлении земельных участков для создания крестьянских
(фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества и животноводства;
завершить формирование на местах комитетов по земельной
реформе и земельным ресурсам, выделить им служебные помещения,
укомплектовать кадрами, оказать помощь в приобретении транспортных
средств, оргтехники и другого оборудования;
обеспечить до 1 июля 1991 г. изъятие в установленном порядке
земель у землепользователей и включение их в состав земель сельских
населенных пунктов для предоставления гражданам под личные
подсобные хозяйства, для выпаса скота, сенокошения, строительства
индивидуальных жилых домов и других нужд.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по экономике совместно с
Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России, исполкомами местных Советов народных депутатов
определить до 1 января 1992 г. перечень убыточных и
низкорентабельных колхозов и совхозов для организации на их землях
крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, ассоциаций.
3. Государственному комитету РСФСР по земельной реформе,
Государственному комитету РСФСР по социально-экономическому
развитию Севера, Министерству сельского хозяйства и продовольствия
РСФСР, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием
Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России, исполкомов местных Советов народных депутатов
разработать до 1 августа 1991 г. рекомендации о порядке выхода
работников из колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных
предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, наделения их земельными участками и
производственными фондами с учетом особенностей этих регионов и
интересов коренного населения.
4. Российской академии сельскохозяйственных наук с участием
Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России и Министерству сельского хозяйства и
продовольствия РСФСР разработать в двухмесячный срок методические
рекомендации по преобразованию убыточных и низкорентабельных
колхозов, совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Росживсоюзу, Российской академии сельскохозяйственных наук,
Министерству хлебопродуктов РСФСР, исполкомам местных Советов
народных депутатов по заявкам Ассоциации крестьянских хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России обеспечить выделение для
продажи крестьянским (фермерским) хозяйствам племенных животных,
молодняка скота и птицы, семенного и посадочного материала,
удобрений, химических средств защиты растений в полной потребности.
6. государственному комитету РСФСР по материально-техническому
обеспечению республиканских и региональных программ, министерству
сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Государственному
комитету РСФСР по экономике, Центросоюзу РСФСР, исполкомам местных
Советов народных депутатов с участием Ассоциации крестьянских
хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России обеспечить
максимальную поставку строительных материалов для крестьянских
(фермерских) хозяйств.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
исполкомам местных Советов народных депутатов с участием Ассоциации
крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
организовать обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств по
вопросам земледелия, животноводства, ветеринарии, мелиорации и
механизации продовольственных процессов.
8. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Министерству финансов РСФСР, Государственному комитету РСФСР по
экономике, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе по
согласованию с Центральным банком РСФСР и с участием Ассоциации
крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
внести в Совет Министров РСФСР предложение о распространении на
крестьянские (фермерские) хозяйства порядка финансирования
строительства объектов оросительных и осушительных систем,
коренного улучшения земель, известкования кислых и гипсования
солонцовых почв, установленного для колхозов, совхозов и других
государственных сельхозпредприятий.
9. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по земельной реформе с участием
Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России, исполкомов местных Советов народных депутатов
провести в июне 1991 г. зональные семинары по вопросам эффективного
ведения производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
10. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР,
Росживсоюзу с участием Ассоциации крестьянских хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России, исполкомов местных
Советов народных депутатов провести в сентябре - октябре 1991 г.
региональные смотры-конкурсы на лучшее крестьянское (фермерское)
хозяйство, личное подсобное хозяйство, садовый и огородный участок,
а в октябре - ноябре Всероссийский смотр-конкурс на ВДНХ СССР.
Итоги региональных и Всероссийского смотров-конкурсов широко
освещать в печати, по радио и телевидению.
11. Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с
Ассоциацией крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России разработать до 1 июня 1991 г.
радиотелевизионную учебную программу для крестьянских (фермерских)
хозяйств. Всероссийской государственной телевизионной и
радиовещательной компании организовать регулярную трансляцию этих
программ по радио и телевидению.
Зам. Председателя
Совета Министров РСФСР Г. КУЛИК
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР А. ТРЕТЬЯКОВ