РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ О КЛУБНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от
12 февраля 1992 г. N 01-38/16-08
Направляются для руководства и использования в практи-
ческой деятельности разъяснения по Временному положению о
клубных учреждениях.
Данные разъяснения рекомендуется довести до сведения ра-
ботников клубных учреждений, использовать при проведении семи-
наров, курсов повышения квалификации клубных работников и ру-
ководителей органов культуры.
Целесообразно организовать их обсуждение, а при необходи-
мости направить в Министерство культуры соответствующие заме-
чания, предложения, вопросы по существу дела.
Заместитель Министра Н.Б.Жукова
Приложение
к циркулярному письму МК РФ
от 12 февраля 1992 г.
N 01-38/16-08
РАЗЪЯСНЕНИЯ
по Временному положению о клубных учреждениях
События последнего времени, связанные с переходом эконо-
мики к рыночным отношениям, либеризацией цен, процессом прива-
тизации, резко обострили и без того сложную обстановку с со-
держанием учреждений культуры. Начался фактически массовый от-
каз ведомственных организаций, учреждений, предприятий промыш-
ленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и пр.
от финансирования клубных учреждений, библиотек, парков, дру-
гих объектов социально-культурного назначения. В складываю-
щихся условиях возрастает роль фактора перехода к новым эконо-
мическим механизмам хозяйствования и управления в отрасли
культуры и в клубных учреждениях в частности. В связи с этим
увеличился поток вопросов с мест по применению на практике
Временного положения о клубных учреждениях системы Ми-
нистерства культуры Российской Федерации, утвержденного прика-
зом от 30.11.88 г. N 489 и согласованного с Министерством фи-
нансов, Жилсоцбанком, ЦК профсоюза работников культуры,
Госкомцен, Госкомтрудом России. Безусловно, что в то время,
когда принималось Временное положение, невозможно было даже
примерно предусмотреть всех последующих различных событий в
жизни страны, в том числе и ухудшения материального положения
культуры. Поэтому, наряду с утвердившимися в дальнейшем, оп-
равдавшими себя новациями в клубном деле, актуальным стано-
вятся и такие вопросы, которые ранее носили второстепенный ха-
рактер и не требовали к себе особого внимания. Хотя их и не
много, но вызывается необходимость прокомментировать, уточнить
сущность отдельных из них. Например, в пункте 1.2 Временного
положения записано, что... "К клубным учреждениям системы Ми-
нистерства культуры РСФСР... относятся ныне действующие госу-
дарственные районные, городские, поселковые, зональные,
сельские дома (дворцы) культуры, городские и сельские клубы,
автоклубы, АКБ и др. передвижные клубы"... Однако, речь, ко-
нечно, идет и о всех создаваемых вновь, или передаваемых из
других ведомств в государственную клубную систему клубных уч-
реждений, на все время действия данного Временного положения.
А в пункте 2.1 фиксируется, что "Клуб создается по инициативе
трудовых коллективов предприятий, совхозов, колхозов"... и
т.д., но надо оказывается уточнять, дополнять, что и ликвиди-
руется только по инициативе владельца клубного учреждения.
Здесь следует особо обращать внимание на то, что данный пункт
может относиться ко всем клубным учреждениям, независимо от их
принадлежности. В пункте 2.3 следует, разумеется, понимать...
"стационарные клубные учреждения могут размещаться"... не
только "в помещениях", но в зданиях, а также на плавсредства,
железнодорожных, автовагонах, в салонах грузовых и пасса-
жирских лайнеров, поставленных на стоянку и пр. По новому
раскрывается в п.2.4 статус клуба, как общественного учрежде-
ния, что его хозяевами являются трудовые коллективы, которые
его содержат, нанимают соответствующих работников, приобретают
необходимое для их деятельности, регулируемой в новых условиях
по характеру, содержанию, направленности, принимаемым... "об-
щим собранием коллектива или граждан, желающих открыть
клуб"... - Уставом.
Немало вопросов возникает в связи с пунктом 2.5. Самый
простой из них, что не только "ныне действующие", но и вновь
создаваемые, открываемые, передаваемые из других ведомств
клубные учреждения в государственную систему, да и клубы всех
ведомств могут разрабатывать свой Устав. Суть сложных вопросов
сводится к следующему: сохраняет ли свое действие Устав клуба,
если в клубе в дальнейшем меняются и административные руково-
дители, и штатные работники, принимавшие Устав, или владелец,
собственник клуба? Вопрос справедливый и требует уточнения.
Дело в том, что "Устав принимается общим собранием коллектива
или граждан", т.е. его фактическими хозяевами, а не только
клубными работниками, как это многие понимали, исходя из од-
ностороннего толкования п.4.3, что "Общее собрание трудового
коллектива: - утверждает Устав и вносит в него изменения, до-
полнения;"... имея в виду только клубных работников. Вместе с
тем, если клубные работники пользуются профессиональным авто-
ритетом у сограждан, трудовых коллективов - хозяев клуба, то
они играют определяющую роль в избрании форм, методов реализа-
ции общественных заказов, программ клубной деятельности, а
значит и в разработке Устава. Только в этом случае устраняются
регламентированный административно характер и перечень мероп-
риятий (университеты, лектории, политкружки и пр.), как это
было прежде. Заинтересованными гражданами, трудовыми коллекти-
вами намечается программа, дается социальный заказ клубному
коллективу на мероприятия, занятия, формы общения, художест-
венного, технического и пр. творчества и т.д. Это важнейшее
понятие предназначения клубного учреждения необходимо повсе-
местно признать и реализовать на практике, что не снизит, а
повысит его роль в общественной жизни трудовых коллективов,
населения, в организации их досуга, в удовлетворении культур-
ных запросов и духовных потребностей. А когда Устав принят,
зарегистрирован и вступает в действие, - ... "в соответствии с
ним реорганизуют свою структуру, управление, деятельность"...
- трудовые коллективы клубов. Таким образом, Устав должен сох-
ранять свою силу до тех пор, пока владелец, собственник учреж-
дения и клубный трудовой коллектив посчитают это целесообраз-
ным. Все вновь нанимающиеся в клуб работники должны будут доб-
ровольно подчиняться требованиям и положениям Устава. Если с
их приходом, или по желанию владельца может измениться харак-
тер деятельности, ее направленности и т.д., то в Устав могут
быть внесены в установленном порядке (п.2.6) соответствующие
дополнения, изменения "не противоречащие советскому законода-
тельству". Самое важное, чтоб Устав выступал не как форма бю-
рократического, "сверху" управления клубной сферой, а как про-
явление воли, желаний населения, общественной инициативы, ин-
тересов, самоуправления, организации, самодеятельности граж-
дан, трудовых коллективов. А штатные работники обязаны выпол-
нять свои функции квалифицированно, профессионально обеспечи-
вая реализацию социально-творческого заказа владельцев учреж-
дения, конкурсных государственных заказов органов власти и уп-
равления, привлекая при необходимости для этого нужных специа-
листов. Следовательно на базе клубных учреждений с помощью
профессиональных работников граждане могут реализовывать и
удовлетворять полнее свои эстетические, творческие запросы, в
том числе и в самостоятельной творческой самоорганизации. Эта
функция клуба оправдывает затрачиваемые целевым порядком бюд-
жетные средства на содержание этих учреждений и их штатов.
Временное положение раскрывает для этого широкие возможности.
Следует отметить, что законодательством запрещено прива-
тизировать объекты социально-культурного назначения. В Основ-
ных положениях программы приватизации государственных и муни-
ципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, ут-
вержденных Указом Президента от 29.12.91 г. N 341 "Об ускоре-
нии приватизации государственных и муниципальных предприятий",
в разделе II п.1 установлено, что... "Приватизация объектов
социально-культурного назначения (объектов, предприятий и уч-
реждений здравоохранения, народного образования, культуры и
спорта, в том числе входящих в состав имущества предприятий)
не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих
их приватизацию"... Приватизация допускается только по решению
органов государственной власти, управления и местной админист-
рации объектов незавершенного строительства социально-культур-
ного назначения, предприятий и объектов кинофикации. А в
постановлении Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 г. N 447-1
"О неотложных мерах по сохранению национального культурного и
природного наследия народов РСФСР" определено, что... "До при-
нятия нового законодательства об охране и использовании комп-
лекса историко-культурного и природного наследия министерствам
и ведомствам РСФСР и исполнительным комитетам местных Советов
народных депутатов"... запретить перепрофилирование зданий и
учреждений культуры и искусства под коммерческие цели" (п.3).
Совет Министров РСФСР постановлением от 11.11.90 г. N 498 "Об
ограничении выкупа зданий учреждений культуры и искусства, а
также арендованного имущества в системе Министерства культуры
РСФСР" установил, что в системе Министерства культуры РСФСР не
подлежат выкупу здания учреждений культуры и искусства, музей-
ные предметы, произведения живописи, библиотечные фонды, нед-
вижимые памятники истории, культуры и архитектуры". Однако, в
упомянутой выше Основными положениями программе приватизации
не регулируется приватизация совхозов,... государственного и
муниципального имущества, правовой режим которых регулируется
международными соглашениями. А в постановлении Правительства
Российской Федерации от 29.12.91 г. N 86 "О порядке реоргани-
зации колхозов и совхозов" предусмотрено, что колхозы и совхо-
зы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Со-
ветов народных депутатов объекты социальной сферы и имеют пра-
во продать или сдать в аренду объекты социальной сферы (кроме
объектов народного образования). При таких условиях следует
шире практиковать заключение договоров с желающими иметь
обслуживание объектом культуры муниципальной собственности и
комплектовать средства на их содержание из различных источни-
ков, как это предусмотрено п.3.2 Временного положения о клуб-
ных учреждениях. Следовательно в Уставе клуба при определении
характера деятельности, направленности, содержания и пр., пе-
речисленные правовые документы должны учитываться в обязатель-
ном порядке. Здесь уместно отметить, что часть поступающих
вопросов касается сроков рассмотрения жалоб на отказ от ре-
гистрации Уставов. Конечно, нельзя узко понимать, что Совет
Министров, например, обязательно в течение месяца рассматрива-
ет такие жалобы. Срок рассмотрения - прерогатива каждой орга-
низации, учреждения устанавливается другими нормативными, по
делопроизводству документами и действие Временного положения
на них в таком случае не распространяется (п.2.8), не регули-
рует отношения с подающими, обращающимися с жалобами по таким
вопросам.
Действие пункта 2.11 Временного положения, что... "Закры-
тие клуба, прекращение его деятельности является исключитель-
ной компетенцией исполкома местного Совета народных депутатов"
касается, естественно, только закрытия государственных,
системы Министерства культуры клубов.
Важно понимание п.3.2 об источниках (абзац первый) фи-
нансирования клубов, в частности за счет ассигнований из фонда
развития народного творчества и культурно-просветительной дея-
тельности. Бюджетные, централизованные, местные, муниципальные
средства выделяют теперь не как прежде на клубное учреждение,
а под конкретную, на конкурсной основе, инициативную программу
по выполнению госзаказа органов власти и управления, или соци-
ально-культурных заказов трудовых коллективов, населения, ор-
ганизаций, учреждений, хозяйств и т.д. Из республиканского
бюджета Министерством культуры финансируются только республи-
канские мероприятия, в том числе выполняющиеся и в территори-
ях, входящих в состав Российской Федерации. А все местные
программы и мероприятия финансируются из местных бюджетов, или
из фондов заказчиков, учредителей, организаторов и пр.
Замечательным, материально стимулирующим клубных работни-
ков условием является достигнутый порядок, определяющий,
что... "не подлежит изъятию вышестоящими и финансовыми органа-
ми... неиспользованный в плановом периоде свободный остаток
единого фонда оплаты труда и переходит на следующий плановый
период" (п.3.4 последний абзац).
Много толкований получили условия, что клубы могут по
формированию и использованию ресурсов (п.3.5). В связи с этим
возникла необходимость дать разъяснение, что использовать ма-
териальную базу по назначению могут работники клуба, а распо-
ряжаться собственностью может ее владелец, кому она принадле-
жит. Если что-то было приобретено трудовым коллективом клуба
на заработанные, привлеченные непосредственно им средства, в
том числе и материалы, оборудование, инструменты в их предмет-
ном качестве и пр., то этим, как и приобретенным на личные
средства, он может полностью распоряжаться по своему частному
или коллективному решению. Но всем, что является собствен-
ностью государства, ведомства, хозяйства, предприятия и т.д.,
- коллектив клуба может пользоваться но распоряжаться без их
согласия не должен, как не имеет права использовать для личных
целей. Поэтому, в данном пункте в абзаце "Клубы могут" слово
"продавать" дана сноска... "С согласия местных органов власти
и управления", поскольку они (сельский, поселковый, районный,
городской и др. Советы народных депутатов и их исполкомы) яв-
ляются собственниками здания, помещения и имущества, приобре-
тенных (построенных) за счет их бюджетных средств, или аренду-
емых на определенных условиях. Это касается государственных
клубных учреждений. Во всех других случаях и формах собствен-
ности зданиями, помещениями, материально-технической базой
распоряжается их хозяин, собственник, или коллективный
собственник.
Наиболее сложным оказался для многих смысл пункта 4.3.
Во-первых в нем определяются права действия общего собрания
клубного трудового коллектива, хотя слово "клубного" в тексте
нет. Во-вторых, клубный трудовой коллектив в этом случае...
"решает вопросы... прекращения деятельности клуба", как испол-
нитель, т.е. практически выполняет соответствующие меры по ор-
ганизации и реализации решения соответствующего владельца, хо-
зяина, собственника клуба о прекращении деятельности, слиянии,
преобразования, реорганизации и пр. К сожалению, многими клу-
бными работниками было понято, что они, а не учредитель,
собственник клуба, имущества, могут решать: работать клубу,
или нет, и т.д. Поэтому необходимо всегда иметь в виду
действие пунктов 2.1 и 2.2 Временного положения о клубных уч-
реждениях и все встает на свои места. Однако, это опять
касается только государственных клубов. А если клуб в аренде,
кооперативный и т.д., то в таком случае владелец, как исполь-
зующий его, и собственник, коллективный собственник как юриди-
ческий хозяин могут решать такие вопросы самостоятельно, в
установленном порядке о праве на собственность.
Действие пункта 4.6 Временного положения практически уп-
разднено. С выходом постановления Совета Министров РСФСР от
23.02.91 г. N 114 "О повышении заработной платы творческих ра-
ботников театров, концертных организаций, специалистов куль-
турно-просветительных учреждений"... установлено введение
контрактной основы наема их руководителей. Имеется соот-
ветствующий приказ Министра культуры РСФСР (N 210 от 25.06.91
г.) в котором, руководствуясь Законом "О собственности в
РСФСР" и во исполнение указанного постановления, со второго
полугодия 1991 года введена контрактная форма найма руководи-
телей культурно-просветительных учреждений, а не выборная соб-
ранием трудового коллектива. Порядок найма определен Временны-
ми рекомендациями по применению контрактной формы заключения
трудового договора с руководителем учреждения культуры. Пунк-
том 1.2 Рекомендаций установлено, что... "Наем руководителя
учреждения или организации осуществляется собственником иму-
щества и реализуется им непосредственно или через уполномочен-
ные органы, которым делегированы права собственника по управ-
лению учреждением путем подписания контракта с руководителем и
назначением его на должность". Имеется и Примерная форма Конт-
ракта, в котором перечислены договорные условия собственника и
обязанности руководителя учреждения. Освобождение руководителя
от занимаемой должности также регулируется контрактом, а не
общим собранием трудового коллектива. Что касается выборов
председателя правления клуба, если это не одно и тоже с дирек-
тором, заведующим клубного учреждения лицо, то действие п.4.6
вв таком случае может сохранять силу, за исключением тех функ-
ций, которые делегируются руководителю учреждения по контрак-
ту. Однако, председатель правления здесь выступает не как
должностное лицо, а как общественный представитель. Таким же
образом должны рассматриваться и последующие 4.7, 4.8, 4.9
пункты Временного положения, т.е. если правление не избира-
ется, то и действие этих пунктов теряет свою силу. В то же
время, руководители структурных подразделений, согласно поряд-
ка о найме, могут наниматься на контрактной основе и освобож-
даться не по решению трудового коллектива. Вместе с тем, п.4.3
Рекомендаций устанавливает, что контрактный наем... "не от-
носится к арендным предприятиям, на которых может быть приме-
нена по решению трудового коллектива выборная форма определе-
ния руководителя"...
В связи с запросами требует комментария и п.5.1 Временно-
го положения о клубных учреждениях. Вышестоящим органом для
клуба,... "непосредственным органом управления" является учре-
дитель, собственник (по отраслевому признаку) и из этого выте-
кают все практические условия его существования и деятель-
ности, равно как и получающая широкую практику договорная фор-
ма, контрактные условия взаимоотношений собственника и нанима-
емого им работника клубных учреждений, трудовых коллективов, в
том числе и по социально-культурным, государственным заказам и
конкретным программам мероприятий и работы клубного учрежде-
ния.
Другие запросы по Временному положению носили частный, не
принципиальный характер и могут разрешаться в каждом конкрет-
ном случае индивидуальным порядком обращения в соответствующие
местные, или республиканские инстанции, органы культуры.
В ходе совершенствования рыночных отношений, приватизации
будут совершенствоваться, видоизменяться их правовые основы,
что найдет отражение и в условиях по порядку функционирования
клубных учреждений, систематизированного во Временном положе-
нии. Такие коррективы естественны и будут по мере выхода новых
законоположений систематически вноситься в соответствующие
нормативные материалы, регулирующие деятельность клубных уч-
реждений.
Самым действенным и верным корректором является сама жиз-
ненная практика и мы надеемся, что заинтересованные и предан-
ные клубному делу энтузиасты-сподвижники как и прежде не оста-
нутся безраличны к процессам в отрасли культуры и своим опы-
том, знаниями, советами, предложениями обогатят правовое и за-
конодательное положение учреждений культуры.
Ваши замечания, отношение к настоящему материалу с благо-
дарностью рады будем получить, если они будут направлены в Ми-
нистерство культуры Российской Федерации Отделу культур-
но-досуговой деятельности.