П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О приоритетах военной политики Российской Федерации
Президиум Верховного Совета Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Принять заявление "О приоритетах военной политики
Российской Федерации" (прилагается).
2. Направить данное заявление в Правительство Российской
Федерации и опубликовать его в средствах массовой информации.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
уточнить совместно с Главным командованием Объединенных
Вооруженных Сил СНГ расходы на нужды обороны на 1992 год в
соответствии с приоритетами военной политики России и представить
предложения в Верховный Совет Российской Федерации для их
утверждения в составе республиканского бюджета Российской Федерации
на 1992 год с учетом необходимости финансирования планов по
созданию, сохранению и развитию мобилизационных мощностей оборонной
промышленности;
ускорить проведение двусторонних правительственных переговоров
России с другими государствами - членами СНГ и Грузией о статусе
воинских формирований Вооруженных Сил бывшего СССР, всестороннем их
обеспечении и координации военно-технической политики;
разработать в возможно короткие сроки государственную
программу военного строительства, конверсии оборонной
промышленности и социальной защиты военнослужащих Российской
Федерации на период до 1995 года;
в связи с образованием Министерства обороны Российской
Федерации уточнить функции и структуру органов государственного
управления, исключив их дублирование в решении оборонных вопросов;
рассмотреть вопрос о создании Государственной комиссии по
формированию Вооруженных Сил России и реорганизации оборонной
промышленности, а также об образовании государственных органов,
ответственных за реализацию и утилизацию высвобождаемых
военно-технических средств;
пересмотреть нормативы обеспечения деятельности войск в
соответствии с изменившимися экономическими условиями и с учетом
необходимости решения вопросов социальной защиты военнослужащих.
4. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по вопросам
законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с
Контрольно-бюджетным комитетом при Верховном Совете Российской
Федерации провести анализ коммерческой деятельности военных и
военно-промышленных структур и внести необходимые предложения на
рассмотрение Президиума Верховного Совета Российской Федерации.
5. Комитетам Верховного Совета Российской Федерации по
вопросам обороны и безопасности, по законодательству, по делам
инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите
военнослужащих и членов их семей ускорить разработку и
представление в Верховный Совет Российской Федерации проектов
законов по наиболее актуальным вопросам военного строительства.
6. В целях усиления контроля со стороны Верховного Совета
Российской Федерации за решением оборонных вопросов предусмотреть:
законодательное утверждение государственных программ военного
строительства и конверсии оборонной промышлен\ности;
утверждение одновременно с республиканским бюджетом Российской
Федерации структуры и численности Вооруженных Сил Российской
Федерации;
введение контроля за кадровой политикой в Вооруженных Силах и
Министерстве обороны Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Дом Советов России
1 апреля 1992 года
N 2637/1-I
__________________
З А Я В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О приоритетах военной политики
Российской Федерации
Объявление суверенитета Российской Федерации, вступление ее в
Содружество Независимых Государств, а также осуществляемые в
настоящее время радикальные экономические и социальные
преобразования вызывают настоятельную необходимость
незамедлительного формирования Вооруженных Сил России на основе
реорганизации Вооруженных Сил бывшего СССР в соответствии с
изменившейся политической реальностью.
Решительный переход во внешней политике России к
международному сотрудничеству и партнерству создает реальную основу
существенного сокращения непомерных военных расходов как
необходимого условия для успешной реализации экономических программ
и снятия социальной напряженности в обществе.
В то же время поддерживаемые Россией предложения о сохранении
Вооруженных Сил в рамках Содружества не находят единого понимания
со стороны руководства отдельных государств - членов СНГ.
Недопустимо затягиваются сроки решения всех вопросов, связанных с
Вооруженными Силами, продолжает сохраняться неопределенность их
статуса. Процесс образования национальных армий происходит в
одностороннем порядке, без взаимных договоренностей и без учета
интересов других государств - членов СНГ.
В этих условиях Президиум Верховного Совета Российской
Федерации считает необходимым ускорить определение статуса воинских
формирований Вооруженных Сил бывшего СССР и провести формирование
Вооруженных Сил России на основе принципиально новых подходов к
поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны,
отвечающего требованиям национальной безопасности России и
безопасности Содружества в целом.
I
Вооруженные Силы России должны быть предназначены
исключительно для защиты независимости и территориальной
целостности Российской Федерации, а также для выполнения
международных обязательств России.
В условиях укрепления международной безопасности, усиления
взаимной интеграции экономики развитых стран, их насыщения
экологически опасными производствами существенно снижается уровень
непосредственной угрозы развязывания мировых войн, локальных войн и
крупномасштабных военных конфликтов. Это позволяет значительно
сократить вооруженные силы и снизить военные расходы.
Достаточным средством предотвращения мировых войн,
направленных против России и других государств - членов СНГ,
являются стратегические ядерные силы, состав которых должен
регулироваться на договорной основе с учетом необходимости
сохранения средств, в наибольшей степени отвечающих требованиям
ядерной безопасности и минимальной стоимости.
Основным фактором, сдерживающим от развязывания
крупномасштабных конфликтов и локальных войн против России и других
государств - членов СНГ, должны стать силы, обладающие высокоточным
оружием и средствами его доставки.
Для оперативной нейтрализации возможных локальных военных
конфликтов требуется создание высокомобильных сил общего назначения
в составе нескольких сухопутных и военно-морских группировок.
II
Сложившаяся структура Вооруженных Сил бывшего СССР в рамках
единого оборонного пространства СНГ, наличие тесных всесторонних
связей между государствами - членами СНГ предопределяют
необходимость создания системы их коллективной обороны.
С учетом различных подходов государств - членов СНГ к решению
военных вопросов их совместная обороноспособность может быть
обеспечена на основе многосторонних и двусторонних соглашений,
создания на паритетных началах политических и военных органов СНГ
для координации совместных действий. Президиум Верховного Совета
Российской Федерации обращается к парламентам государств - членов
Содружества с предложением оказать всестороннюю поддержку
проведению переговоров с целью заключения Договора о коллективной
безопасности государств - членов СНГ.
Одновременно Президиум Верховного Совета Российской Федерации
выступает за скорейшее начало двусторонних переговоров России с
другими государствами - членами Содружества об определении статуса
воинских формирований Вооруженных Сил бывшего СССР, всестороннем их
обеспечении и координации военно-технической политики.
Со своей стороны, Россия будет проявлять заботу о воинских
формированиях бывшего СССР и готова взять их под свою юрисдикцию,
где бы они ни находились, соблюдая при этом суверенитет других
государств - членов Содружества.
III
Президиум Верховного Совета Российской Федерации считает
целесообразным поручить Правительству России в возможно короткие
сроки разработать единую государственную программу военного
строительства, конверсии оборонной промышленности и социальной
защиты военнослужащих Российской Федерации на период до 1995 года.
На этот переходный период предлагается в основном сохранить в
государствах - членах СНГ сложившийся порядок, прохождения военной
службы, подготовки военных кадров, общие правовые основы
деятельности Вооруженных Сил и социальных гарантий военнослужащим,
действующую систему обеспечения войск. При этом следует
предусмотреть постепенный переход на контрактную систему
прохождения службы, а также существенное сокращение численности
курсантов и слушателей высших военных учебных заведений.
В течение 1992 года на базе ряда высших учебных заведений,
военных училищ и академий должны быть созданы центры переподготовки
офицеров, увольняемых из рядов Вооруженных Сил.
При разработке государственной программы военного
строительства, конверсии оборонной промышленности и социальной
защиты военнослужащих Российской Федерации на период до 1995 года
особое внимание следует уделить принятию специальных мер по
существенному увеличению объемов строительства жилого фонда для
военнослужащих и членов их семей.
Радикальная реорганизация оборонной промышленности должна
осуществляться главным образом путем реформирования системы заказов
на разработку и доставку вооружений и военной техники в
соответствии с новыми политическими реальностями и приоритетами в
области обороны.
При проведении конверсии необходимо обеспечить существенное
сокращение оборонного производства в крупных промышленных центрах
Российской Федерации, где наиболее остро стоит проблема увеличения
производства товаров народного потребления и имеются широкие
возможности развития хозяйственных связей.
Должен быть также повышен выпуск высококачественных товаров
народнохозяйственного назначения за счет внедрения новых
технологий, сырья и материалов, ранее использовавшихся для
производства военной продукции, на основе введения новой системы
кредитования и налогообложения. Важная роль в решении этой задачи
отводится отраслевым институтам оборонной промышленности.
Реализация предлагаемых мер по решению оборонных вопросов
должна, создать необходимые условия для перехода армии на
профессиональную основу и оснащения ее самым современным
вооружением.
В целях усиления парламентского контроля за решением оборонных
вопросов Президиум Верховного Совета Российской Федерации считает
необходимым предусмотреть законодательное утверждение
государственных программ военного строительства и конверсии
оборонной промышленности, утверждение одновременно с
республиканским бюджетом Российской Федерации структуры и
численности Вооруженных Сил, а также введение контроля за кадровой
политикой в военной области.
___________