У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу с 1 июля 2002 г.-
Указ Президента Российской
Федерации от 21.10.2002 г. N 1209;
О мерах по поддержке и оздоровлению
несостоятельных государственных предприятий
(банкротов) и применении к ним специальных процедур
В целях поддержки государственных предприятий, оказавшихся
несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного
использования государственного имущества, закрепленного за
государственными предприятиями, защиты прав и интересов
государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных
предприятий и в соответствии с законами РСФСР "О собственности в
РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
п о с т а н о в л я ю:
1. Государственные предприятия, в том числе предприятия, в
уставном фонде (капитале) которых доля государственной
собственности составляет 50 и более процентов, не способные
выполнять свои обязательства перед кредиторами и бюджетом,
объявляются в соответствии с настоящим Указом несостоятельными
(банкротами).
В отношении государственных предприятий, являющихся
банкротами, применяются специальные процедуры ликвидации,
включающие реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление
экономического и финансового состояния предприятий, эффективное
использование государственной собственности, закрепленной за ними,
в порядке, устанавливаемом настоящим Указом.
2. Основаниями для признания государственного предприятия
банкротом являются:
невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств
перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном
порядке инвестиционный налоговый кредит),
и необеспечение выполнения требований юридических и физических
лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев
со дня наступления срока их исполнения,
и необеспечение выполнения требований юридических и физических
лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев
со дня наступления срока их исполнения,
и наличие долговых обязательств на сумму, превышающую
двухкратную сумму стоимости имущества предприятия.
3. Решение о признании банкротом принимается:
в отношении государственных предприятий, являющихся
федеральной собственностью, Государственным комитетом Российской
Федерации по управлению государственным имуществом;
в отношении государственных предприятий, являющихся
собственностью республик в составе Российской Федерации, органами
исполнительной власти республик в составе России в порядке,
установленном соответствующей республикой в составе Российской
Федерации;
в отношении предприятий, являющихся собственностью краев,
областей, автономной области, автономных округов или городов Москвы
и Санкт-Петербурга, соответствующими комитетами по управлению
имуществом.
4. Рассмотрение вопроса о признании государственного
предприятия банкротом указанными органами производится по
представлению министерств и государственных комитетов Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации, налоговых
органов, государственных финансовых органов, банков, кредиторов (в
том числе государственных органов и учреждений) в случае
невозможности возврата долга в обычном порядке разрешения
гражданских споров, а также по заявлению самого
предприятия-должника.
Налоговые и финансовые органы, а также банки обязаны при
обнаружении фактов, являющихся основанием для признания
государственного предприятия банкротом и предусмотренных пунктом 2
настоящего Указа, сообщать об этом в соответствии с
законодательством Российской Федерации в соответствующий комитет по
управлению имуществом.
5. Комитет по управлению имуществом в недельный срок с момента
получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой
пункта 4, получает от предприятия:
реквизиты предприятия, включая указание об
организационно-правовой форме и субъектах собственности;
полный список кредиторов предприятия;
полный список должников предприятия;
бухгалтерский баланс на последнюю дату перед возбуждением
вопроса о банкротстве предприятия;
а также иную необходимую информацию о финансовом и
имущественном положении предприятия-должника по усмотрению комитета
по управлению имуществом.
Информация, полученная комитетом по управлению имуществом, не
подлежит разглашению до принятия решения о признании предприятия
банкротом. В случае, если предприятие не будет признано банкротом,
комитет по управлению имуществом возвращает полученные документы
предприятию и обеспечивает нераспространение содержащихся в них
сведений.
Отказ государственного предприятия предоставить указанные в
настоящем пункте документы либо непредоставление этих документов в
установленный срок влечет безусловное признание его банкротом.
6. В недельный срок с момента получения указанных в пункте 5
настоящего Указа документов комитет по управлению имуществом,
рассматривающий вопрос о признании государственного предприятия
банкротом, принимает решение о подведомственности ему данного
вопроса. В случае, когда установлено, что рассмотрение вопроса о
банкротстве конкретного предприятия относится к компетенции другого
комитета по управлению имуществом, последнему в трехдневный срок
направляются документы, полученные в соответствии с пунктами 4 и 5
настоящего Указа.
Если комитетом по управлению имуществом установлены иные
собственники предприятия-должника, то они извещаются о рассмотрении
вопроса о признании предприятия банкротом и им обеспечивается
возможность участия в соответствии с установленным порядком в
решении вопроса о банкротстве и проведении процедур, применяемых к
предприятию-банкроту. Комитетом по управлению имуществом совместно
с другими собственниками предприятия-должника и кредиторами для
решения всех вопросов банкротства создается комиссия представителей
собственников, действующая в соответствии с Положением,
утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников в течение
одного месяца с момента получения сообщения от органов и лиц,
указанных в части первой пункта 4, принимают одно из следующих
решений:
а) о признании государственного предприятия состоятельным.
Предприятие признается состоятельным также и в случае заключения
мирового соглашения между предприятием и его кредиторами;
б) о признании государственного предприятия банкротом. Решение
о признании предприятия банкротом является одновременно решением о
его ликвидации, и предприятие с момента принятия такого решения
считается находящимся в состоянии банкротства.
В случае признания предприятия состоятельным ему возвращаются
в трехдневный срок все представленные им документы.
Процедура принятия комиссией представителей собственников
решения о признании государственного предприятия банкротом
устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по
управлению государственным имуществом, а для предприятий,
являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации,
- советами министров соответствующих республик в составе Российской
Федерации.
Предприятие, в отношении которого было принято решение о
признании его банкротом, имеет право обжаловать такое решение в
судебном порядке. Обжалование не приостанавливает исполнения
процедур, установленных настоящим Указом.
8. С момента принятия решения о признании государственного
предприятия банкротом оно переходит в управление соответствующего
комитета по управлению имуществом.
Решение о признании государственного предприятия банкротом
подлежит обязательному опубликованию в прессе, а также доводится до
сведения его трудового коллектива, соответствующего министерства
(государственного комитета) Российской Федерации. В установленных
законодательством России случаях решение о признании предприятия
банкротом доводится до сведения местных Советов народных депутатов
и Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур.
Все решения по вопросам использования имущества предприятия,
увольнения работников предприятия с момента объявления предприятия
банкротом до передачи предприятия по конкурсу в независимое
управление и ведение или до назначения административного
управляющего осуществляются с согласия комитета по управлению
имуществом.
9. С момента принятия решения о признании предприятия
банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии
нескольких собственников - комиссия представителей собственников
обеспечивают сохранность имущества предприятия, продолжение
функционирования производства, соблюдение прав и интересов
работников предприятия в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также обязаны провести предусмотренные
настоящим Указом процедуры с целью финансового оздоровления
предприятия, погашение задолженностей и восстановление его
платежеспособности, если иное не установлено настоящим Указом.
10. В течение одного месяца после принятия решения о признании
предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при
наличии нескольких собственников - комиссия представителей
собственников с привлечением экспертов, представителей
соответствующего министерства, кредиторов и трудового коллектива
рассматривают возможные варианты реорганизации предприятия, его
финансово-экономического оздоровления (санации), которые бы
позволили вывести предприятие из состояния банкротства и не привели
бы к его фактической ликвидации.
По истечении указанного срока комитет по управлению
имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия
представителей собственников принимают программу санации
предприятия-банкрота. В случае, если предприятие-банкрот лишено в
установленном порядке лицензии на ведение основного вида
деятельности, а также установлена невозможность восстановления
платежеспособности предприятия в сроки, предусмотренные настоящим
Указом, то программа санации не принимается и по отношению к нему
принимается решение в порядке, установленном пунктом 22 настоящего
Указа.
11. В программе санации предприятия-банкрота предусматривается
предоставление предпринимателям - юридическим или физическим лицам,
в том числе и иностранным, на конкурсной основе предприятия в
независимое управление и ведение на срок от 6 до 18 месяцев.
В случаях, если по итогам конкурса не был определен победитель
или не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе, а также
если по истечении срока санации независимыми предпринимателями не
достигнуты результаты санации, предусматривается введение прямого
управления предприятием сроком от 3 до 12 месяцев (для
сельскохозяйственных предприятий - до 18 месяцев) с назначением на
основе контракта административного управляющего.
Программа санации в качестве обязательного условия должна
предусматривать гарантии от сокращения рабочих мест более чем на 30
процентов.
12. В случае, если в соответствии с пунктом 10 настоящего
Указа принято решение о проведении санации предприятия, комитет по
управлению имуществом объявляет и организует проведение не позднее
трех недель конкурса на предоставление предприятия-банкрота в
независимое управление и ведение.
Условия конкурса должны предусматривать:
обязательство по сохранению не менее 70 процентов рабочих
мест;
гарантии социальной защиты работников предприятия в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе
обязательное обеспечение прав и интересов увольняемых работников, в
ходе санации, а также в случае, если санация не привела к
восстановлению платежеспособности предприятия;
обязательство по погашению долгов предприятия;
обеспечение экологической безопасности предприятия в ходе
санации и по ее итогам;
срок, на который предприятие передается в независимое
управление и ведение.
Введение дополнительных условий конкурса не допускается.
Решение о конкурсе и его условия, а также информация о
балансовой стоимости имущества предприятия и сумме его долгов
публикуются в прессе и других средствах массовой информации не
позднее чем за три недели до конкурса.
13. К участию в конкурсе допускаются предприниматели -
юридические и физические лица, в том числе и иностранные, которые
представят в комитет по управлению имуществом заявку на участие в
конкурсе, сведения, подтверждающие их платежеспособность,
обязательство исполнить в случае победы все условия конкурса, а
также внесшие залог в виде финансовых средств и ценных бумаг на
сумму не менее 10 процентов балансовой стоимости имущества
предприятия. В конкурсе может принимать участие трудовой коллектив
предприятия на общих основаниях.
Конкурс на предоставление в независимое управление и ведение
предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью,
проводится конкурсной комиссией, формируемой Государственным
комитетом Российской Федерации по управлению государственным
имуществом с участием соответствующего министерства, представителей
трудового коллектива в недельный срок с момента принятия решения о
конкурсе.
Конкурсы на предоставление в независимое управление и ведение
предприятий-банкротов, являющихся собственностью республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, проводятся
конкурсными комиссиями, формируемыми в тот же срок соответствующими
комитетами по управлению имуществом с участием соответствующих
министерств и представителей трудового коллектива.
14. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший
наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения
обязательств предприятия и проведения его санации.
С момента объявления победителя конкурса к нему переходят все
права по управлению предприятием на срок, определенный условиями
конкурса, в том числе права:
изменять структуру производства и проводить его
перепрофилирование, если программой санации не установлено иное;
назначать и увольнять работников, в том числе и руководителей
предприятия, но при этом количество рабочих мест не может быть
сокращено более чем на 30 процентов;
распоряжаться имуществом предприятия (кроме сдачи его в
аренду), в том числе продавать или сдавать в залог основные (кроме
зданий и сооружений) и оборотные средства, если их продажа или
залог прямо не запрещены законодательством Российской Федерации.
При этом не менее 80 процентов средств, полученных в результате
продажи или залога основных или оборотных средств, должны быть
использованы на цели финансового оздоровления и погашение долговых
обязательств предприятия;
принимать по согласованию с комитетом по управлению
имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - с
комиссией представителей собственников решение о разделении
предприятия-банкрота, а также о преобразовании его в открытое
акционерное общество;
непосредственно управлять производством.
Органы государственного управления не вправе вмешиваться в
оперативную деятельность предпринимателя по управлению
предприятием.
Государство не несет ответственности по обязательствам
предприятия, возникшим с момента передачи его по конкурсу в
управление предпринимателя.
15. Если ко дню конкурса поступила только одна заявка, конкурс
не проводится, а предприятие передается в управление подавшему
заявку предпринимателю или трудовому коллективу.
16. В случае, если ко дню проведения конкурса не поступило ни
одной заявки, комитет по управлению имуществом, а при наличии
нескольких собственников - комиссия представителей собственников
принимают решение о назначении административного управляющего либо
решение в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
Административный управляющий на предприятие, являющееся
федеральной собственностью, назначается соответствующим
министерством, а на предприятия, являющиеся собственностью
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, - соответствующими органами исполнительной власти
республик, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга. Административный управляющий
назначается не позднее 10 дней с момента принятия решения о
введении прямого управления предприятием-банкротом.
Административным управляющим не могут быть назначены должностные
лица предприятия-банкрота.
17. Административный управляющий при проведении санации
предприятия пользуется правами, предоставленными победителю
конкурса, в соответствии с абзацем 2 пункта 14 настоящего Указа. Он
обязан выполнять условия, установленные абзацем 2 пункта 12
настоящего Указа.
Административный управляющий в своей деятельности подотчетен
назначившему его органу и соответствующему комитету по управлению
имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия -
комиссии представителей собственников и представляет им отчеты о
реализации программы санации не реже одного раза в месяц.
Административный управляющий получает за свою работу
вознаграждение, размер которого устанавливается в контракте.
Контракт с административным управляющим может быть досрочно
расторгнут:
по его желанию;
в случае нарушения им законодательства и условий контракта;
если он не может по объективным причинам продолжать исполнять
условия контракта;
а также, когда административный управляющий представил
информацию о невозможности дальнейшей санации предприятия-банкрота
либо недостижимости результатов программы санации.
В случае досрочного расторжения контракта с административным
управляющим комитет по управлению имуществом, а при наличии
нескольких собственников предприятия - комиссия представителей
собственников принимают решение о назначении нового
административного управляющего на оставшийся срок или о досрочном
прекращении программы санации и фактической ликвидации предприятия
в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
Новый административный управляющий назначается в порядке,
установленном пунктом 16 настоящего Указа.
18. В недельный срок по истечении срока санации
предприниматель либо административный управляющий представляет
комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссии представителей собственников отчет о
финансово-хозяйственном состоянии предприятия-банкрота.
Если будет установлено, что санирование предприятия не привело
к его оздоровлению и сохранились основания, указанные в пункте 2
настоящего Указа, принимается решение согласно пункту 22 настоящего
Указа. С этого момента предприятие переходит в управление комитета
по управлению имуществом. При этом контракт с административным
управляющим считается расторгнутым, а если предприятие было
передано в независимое управление и ведение предпринимателю,
который внес залог, то его залог не возвращается и направляется на
погашение обязательств предприятия.
19. В том случае, если в результате санирования были
ликвидированы основания для признания предприятия банкротом,
комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников принимают
решение о прекращении состояния банкротства.
20. Предприниматель (трудовой коллектив), осуществивший
санацию предприятия-банкрота, становится собственником
предприятия. Его долю в имуществе предприятия составляют средства,
инвестированные им в предприятие в ходе санации, а также прибыль
предприятия на момент принятия решения о прекращении состояния
банкротства за вычетом существующих долговых обязательств
предприятия. Предпринимателю (трудовому коллективу) возвращается
его залог, если таковой был внесен, который может быть использован
им для увеличения своей доли в собственности предприятия.
21. Административный управляющий, осуществивший санацию
предприятия-банкрота, получает за счет средств предприятия
единовременное вознаграждение в размере двадцати месячных окладов,
предусмотренных первоначальным контрактом, а также назначается с
его согласия руководителем предприятия.
22. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников принимают
решение о фактической ликвидации и последующем исключении из
государственного реестра предприятия-банкрота в случаях:
если установлена невозможность санации предприятия согласно
пункту 10 настоящего Указа;
если установлена невозможность санации предприятия согласно
пункту 16 настоящего Указа;
досрочного прекращения санации в соответствии с пунктом 17
настоящего Указа;
при недостижении результатов санации;
а также при повторном в течение года после санации банкротстве
предприятия.
Решение о фактической ликвидации предприятий, являющихся
федеральной собственностью, принимается Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Решения о фактической ликвидации предприятий, являющихся
собственностью республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, принимаются соответствующими комитетами по
управлению имуществом.
23. После принятия решения о фактической ликвидации
предприятия и получения в случае необходимости его утверждения
комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких
собственников - комиссия представителей собственников в недельный
срок:
доводят решение до сведения трудового коллектива;
назначают ликвидационную комиссию с участием представителей
трудового коллектива и определяют порядок ее деятельности;
объявляют в средствах массовой информации о принятом решении и
предлагают кредиторам предприятия предъявить свои претензии в
двухмесячный срок;
объявляют о конкурсной продаже предприятия, его имущества, а
также сообщают условия конкурсной продажи.
С этого момента руководство предприятием и его имуществом
осуществляется ликвидационной комиссией, которая проводит все
предусмотренные законодательством России действия по сохранению
имущества предприятия, обеспечению социальной защиты работников
предприятия, поиску кредиторов и должников предприятия, а также
готовит проведение коммерческого конкурса по продаже предприятия и
его имущества.
24. Конкурс по продаже предприятия, его имущества назначается
не ранее истечения объявленного срока предъявления претензий
кредиторами, но не позднее трех месяцев с момента принятия решения
о фактической ликвидации предприятия.
Условия конкурса должны включать:
приобретение предприятия целиком;
принятие обязательств предприятия;
принятие обязательств по обеспечению социальных гарантий, прав
и интересов работников предприятия в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Дополнительными условиями конкурса могут быть:
принятие обязательств по сохранению основного вида
деятельности;
сохранение не менее 70 процентов рабочих мест на предприятии.
Если предприятие не будет выкуплено на первоначальных
условиях, обязательным является проведение продажи основных и
оборотных средств, а также иного имущества предприятия по частям.
Конкурс по продаже предприятия-банкрота, являющегося
федеральной собственностью, проводится Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом с
участием представителей трудового коллектива.
Конкурсы по продаже предприятий-банкротов, являющихся
собственностью республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми
соответствующими местными администрациями с участием представителей
трудового коллектива.
25. К участию в конкурсе по продаже предприятия, его имущества
допускаются юридические и физические лица, в том числе и
иностранные, если иное не оговорено по согласованию с
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению
государственным имуществом в условиях конкурса. Кредиторы и
трудовой коллектив предприятия могут участвовать в конкурсе на
общих основаниях.
При проведении конкурса с участников берется залог в размере
50 процентов стартовой цены.
Победителем конкурса является покупатель, предложивший
максимальную цену за продаваемое предприятие и представивший
обязательство выполнить условия конкурса.
В случае, если поступила только одна заявка на участие в
конкурсе, предприятие продается подавшему заявку по стартовой цене.
В случае, если предприятие не было продано по стартовой цене,
может быть принято решение о ее снижении, но не более чем на 30
процентов. Если и в этом случае предприятие не было продано, то
принимается решение о продаже имущества предприятия по частям.
Порядок проведения конкурса и установления стартовой цены
продаваемого предприятия определяется в соответствии с Типовым
положением о проведении коммерческого конкурса по продаже
предприятия-банкрота, его имущества. Порядок использования
вырученных от продажи предприятия и его имущества средств
устанавливается Правительством России в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные в результате продажи имущества
предприятия, направляются в соответствии с законодательством России
на погашение обязательств перед бюджетом, удовлетворение претензий
кредиторов, обеспечение выплат увольняемым работникам предприятия,
других обязательных платежей, а также на возмещение расходов по
санированию и продаже предприятия, включая расходы на
ликвидационную комиссию.
Установить, что в случае продажи имущества предприятия по
частям каждому увольняемому работнику выплачивается не менее
трехмесячной заработной платы. В случае недостаточности вырученных
от продажи имущества предприятия средств выходное пособие в
установленном размере выплачивается из соответствующего бюджета.
26. Оставшаяся непроданной часть имущества передается
правопреемнику, определяемому ликвидационной комиссией, на которого
возлагается обязательство погасить установленные законодательством
Российской Федерации обязательства в объеме передаваемого
имущества.
Обеспечение обязательств предприятия по возмещению ущерба и
иные подобные обязательства переходят к органам государственного
управления.
27. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента
продажи предприятия или его имущества сообщает об этом в органы
государственной регистрации для исключения предприятия из
государственного реестра.
28. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок
принять предусмотренные настоящим Указом решения для обеспечения
проведения процедур банкротства государственных предприятий.
Министерству финансов Российской Федерации в недельный срок
представить для утверждения в Правительство Российской Федерации
порядок хранения и использования средств, предоставляемых в
соответствии с настоящим Указом в качестве залога, а также порядок
использования средств, выручаемых в результате продажи
предприятий-банкротов, их имущества.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению
государственным имуществом в недельный срок разработать совместно с
Государственно-правовым управлением Президента России и утвердить
Типовое положение о проведении конкурса на предоставление
предприятия-банкрота в независимое управление и ведение и Типовое
положение о проведении коммерческого конкурса по продаже
предприятия-банкрота, его имущества.
29. Установить, что Правительство Российской Федерации имеет
право после анализа исполнения настоящего Указа устанавливать иные
количественные критерии соотношения суммы долговых обязательств
предприятий и стоимости их имущества для признания предприятий
несостоятельными, чем установленные пунктом 2 настоящего Указа.
30. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования и
действует до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве".
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
14 июня 1992 года
N 623