П Р И К А З
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 апреля 2010 г. N 428
Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы
учебников
Зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г.
Регистрационный N 17623
В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня
2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007;
2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3,
ст. 378; N 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения
экспертизы учебников.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 4 "Об экспертизе
учебников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 19 января 2007 г., регистрационный N 8804; Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007,
N 5).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Заместитель Министра И.Калина
____________
Приложение
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке проведения экспертизы учебников
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения
экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и
формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее
систематическое изложение содержания учебного предмета (далее -
учебник).
3. Экспертиза учебников включает педагогическую и научную
экспертизу учебника.
Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:
1) соответствия содержания учебника федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования или
федеральному государственному образовательному стандарту
соответствующей ступени общего образования;
2) соответствия содержания учебника возрастным и
психологическим особенностям обучающихся;
3) принадлежности учебника к системе учебников,
обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном
объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенной
предметной линии учебников);
4) принадлежности учебника к системе учебников,
обеспечивающих достижение требований к результатам освоения
основной образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования, - при экспертизе на
соответствие федеральному государственному образовательному
стандарту соответствующей ступени общего образования.
Задачей научной экспертизы учебника является оценка
соответствия содержания учебника современным научным
представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования
в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта общего образования или с учетом
требований федерального государственного образовательного
стандарта соответствующей ступени общего образования.
4. Для проведения экспертизы учебников на соответствие
федеральному государственному образовательному стандарту
соответствующей ступени общего образования представляются учебники,
входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие
в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к
результатам освоения основной образовательной программы общего
образования на соответствующей ступени общего образования.
5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика
экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и
физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы,
6. В проведении экспертизы учебников участвуют Российская
академия наук и Российская академия образования, а также иные
организации на основании своих уставов, утвержденных
Правительством Российской Федерации, в которых закреплены
соответствующие полномочия (далее - экспертные организации).
7. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного
заключения.
8. Экспертиза проводится на основании договора между
заказчиком экспертизы и экспертной организацией, заключаемого в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
II. Порядок проведения экспертизы
9. Для проведения экспертизы учебника заказчик экспертизы с
1 января по 1 августа текущего года направляет в экспертные
организации заявление, в котором указываются:
название учебника в соответствии с названием учебного
предмета, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с
титульным листом учебника;
количество представленных на экспертизу экземпляров, в том
числе экземпляров учебников, входящих в завершенную предметную
линию учебников и (или) входящих в систему учебников,
обеспечивающих достижение требований к результатам освоения
основной образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе
входящего(их) в завершенную предметную линию учебников и (или)
входящего(их) в систему учебников, обеспечивающих достижение
требований к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования на соответствующей ступени общего
образования.
К заявлению прилагаются:
пояснительная записка заказчика экспертизы;
учебник (или оригинал-макет учебника), представленный на
экспертизу в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта общего образования,
или все учебники (или оригинал-макеты учебников), входящие в
завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему
учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам
освоения основной образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования.
10. При соответствии поступивших материалов требованиям,
установленным пунктами 2, 4 и 9 настоящего Положения, экспертная
организация заключает с заказчиком экспертизы договор на
проведение экспертизы.
11. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится
до 15 октября текущего года.
Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение,
повторно на экспертизу в текущем году не принимается.
12. Экспертное заключение оформляется экспертной
организацией, в котором указываются:
1) при проведении экспертизы учебников, представленных на
экспертизу в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта общего образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в
соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебника(ов), входящего(их) в
завершенную предметную линию учебников;
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень;
2) при проведении экспертизы учебников, представленных на
экспертизу в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом соответствующей ступени общего
образования:
название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в
соответствии с титульным листом учебника;
название каждого учебника, входящего в завершенную предметную
линию учебников и (или) входящего в систему учебников,
обеспечивающих достижение требований к результатам освоения
основной образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования, класс, инициалы и
фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
реквизиты заказчика экспертизы;
наименование издателя(ей) учебников, входящих в завершенную
предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников,
обеспечивающих достижение требований к результатам освоения
основной образовательной программы общего образования на
соответствующей ступени общего образования;
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.
При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение
должно содержать однозначные выводы:
о соответствии содержания учебника федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования или
федеральному государственному образовательному стандарту
соответствующей ступени общего образования;
о соответствии учебника возрастным и психологическим
особенностям обучающихся;
о принадлежности учебника к завершенной предметной линии
учебников;
о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих
достижение требований к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования на соответствующей
ступени общего образования.
При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно
содержать однозначный вывод:
о соответствии содержания учебника современным научным
представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования
в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта общего образования или с учетом
требований федерального государственного образовательного
стандарта соответствующей ступени общего образования.
Экспертное заключение должно быть аргументированно.
Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной
организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с
указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное
заключение.
Экспертное заключение составляется в двух экземплярах,
которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются
экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и в
Министерство образования и науки Российской Федерации.
____________