П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Положения о претензионном
порядке урегулирования споров
Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Положение о претензионном порядке урегулирования
споров (прилагается).
2. Ввести в действие положение о претензионном порядке
урегулирования споров с момента его опубликования.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Дом Советов России
24 июня 1992 года
N 3116-I
_________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Верховного Совета
Российской Федерации
от 24 июня 1992 года
N 3116-I
ПОЛОЖЕНИЕ
о претензионном порядке урегулирования
споров
1. Настоящее Положение определяет претензионный порядок
урегулирования экономических споров и споров в сфере управления
между предприятиями, учреждениями, организациями, органами
государственной власти и управления (далее - организации),
гражданами-предпринимателями.
Настоящее Положение применяется, если иное не установлено
законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
2. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается
руководителем или заместителем руководителя организации,
гражданином-предпринимателем.
В претензии указываются: требования заявителя; сумма претензии
и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
обстоятельства, на которых основываются требования, и
доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее
законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и
других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования
спора.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по
телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи,
обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под
расписку.
К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие
предъявленные заявителем требования, или надлежащие заверенные
копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой
стороны.
3. Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня
получения, если иной срок не установлен соглашением сторон,
международными договорами, а также контрактами с иностранными
фирмами - по требованиям заказчиков и поставщиков товаров для
экспорта, заказчиков и грузополучателей импортных товаров,
организаций, выполняющих заказы на импорт.
4. Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее
рассмотрения, они запрашиваются у заявителя претензии с указанием
срока представления. При неполучении затребованных документов к
указанному сроку претензия рассматривается на основании имеющихся
документов.
5. Организация, гражданин-предприниматель, получившие
претензию, обязаны сообщить заявителю о результатах рассмотрения
претензии в срок, предусмотренный в пункте 3 настоящего Положения.
Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается
руководителем или заместителем руководителя организации,
гражданином-предпринимателем.
В ответе на претензию указываются: при полном или частичном
удовлетворении претензии - признанная сумма, номер и дата
платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ
удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при
полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы
отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и
доказательства, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к ответу
на претензию документов, других доказательств.
При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к
ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление
денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).
При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии
заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были
приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие
отказ, если их нет у заявителя претензии.
Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом,
по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств
связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию,
либо вручается под расписку.
6. Если в ответе организации о признании претензии не
сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не
прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к
исполнению), заявитель претензии вправе по истечении 20 дней после
получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание
в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в
случаях, установленных законодательством, пени за просрочку
платежа. К поручению прилагается ответ должника.
7. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении
претензии или неполучения в срок ответа на претензию заявитель
вправе предъявить иск в арбитражный суд.
8. Требование об изменении или расторжении договора либо о
признании договора недействительным предъявляется и рассматривается
в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Ответ должен быть
дан в десятидневный срок со дня получения требования, если иные
порядок и сроки не установлены законодательством, действующим на
территории Российской Федерации.
____________