ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 17 августа 1992 г. N 594
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
от 23.12.93 г. N 1362
Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием
и охраной земель
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Российской
Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации разработать с участием
заинтересованных министерств и ведомств и до 1 декабря 1992 г.
утвердить методику определения размера ущерба, причиненного в
результате деградации почв, ухудшения экологического состояния
земель, их порчи и уничтожения.
3. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и Министерству экологии и
природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок представить
для утверждения Государственному комитету Российской Федерации по
статистике форму статистической отчетности о контроле за
использованием и охраной земель.
Е. ГАЙДАР
______________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 1992 г.
N 594
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке осуществления государственного контроля
за использованием и охраной земель
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель,
разработанный в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и
являющийся обязательным для исполнения всеми предприятиями,
учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и форм
собственности, а также гражданами на территории Российской
Федерации.
Настоящее Положение регулирует отношения впредь до принятия и
введения в действие Основ земельного законодательства Российской
Федерации в соответствии с Федеративным договором.
2. Государственный контроль за использованием и охраной земель
осуществляется соответствующими Советами народных депутатов и
администрациями, а также специально уполномоченными на то
государственными органами в соответствии с действующим
законодательством. Задачей государственного контроля является
обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями и
организациями, а также гражданами, иностранными юридическими и
физическими лицами требований земельного законодательства в целях
эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими государственный контроль за использованием и
охраной земель, являются:
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и его органы на местах;
Министерство экологии и природных ресурсов Российской
Федерации и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
и его органы на местах;
Министерство архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и местные
органы архитектурно-строительного надзора.
Эти органы осуществляют контроль за использованием и охраной
земель во взаимодействии с Советами народных депутатов,
администрацией, между собой.
II. Функции органов, осуществляющих государственный
контроль за использованием и охраной земель
4. В соответствии с задачами государственного контроля за
использованием и охраной земель органы Комитета по земельной
реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской
Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской
Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического
надзора и Министерства архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
осуществляют государственный контроль за использованием и
охраной земель в соответствии со своей компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного
состояния земель;
принимают меры по устранению нарушений земельного
законодательства;
вносят в установленном порядке предложения о консервации
деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование
которых может привести к негативным экологическим последствиям и
загрязнению сельскохозяйственной продукции;
информируют население о состоянии земельного фонда и
принимаемых мерах по охране земель;
участвуют в работе комиссий по приемке мелиорированных,
рекультивированных и других земель, на которых проведены
мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также
объектов, сооруженных в целях охраны земель.
5. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации и его органы на местах
осуществляют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами земельного законодательства, установленного режима
использования земельных участков в соответствии с теми целями, для
которых они предоставлены;
пресечением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением достоверных сведений о наличии, состоянии и
использовании земельных угодий, а также информации о наличии
свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель,
восстановлением плодородия и других полезных свойств земли,
снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при
проведении работ, связанных с нарушением земель;
проектированием, размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по
улучшению земель, предотвращению и ликвидации эрозии, засоления,
заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения,
переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов,
вызывающих деградацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное
пользование.
6. Министерство экологии и природных ресурсов Российской
Федерации и его органы на местах осуществляют государственный
контроль за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под
все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники,
технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении,
проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других
объектов;
предотвращением захламления земель, а также загрязнения почв
сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными
и радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель
природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
осуществлением мероприятий, предусмотренных проектами
землеустройства и другими проектами в части охраны почв и
рационального использования земель;
достоверностью сведений, используемых при ведении
государственного земельного кадастра, мониторинге земель и
землеустройстве;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного,
природно-заповедного и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения
плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных
из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.
7. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора и его органы на местах осуществляют государственный
контроль за:
соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил
при использовании земельных участков, установлении охранных,
санитарных, защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при
проектировании и эксплуатации промышленных предприятий и объектов
по использованию, переработке и захоронению радиоактивных,
токсичных бытовых материалов и отходов;
предотвращением заражения земель бактериально-паразитическими
и карантинными вредными организмами и загрязнения химическими и
радиоактивными веществами.
8. Министерство архитектуры, строительства и жилищно
коммунального хозяйства Российской Федерации и местные органы
архитектурно-строительного надзора осуществляют контроль за:
предотвращением самовольного строительства;
соблюдением градостроительных требований при использовании
земель для строительства объектов.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих государственный контроль за
использованием и охраной земель
9. Должностные лица органов Комитета по земельной реформе и
земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации,
Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора,
Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на них
функциями по осуществлению государственного контроля за
использованием и охраной земель и в пределах своей компетенции
имеют право:
направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности;
предъявлять иски в суде и арбитражном суде о взыскании ущерба,
причиненного в результате нарушения земельного законодательства;
вносить в местную администрацию предложения о приостановлении
разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения
геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они
осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут
привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче
плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию
и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную
территорию;
вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии земель в случаях: использования земель не по
целевому назначению, нерационального использования земельного
участка способами, приводящими к снижению плодородия почв,
ухудшению экологической обстановки; неиспользования земельных
участков в сроки, предусмотренные земельным законодательством;
составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства;
приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, эксплуатацию объектов, агротехнические и
лесомелиоративные работы, ведущиеся с нарушением требований
земельного законодательства, а также работы, которые проводятся с
нарушением установленного режима использования земель
природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,
рекреационного и историко-культурного назначения;
беспрепятственно посещать при предъявлении служебного
удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать
земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными,
оборонными и другими специальными объектами, - с учетом
установленного режима их посещения;
давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также
гражданам обязательные для исполнения указания и предписания по
вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного
законодательства;
получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о состоянии
земельного фонда;
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения
обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения
мероприятий по охране земель.
10. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации совместно с другими органами,
осуществляющими государственный контроль за использованием и
охраной земель, составляет ежегодный отчет о контроле за
использованием и охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства
11. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным
ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерства
экологии и природных ресурсов Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора,
архитектурно-строительного надзора в соответствии со своей
компетенцией в административном порядке налагают штрафы за
нарушения земельного законодательства.
12. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным
ресурсам при Правительстве Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков;
захламление земель;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель,
невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение и строительство объектов,
отрицательно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и об использовании земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда;
уничтожение межевых знаков.
13. Местные органы Министерства экологии и природных ресурсов
Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного и
природно-заповедного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель токсичными и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
невыполнение обязанностей по приведению временно
предоставленных земель в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению;
проектирование, размещение и строительство объектов,
отрицательно влияющих на экологическое состояние земель.
14. Местные органы архитектурно-строительного надзора налагают
штрафы за:
самовольное строительство;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
15. Местные органы Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора налагают штрафы за:
самовольное строительство при нарушениях
санитарно-гигиенических правил и норм по охране почв;
загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами,
заражение бактериальными, паразитическими и карантинными вредными
организмами.
16. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются
комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих
государственный контроль за охраной и использованием земель, в
соответствии с законодательством об административных нарушениях.
17. Суммы штрафов, налагаемых органами государственного
контроля за использованием и охраной земель, вносятся: за
самовольное занятие земельных участков, самовольное строительство,
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение
обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению, за нарушение сроков
рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении
земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного
земельного фонда - на счета внебюджетных фондов местных Советов;
за другие нарушения, предусмотренные статьей 125 Земельного
кодекса РСФСР, - на счета республиканских, краевых, областных и
местных внебюджетных экологических фондов.
18. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации, Министерство экологии и
природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора, Министерство архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации совместно издают разъяснения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель и
утверждают формы документов, необходимых для его осуществления.
______________