П И С Ь М О
Министерства финансов Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94
Утратилo силу с 1 апреля 2000 г. -
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации
от 15.03.2000 г. N 26н
Нормы и нормативы на представительские расходы,
расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров
на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие
размер отнесения этих расходов на себестоимость
продукции (работ, услуг), и порядок их применения
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
7 октября 1992 г. Регистрационный N 71
(В редакции Письма Министерства финансов Российской Федерации
от 29.04.94 г. N 56)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"*
Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и
утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы
на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на
договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер
отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг),
и порядок их применения.
Во исполнение указанного постановления Министерство финансов
Российской Федерации сообщает следующее.
1. Представительские расходы, связанные с коммерческой
деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию
представителей других предприятий, организаций и учреждений
(включая иностранных), прибывших для переговоров с целью
установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также
участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и
ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с
проведением официального приема (завтрака, обеда или другого
аналогичного мероприятия) представителей (участников), их
транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных
мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и
мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не
состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ,
услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет
предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и
фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ,
услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по
нормативам, приведенным в приложении 1 к настоящему письму.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции
(работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных
первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место,
программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица,
участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям
рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на
представительство, их документального оформления и контроля,
включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне
деятельности предприятия.
2. Расходы на рекламу - это расходы предприятия по
целенаправленному информационному воздействию на потребителя для
продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на
разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных
прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов,
афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); на разработку и
изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных
пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров
и т. д.; на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление,
копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-,
диафильмов и т. п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных
щитов, указателей и др..; на хранение и экспедирование рекламных
материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;
на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое
первоначальное качество при экспонировании в витринах; на
проведение иных рекламных мероприятий, связанных с
предпринимательской деятельностью.
____________
* Сообщено финансовым органам письмом Минфина России от
25 августа 1992 г. N 80.
Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на
себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать
предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в
приложении 2 к настоящему письму. (В редакции Письма Министерства
финансов Российской Федерации от 29.04.94 г. N 56)
3. К расходам на подготовку и переподготовку кадров на
договорной основе с учебными заведениями относятся затраты,
связанные с оплатой предприятиями в соответствии с договором за
предоставление учебными заведениями в процессе подготовки
специалистов услуг, не предусмотренных утвержденными учебными
программами; за обучение кадров, не прошедших конкурсных экзаменов
и принятых на обучение по договору; за переподготовку и повышение
квалификации кадров.
Вышеуказанные затраты подлежат включению в себестоимость
продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с
государственными и негосударственными профессиональными
образовательными учреждениями, получившими государственную
аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также
зарубежными образовательными учреждениями.
При заключении договоров с профессиональными образовательными
учреждениями на предоставление услуг предприятию по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров следует иметь в
виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов
расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг).
4. Представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации кадров на договорной основе
с учебными заведениями, превышающие предельные размеры, исчисленные
в соответствии с настоящим письмом, относятся за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия.
5. В бухгалтерском учете представительские расходы и плата за
обучение на основе договоров с учебными заведениями (в части,
относящейся к отчетному периоду) отражаются по дебету счета 26
"Общехозяйственные расходы", а расходы на рекламу - по дебету счета
43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции со счетами учета
производимых расходов (10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом предприятия по оплате
труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы произведенных представительских расходов, расходов на
рекламу и подготовку, переподготовку и повышение квалификации
кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без
налога на добавленную стоимость и специального налога. (В редакции
Письма Министерства финансов Российской Федерации
от 29.04.94 г. N 56)
6. В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 установленные настоящим
письмом нормы и нормативы вводятся в действие с 1 июля 1992 г.
____________
Приложение 1
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г.
N 94
(В редакции Письма Министерства финансов Российской Федерации
от 29.04.94 г. N 56)
Н О Р М А Т И В Ы
для исчисления предельных размеров
представительских расходов в год
-------------------------------------------------------------------
Объем выручки от реализации продукции|Предельные размеры
(работ, услуг) или иной показатель, |представительских расходов,
используемый при определении |принимаемых при
финансового результата, в год |налогообложении прибыли
(включая налог на добавленную |
стоимость и специальный налог) |
-------------------------------------------------------------------
до 2 млрд. рублей включительно 0,5 процента от объема
от 2 млрд. рублей до 50 млрд. 10 млн. рублей + 0,1 процента
рублей включительно с объема, превышающего
2 млрд. рублей
свыше 50 млрд. рублей 58 млн. рублей + 0,02 процен-
та с объема, превышающего
50 млрд. рублей
(Приложение в редакции Письма Министерства финансов Российской
Федерации от 29.04.94 г. N 56)
____________
Приложение 2
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г.
N 94
(В редакции Письма Министерства финансов Российской Федерации
от 29.04.94 г. N 56)
Н О Р М А Т И В Ы
для исчисления предельных размеров
расходов на рекламу в год
-------------------------------------------------------------------
Объем выручки от реализации | Предельные размеры расходов
продукции (работ, услуг) или иной | на рекламу, принимаемых
показатель, используемый при | при налогообложении прибыли
определении финансового результата,|
в год (включая налог на добавленную|
стоимость и специальный налог) |
-------------------------------------------------------------------
до 2 млрд. рублей включительно 2 процента от объема
от 2 млрд. рублей до 50 млрд. 40 млн. рублей + 1,0 процент
рублей включительно с объема, превышающего
2 млрд. рублей
свыше 50 млрд. рублей 520 млн. рублей + 0,5 процента
с объема, превышающего
50 млрд. рублей
Примечание. Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере
предоставления туристских услуг, увеличивают
исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в три
раза.
(Приложение в редакции Письма Министерства финансов Российской
Федерации от 29.04.94 г. N 56)
______________