П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О положении в Вооруженных Силах и военной политике
Российской Федерации
Рассмотрев вопрос о положении в Вооруженных Силах и военной
политике Российской Федерации, Съезд народных депутатов Российской
Федерации отмечает, что личный состав Вооруженных Сил Российской
Федерации в сложных социально-экономических условиях проявляет
стойкость и мужество, достойно выполняет свои служебные
обязанности, самоотверженно решает миротворческие задачи в очагах
межнациональных конфликтов.
Решительный переход России к сотрудничеству и партнерству со
всеми странами, продолжающиеся процессы изменения международной
обстановки и углубления интеграции во всех сферах деятельности
государств мирового сообщества существенно снижают уровень
непосредственной военной угрозы.
На современном этапе защита суверенитета и территориальной
целостности России может быть обеспечена решением Вооруженными
Силами двух основных задач:
сдерживания от развязывания войн, направленных против России,
за счет наличия стратегических ядерных сил и сил, оснащенных
высокоточным оружием и средствами его доставки;
оперативной нейтрализации военных конфликтов высокомобильными
силами общего назначения.
Изменившиеся условия выдвигают новые требования к боевому
составу и боевой готовности Вооруженных Сил России. Они должны быть
способны к немедленному применению, в том числе мобильные силы
общего назначения, без проведения мобилизационного развертывания и
доукомплектования.
К настоящему времени сформированы Вооруженные Силы и
образовано Министерство обороны Российской Федерации,
обеспечивается управление войсками. Осуществляется вывод войск на
территорию России. Начат процесс сокращения войск и вооружений, в
том числе в соответствии с заключенными международными договорами.
Вместе с тем состояние Вооруженных Сил Российской Федерации
продолжает оставаться тяжелым.
Реформа Вооруженных Сил проводится медленно. Сохраняется
неопределенность статуса ряда финансируемых Россией воинских
формирований, расположенных за пределами России на территориях
государств - участников СНГ. Затягиваются двусторонние переговоры
России с государствами - республиками бывшего СССР по военным
вопросам, в том числе о статусе и условиях пребывания
стратегических ядерных сил и других российских войск на их
территории. В результате сотни тысяч российских военнослужащих и
члены их семей, находящиеся за пределами России, не имеют
достаточных правовых и социальных гарантий.
Медленно создается правовая база деятельности Вооруженных Сил,
не обеспечены достаточными правовыми нормами нахождение и действия
войск в зонах конфликтов.
В сложных экономических условиях Министерство обороны
Российской Федерации не проявляет достаточной настойчивости в
обеспечении боевой готовности войск, социальной защиты
военнослужащих и укреплении воинской дисциплины.
Съезд народных депутатов Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Верховному Совету Российской Федерации:
завершить в 1993 году разработку основных законодательных
актов, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской
Федерации;
законодательно обеспечить в 1993 году выделение материальных и
финансовых ресурсов, обеспечивающих необходимый уровень боевой
готовности войск, их укомплектованности, удовлетворения социальных
нужд военнослужащих;
совместно с Министерством обороны Российской Федерации
уточнить приоритеты развития вооружений и внести соответствующие
коррективы в государственный оборонный заказ при утверждении
федерального бюджета на 1993 год.
2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации:
представить Верховному Совету Российской Федерации в первом
квартале 1993 года предложения об основных положениях военной
политики как важнейшей составной части системы безопасности
государства;
завершить в возможно сжатые сроки переговоры с государствами -
республиками бывшего СССР и заключить соглашения о статусе
пребывания российских войск в этих государствах и о порядке их
вывода;
принять меры по согласованию с руководством государств -
республик бывшего СССР по оказанию помощи в создании их
национальных армий; с этой целью на основе двусторонних
государственных договоров разрешить военнослужащим Российской
Федерации прохождение службы по контракту временно, на период до
31 декабря 1999 года, в национальных армиях государств - республик
бывшего СССР.
Комплектование воинских формирований, находящихся за пределами
России, военнослужащими по призыву с 1 января 1993 года вести
только на добровольной основе.
3. Правительству Российской Федерации:
разработать и представить до 31 марта 1993 года для
утверждения в Верховный Совет программы военного строительства и
конверсии военного производства на период до 1995 года;
определить в течение 1993 года потребный боевой состав в
соответствии со стоящими перед Вооруженными Силами России задачами,
провести полное укомплектование соединений и боевых частей и
вывести в резерв высвободившихся офицеров и боевую технику;
разработать и внедрить в течение 1993-1994 годов новую систему
мобилизационного развертывания Вооруженных Сил с содержанием
запасов вооружения и военной техники на арсеналах, базах военных
округов и с использованием резерва офицерских кадров.
4. Министерству обороны Российской Федерации:
привести в соответствие с новыми задачами Вооруженных Сил
структуру и функции аппарата министерства и всех органов
управления. Продолжить реформу Вооруженных Сил в направлении
создания армии демократического государства, воспитывать личный
состав в духе преданности народу, патриотическим идеалам, гордости
за свою Родину, добросовестного выполнения воинского долга;
совершенствовать систему управления войсками на основе
принципов централизма, единоначалия, крепкой воинской дисциплины,
развития демократических начал в деятельности воинских коллективов
и инициативы военнослужащих;
повысить требовательность к подготовке и профессиональной
деятельности личного состава Вооруженных Сил. Проявлять
повседневную заботу об удовлетворении материальных и духовных
запросов военнослужащих, об обеспечении эффективно действующей
системы социальной защиты военнослужащих, рабочих и служащих армии
и флота. Поддерживать тесную связь с органами государственной
власти и управления, общественными организациями в целях укрепления
престижа воинской службы, устранения негативных явлений в армейской
среде;
к началу 1993 года разработать и осуществить мероприятия по
обеспечению высокой боевой готовности войск и органов управления,
обращая особое внимание на системы боевой, оперативной,
мобилизационной подготовки и укрепление воинской дисциплины.
5. Верховному Совету Российской Федерации организовать
контроль за выполнением настоящего постановления Съезда народных
депутатов Российской Федерации и рассмотреть ход его выполнения в
конце 1993 года.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Кремль
7 декабря 1992 года
N 4049-I