ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 6 января 1993 г. N 19
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской Федерации
от 18.07.96 г. N 848
Об утверждении Положения о Министерстве
путей сообщения Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 25.05.94 г. N 540; от 28.02.96 г. N 202)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов
федеральной исполнительной власти" Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве путей
сообщения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления
Правительства Российской Федерации от 31 марта 1992 г. N 203 "Об
утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской
Федерации".
В.ЧЕРНОМЫРДИН
________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 января 1993 г.
N 19
П О Л О Ж Е Н И Е
о Министерстве путей сообщения Российской
Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 25.05.94 г. N 540; от 28.02.96 г. N 202)
Раздел I. Общие положения
1. Министерство путей сообщения Российской Федерации является
центральным органом федеральной исполнительной власти,
осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской
Федерации (далее - железнодорожный транспорт), а также обеспечивает
в соответствии с действующим законодательством хозяйственное
регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном
транспорте.
Министерство путей сообщения Российской Федерации выполняет
функции и несет ответственность за решение задач, возложенных
действующим законодательством и настоящим Положением.
2. Министерство путей сообщения Российской Федерации в своей
деятельности руководствуется законами Российской Федерации, другими
актами, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации,
Верховным Советом Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. В систему Министерства путей сообщения Российской Федерации
входят: железные дороги, отделения железной дороги, их линейные
предприятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие
предприятия, учреждения народного образования, здравоохранения,
культуры и спорта, научно-исследовательские,
проектно-конструкторские, проектно-изыскательские, другие
организации, предприятия и учреждения (далее - предприятия),
обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 28.02.96 г. N 202)
Разделение полномочий между Министерством путей сообщения
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области железнодорожного транспорта
определяется законодательными актами Российской Федерации.
Министерство путей сообщения Российской Федерации координирует
свою деятельность в вопросах, затрагивающих интересы других видов
транспорта, с Министерством транспорта Российской Федерации.
Руководство железными дорогами, объединениями, предприятиями и
организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного
процесса является исключительной компетенцией Министерства путей
сообщения Российской Федерации.
4. Министерство путей сообщения Российской Федерации является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный,
валютный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием.
Раздел II. Основные задачи и функции
5. Основными задачами Министерства путей сообщения Российской
Федерации являются:
обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного
транспорта с целью своевременного и полного удовлетворения
потребности в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе
во взаимодействии с другими видами транспорта, при высоком уровне
обслуживания, оптимальных сроках доставки и обеспечении сохранности
грузов;
создание совместно с железными дорогами многопрофильной сферы
услуг, предоставляемых предприятиями железнодорожного транспорта,
формирование банка данных об этих услугах и доведение их до
потребителей с целью обеспечения конкурентоспособности
железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;
участие в разработке проектов законодательных и нормативных
актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования
железнодорожного транспорта, а также экономического и правового
механизма реализации этих актов;
разработка предложений по проведению на железнодорожном
транспорте научно-технической и инвестиционной политики,
согласование ее с железными дорогами, организация разработки и
внедрения новой техники и технологии, комплексного развития
железнодорожного транспорта;
разработка по согласованию с железными дорогами принципов
экономических взаимоотношений железных дорог, других предприятий
железнодорожного транспорта и хозяйственного механизма их
деятельности.
6. Министерство путей сообщения Российской Федерации
обеспечивает выполнение следующих основных функций:
в области организации управления
перевозочным процессом
организация оперативного управления перевозочным процессом;
организация разработки и утверждение графика движения по сети
железных дорог, плана формирования поездов;
разработка месячных нормативов использования грузовых вагонов
и контейнеров, анализ их исполнения и корректировка, контроль за
использованием грузовых вагонов и контейнеров;
координация эксплуатационной работы железных дорог в целях
предупреждения затруднений с пропуском поездов;
разработка и утверждение единых нормативных документов по
технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок;
регулирование погрузки и организации движения поездов в
условиях чрезвычайных ситуаций;
разработка единых принципов организации диспетчерской службы,
автоматизации процессов управления перевозками, общего
информационного обеспечения эксплуатационной работы;
в области экономики и финансов
организация маркетинговых исследований в области перевозки
грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, разработка
совместно с железными дорогами предложений по годовым и
перспективным прогнозам развития железнодорожного транспорта,
схемам развития и размещения объектов железнодорожного транспорта
на перспективу, комплексным мероприятиям по увеличению пропускной и
провозной способности сети железных дорог;
разработка проектов федеральных и межгосударственных программ
развития железнодорожного транспорта;
определение потребности железнодорожного транспорта в объемах
ремонта и модернизации подвижного состава и контейнеров,
производстве запасных частей и другой важнейшей продукции,
необходимой для нужд железнодорожного транспорта, и организация
размещения их на предприятиях;
определение совместно с железными дорогами потребности
железнодорожного транспорта в подвижном составе, контейнерах и
средствах на их приобретение, а также объемов капитальных вложений
и строительно-монтажных работ по стройкам, финансируемым за счет
бюджетных ассигнований, выполнение функций заказчика по этим
стройкам, организация природоохранной работы на железнодорожном
транспорте;
организация разработки и экспертиза проектов на строительство
новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий и объектов железнодорожного транспорта,
сооружаемых за счет бюджетных средств и инвестиционного фонда
Министерства, координация деятельности подрядных строительных
организаций и предприятий строительной индустрии;
организация финансово-экономической работы на железнодорожном
транспорте, учет и распределение между железными дорогами доходов
от перевозок;
формирование по согласованию с железными дорогами и другими
предприятиями железнодорожного транспорта централизованных фондов и
резервов для финансирования капитальных вложений, научных
исследований и выполнения других работ, имеющих общеотраслевое
значение;
осуществление по поручению железных дорог финансовых
взаиморасчетов между ними и другими предприятиями и пользователями
услуг железнодорожного транспорта;
проведение тарифной политики в области перевозок грузов,
пассажиров, почты и багажа в соответствии с порядком, установленным
действующим законодательством;
производство расчетов с иностранными железными дорогами,
организация бухгалтерского и статистического учета и отчетности,
осуществление в установленном порядке контрольно-ревизионной
деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях,
входящих в систему Министерства;
в области технической политики
определение совместно с предприятиями железнодорожного
транспорта приоритетных направлений научно-технического прогресса
на железнодорожном транспорте, координация технической политики в
области транспортно-дорожного комплекса с Министерством транспорта
Российской Федерации, организация выполнения научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и
использованию принципиально новых технических средств, технологий и
материалов, осуществление финансирования этих работ;
проведение единой технической политики в области содержания,
ремонта и модернизации технических средств железнодорожного
транспорта;
определение структуры и типоразмерного ряда подвижного состава
и других технических средств, участие в установленном порядке в
сертификации образцов новой техники и подготовка предложений по
постановке продукции на серийное производство; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.05.94 г. N 540)
разработка общеотраслевых нормативно-технических документов,
регламентирующих эксплуатацию, содержание и ремонт технических
средств, направленных на обеспечение безопасности движения поездов
и охраны труда;
организация работы в области стандартизации, метрологии и
унификации продукции, научно-технической информации и
распространения передового опыта, методическое руководство
изобретательской и патентно-лицензионной деятельностью;
в области материально-технического снабжения
определение потребности железнодорожного транспорта в
материально-технических и топливно-энергетических ресурсах по
продукции, заказываемой предприятиями железнодорожного транспорта,
в том числе для поставки в составе продукции для государственных
нужд, обеспечение их продукцией по централизованно регулируемой
номенклатуре;
координация деятельности предприятий системы
материально-технического снабжения железнодорожного транспорта и
организация работы по заключению договоров и поставкам ресурсов;
обеспечение поставок железнодорожному транспорту материалов,
оборудования и запасных частей, приобретаемых по импорту;
создание резервов основных видов материально-технических
ресурсов для ликвидации последствий стихийных бедствий,
непредвиденных работ;
организация работы по ресурсосбережению;
в области внешнеэкономической деятельности
представление интересов железнодорожного транспорта Российской
Федерации от имени Правительства Российской Федерации в
международных организациях, разработка и заключение в установленном
порядке с иностранными железными дорогами (ведомствами),
организациями и фирмами соглашений или договоров по вопросам
перевозок грузов и пассажиров, развития международных транспортных
связей. Министерство путей сообщения Российской Федерации при
осуществлении внешнеэкономической деятельности представляет
российские железные дороги (РЖД). Для решения вопросов, связанных с
перевозками пассажиров и внешнеторговых грузов, Министерство может
иметь на иностранных железных дорогах свои представительства или
уполномоченных представителей;
заключение с соответствующими органами управления
железнодорожным транспортом других государств соглашений по
вопросам функционирования железнодорожного транспорта;
содействие предприятиям железнодорожного транспорта в
организации работы по развитию их внешнеэкономической деятельности,
установлении ими прямых производственных и научно-технических
связей с зарубежными предприятиями и фирмами;
оформление в установленном порядке паспортно-визовой
документации для выезда за рубеж работников железнодорожного
транспорта;
в области кадров, труда и социальных вопросов
организация системы профессионального и экономического
обучения кадров исходя из потребности предприятий, организаций и
учреждений железнодорожного транспорта, обеспечение содержания и
развития материальной базы этой системы;
управление подготовкой специалистов в высших и средних
специальных учебных заведениях, подготовкой, переподготовкой и
повышением квалификации кадров массовых профессий в учебных
заведениях и на производстве, осуществление общего руководства
общеобразовательными школами, дошкольными и внешкольными
учреждениями на железнодорожном транспорте;
проведение на железнодорожном транспорте эффективной кадровой
политики, контроль за квалификационным составом и профессиональным
уровнем руководящих работников предприятий и организаций
железнодорожного транспорта;
разработка рекомендаций по формам организации и стимулирования
труда, совершенствованию его нормирования и условий оплаты,
организации рабочего времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
установление в соответствии с действующим законодательством
особых условий труда, режима рабочего времени и времени отдыха
отдельных категорий работников железнодорожного транспорта,
непосредственно связанных с движением поездов;
осуществление в пределах своей компетенции мер по обеспечению
социальной защищенности работников железнодорожного транспорта.
7. Министерство путей сообщения Российской Федерации наряду с
выполнением перечисленных функций:
осуществляет контроль за выполнением требований Устава
железных дорог, состоянием безопасности движения поездов,
сохранностью перевозимых грузов, а также объектов железнодорожного
транспорта, проводит анализ причин нарушений правил безопасности
движения и осуществляет с участием железных дорог меры по
предупреждению крушений, аварий и экологических бедствий,
устанавливает правила нахождения в зонах повышенной опасности и
проведения в них работ;
разрабатывает совместно с Министерством транспорта Российской
Федерации предложения по развитию перевозок в прямом смешанном
сообщении, а также взаимодействию в работе с другими видами
транспорта;
устанавливает порядок выпуска и курсирования по
железнодорожным путям общего пользования подвижного состава
предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и
форм собственности;
утверждает отраслевые стандарты и технические условия на
продукцию, производимую предприятиями и организациями отрасли для
нужд железнодорожного транспорта;
организует в установленном порядке на предприятиях
промышленности приемку (техническую инспекцию) железнодорожной
техники и другой продукции, поставляемой для железнодорожного
транспорта;
определяет в соответствии с законодательством Российской
Федерации о земле порядок использования земель в пределах полосы
отвода железных дорог, строительства на них зданий и сооружений,
согласовывает соответствующие строительные нормы и правила,
определяет условия пересечения железнодорожных путей
трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими
коммуникациями, а также минимальные расстояния от объектов,
связанных с производством, хранением, погрузкой, транспортировкой и
выгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных,
ядовитых и отравляющих веществ, до железнодорожных путей общего
пользования и сооружений;
устанавливает порядок проведения испытаний, а также проверки
знаний Правил технической эксплуатации железных дорог, Устава
железных дорог, технических условий погрузки и крепления грузов и
других нормативных актов у работников железнодорожного транспорта,
порядок проведения испытаний и выдачи свидетельств на право
управления локомотивом на путях общего пользования, порядок
присвоения класса машинистам локомотивов железных дорог и других
предприятий независимо от их подведомственности и форм
собственности;
организует надзор за соблюдением правил эксплуатации
электрических, тепловых и теплоэнергетических установок на
железнодорожном транспорте;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке
обязательные для всех предприятий (объединений), организаций,
учреждений и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий
перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта,
безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и
санитарных правил на железнодорожном транспорте;
осуществляет медико-санитарное и лекарственное обеспечение
работников железнодорожного транспорта и членов их семей,
устанавливает порядок медицинского освидетельствования и осмотра
персонала, связанного с движением поездов, а также подвергающегося
воздействию вредных и неблагоприятных условий труда;
организует торговое и бытовое обслуживание работников
железнодорожного транспорта и членов их семей;
совершенствует организационную структуру управления
железнодорожным транспортом, вносит в Правительство Российской
Федерации предложения по созданию, реорганизации и ликвидации
железных дорог;
устанавливает границы железных дорог и отделений железных
дорог;
организует в установленном порядке третейское разбирательство
хозяйственных (экономических) споров между железными дорогами,
другими предприятиями железнодорожного транспорта, возникающих из
взаимоотношений между ними;
организует проведение работ по мобилизационной подготовке и
гражданской обороне железнодорожного транспорта, осуществляет
разработку единой концепции мобилизационной подготовки отрасли,
обеспечивает взаимодействие с заинтересованными организациями по
вопросам выполнения перевозок в особый период, содержания
технических средств и материальных ценностей в мобилизационном
резерве и специальном запасе;
обеспечивает проведение необходимых мероприятий по защите
государственных секретов Российской Федерации на железнодорожном
транспорте.
Раздел III. Организация деятельности Министерства
8. Министерство путей сообщения Российской Федерации в
пределах своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и
другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми
железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного
транспорта.
9. Министерство путей сообщения Российской Федерации в
пределах своей компетенции осуществляет контроль за правильным
применением действующего законодательства и иных нормативных актов
на предприятиях, в организациях и учреждениях железнодорожного
транспорта, разрабатывает предложения по совершенствованию этих
актов.
10. Министерство путей сообщения Российской Федерации
возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации.
Министр путей сообщения Российской Федерации:
входит по должности в состав Правительства Российской
Федерации, осуществляет руководство порученной ему сферой
деятельности на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций;
распределяет обязанности между заместителями Министра,
назначаемыми Правительством Российской Федерации, устанавливает
степень ответственности их и руководителей структурных
подразделений Министерства;
награждает в установленном порядке передовых работников
системы Министерства нагрудными знаками, почетными грамотами и
применяет иные виды поощрения;
вводит в установленном порядке форму одежды и знаки различия
для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта;
утверждает в пределах установленных численности работников и
фонда оплаты труда структуру центрального аппарата, штатное
расписание и положения о подразделениях Министерства, а также смету
расходов на содержание центрального аппарата в пределах выделенных
бюджетных средств на соответствующий период;
назначает и освобождает от должности руководящих работников
центрального аппарата Министерства, заместителей начальников
железных дорог, начальников отделений железных дорог.
11. Министр путей сообщения Российской Федерации может
образовывать научно-технический совет.
12. В Министерстве путей сообщения Российской Федерации
образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),
заместителей Министра по должности, руководящих работников
Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В состав коллегии могут входить руководители подведомственных
и других предприятий, организаций и учреждений.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности
железнодорожного транспорта. Решения коллегии проводятся в жизнь
приказами или указаниями Министра. В случае разногласий между
Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение,
докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской
Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое
мнение в Правительство Российской Федерации.
_____________