Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 25.01.1993 № 4368-I

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           Об итогах визита делегации Верховного Совета
       Российской Федерации в Китайскую Народную Республику

     Заслушав сообщение  заместителя Председателя Верховного Совета
Российской Федерации Воронина Ю. М. об итогах  официального  визита
делегации   Верховного  Совета  Российской  Федерации  в  Китайскую
Народную  Республику,  Президиум   Верховного   Совета   Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Информацию Воронина  Ю. М. об  итогах  официального  визита
делегации   Верховного  Совета  Российской  Федерации  в  Китайскую
Народную Республику принять к сведению.
     2. Поручить   Комиссии  Совета  Республики  Верховного  Совета
Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, комитетам
Верховного  Совета  Российской  Федерации  по законодательству,  по
вопросам экономической реформы и  собственности,  по  международным
делам  и внешнеэкономическим связям,  по социальному развитию села,
аграрным вопросам и продовольствию осуществить меры  по  реализации
предложений по итогам визита в КНР.
     3. Заместителю  Председателя  Верховного   Совета   Российской
Федерации  Воронину Ю. М.  принять  меры по завершению формирования
российской  части  российско-китайской  межпарламентской  группы  и
приступить к реализации мероприятий,  предусмотренных планом работы
группы на 1993-1994 годы.

     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. Хасбулатов

     Москва, Дом Советов России
     25 января 1993 года
     N 4368-I
     __________________________

                             О Т Ч Е Т
         о визите официальной делегации Верховного Совета
       Российской Федерации в Китайскую Народную Республику

     С 12 по 19 января 1993 г.  по приглашению Постоянного Комитета
Всекитайского  Собрания   Народных   Представителей   в   Китае   с
официальным   визитом   находилась   делегация   Верховного  Совета
Российской  Федерации  в  составе:  Воронина Ю. М.  -   заместителя
Председателя   Верховного   Совета   Российской   Федерации  (глава
делегации),     народных     депутатов     Российской    Федерации:
Степанова В. Н., Соколова А. С.,  Когана Л. И.,  Пономаревой Т. А.,
Цанн-Кай-Си  Ф. В.,    Адрова А. Н.,    Белоногова А. Н.;     члена
Конституционного    Суда    Российской   Федерации   Тиунова О. И.;
сопровождающих лиц: Амбарнова Ю. А.,  Жестова В. Г.,  Зонова О. Б.,
Костикова Б. Н. (работники ВС  РФ),  Афанасьева Е. В.   (специалист
МИДа).
     Визит явился первой официальной поездкой парламентариев России
в Китайскую  Народную  Республику  после  недавнего  визита  в  КНР
Президента  Российской  Федерации  Ельцина  Б. Н. и  рассматривался
китайской  стороной  как  своевременный  и   последовательный   шаг
парламента   России,   направленный   на   дальнейшую   активизацию
российско-китайского сотрудничества.
     Высокий уровень приема делегации в ВСНП (Председателем ПК ВСНП
Вань Ли) и в Госсовете КНР (Премьером  Госсовета  Ли  Пэном)  можно
расценивать  как свидетельство заинтересованности руководства Китая
в укреплении и развитии сотрудничества с  Россией  с  учетом  новых
социально-политических  реалий,  складывающихся сегодня в каждой из
стран.
     Основными целями официального визита являлись:
     1. Дальнейшее  развитие  межпарламентских связей между ВС РФ и
ВСНП  КНР,  определение  конкретных  форм  их   сотрудничества   на
ближайшие годы (1993-1994).
     2. Изучение китайского опыта реализации экономических реформ и
политики  открытости  внешнему миру,  в том числе роли парламента в
законодательном обеспечении экономических преобразований.

       Развитие парламентских связей между ВС РФ и ВСНП КНР

     В ходе  визита  состоялась  встреча  делегации с Председателем
Постоянного  Комитета  ВСНП   -   Вань   Ли,   который   подчеркнул
заинтересованность  и  готовность  Китая  к развитию сотрудничества
между  Россией  и   КНР.   Стороны   признали   важность   развития
сотрудничества  не  только  для обеих стран,  но и для АТР и мира в
целом.
     Сторонами достигнута  договоренность  о необходимости создания
российско-китайской  межпарламентской  группы.  Китайской   стороне
передан  проект  плана ее работы на 1993 г.  Учитывая,  что в КНР в
марте 1993  г.  пройдут  выборы  в  ВСНП,  признано  целесообразным
практические  шаги  по  созданию  такой  группы  осуществить весной
1993 г.
     Делегация от имени ВС РФ передала ПК ВСНП приглашение посетить
Россию с визитом в 1993 г.  Приглашение  было  принято  и  выражено
мнение о целесообразности посетить РФ новому составу ПК ВСНП.
     Со своей стороны  Председатель  ПК  ВСНП  Вань  Ли  подтвердил
приглашение  Председателю  Верховного Совета  РФ  Хасбулатову Р. И.
посетить с визитом Китай в 1993 г. в удобное для него время.

               Политические отношения России и Китая

     Китайские руководители Ли Пэн и Вань Ли,  как и  представители
центральных  и  местных  органов власти,  давали однозначно высокую
оценку  итогов  визита  в  КНР  Б.  Н.  Ельцина   как  открывающего
качественно новый этап в российско-китайских отношениях. Дальнейшее
их развитие отвечает долгосрочным  интересам  народов  двух  стран,
укреплению  позиций России и Китая в мире, будет иметь благотворное
воздействие на ситуацию в Азии и в мире в целом.
     Существенное значение  имеет  факт  наличия  протяженной общей
границы (более 4 тыс. км), а  также  взаимодополняемость  экономики
двух стран.
     Полное понимание существует  относительно  характера  нынешних
российско-китайских   отношений   как  отношений  добрососедских  и
дружественных,   характеризующихся   растущим   сотрудничеством   в
различных  областях.  При  этом  стороны  не  скрывают естественных
различий в подходах двух стран к тем или иным вопросам  внутреннего
устройства    и    международной   жизни   (проблемы   разоружения,
региональных конфликтов, роли ООН, прав человека и др.), откровенно
их  обсуждают.  Такие различия,  однако,  не должны мешать развитию
двусторонних отношений.
     Стороны исходят  из того,  что активные межпарламентские связи
существенно  дополняют  и  обогащают  контакты  по  другим  линиям,
содействуют  укреплению  базы  российско-китайского добрососедства,
обеспечивая поддержку данного курса различными  слоями  и  группами
населения двух стран.

                         Пограничные связи

     С обеих сторон высказывалось мнение о том,  что приграничные и
прочие связи между  Россией  и  Китаем,  особенно  в  экономической
области,   сейчас   выходят   на  первый  план  и  должны  получить
приоритетное  внимание  и  поддержку  со  стороны  правительств   и
парламентов.
     Долгое время стороны ориентировались на развитие отношений  на
уровне  высших  государственных  органов.  Сейчас  же  следует,  не
упуская  из  вида  это   важное   звено,   направлять   усилия   на
экономическое взаимодействие приграничных районов,  их прямые связи
между собой.
     Правительственные и   законодательные  органы  должны  активно
способствовать    этому    процессу    путем     обеспечения     их
договорно-правовой,  законодательной,  организационной базы. Цель -
создать   максимально   благоприятные   условия   для   превращения
российско-китайской   границы   в  зону  дружбы,  добрососедства  и
взаимовыгодного сотрудничества.
     Китайская сторона  позитивно отреагировала на наши предложения
относительно  идеи  совместной  подготовки   не   только   взаимных
договоренностей,   но   и   параллельных   законодательных   актов,
утверждаемых  парламентами   обеих   стран,   например,   о   зонах
совместного  освоения  вдоль  общей границы,  и обещала внимательно
изучить их.  Требует поддержки центра и развитие контактов  местных
органов власти России и Китая в приграничных районах.
     Китайская сторона  предложила  выработать  единый   подход   к
управлению  пограничными  пропускными  пунктами  (в  частности,  по
режиму  пунктов  пропуска),  что  способствовало   бы   дальнейшему
расширению сотрудничества.
     В ходе беседы в МИД КНР  и. о. министра  иностранных  дел  КНР
Рянь Цзэнпэй   высказал    идею    о    необходимости    оформления
российско-китайского    соглашения     по     западному     участку
российско-китайской границы протяженностью 54 км,  где между Китаем
и Россией нет спорных проблем.  В китайской трактовке решение этого
вопроса  позволит  ускорить  выработку  единого  договора  о режиме
китайско-российской  границы  на  всей  ее  протяженности  как   на
Востоке, так и на Западе.
     Представляется, что  данное  предложение   китайской   стороны
заслуживает  дополнительного  изучения  по линии МИД России,  в том
числе  в  рамках  совместной  пограничной  делегации   правительств
России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

         Изучение опыта Китая по реализации экономических
     реформ и роли парламента в ее законодательном обеспечении

     Изучение китайского опыта реализации экономических реформ было
главной задачей визита делегации ВС РФ, которой она уделила большую
часть времени своего пребывания в КНР.
     Следует подчеркнуть,  что интерес делегации к китайскому опыту
проведения реформ объясняется во многом  тем,  что  ранее  Китай  и
бывший  Союз  ССР  (и  входящие  в  него республики) развивались по
сходным моделям,  но сейчас,  перейдя  к  реализации  экономических
реформ, имеют разные результаты.
     Делегация имела   возможность   ознакомиться   не   только   с
деятельностью   парламента  и  других  руководящих  госструктур  по
организации  проведения  реформ,  но  и  с  ходом  их  практической
реализации в различных регионах Китая.
     Делегация посетила  крупнейший  промышленный  центр  Китая   -
г. Шанхай,  где   опробируются  многие  нововведения  экономических
реформ.  Она  ознакомилась  с  практикой  создания  нового   района
технико-экономического развития "Пудун" и деятельностью созданной в
основном  в  80-е   годы   зоны   технико-экономического   развития
"Миньхан".
     Делегация посетила  провинцию  Цзянсу,  где   ознакомилась   с
деятельностью    ряда    промышленных   предприятий   в  г. Уси   и
сельскохозяйственных  предприятий  в   поселке   Лоше,   являющихся
регионами, где добились хороших результатов в ходе реформ.
     Итоги визита делегации в КНР подтверждают  вывод  о  том,  что
осуществление экономических реформ,  начатое в 1978 году,  является
для Китая важнейшей стратегической социально-политической  задачей,
успешная    реализация   которой   станет   гарантией   дальнейшего
поступательного развития страны и нации в целом.
     На успешной реализации реформ в Китае сконцентрированы крупные
интеллектуальные   и   производительные   силы,    этому    активно
способствуют  общественные  и  политические  организации во главе с
КПК.
     Реформы поддерживаются  самыми различными социальными группами
и населением страны в целом.
     Следует подчеркнуть, что экономические реформы в Китае в целом
осуществляются успешно.  Только в 1992 г. ВНП в Китае увеличился на
10,6%,  объем промышленного производства возрос на 12,3%. Стабильно
обеспечивается валовый сбор зерновых на  уровне  440-450  млн. т  в
год.
     Проявляющиеся в реальной жизни первые положительные результаты
осуществляемых   реформ  (рост  производства  товаров  потребления,
обилие  продуктов  и  товаров  в  магазинах,  строительство   новых
предприятий,  отсутствие  (или  минимизация) безработицы) создают в
Китае  благоприятную   атмосферу   для   их   дальнейшей   успешной
реализации.
     Ознакомление с практикой реализации реформ  позволяет  сделать
вывод  о  наличии  в  Китае  сложившейся тактики ее осуществления с
учетом реалий жизни китайского общества, т. е. китайской специфики.
     Суть китайских  экономических  реформ  заключается не только в
отходе от командно-административных рычагов управления и замене  их
рыночными отношениями (т.е. в смене хозяйственного механизма), но и
в переориентации стратегии экономического  развития  Китая.  Вместо
опоры  на тяжелую индустрию и ВПК приоритетными становятся отрасли,
обеспечивающие повышение уровня жизни населения.
     На первом  этапе  реализации  реформ в Китае (1978-1991 гг.) в
качестве первоочередных шагов было осуществлено внедрение  рыночных
отношений  в  сельское  хозяйство.  Это  прежде  всего  переход  на
семейный подряд  (более  95%  семей)  при  сохранении  коллективной
собственности   на   землю   и   мощных   рычагов  государственного
воздействия   на   экономику    деревни    (материально-техническое
снабжение,  директивное планирование производства важнейших товаров
- зерновых, хлопка, мяса и т. д.).
     Производство и    сбыт   многих   видов   сельскохозяйственной
продукции  переведены  на  рыночные  отношения.  Резко  увеличились
производительность труда и объемы производства сельскохозяйственной
продукции.
     Сельское хозяйство  в 80-е годы обеспечило общий экономический
рост и последующий успех реформ.
     На первом  этапе  реформ  речь  шла  не  столько о перестройке
административно-командной   экономической   системы,   сколько    о
дополнении  ее  в качестве вспомогательных средств децентрализацией
управления народным хозяйством, элементами рыночного регулирования,
многоукладности, а также привлечением иностранного капитала.
     Разработка и осуществление политики реформ и открытости, в том
числе  формирование их нормативно-правовой базы,  были возложены на
исполнительную   власть.    Специальными    решениями    парламента
правительство получило полномочия принимать все необходимые решения
в этой области. Законами парламента оформлялись уже доказавшие свою
эффективность меры. Такой же порядок действовал на местном уровне.
     Внедрение новых  форм  экономической  жизни   происходило   не
комплексно,  а  выборочно  и со значительным разрывом во времени по
отраслям,  укладам  и  территориям.  Мероприятия  по  осуществлению
реформы  никогда  не  проводились сразу в масштабах всей страны,  а
только отрабатывались  в  экспериментальном  порядке  на  отдельных
предприятиях,  в отраслях,  уездах, городах или провинциях. Реформы
велись волнообразно: резкое движение вперед сопровождалось периодом
так   называемого   упорядочения,  во  время  которого  происходило
усвоение  и  закрепление  нововведений,  смягчались   возникшие   в
экономике дисбалансы в отличие от западных подходов,  известных под
названием "шоковая терапия".
     В соотношениях "общественная стабильность - реформы" приоритет
отдавался стабильности общества. Трудные реформы, требовавшие жертв
со  стороны  населения  или  изменения  в  политическом  механизме,
откладывались на будущее.  Проводилась сильная социальная политика,
состоявшая  в  том,  чтобы  сохранить  все  достижения  прошлого  в
социальной  сфере  и  не  допустить  снижения   жизненного   уровня
различных групп населения.
     К реформе в промышленности и торговле в Китае приступили  лишь
в 1984 г.,  т. е.  спустя 6 лет после начала преобразований. В этот
же период началось осуществление мероприятий по конверсии  военного
производства  и  передаче  в  гражданский сектор армейских объектов
(аэродромы,  причалы  и  т. д.). К концу 80-х  годов  доля  товаров
широкого  потребления  в валовой стоимости оборонной промышленности
возросла с 8,1% до 60%.
     Одним из  важнейших  аспектов  экономической  реформы являлось
использование внешнего фактора. Существовавший ранее принципиальный
отказ  от  иностранных займов сменился их интенсивным привлечением.
Осуществлялся   массовый   импорт   оборудования   и    технологий,
обеспечивавший около 60%  прироста промышленного производства. Доля
внешней торговли в ВНП достигла 36,6%,  объем иностранных  кредитов
за последние 13 лет составил 60 млрд. долларов.
     Привлечение иностранного капитала осуществлялось  под  жестким
контролем  и  при  мощной поддержке государства,  которое не только
предоставило  ему  значительные  льготы,  но  и  направило  крупные
инвестиции  в создание соответствующей материальной инфраструктуры.
На  каждый  привлеченный  доллар  затрачивалось   более   4   юаней
сопряженных внутренних капвложений (при тогдашнем официальном курсе
1,5-2 юаня за доллар).  Были и серьезные  государственные  валютные
дотации.
     В целях обеспечения  максимально  благоприятного  климата  для
зарубежных инвесторов были созданы 5 специальных экономических зон,
представляющих собой анклавы  рыночной  экономики,  хозяйственно  и
административно   отделенные   от   остальной   территории  страны.
Стабильную отдачу в  госбюджет  (включая  валюту)  спецзоны  начали
приносить лишь через 8-10 лет после создания.
     СЭЗ и "открытые" регионы стали  полигоном  отработки  рыночных
методов  управления  экономикой,  "школой  рынка" для хозяйственных
кадров.
     Успехи открытой  политики  в  решающей  степени  опирались  на
помощь деловых кругов Гонконга, Макао, а также китайской диаспоры в
ЮВА  и  других  регионах  мира.  Их  доля в общей сумме иностранных
инвестиций составляет 80%.
     В 1992 г.  провозглашен курс на решительный переход к рыночной
экономике.  Происходящие в Китае процессы  позволяют  предположить,
что там,  возможно, нащупали пути эволюционной и мирной перестройки
административно-командной экономической системы.  Однако  ее  самые
трудные задачи впереди, и вопрос о ее конечном успехе пока остается
открытым.
     Важным фактором   последующей  успешной  реализации  реформ  в
Китае,  по мнению делегации,  является понимание  высшим  китайским
руководством следующих базисных принципов их осуществления, которые
сформулировал премьер Госсовета КНР  Ли  Пэн  во  время  встречи  с
делегацией Верховного Совета:
     - увеличивая  долю  негосударственной  собственности  в  общей
структуре  народного  хозяйства  Китая,  правительство КНР намерено
сохранять в качестве ведущего государственный сектор экономики;
     - эффективные государственные предприятия необходимо сохранять
и поддерживать,  а  неэффективные  -  "толкать"  в  рынок,  изменяя
механизм их хозяйствования.  Это значит,  что госпредприятия должны
работать  с  учетом  потребностей  рынка,  участвовать  в  рыночной
конкуренции.   Ключевым   вопросом  здесь  является  предоставление
предприятиям большей самостоятельности;
     - понимая,   что   рынок   должен  играть  направляющую  роль,
правительство  КНР  считает,  что  он  не  может  существовать  без
регулирующего   макро-экономического   вмешательства   со   стороны
государства.  Это  подтверждается  опытом  всех   других   рыночных
экономик мира;
     - "отпуская" цены на большую часть продукции,  в Китае исходят
из  того,  что незначительная часть отраслей,  особо важных с точки
зрения  управления  страной,  должна  по-прежнему  оставаться   под
контролем государства.  Это транспорт,  энергетика,  связь, а также
цены на важнейшие виды сырья;
     - необходима корректировка цен,  но осуществляемая постепенно,
что позволяет удерживать инфляцию в рамках 6-7% в год.
     В интересах   развития  взаимовыгодного  сотрудничества  между
Российской Федерацией и  КНР  полагаем  целесообразным  реализовать
следующие предложения:
     1. Продолжить парламентские контакты между ВС РФ и ВСНП как на
уровне   официальных  парламентских  делегаций,  так  и  на  уровне
комитетов и комиссий, для чего:
     а) Завершить  формирование  российско-китайской  парламентской
группы,  согласовать и принять в качестве основы для сотрудничества
план ее работы на 1993-1994 гг., переданный китайской стороне.
     б) Принять в Москве  в  течение  1993  г.  (второе  полугодие)
делегацию ВСНП КНР.
     в) Поручить МИД РФ проработать вопрос об осуществлении  визита
в  Китай Председателя ВС РФ в соответствии с приглашением китайской
стороны.
     Считать целесообразным  Комиссии Совета Республики по бюджету,
планам, налогам и ценам, комитетам по законодательству, по вопросам
межреспубликанских     отношений,     региональной    политики    и
сотрудничеству,  международным делам и  внешнеэкономическим  связям
предпринять   практические   шаги   для   развития   парламентского
сотрудничества     с     целью     законодательного     обеспечения
торгово-экономического   и  культурного  сотрудничества,  ускорения
реализации экономических реформ в  Китае  и  России,  в  том  числе
разработку согласованных законодательных актов в сфере приграничных
связей.
     г) Осуществлять    парламентский    контроль   за   важнейшими
соглашениями и договорами, заключенными между РФ и КНР, в том числе
и во время визита Президента РФ в Китай в декабре 1992 г.
     2. Провести  в  первом  полугодии  1993  г.   совещание   глав
администраций,      председателей     исполкомов,     хозяйственных
руководителей  и  представителей   российского   частного   бизнеса
приграничных  с Китаем краев и областей по вопросам развития прямых
связей с Китаем.
     3. Заслушать  в  ВС  отчет  МИД РФ о ходе переговоров с КНР по
пограничным вопросам,  а также сокращению войск и мерам  доверия  в
районе российско-китайской границы.
     4. В целях более широкого  использования  китайского  опыта  в
процессе перехода к рынку российской экономики:
     а) направить в КНР группы специалистов  в  области  экономики,
директоров   предприятий,   представителей   частного  бизнеса  для
изучения   возможности   создания    совместных    предприятий    в
спецэкономзонах  Китая,  в  том  числе  в  районах Шанхая:  Пудун и
Миньхан.
     б) рекомендовать  Минсельхозу  и  Минэкономики РФ изучить опыт
работы предприятий местного значения в сельскохозяйственных районах
Китая (на примере провинции Цзянсу, поселок Лоше) и возможности его
применения в России.
     г) рекомендовать   Правительству   РФ   рассмотреть  вопрос  о
расширении сотрудничества с Китаем государств - участников  СНГ  на
многосторонней основе (транспорт,  торговля,  реализация совместных
технических проектов, экология).
     5. Информировать  Президиум Верховного Совета РФ о результатах
визита.

     Заместитель Председателя
     Верховного Совета
     Российской Федерации                             Ю. М. Воронин

1993-01-25
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест