У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О милиции общественной безопасности (местной милиции)
в Российской Федерации
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" и в целях
упорядочения деятельности милиции общественной безопасности
(местной милиции) п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить Положение о милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации согласно приложению N 1,
Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной
милиции), содержащихся за счет средств Республиканского бюджета
Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей,
областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных
округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
согласно приложению N 2.
2. Органам исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам
местного самоуправления:
создать необходимые условия для эффективного функционирования
подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) в
целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов
граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной
обстановки;
запретить использование для иных целей ассигнований,
передаваемых из Республиканского бюджета Российской Федерации в
республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации,
бюджеты национально-государственных и административно-
территориальных образований Российской Федерации на содержание
численности участковых инспекторов милиции, подразделений
патрульно-постовой службы милиции и государственных инспекторов
безопасности дорожного движения по регистрационно-экзаменационной
работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
руководствоваться при определении численности подразделений
милиции общественной безопасности (местной милиции) нормативами,
утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации в
соответствии с Законом РСФСР "О милиции";
предусматривать с учетом местных условий и необходимости
усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых
средств для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной
численности уже существующих подразделений милиции общественной
безопасности (местной милиции) и укрепления ее
материально-технической базы, в том числе за счет привлечения
финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных
налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений
и граждан.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
12 февраля 1993 г.
N 209
__________________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента
Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г.
N 209
П О Л О Ж Е Н И Е
о милиции общественной безопасности (местной милиции)
в Российской Федерации
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
1. Общие положения
Милиция общественной безопасности (местная милиция)* является
составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру
Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств
внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений
(главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на
транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной
безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного
структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений)
внутренних дел.
Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной
безопасности определяются законодательством Российской Федерации.
2. Состав милиции общественной безопасности
В состав милиции общественной безопасности входят:
дежурные части**;
участковые инспектора милиции;
изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных
под стражу лиц;
специальные приемники для содержания лиц, адресованных в
административном порядке;
подразделения:
патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции
особого назначения (ОМОН);
Государственной инспекции безопасности дорожного движения; (В
редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
охраны объектов по договорам;
охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной
детективной и охранной деятельностью;
по исполнению административного законодательства;
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
по раскрытию преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно;
специализированные подразделения дознания;
иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых
на милицию общественной безопасности действующим законодательством
Российской Федерации.
3. Основные задачи милиции общественной безопасности
В соответствии с законодательством Российской Федерации
основными задачами милиции общественной безопасности являются:
обеспечение личной безопасности граждан;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений;
раскрытие преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно, и расследование
преступлений в форме дознания;
оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам,
должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и
общественным объединениям.
Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть
возложены только законом.
4. Обязанности и права милиции общественной безопасности
На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены
обязанности, предусмотренные ст. 10 Закона РСФСР "О милиции", за
исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской
Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиции общественной безопасности предоставлены права,
перечисленные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за исключением
прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к
компетенции криминальной милиции.
Обязанности и права Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации определяются положением, утверждаемым Президентом
Российской Федерации; обязанности и права вневедомственной охраны
определяются соответствующим положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации. (В редакции Указа Президента
Российской Федерации от 02.12.98 г. N 1454)
Милиция общественной безопасности в целях выполнения
возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и
порядке, предусмотренных статьями 12-15 Закона РСФСР "О милиции".
На сотрудника милиции общественной безопасности в полном
объеме распространяются гарантии личной безопасности,
предусмотренные статьей 16 Закона РСФСР "О милиции".
Социальная и правовая защита сотрудников милиции общественной
безопасности, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации
определены соответствующими положениями Закона РСФСР "О милиции", а
также Положением о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и могут быть дополнены другими мерами и гарантиями,
устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, Советом
Министров - Правительством Российской Федерации, органами
государственной власти и управления республик в составе Российской
Федерации, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного
самоуправления.
5. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений
и служб милиции общественной безопасности
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции
общественной безопасности, в том числе подразделений этой милиции
на транспорте, содержащихся за счет средств Республиканского
бюджета Российской Федерации, осуществляются Министром внутренних
дел Российской Федерации в пределах ассигнований, выделенных для
этих целей Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за
счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации,
устанавливатеся Советом Министров - Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР "О милиции", законами
Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации" и "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации" создание, реорганизация и
ликвидация подразделений и служб милиции общественной безопасности,
содержащихся за счет республиканских бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей,
областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных
округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
осуществляются правительствами республик в составе Российской
Федерации, администрациями краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по
согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за
счет республиканских бюджетов республик в составе Российской
Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного
бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов,
городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
устанавливается соответствующими постановлениями правительств
республик в составе Российской Федерации, администрациями краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и не должна быть ниже нормативов, утверженных
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Верховные Советы республик в составе Российской Федерации,
Советы народных депутатов краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов в
городах, поселков, сельских населенных пунктов и иных
административно-территориальных единиц, образуемых в соответствии с
законами Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации, могут устанавливать дополнительную численность милиции
общественной безопасности, содержащейся за счет средств собственных
бюджетов. Увеличение численности милиции общественной безопасности
оформляется соответствующим постановлением или решением органа
государственной власти, а также приказом министерства внутренних
дел республики в составе Российской Федерации, управления (главного
управления) внутренних дел.
Подотчетность милиции общественной безопасности местным
органам государственной власти и управления регулируется Законом
Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации" и Законом Российской
Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Организационно-методическое руководство отрядами милиции
особого назначения (ОМОНом) возлагается на Министерство внутренних
дел Российской Федерации, а непосредственное - на министров
внутренних дел республик в составе Российской Федерации,
начальников управлений (главных управлений) внутренних дел краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы,
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Милиция общественной безопасности, кроме милиции общественной
безопасности на транспорте, подчиняется также соответствующим
Советам народных депутатов, правительствам республик в составе
Российской Федерации, органам государственной власти и управления
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления в
пределах их компетенции.
6. Взаимодействие милиции общественной безопасности
с другими подразделениями органов внутренних дел
и органами государственной власти и управления
Милиция общественной безопасности выполняет свои задачи во
взаимодействии с криминальной милицией, другими службами органов
внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иными
правоохранительными органами.
Милиция общественной безопасности в целях обеспечения
общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и
пресечения преступлений взаимодействует с органами представительной
и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, оргнизациями,
трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами,
информирует их и средства массовой информации о своей деятельности
по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
7. Служба в милиции общественной безопасности
В своей служебной деятельности сотрудник милиции общественной
безопасности руководствуется требованиями законов и не может быть
ограничен решениями политических партий, общественных объединений и
массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками
милиции общественной безопасности регулируются Законом РСФСР "О
милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации.
8. Финансирование и материально-техническое
обеспечение милиции общественной безопасности
Финансирование милиции общественной безопасности и органов
управления этой милицией осуществляется за счет средств
Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских
бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых,
областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной
области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов
городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также за счет других средств
бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и
организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам.
Не допускается передача численности подразделений милиции
общественной безопасности, содержащихся за счет средств
Республиканского бюджета Российской Федерации, в другие службы
органов внутренних дел.
Снабжение подразделений милиции общественной безопасности,
содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской
Федерации, вооружением, а также вещевым довольствием по
установленным нормам и табелям положенности осуществляется органами
материально-технического и военного снабжения Министерства
внутренних дел Российской Федерации бесплатно, остальными видами
довольствия - за плату за счет выделяемых на эти цели ассигнований.
Подразделения милиции общественной безопасности, содержащиеся
за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской
Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного
бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов,
городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, районных
бюджетов районов, городских бюджетов городов, районных бюджетов
районов в городах, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов,
обеспечиваются всеми видами довольствия органами
материально-технического и военного снабжения Министерства
внутренних дел Российской Федерации за плату.
________________
* Далее - милиция общественной безопасности.
** Дежурная часть милиции общественной безопасности
одновременно является дежурной частью соответствующего городского,
районного отдела (управления внутренних дел, отдела (управления)
внутренних дел на транспорте.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Указу Президента
Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г.
N 209
П Е Р Е Ч Е Н Ь
подразделений милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащихся за счет средств
Республиканского бюджета Российской Федерации,
республиканских бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краевых, областных бюджетов
краев и областей, областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов
городов Москвы и Санкт-Петербурга
(В редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
+----------------------------------------------------------------+
¦ Службы и подразделения ¦ Нормативы штатной численности* ¦
¦ милиции ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
Подразделения милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащиеся за счет средств
Республиканского бюджета Российской Федерации
Отряд милиции особого Создается в республиканском,
назначения (ОМОН) краевом, областном центре или
другом крупном городе с
наиболее сложной оперативной
обстановкой при численности
населения свыше
300 тыс. человек, а также на
крупных транспортных узлах
городов Москвы,
Санкт-Петербурга,
Ростована-Дону, Самары,
Новосибирска, Хабаровска,
Екатеринбурга
Государственная инспекция 1 государственный инспектор
безопасности дорожного безопасности дорожного движения
движения на 3000 единиц автотранспорта,
но не менее 1 единицы в каждом
городском, районном органе
внутренних дел (В редакции
Указа Президента Российской Федерации от 02.12.98 г. N 1454)
Дежурная часть Создается:
в отделе внутренних дел города
с населением 50 тыс. человек и
более или сельского района -
8 единиц;
в линейном отделе внутренних
дел на транспорте -
8-12 единиц;
в линейном отделении
внутренних дел на транспорте -
8 единиц
Изоляторы для временного Штатная численность
содержания задержанных и определяется по фактическому
заключенных под стражу лиц наполнению ИВС, в среднем за
(ИВС) сутки:
до 25 человек - 8-11 единиц;
26-50 человек - 13-16 единиц;
51-75 человек - 17-20 единиц;
76-100 человек - 21-25 единиц
Конвойная служба милиции Строевое подразделение
конвойной службы милиции
создается в республиканском,
краевом, областном центре или
крупном городе. Его
численность устанавливается в
зависимости от количества
населения в городе:
свыше 1 млн. человек -
250-300 единиц;
свыше 500 тыс. человек -
100-150 единиц;
от 200 до 500 тыс. человек -
50-100 единиц;
менее 200 тыс. человек -
25-50 единиц.
В городах Москве,
СанктПетербурге численность
определяется в индивидуальном
порядке МВД России.
Штатная численность конвойного
подразделения горрайоргана
внутренних дел определяется по
фактическому наполнению ИВС, в
среднем за сутки:
до 25 человек - 6-8 единиц;
26-50 человек - 12-16 единиц;
51-70 человек - 16-20 единиц
Служба дознания 1 дознаватель на
165 ассмотренных материалов по
делам о преступлениях в год,
включая протокольную форму
досудебной подготовки
материалов, или на 50
уголовных дел
Подразделения милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащиеся за счет средств
республиканских бюджетов республик в составе
Российской Федерации, краевых, областных бюджетов
краев и областей, областного бюджета автономной
области и окружных бюджетов автономных округов,
городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга
Патрульно-постовая служба 1 работник ППС на 1-1,5 тыс.
Милиция (ППС) милиции (ППС) человек
городского населения;
1 работник ППС на 120-150 дворов
в сельской местности
Участковые инспектора 1 участковый инспектор милиции
на 3-3,5 тыс. человек
городского населения
1 участковый инспектор милиции
в сельской местности на
сельский или поселковый Совет
народных депутатов
Государственная инспекция 1 государственный инспектор
безопасности дорожного безопасности дорожного движения
движения по регистрационно-экзаменационной
работе на 10 тыс. человек,
сдавших экзамены на право
управления транспрортом, или
на 10 тыс. единиц поставленного
на учет автотранспорта в год (В
редакции Указа Президента Российской Федерации
от 02.12.98 г. N 1454)
Дорожно-патрульная служба 1 инспектор ДПС на 35 км
(ДПС) Государственной протяженсти дорог
инспекции безопасности общегосударственного и
дорожного движения республиканского значения
1 инспектор ДПС на 200 км
протяженностью дорог
областного и местного значения
1 инспектор ДПС в городах и на
265 транспортных средств,
состоящих на учете
1 инспектор по розыску на
25 водителей, скрывшихся с мест
дорожнотранспортных
происшествий в год
1 инспектор по
административной практике на
5 тыс. административных
материалов в год (В редакции
Указа Президента Российской Федерации от 02.12.98 г. N 1454)
Инспектора по делам 1 инспектор на 4-5 тыс.
несовершеннесовершеннолетних
нолетних
Подразделения по исполнению 1 инспектор по адмнистративной
административного практике из расчета на
законодательства Российской 5 тыс.административных
Федерации матерялов в год
Специальные приемники для лиц, Штатная численность
подвергнутрых устанавливается в зависимости
административному аресту от количества мест:
на 25-50 - 9-12 едениц;
на 51-75 - 11-14 единиц;
на 76-100 - 16-19 единиц;
на 101-150 - 23-29 единиц;
на 151-200 - 29-34 единиц;
на 201-250 - 34-41 единиц;
на 251-300 - 42-47 единиц
Подразделения милиции общественной безопасности
(местной милиции), содержащиеся за счет средств
получаемых за охрану объектов по договорам
Подразделения вневедомственной Отделы, отделения
охраны при органах внутренних вневедомственной охраны,
дел имеющие в непосредственном
подчинении милицейские,
военизированные и сторожевые
подразделения, организуются
при наличии общей численности
работников охраны более
50 единиц с учетом возможности
развития централизованной
охраны с задействованной
емкостью свыше 120 номеров на
пульт и подразделения милиции
с численностью не менее
20 единиц личного состава.
____________
* Утверждены Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
____________