Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-I

                                 Новая редакция - Федеральный закон
                                      от 20.12.95 г. N 202-ФЗ

                    ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    О вынужденных переселенцах

    (В редакции федеральных законов от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ;
       от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ; от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ;
       от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ;
       от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ; от 16.10.2010 г. N 274-ФЗ;
                    от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ)

     Настоящий Закон определяет  статус  вынужденных  переселенцев,
устанавливает экономические,  социальные и правовые гарантии защиты
их прав и законных интересов на территории Российской  Федерации  в
соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  общепризнанными
принципами  и  нормами  международного   права   и   международными
договорами Российской Федерации.

     Статья 1. Определение понятия "вынужденный переселенец"

     1. Вынужденный  переселенец  - гражданин Российской Федерации,
покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его
или  членов  его семьи насилия или преследования в иных формах либо
вследствие  реальной  опасности  подвергнуться   преследованию   по
признаку расовой или национальной принадлежности,  вероисповедания,
языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений,  ставших поводами для проведения
враждебных кампаний в отношении конкретного лица  или  группы  лиц,
массовых нарушений общественного порядка.
     2. По обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом  1  настоящей
статьи, вынужденным переселенцем признается:
     1) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место
жительства  на  территории  иностранного государства и прибывший на
территорию Российской Федерации;
     2) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место
жительства на территории одного  субъекта  Российской  Федерации  и
прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
     3. Вынужденным  переселенцем  также   признается   иностранный
гражданин  или  лицо  без  гражданства,  постоянно  проживающие  на
законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие
место  жительства  в  пределах  территории  Российской Федерации по
обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
     4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего
СССР,  постоянно проживавший на территории республики,  входившей в
состав  СССР,  получивший  статус  беженца в Российской Федерации и
утративший  этот  статус  в  связи  с   приобретением   гражданства
Российской Федерации,  при наличии обстоятельств,  препятствовавших
данному лицу в период действия статуса беженца  в  обустройстве  на
территории Российской Федерации.

     Статья 2. Лицо, которое не может быть признано
               вынужденным переселенцем

     1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
     1) совершившее  преступление  против  мира,  человечности  или
другое тяжкое преступление,  признаваемое таковым законодательством
Российской Федерации;
     2) не обратившееся без уважительных причин  с  ходатайством  о
признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев
со дня выбытия с места жительства либо в течение одного  месяца  со
дня  утраты  статуса  беженца  в  связи с приобретением гражданства
Российской Федерации;
     3) покинувшее  место жительства по экономическим причинам либо
вследствие голода,  эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.

     Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании
               лица вынужденным переселенцем

     1.  Лицо,  покинувшее  место  жительства  по  обстоятельствам,
предусмотренным   пунктом   1   статьи   1   настоящего  Закона,  и
претендующее  на  признание  его  вынужденным  переселенцем, должно
лично   или   через   уполномоченного  представителя  обратиться  с
ходатайством  о  признании  его  вынужденным  переселенцем (далее -
ходатайство)    в   территориальный   орган   федерального   органа
исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю  и  надзору  в  сфере  миграции,  по  месту  своего нового
пребывания. (В         редакции         Федерального         закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     2.   Лицо,   претендующее   на   признание   его   вынужденным
переселенцем,  вправе  до  оставления места жительства обратиться с
ходатайством    в    федеральный   орган   исполнительной   власти,
уполномоченный  на  осуществление  функций  по контролю и надзору в
сфере   миграции,   или   его   территориальный   орган   по  месту
предполагаемого      переселения     либо     в     дипломатическое
представительство или консульское учреждение Российской Федерации в
государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в
федеральный   орган   исполнительной   власти,   уполномоченный  на
осуществление  функций  по контролю и надзору в сфере миграции, или
его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.  (В
редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     3.    Решение    о    регистрации    ходатайства   принимается
территориальным  органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.
(В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     При экстренном  массовом  прибытии  на  территорию  Российской
Федерации лиц,  покинувших  место  жительства  по  обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона,  прием данных
лиц   производится   в   порядке,    определяемом    постановлением
Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц
осуществляется незамедлительно.
     4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства
каждому лицу,  претендующему на признание вынужденным переселенцем,
выдается   или   направляется   свидетельство   о  регистрации  его
ходатайства.
     Сведения о  прибывших  членах  семьи,  не  достигших  возраста
восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
     Форма   свидетельства   и   порядок  его  выдачи  определяются
уполномоченным    федеральным    органом   исполнительной   власти.
Свидетельство  является  основанием  для предоставления лицу прав и
возложения на него обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.
(В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
     5. В   случае,  если  лицу,  претендующему  на  признание  его
вынужденным переселенцем,  отказано в  регистрации  ходатайства,  в
течение  пяти  дней  со  дня  принятия  решения  ему  выдается  или
направляется уведомление в  письменной  форме  с  указанием  причин
отказа и порядка обжалования принятого решения.
     6. Не подлежат регистрации ходатайства граждан  бывшего  СССР,
прибывших    в    Российскую    Федерацию    по    обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и не подавших
в  порядке,  установленном  законодательством Российской Федерации,
заявлений или  ходатайств  о  приобретении  гражданства  Российской
Федерации.

     Статья 4. Права и  обязанности  лица,  получившего
               свидетельство  о регистрации ходатайства
               о признании его вынужденным переселенцем

     1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и
прибывшие с ним члены семьи,  не  достигшие  возраста  восемнадцати
лет, имеют право на:
     1) получение  единовременного  денежного  пособия  на  каждого
члена   семьи   в   порядке  и  в  размерах,  которые  определяются
Правительством  Российской  Федерации,  но не ниже 100 рублей;   (В
редакции Федерального закона от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ)
     2)  получение направления территориального органа федерального
органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  осуществление
функций  по  контролю  и  надзору в сфере миграции, на проживание в
центре   временного   размещения   вынужденных   переселенцев   при
отсутствии    возможности    самостоятельного   определения   места
жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
(В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     3)  содействие  в  обеспечении  их  проезда и провоза багажа к
месту  временного  поселения в порядке, определяемом Правительством
Российской  Федерации.  При  этом  малообеспеченные  лица (одинокий
пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров
и  (или)  инвалидов,  одинокий  родитель  (заменяющее  его  лицо) с
ребенком  или  детьми  в  возрасте до восемнадцати лет, многодетная
семья  с  тремя  и  более  детьми  в возрасте до восемнадцати лет),
получившие  свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на
компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации
ходатайства  к  месту временного поселения на территории Российской
Федерации   в   порядке,   определяемом  Правительством  Российской
Федерации;  (В  редакции  Федерального  закона  от  22.08.2004 г. N
122-ФЗ)
     4) проживание   в  центре  временного  размещения  вынужденных
переселенцев,  получение  питания   по   установленным   нормам   и
пользование  коммунальными  услугами  в  соответствии  с  порядком,
определяемым  Правительством  Российской  Федерации,   до   решения
вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
     5)  медицинскую  и  лекарственную  помощь  в государственных и
муниципальных   учреждениях   здравоохранения   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации. (В   редакции  Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и
прибывшие с ним члены семьи,  не  достигшие  возраста  восемнадцати
лет, обязаны:
     1) при нахождении в центре временного  размещения  вынужденных
переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;
     2)  проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с
законодательством Российской Федерации; (В   редакции  Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     3)   сообщать   федеральному   органу  исполнительной  власти,
уполномоченному  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения,
необходимые  для  принятия  решения  о  предоставлении  им  статуса
вынужденного переселенца. (В     редакции    Федерального    закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)

     Статья 5. Порядок принятия решения о  признании лица
               вынужденным переселенцем

     1. Признание  лица  вынужденным  переселенцем осуществляется в
соответствии с настоящим Законом.
     2.   Решение   о   признании   лица  вынужденным  переселенцем
принимается  соответствующим  территориальным  органом федерального
органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  осуществление
функций  по  контролю  и  надзору  в сфере миграции, в течение трех
месяцев  со  дня  регистрации ходатайства независимо от возможности
лица самостоятельно обустроиться в данной местности. (В    редакции
Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     Территориальный   орган   федерального  органа  исполнительной
власти,  уполномоченного  на  осуществление  функций  по контролю и
надзору  в  сфере  миграции,  в  течение  пяти дней со дня принятия
решения  выдает  или  направляет  уведомление  в письменной форме о
результатах рассмотрения ходатайства. (В    редакции   Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     Решение о  признании  лица  вынужденным  переселенцем является
основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим
Законом,  федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации,  а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     3. Лицу,  признанному   вынужденным   переселенцем,   выдается
соответствующее  удостоверение.  Сведения о признанных вынужденными
переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет,
заносятся в удостоверение одного из родителей.
     Форма  удостоверения  вынужденного  переселенца  и порядок его
выдачи     определяются    уполномоченным    федеральным    органом
исполнительной   власти.   Удостоверение   действительно   на  всей
территории Российской Федерации. (В  редакции  Федерального  закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
     Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах
его  семьи  предоставляются  (в  том  числе  в  электронной  форме)
территориальным  органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере    миграции,    по    межведомственным    запросам   органов,
предоставляющих  государственные  услуги,  органов, предоставляющих
муниципальные  услуги, подведомственных государственным органам или
органам    местного    самоуправления   организаций   в   связи   с
предоставлением   государственных  или  муниципальных  услуг  лицу,
признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.    (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ)
     4. Статус вынужденного  переселенца  предоставляется  на  пять
лет.    Федеральные    органы    исполнительной    власти,   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры,
предусмотренные  статьей  7  настоящего  Закона,   по   обеспечению
обустройства  вынужденного  переселенца и членов его семьи на новом
месте жительства на территории Российской Федерации.
     При   наличии   обстоятельств,   препятствующих   вынужденному
переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия
его   статуса  продлевается  территориальным  органом  федерального
органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на  осуществление
функций   по  контролю  и  надзору  в  сфере  миграции,  на  каждый
последующий год по заявлению вынужденного переселенца. (В  редакции
Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)

     Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

     1. Вынужденный переселенец имеет право:
     1)  самостоятельно  выбрать  место  жительства  на  территории
Российской  Федерации,  в  том числе в одном из населенных пунктов,
предлагаемых   ему   территориальным  органом  федерального  органа
исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю  и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может
в  соответствии  с установленным порядком проживать у родственников
или  у  иных  лиц  при условии их согласия на совместное проживание
независимо  от  размера  занимаемой родственниками или иными лицами
жилой площади; (В        редакции        Федерального        закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     2)  при  отсутствии  возможности  самостоятельного определения
своего  нового  места жительства на территории Российской Федерации
получить    у    федерального    органа    исполнительной   власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере   миграции,   или  его  территориального  органа  в  порядке,
определяемом   уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной
власти,  направление  на  проживание в центре временного размещения
вынужденных  переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для
временного   поселения   вынужденных   переселенцев;  (В   редакции
федеральных            законов           от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ;
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
     3)  на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза
багажа  к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке,
определяемом   Правительством   Российской   Федерации.   При  этом
малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья,
состоящая   только  из  пенсионеров  и  (или)  инвалидов,  одинокий
родитель  (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до
восемнадцати  лет,  многодетная  семья  с  тремя  и  более детьми в
возрасте  до  восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов
на  проезд  и  провоз багажа от места временного поселения к новому
месту  жительства  или  к месту пребывания на территории Российской
Федерации   в   порядке,   определяемом  Правительством  Российской
Федерации. (В          редакции         Федерального         закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2. Вынужденный переселенец обязан:
     1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
     2) соблюдать  установленный  порядок   проживания   в   центре
временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из
фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
     3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета
в территориальном органе федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере  миграции,  и  в  течение  одного  месяца  встать  на  учет в
территориальном  органе  федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере миграции; (В        редакции        Федерального       закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     4)  проходить  ежегодный  переучет  в  сроки,  устанавливаемые
территориальным  органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере миграции. (В        редакции        Федерального       закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     3. Вынужденный переселенец утрачивает право  на  проживание  в
жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев при получении (приобретении)  другого  жилья  или  при
завершении строительства индивидуального жилья,  при утрате или при
лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он
отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

     Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной
               власти,    органов    исполнительной   власти
               субъектов  Российской  Федерации  и   органов
               местного    самоуправления    в     отношении
               вынужденного переселенца

     1. Федеральные    органы    исполнительной    власти,   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий:
     1) предоставляют  вынужденному  переселенцу  полный   перечень
населенных  пунктов,  рекомендуемых  для постоянного проживания,  и
информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в
этих населенных пунктах;
     2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным
законодательством   Российской   Федерации   в  список  граждан  на
получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     3)  оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в
жилищный    кооператив,    помощь    в    индивидуальном   жилищном
строительстве,  включая  предоставление  (приобретение)  земельного
участка  и  приобретение  строительных  материалов  в установленном
порядке; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     4)   предоставляют  вынужденным  переселенцам,  нуждающимся  в
получении  жилых  помещений, социальные выплаты на их приобретение.
Указанные  социальные  выплаты за счет средств федерального бюджета
предоставляются  в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации; (В          редакции         Федерального         закона
от 16.10.2010 г. N 274-ФЗ)
     5) содействуют   вынужденным   переселенцам   в    организации
компактных   поселений   на   территории  Российской  Федерации,  в
строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры
и рабочих мест в местах компактных поселений;
     6) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     7) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     8) предоставляют    в    первоочередном    порядке   одинокому
вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду),  нуждающемуся
в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;
     9) оказывают  содействие  в  устройстве   детей   вынужденного
переселенца   в  государственные  или  муниципальные  дошкольные  и
общеобразовательные     учреждения,      учреждения      начального
профессионального   образования,   а   также   в   переводе   их  в
первоочередном  порядке  в  соответствующие   учреждения   среднего
профессионального и высшего профессионального образования;       (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     10) рассматривают обращения в  письменной  форме  вынужденного
переселенца  и  дают на них ответы в письменной форме в порядке и в
сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.
     2. Федеральные    органы    исполнительной    власти,   органы
исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  в  пределах
своих полномочий:
     1) содействуют реализации  прав  вынужденного  переселенца  на
занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение
квалификации  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации;
     2) регистрируют   вынужденного    переселенца    в    качестве
безработного   в   случае   невозможности   его  трудоустройства  в
соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от
срока  проживания  в  данной  местности  на  территории  Российской
Федерации;
     3) оказывают   вынужденному   переселенцу   по   его   просьбе
содействие в получении документов,  необходимых для  восстановления
трудового  стажа,  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации;
     4) предоставляют  вынужденным  переселенцам  - детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;
     5) оказывают   вынужденному   переселенцу   по   его   просьбе
содействие в возвращении на прежнее место жительства.
     3.  Территориальные  органы федерального органа исполнительной
власти,  уполномоченного  на  осуществление  функций  по контролю и
надзору  в  сфере  миграции, в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации: (В      редакции      Федерального     закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     1) предоставляют  вынужденному переселенцу и членам его семьи,
в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных
переселенцев,   жилое  помещение  из  фонда  жилья  для  временного
поселения вынужденных переселенцев;
     2) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     3)   участвуют   в   реализации   мероприятий  по  обеспечению
вынужденных   переселенцев   жилыми   помещениями  для  постоянного
проживания. (В         редакции         Федерального         закона
от 16.10.2010 г. N 274-ФЗ)
     (Абзац  второй  подпункта  3  утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     4. Федеральные   органы   исполнительной   власти   и   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации в пределах
своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в:
     1)   возвращении  оставленного  им  на  территории  Российской
Федерации   имущества,   находящегося   в  его  собственности.  При
невозможности  возвращения  имущества  вынужденному  переселенцу  в
соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается
компенсация; (В         редакции         Федерального        закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2) организации  в  соответствии  с  международными  договорами
Российской  Федерации  перевозки  имущества,  находящегося  в   его
собственности   на   территории   иностранного   государства.   При
невозможности  возвращения   имущества   вынужденному   переселенцу
выплачивают  компенсацию в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации.
     5. Органы   государственной   власти   субъектов    Российской
Федерации,  допустившие  на подведомственной территории вынужденную
миграцию по обстоятельствам,  предусмотренным пунктом  1  статьи  1
настоящего    Закона,    совместно    с    федеральными    органами
государственной  власти  принимают  меры   по   устранению   причин
возникновения вынужденной миграции.

     Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о
               признании его вынужденным переселенцем,
               и вынужденного переселенца

     1. Вынужденный  переселенец не может быть возвращен против его
воли на территорию (в населенный  пункт),  которую  он  покинул  по
обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом  1  статьи  1 настоящего
Закона.
     Вынужденный переселенец   не  может  быть  переселен  без  его
согласия в другой населенный пункт.
     2. Решения   и   действия  (бездействие)  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных
лиц указанных органов по исполнению настоящего  Закона  могут  быть
обжалованы в вышестоящий орган или в суд.
     3. Срок подачи жалобы не должен превышать:
     одного месяца  -  со  дня  получения гражданином уведомления в
письменной форме о принятом решении или со дня истечения  месячного
срока  после подачи жалобы,  если гражданином не был получен на нее
ответ в письменной форме;
     трех месяцев  -  со  дня,  когда  гражданину  стало известно о
нарушении его права.
     4. До   принятия  решения  по  жалобе  на  отказ  в  признании
вынужденным переселенцем лицо, подавшее жалобу, пользуется правами,
предусмотренными  подпунктами  4  и  5 пункта 1 статьи 4 настоящего
Закона.

     Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного
               переселенца

     1. Лицо   утрачивает   статус   вынужденного  переселенца  при
прекращении гражданства Российской Федерации.
     2. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:
     1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории
Российской Федерации;
     2) в  связи  с  истечением  срока  предоставления  статуса   в
соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
     3.  Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление  функций  по контролю и надзору в сфере миграции, или
его   территориальный   орган   лишает  лицо  статуса  вынужденного
переселенца в случае, если оно: (В   редакции  Федерального  закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     1) (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2) умышленно  сообщило ложные сведения или предъявило заведомо
фальшивые  документы,  послужившие  основанием  для  признания  его
вынужденным переселенцем.
     4. Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца
с  указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в
течение пяти дней со дня принятия решения.
     5.  В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или
в    случае   лишения   лица   статуса   вынужденного   переселенца
удостоверение  вынужденного переселенца признается недействительным
соответствующим   территориальным   органом   федерального   органа
исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции. (В    редакции    Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     6. В  случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или
в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное  лицо
обязано  освободить  жилое помещение,  предоставленное ему из фонда
жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
     Лишение лица   статуса  вынужденного  переселенца  в  связи  с
сообщением им ложных  сведений  или  в  связи  с  предъявлением  им
заведомо  фальшивых документов является основанием для истребования
средств,  затраченных  на  проезд,  провоз  багажа,  содержание   и
обустройство данного лица.
     7. Лицо,  утратившее статус вынужденного переселенца в связи с
истечением  срока его предоставления,  сохраняет право на получение
компенсации за утраченное имущество  в  соответствии  с  пунктом  4
статьи 7 настоящего Закона.

     Статья 10. Основные   направления  работы  федерального органа 
                исполнительной     власти,    уполномоченного    на
                осуществление функций по контролю и надзору в сфере
                миграции,   и   его   территориальных   органов   с
                вынужденными переселенцами
     (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)

     1.   К   основным   направлениям  работы  федерального  органа
исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю  и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов
с    вынужденными   переселенцами   относятся   прием   вынужденных
переселенцев,  предоставление  им статуса вынужденного переселенца,
ведение  учета  вынужденных  переселенцев, оказание им содействия в
обустройстве   и   всесторонняя   их  поддержка  в  пределах  своих
полномочий. (В         редакции         Федерального         закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     2.  Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление  функций  по  контролю  и  надзору  в сфере миграции,
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти
по проблемам вынужденных переселенцев. (В   редакции   Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)

     Статья 11. Фонд жилья для временного поселения
                вынужденных переселенцев

     1. Фонд   жилья   для   временного    поселения    вынужденных
переселенцев  (далее  -  фонд  жилья)  предназначен  для проживания
вынужденных  переселенцев  в   течение   срока   действия   статуса
вынужденного переселенца.  К фонду жилья относятся дома,  квартиры,
общежития, другие жилые помещения.
     2. Строительство (приобретение) жилых помещений для временного
поселения,  их   эксплуатация   и   использование   по   назначению
осуществляются  в  порядке,  определяемом Правительством Российской
Федерации.
     Использование  помещений,  арендуемых  территориальным органом
федерального   органа  исполнительной  власти,  уполномоченного  на
осуществление  функций  по контролю и надзору в сфере миграции, для
временного  поселения,  осуществляется  на основе договора аренды с
собственником имущества. (В     редакции     Федерального    закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     3.  Создание  фонда  жилья  является  расходным обязательством
Российской Федерации. (В      редакции      Федерального     закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     Фонд  жилья,  за исключением арендуемого, является федеральной
собственностью и находится в оперативном управлении территориальных
органов  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. (В
редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     Жилое   помещение   из   фонда   жилья  может  передаваться  в
собственность  органам  местного  самоуправления  с  сохранением за
территориальным  органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере  миграции,  права заселения его вынужденными переселенцами на
основе договора. (В        редакции       Федерального       закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     4.  Жилое  помещение  из  фонда  жилья  предоставляется  семье
вынужденного  переселенца  в  порядке  очередности, устанавливаемой
территориальным  органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного  на  осуществление  функций по контролю и надзору в
сфере миграции. (В        редакции        Федерального       закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
     5.  Жилое  помещение  из фонда жилья не подлежит приватизации,
обмену,  бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу,
проживающему  в  указанном  жилом  помещении, не разрешаются раздел
занимаемой  им  жилой  площади  и  вселение  временных  жильцов без
разрешения   на  то  территориального  органа  федерального  органа
исполнительной  власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции. (В    редакции    Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)

     Статья 12. Источники  финансирования  расходов
                на прием и обустройство вынужденных
                переселенцев

     1.  Мероприятия  по  обеспечению приема, проезда, размещения и
обустройства  лиц,  ходатайствующих  о  предоставлении  им  статуса
вынужденного  переселенца и вынужденных переселенцев, установленные
положениями  подпунктов  1,  3,  4  пункта  1 статьи 4, подпункта 4
пункта  1,  подпунктов  1  и 3 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона,
являются расходными обязательствами Российской Федерации.
     Обеспечение иных   социальных   прав  и  гарантий  вынужденных
переселенцев   является   расходным    обязательством    Российской
Федерации,    субъектов    Российской    Федерации,   муниципальных
образований  в  соответствии  с  их  компетенцией  по   обеспечению
социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.
     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы   местного  самоуправления  вправе  устанавливать  расходные
обязательства,  соответственно,  субъектов Российской  Федерации  и
муниципальных  образований  по содействию размещению и обустройству
лиц,  ходатайствующих  о  предоставлении  им  статуса  вынужденного
переселенца, и вынужденных переселенцев.
     (Пункт        в       редакции       Федерального       закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2.   Субъект   Российской   Федерации,   который  допустил  на
подведомственной     территории     вынужденную     миграцию     по
обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом  1  статьи  1 настоящего
Закона,   и   территорию   которого   покинули   лица,   признанные
вынужденными   переселенцами,   компенсирует  расходы  на  прием  и
обустройство  указанных  лиц  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации. (В      редакции      Федерального     закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     3. Возмещение  расходов  на  прием  и обустройство вынужденных
переселенцев   из   иностранных   государств    осуществляется    в
соответствии с международными договорами Российской Федерации.
     4. (Утратил        силу        -       Федеральный       закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)

     Статья 13. Взаимодействие федеральных органов исполнительной
                власти, органов исполнительной  власти  субъектов
                Российской   Федерации   и    органов    местного
                самоуправления  с   общественными   объединениями
                по оказанию помощи вынужденным переселенцам

     1. Федеральные   органы    исполнительной    власти,    органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий в  соответствии
с  законодательством  Российской  Федерации обеспечивают соблюдение
прав и законных интересов  общественных  объединений,  занимающихся
проблемами  вынужденных  переселенцев,  оказывают  им  поддержку  в
деятельности  по  обустройству  и  в  решении   проблем   занятости
вынужденных  переселенцев.  (В    редакции    Федерального   закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
     2. Общественные объединения,  оказывающие  помощь  вынужденным
переселенцам,   с  их  согласия  могут  привлекаться  к  разработке
предложений по основным  направлениям  государственной  политики  в
области   вынужденной  миграции,  а  также  к  разработке  проектов
компактного обустройства и занятости вынужденных переселенцев.
     3. Вопросы,  затрагивающие интересы общественных объединений в
предусмотренных  настоящим  Законом  случаях,   решаются   органами
государственной   власти  и  органами  местного  самоуправления  по
согласованию с общественными объединениями.
     4. Контроль   за   деятельностью   общественных   объединений,
оказывающих  помощь  вынужденным  переселенцам,  осуществляется   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 14. Международное  сотрудничество  по
                проблемам вынужденных переселенцев

     1. Российская Федерация заключает с иностранными государствами
международные   договоры  по  проблемам  вынужденных  переселенцев,
прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств,  в том числе
международные договоры в области защиты социальных, экономических и
других  прав,  а  также  защиты  законных   интересов   вынужденных
переселенцев,   с   учетом   государственных  интересов  Российской
Федерации.
     2. Если    международным    договором   Российской   Федерации
установлены иные правила,  чем те,  которые содержатся в  настоящем
Законе, то применяются правила международного договора.

     Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего
                Закона

     Лица, виновные   в   нарушении   настоящего   Закона,    несут
ответственность,   предусмотренную   законодательством   Российской
Федерации.

     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Дом Советов России
     19 февраля 1993 года
     N 4530-I

1993-02-19
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест