П О Л О Ж Е Н И Е
Министерства внешних экономических связей
Российской Федерации
от 23 февраля 1993 г.
О порядке и условиях проведения федеральных торгов
по конкурсному распределению экспортных квот
для государственных нужд
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
4 марта 1993 г. Регистрационный N 172
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
1992 г. N 1043 "О порядке осуществления экспортно-импортных
операций по поставкам продукции и товаров для государственных нужд
в 1993 г.".
1.2. Целью проведения торгов является повышение эффективности
экспортных операций при поставках товаров (продукции) для
государственных нужд, в том числе для выполнения международных
экономических и валютно-кредитных обязательств Российской
Федерации.
1.3. Основными принципами организации и проведения торгов
являются создание равных конкурентных условий для всех российских
экспортеров, гласность, объективность оценки и единство требований.
1.4. Настоящее Положение определяет общий порядок организации
и проведения на территории Российской Федерации торгов по поставкам
товаров для государственных нужд, условия участия в них
экспортеров, порядок рассмотрения предложений участников торгов и
принятия решений Тендерного комитета.
2. Основные определения
2.1. Федеральные торги (далее - "торги") представляют собой
форму подбора на конкурсной основе потенциальных российских
экспортеров товаров в рамках квот, выставляемых Тендерным комитетом
Министерства внешних экономических связей Российской Федерации для
государственных нужд.
2.2. Организатор торгов - Министерство внешних экономических
связей Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность по
проведению торгов.
2.3. Претендент - субъект хозяйственной деятельности,
зарегистрированный на территории Российской Федерации и выразивший
в письменном виде согласие участвовать в торгах на предложенных
условиях.
2.4. Предварительная квалификация - отбор претендентов для
допуска к участию в торгах.
2.5. Участники торгов - потенциальные экспортеры, являющиеся
субъектами хозяйственной деятельности, зарегистрированные на
территории Российской Федерации и выполнившие условия участия в
торгах.
2.6. Тендерная документация - комплект документов, содержащих
приглашение к торгам, информацию о предмете и условиях торгов,
инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об
условиях передачи победителю торгов заказа на поставку продукции и
товаров в счет экспортных квот для государственных нужд.
2.7. Тендерное предложение - заполненная участником торгов
тендерная документация, подкрепленная гарантиями по обеспечению
поставок товаров, а также валютных платежей в государственный
бюджет Российской Федерации, содержащая согласие участника торгов
нести финансовую ответственность в случае невыполнения им условий
торгов. Тендерное предложение одновременно может включать встречное
предложение участника торгов, повышающее эффективность
внешнеторговой операции.
2.8. Депозит - денежный залоговый взнос, свидетельствующий о
серьезности намерений участия в торгах и гарантирующий выполнение
условий, объявленных организатором торгов.
2.9. Банковская гарантия - обязательство, выданное банком в
письменной форме по просьбе клиента банка бенефициару -
организатору торгов, согласно которому банк обязуется в случае
ненадлежащего исполнения клиентом условий торгов произвести в
пользу бенефициара платеж в пределах суммы и сроков, указанных в
гарантийном обязательстве.
2.10. Тендерный комитет - коллегиальный орган, сформированный
организатором торгов из своих представителей, представителей
государственных органов, а также экспертных и консультационных
организаций. Тендерный комитет принимает решение об объявлении и
предмете торгов, по отбору участников торгов, порядку и условиям
торгов, осуществляет прием, вскрытие и оценку представленных
тендерных предложений, определяет победителя торгов.
2.11. Консультант - организация, привлекаемая Тендерным
комитетом для методического обеспечения торгов, подготовки
тендерной документации, проведения систематизации и
предварительного анализа тендерных предложений.
3. Виды торгов
3.1. В зависимости от формы проведения торги могут быть
открытыми или закрытыми (ограниченными по числу участников).
Решение о форме проведения торгов принимает председатель Тендерного
комитета.
3.2. В открытых торгах могут принимать участие субъекты
хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности,
зарегистрированные на территории Российской Федерации.
По решению Тендерного комитета открытые торги могут
проводиться с предварительной квалификацией претендентов,
направивших заявления об участии в торгах. Предварительная
квалификация проводится с целью отбора претендентов, обладающих
практическим опытом и возможностями эффективного экспорта товара,
выставляемого на открытые торги.
3.3. Участвовать в закрытых торгах могут только субъекты
хозяйственной деятельности, получившие официальное приглашение
Тендерного комитета.
4. Этапы организации и проведения торгов
Организация и проведение торгов включают в себя следующие
этапы:
определение предмета торгов;
определение формы торгов (открытые, закрытые);
определение потенциальных участников закрытых торгов и
направление им приглашений к участию в торгах;
подготовка и публикация объявления о торгах;
составление инструктивных материалов для предварительного
квалификационного отбора претендентов для участия в открытых
торгах;
подготовка (с привлечением технических и коммерческих
консультантов) тендерной документации;
проведение предварительного квалификационного отбора;
прием тендерных предложений от участников торгов;
оценка поступивших тендерных предложений и выявление
победителя торгов;
подписание соглашения с победителем торгов.
5. Определение предмета торгов
Предметом торгов являются квоты на экспорт товаров согласно
приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от
30 декабря 1992 г. N 1043 "О порядке осуществления
экспортно-импортных операций по поставкам продукции и товаров для
государственных нужд в 1993 г.". График проведения торгов,
номенклатура и объемы экспортируемых товаров определяются
Тендерным комитетом.
6. Подготовка и публикация объявления о торгах
6.1. Тендерный комитет доводит до потенциальных претендентов
информацию о торгах. Доведение информации до потенциальных
претендентов производится:
При открытых торгах - посредством публикации в прессе
объявления о торгах. Публикация объявления производится
секретариатом Тендерного комитета в газетах "Экономика и жизнь",
"Бюллетень иностранной коммерческой информации", "Коммерсантъ", а
также в других газетах по усмотрению Тендерного комитета.
При закрытых торгах - посредством рассылки по почте, телефаксу
или в другой форме официальных приглашений в адрес конкретных
потенциальных претендентов.
6.2. Информация (объявление) о торгах содержит следующие
данные:
наименование организатора торгов;
предмет торгов;
условия и сроки исполнения государственного заказа;
сроки предварительного квалификационного отбора претендентов
для участия в торгах;
адрес, телефон и телефакс Тендерного комитета;
адрес, телефон и телефакс Консультанта Тендерного комитета,
где можно получить тендерную документацию;
стоимость тендерной документации;
сумма депозита для участника торгов при подаче тендерного
предложения;
последний срок (с указанием дня и часа) приема предложений
Тендерным комитетом.
7. Основные требования к тендерной документации
7.1. Тендерная документация включает:
инструкцию участникам торгов;
техническую часть тендера;
коммерческую часть тендера;
проформу соглашения (контракта).
7.2. Инструкция участникам тендера содержит:
адрес для связи с представителем Тендерного комитета, у
которого можно получить разъяснения относительно условий проведения
торгов;
указание о количестве экземпляров тендерного предложения,
направляемого в адрес Тендерного комитета;
порядок внесения и оформления изменений в тендерное
предложение после его представления участником в Тендерный комитет;
порядок оформления тендерного предложения, требования к его
визированию;
указания о представлении цен в соответствующей валюте;
требования к процедуре передачи предложения в Тендерный
комитет;
указание о том, кто и в какие сроки подписывает соглашение
(контракт) с победителем торгов;
размер, порядок внесения и срок возврата денежного депозита,
гарантирующего безотзывность предложения участника торгов в течение
оговоренного периода времени;
информацию о возможности представления участниками торгов
встречных предложений, наряду с предложением, основанным на
требованиях тендерной документации;
указание на возможность переноса даты закрытия торгов при
аргументированной просьбе участника торгов;
ссылку на конфиденциальность любой документации, составляемой
в рамках проводимых торгов;
описание процедуры вскрытия конвертов с предложениями и срок
определения победителя торгов Тендерным комитетом.
7.3. Техническая часть тендерной документации представляет
собой спецификацию товара, предлагаемого участником торгов для
экспорта.
7.4. Коммерческая часть тендерной документации включает
требования в отношении:
цены товара и порядка ее определения;
условий поставки;
условий платежа и графика платежей;
источников финансирования сделки;
расчетов эффективности поставки товара на экспорт;
размера отчислений части валютной выручки в государственный
бюджет.
8. Предварительная квалификация торгов
8.1. Предварительная квалификация производится при открытых
торгах. Предварительный квалификационный отбор претендентов для
участия в торгах проводит секретариат Тендерного комитета в
соответствии с Положением о проведении предварительного
квалификационного отбора претендентов для участия в федеральных
торгах на поставку продукции и товаров для государственных нужд,
утверждаемым Тендерным комитетом.
8.2. Допускается прием заявок на участие в предварительной
квалификации по телефаксу. Инструкция для участников
предварительной квалификации при необходимости направляется
заявителю секретариатом Тендерного комитета по почте.
8.3. Не допускаются к торгам претенденты:
структуры которых находятся в состоянии реорганизации,
ликвидации или банкротства;
которые сообщили о себе ложные сведения;
не представившие необходимые для прохождения
предквалификационные документы, а также надлежащие гарантии в
отношении выполнения финансовых обязательств;
не соответствующие требованиям Тендерного комитета по
финансовым, производственным или коммерческим показателям.
8.4. Решение об отказе в допуске к торгам принимается
Тендерным комитетом.
9. Прием тендерных предложений от участников торгов
9.1. Тендерные предложения, помимо заполненной участником
торгов тендерной документации, должны включать следующие документы
и информацию об участнике торгов:
реквизиты участника торгов (адрес, телефон, телекс, телефакс,
банк);
копии уставных и регистрационных документов;
справку-презентацию участника торгов, включающую информацию о
производственных мощностях, внешнеторговом обороте, структуре
организации, географическом и стоимостном распределении экспорта и
т. п.;
производственные и финансовые показатели за предыдущий год;
письмо уполномоченного банка о платежеспособности участника
торгов;
фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника
торгов и обладающих правом подписи юридических документов;
копию балансового отчета участника торгов за истекший период;
справку о заключенных за последние 12 месяцев контрактах (по
товарам или товарным группам) с указанием основных условий
контрактов, а также иностранных контрагентов;
справку о структуре предприятия (организации), численности
работников и квалификации управленческого персонала, опыте
внешнеэкономической деятельности.
9.2. К тендерному предложению прилагается банковская гарантия
или документ, подтверждающий внесение участником торгов
безусловного и безотзывного денежного депозита, сумма которого
устанавливается Тендерным комитетом.
10. Регламент проведения торгов
10.1. Датой открытия торгов является дата официальной
публикации объявления Тендерного комитета в средствах массовой
информации (для открытых торгов) либо дата рассылки официальных
приглашений участникам торгов по почте или телефаксу (для закрытых
торгов).
10.2. Срок подготовки тендерных предложений в рамках
проводимых торгов устанавливается Тендерным комитетом и указывается
в объявлении об открытии торгов.
Тендерный комитет может принимать решение о продлении срока
представления тендерных предложений, который распространяется на
всех участников торгов.
10.3. Для участия в торгах претендент должен внести
организатору торгов депозит, величина и порядок внесения которого
определяется Тендерным комитетом.
10.4. Депозит вносится в безналичной денежной форме или путем
предоставления безусловной и безотзывной банковской гарантии,
действующей на срок проведения торгов или на срок, определяемый
Тендерным комитетом.
10.5. Тендерные предложения принимаются только в опечатанных
двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится сопроводительное
письмо с приложением банковской гарантии или документа,
подтверждающего внесение участником торгов депозита. Во внутреннем
конверте - тендерное предложение. На внешнем конверте указываются
наименование и адрес организатора торгов.
10.6. Регламент процедуры вскрытия конвертов, порядок их
рассмотрения и хранения с соблюдением мер конфиденциальности
принимается Тендерным комитетом.
10.7. Тендерные предложения направляются в Тендерный комитет
заказным письмом или сдаются под расписку секретариату Тендерного
комитета, который хранит их в специальном сейфе. Внешний конверт
регистрируется Тендерным комитетом с указанием даты и времени
получения.
10.8. Тендерный комитет определяет дату закрытия торгов, час и
место вскрытия конвертов. Вскрытие конвертов производится на
заседании Тендерного комитета. Полученные после закрытия торгов
тендерные предложения не рассматриваются и возвращаются участникам
торгов без вскрытия конвертов. Участники торгов не могут вносить
изменения по своей инициативе или отзывать свое тендерное
предложение до окончания работы Тендерного комитета. В противном
случае залоговый депозит участнику торгов не возвращается.
10.9. Срок рассмотрения тендерных предложений определяется
Тендерным комитетом с момента вскрытия конвертов. При рассмотрении
предложений устанавливается их соответствие требованиям тендерной
документации, проверяется наличие необходимых документов и
правильность их оформления.
10.10. Если в ходе переговоров Тендерного комитета с
победителем торгов последний выдвигает неприемлемые условия,
Тендерный комитет вправе начать переговоры с участником, занявшим
последующее место.
10.11. После проведения торгов организатор торгов возвращает
депозиты их участникам (за исключением победителя). Депозит
возвращается в течение установленного срока с момента объявления
победителя торгов, но этот срок не может превышать 5 банковских
дней. Депозит победителя торгов может находиться в распоряжении
организатора торгов до момента подписания соглашения либо до начала
его исполнения в качестве гарантии надлежащего выполнения
победителем торгов условий такого соглашения.
10.12. Организатор торгов не возвращает участнику депозит в
случае, если последний отзовет свое тендерное предложение или
изменит его условия в процессе проведения торгов (после окончания
срока приема тендерных предложений).
10.13. Организатор торгов не возвращает победителю депозит в
случае, если последний откажется заключить контракт на условиях,
изложенных в тендерном предложении.
10.14. Издержки по организации и проведению торгов, а также
услуги экспертных организаций оплачиваются из средств, внесенных
участниками торгов за приобретенную тендерную документацию.
10.15. Торги могут быть объявлены Тендерным комитетом
несостоявшимися, если:
до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни
одного тендерного предложения;
все представленные тендерные предложения не содержат
банковских гарантий или документов, подтверждающих внесение
депозита;
представленные тендерные предложения не отвечают требованиям
экономической эффективности при экспорте товара для государственных
нужд.
10.16. В случае, если все представленные тендерные предложения
не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются
состоявшимися, но имеющими отрицательный результат.
10.17. Тендерный комитет не принимает претензий участников
торгов и не несет имущественной или иной юридической
ответственности перед ними при объявлении торгов несостоявшимися
или имеющими отрицательный результат. В этих случаях только депозит
подлежит возврату участникам торгов.
11. Порядок оценки тендерных предложений
11.1. Оценка тендерных предложений проводится в течение
определенного срока, установленного Тендерным комитетом. Участники
торгов или их представители не вправе присутствовать при оценке
тендерных предложений. В ходе оценки Тендерный комитет имеет право
вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них
дополнительные сведения и подтверждения.
11.2. Тендерный комитет может привлекать для оценки тендерных
предложений представителей экспертных и консультационных
организаций, помимо Консультанта.
11.3. Информация о рассмотрении и оценке тендерных предложений
не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре
оценки. Члены Тендерного комитета и привлеченные эксперты несут
ответственность за разглашение данной информации.
11.4. При обнаружении арифметических ошибок в расчетах
Тендерный комитет считает правильной итоговую сумму, даже если она
не является результатом сложения входящих в нее элементов.
11.5. При наличии иных ошибок Тендерный комитет вправе
отклонить тендерное предложение целиком либо определить условия
дальнейшего рассмотрения тендерного предложения в торгах, известив
об этом участника торгов.
11.6. Оценка тендерных предложений и определение победителя
торгов производится на основании критериев, изложенных в тендерной
документации. Во внимание также могут приниматься дополнительные
технические, организационные и коммерческие преимущества
представленных тендерных предложений, а также репутация участника
торгов.
11.7. В результате оценки Тендерный комитет ранжирует
претендентов, чьи тендерные предложения соответствуют критериям,
содержащимся в тендерной документации, и определяет победителя
торгов, тендерное предложение которого, по мнению Тендерного
комитета, является наиболее выгодным.
11.8. Решение Тендерного комитета о победителе торгов
оформляется протоколом. В протоколе содержится: наименование
победителя торгов; состав Тендерного комитета; результаты
голосования; сводная таблица тендерных предложений участников
торгов; сроки подписания соглашения с победителем торгов. Протокол
подлежит утверждению председателем Тендерного комитета.
Тендерный комитет не обязан мотивировать свой выбор перед
участниками торгов.
11.9. Тендерный комитет в срок не позднее 5 дней с даты
определения победителя торгов направляет уведомление в адрес
победителя торгов. Уведомление Тендерного комитета о победе в
торгах является официальным приглашением к подписанию соглашения.
11.10. В случае, если торги не состоялись или имели
отрицательный результат, организатор торгов может повторно провести
торги по тому же товару.