П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О выполнении Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации на 1992 год
Заслушав и обсудив отчет Государственного комитета Российской
Федерации по управлению государственным имуществом о выполнении
Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и
доклад Российского фонда федерального имущества о его работе по
приватизации в 1992 году, Верховный Совет Российской Федерации
отмечает, что процесс приватизации в 1992 году начался в
соответствии с указами Президента Российской Федерации от 29
декабря 1991 года и от 29 января 1992 года "Об ускорении
приватизации государственных и муниципальных предприятий", основные
положения которых составили нормативную базу для приватизации
государственных и муниципальных предприятий. Государственная
программа приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации на 1992 год была представлена в Верховный
Совет Российской Федерации Правительством Российской Федерации с
большим опозданием и утверждена только в июне 1992 года.
Проведена работа по подготовке специалистов в области
приватизации. В течение года приватизировано 46,3 тысячи
предприятий.
Однако из-за отсутствия государственной программы проведения
экономической реформы возникли серьезные проблемы:
не в полной мере определены значение и место приватизации, ее
социально-экономические последствия для реформирования
экономической системы;
нет соответствия между проводимыми демонополизацией и
приватизацией;
нет координации в деятельности Государственного комитета
Российской Федерации по управлению государственным имуществом и
Российского фонда федерального имущества и их органов на местах;
преобладают административные способы и методы проведения
приватизации;
продажа государственного имущества по заниженным ценам
приводит к недополучению в соответствующие бюджеты значительных
финансовых ресурсов;
вследствие введения неименной формы приватизационного чека и
разрешения на его продажу возникли условия для спекуляции и
мошенничества;
нет соответствия между массой приватизационных чеков и
стоимостью приватизируемого имущества;
вследствие необоснованного выделения подразделений и
предприятий в процессе приватизации происходит разрушение
технологически связанных производственных структур;
акционирование государственных агросервисных и
перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса с
контрольным пакетом акций у трудовых коллективов этих предприятий
приводит к местному монополизму, что негативно сказывается на
эффективности производства.
Верховным Советом Российской Федерации своевременно не
устранены противоречия, возникшие в связи с принятием указов
Президента Российской Федерации и постановлений Правительства
Российской Федерации, не соответствующих Закону Российской
Федерации "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации" и Государственной программе
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации на 1992 год.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению
государственным имуществом, издавая распоряжения о приватизации, в
ряде случаев превышал полномочия, возложенные на него в
соответствии с Государственной программой приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
на 1992 год, своевременно не представил на государственную
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации нормативные
акты, регламентирующие проведение приватизации.
Не выполнены постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 9 октября 1992 года "О ходе реализации Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации на 1992 год", а также постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 года "О
ходе аграрной реформы в Российской Федерации" в части приоритета
сельскохозяйственных товаропроизводителей при акционировании
государственных агросервисных и перерабатывающих предприятий
агропромышленного комплекса.
Правительством Российской Федерации своевременно не
представлена в Верховный Совет Российской Федерации Государственная
программа приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации на 1993 год.
Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам
экономической реформы и собственности не обеспечил должного
контроля за исполнением законов Российской Федерации и
Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Признать результаты работы по проведению в 1992 году
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации неудовлетворительными.
2. Контрольно-бюджетному комитету при Верховном Совете
Российской Федерации провести финансовую проверку деятельности
Государственного комитета Российской Федерации по управлению
государственным имуществом.
3. Продлить действие положений Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации на 1992 год и с 1 января 1993 года до принятия
Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год.
4. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть и отменить все нормативные акты Государственного
комитета Российской Федерации по управлению государственным
имуществом, изданные в нарушение Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации на 1992 год;
в недельный срок внести изменения в нормативы распределения
денежных средств, поступающих от приватизации, в связи с введением
в качестве платежа приватизационных чеков;
до 30 мая 1993 года внести в Верховный Совет Российской
Федерации для утверждения Государственную программу приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
на 1993 год, предусмотрев в ней:
а) расширение прав субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в процессе приватизации;
б) сохранение действующих технологических комплексов;
в) отраслевые особенности приватизации предприятий;
г) приватизацию государственных агросервисных и
перерабатывающих предприятий агропрмышленного комплекса по первому
и третьему вариантам предоставления льгот членам трудового
коллектива приватизируемого предприятия;
д) уточнение порядка приватизации крупных государственных
перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса;
е) учет действующих цен при определении стоимости имущества
приватизируемых государственных и муниципальных предприятий;
ж) приоритет трудовых коллективов государственных и
муниципальных предприятий при приватизации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, включая Законы РСФСР "О
собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", Закон Российской Федерации "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации";
до 30 мая представить в Верховный Совет Российской Федерации
предложения по приведению нормативных актов по приватизации в части
платежных средств, разрешенных к использованию в процессе
приватизации, в соответствие с Законом РСФСР "Об именных
приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и Законом Российской
Федерации "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации".
5. Государственному комитету Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
представить до 1 июня 1993 года на утверждение Верховному Совету
Российской Федерации государственную программу по демонополизации
народного хозяйства.
6. Реорганизовать Комитет Верховного Совета Российской
Федерации по вопросам экономической реформы и собственности в
постоянную Комиссию Совета Республики Верховного Совета Российской
Федерации по поддержке новых экономических структур и приватизации.
7. Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской
Федерации по поддержке новых экономических структур и приватизации,
комитетам Верховного Совета Российской Федерации по промышленности
и энергетике, по социальному развитию села, аграрным вопросам и
продовольствию с участием Правительства Российской Федерации
подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской
Федерации поправки к Законам РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", Закону Российской
Федерации "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации", Положению о Российском фонде
федерального имущества, а также к постановлению Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе
российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность".
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ
Москва, Дом Советов России
28 апреля 1993 года
N 4881-I