П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Президиума Верховного Совета
Российской Федерации
О деятельности Государственного комитета
Российской Федерации по статистике (Госкомстата России)
в 1992-1993 годах
Рассмотрев отчет о деятельности Госкомстата России в 1992-1993
годах, представленный в соответствии с Положением о комитете,
Президиум Верховного Совета Российской Федерации отмечает, что
органы государственной статистики в основном обеспечивали в
указанный период представление органам законодательной и
исполнительной власти необходимой экономико-статистической
информации.
В соответствии с утвержденной 23 октября 1992 года Верховным
Советом Российской Федерации Государственной программой перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему
учета и статистики, в соответствии с требованиями развития рыночной
экономики принимаются меры по приведению действующей в Российской
Федерации системы сбора, обработки и анализа статистической
информации к мировым стандартам. Разработана интегрированная
система статистических показателей, позволяющая оценить ход
экономических преобразований в стране, в том числе в республиках в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Впервые произведены расчеты (за ряд лет) объемов производства
и использования валового внутреннего продукта. Ведутся расчеты
индексов потребительских и оптовых цен. Составлен платежный баланс
России со странами дальнего зарубежья. Введена в действие первая
очередь Единого государственного регистра предприятий и организаций
всех форм собственности. Начата разработка общероссийских
классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Осуществляются меры по реформированию системы первичного и
бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, созданию исходной
информационной базы для построения показателей рыночной экономики.
План статистических работ на 1993 год предусматривает введение
в практику проведения ряда новых наблюдений за изменением
потребительского рынка, доходов населения в условиях инфляции,
прожиточного минимума, уровня жизни и состояния здоровья людей в
современных условиях. Внедряется научно обоснованная методология
исчисления объемов производства в отраслях народного хозяйства и их
изменения в условиях кризисной ситуации.
Развертывается работа по реализации принятого Верховным
Советом Российской Федерации в декабре 1992 года решения о
проведении в 1994 году силами Госкомстата России и подведомственных
ему органов микропереписи населения.
Вместе с тем органы государственной статистики не проявляют
должной оперативности в решении проблем сбора и обработки
информации, характеризующей процессы становления многоукладной
экономики, функционирования негосударственного сектора экономики.
Не всегда обеспечиваются надлежащие полнота и качество
статистической информации о новых явлениях и процессах
экономической реформы, деятельности коммерческих банков, фондовом и
валютном рынках, обращении денежного капитала, предпринимательской
деятельности. С нарушением сроков осуществляется выполнение
отдельных работ по указанной программе.
Не решены вопросы получения в полном объеме необходимых данных
от Министерства обороны Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации и некоторых других. Требует
совершенствования методология определения показателей рыночной
экономики на уровне субъектов Российской Федерации. Нуждается в
укреплении материально-техническая база органов государственной
статистики, особенно в районном звене, в связи с резко
увеличивающимися объемами разрабатываемой информации.
Президиум Верховного Совета Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению отчет о деятельности Госкомстата России
в 1992-1993 годах. Поручить Госкомстату России рассмотреть
предложения и замечания постоянных комиссий палат и комитетов
Верховного Совета Российской Федерации по данному вопросу и принять
меры по их реализации (прилагаются).
2. Госкомстату России:
неукоснительно руководствоваться принципом независимости
статистики от давления органов государственной власти и
местнического влияния, а также научными подходами и
профессиональной этикой в оценке ситуации и опровергать ошибочную
интерпритацию официальных данных государственной статистики;
провести изучение особенностей проведения экономической
реформы в отраслях народного хозяйства, секторах экономики, на
предприятиях различных организационно-правовых форм, в республиках
в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, а
также ее социальных последствий; обеспечить систематическое
представление органам власти информации о качественных показателях
функционирования экономики, производительности труда, процессов
конверсии, предпринимательской деятельности, фондовом и валютном
рынках, денежном обращении, работе коммерческих банков и
негосударственных структур, приватизированных предприятий и
организаций; повысить информированность общественности по этим
вопросам;
совместно с Министерством финансов Российской Федерации и
Центральным банком Российской Федерации разработать и ввести в
действие систему учета и отчетности состояния расчетных отношений в
народном хозяйстве;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
Российской Федерации сосредоточить усилия на реализации в полном
объеме и в установленные сроки мероприятий Государственной
программы перехода Российской Федерации на принятую в международной
практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями
развития рыночной экономики, обеспечить при этом в необходимых
случаях сопоставимость показателей в длительной динамике;
усилить контроль за выполнением Закона Российской Федерации
"Об ответственности за нарушение порядка представления
государственной статистической отчетности", особенно
негосударственными предприятиями и организациями;
в месячный срок подготовить для представления в установленном
порядке в Верховный Совет Российской Федерации предложения о
внесении в Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", другие законодательные акты необходимых изменений по
вопросам учета и отчетности.
3. Госкомстату России совместно с Контрольно-бюджетным
комитетом при Верховном Совете Российской Федерации, Министерством
экономики Российской Федерации и соответствующими научными
организациями в двухмесячный срок рассмотреть вопросы методологии
исчисления объемов производства в народном хозяйстве Российской
Федерации и темпов их роста (снижения).
4. Рекомендовать Совету Министров - Правительству Российской
Федерации;
принять меры по укреплению государственной дисциплины
министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам учета
и отчетности, обеспечению представления ими органам государственной
статистики отчетных данных, необходимых для формирования
информационной базы, имеющей общегосударственное значение;
изыскать возможность выделения капитальных вложений на
строительство инженерно-лабораторного корпуса Главного
информационно-аналитического центра в городе Москве в 1994-1995
годах по 500 млн. рублей в год и ассигнований на капитальный ремонт
здания Госкомстата России по Мясницкой ул., д. 39, в этот же период
по 90 млн. рублей в год (в ценах первого полугодия 1993 года);
рассмотреть вопрос укрепления материально-технической базы
районных органов государственной статистики и увеличения их
численности на 11800 человек (из расчета в среднем по пять человек
на каждый район) в связи с резким увеличением объема статистических
работ.
5. Возложить на Отдел по вопросам социально-экономического
развития Верховного Совета Российской Федерации (Исаев Б. М.)
координацию и контроль оперативной деятельности Госкомстата России.
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета Российской Федерации Ю. М. ВОРОНИН
Москва, Дом Советов России
24 мая 1993 года
N 5008-I
________________
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Российской Федерации
от 24 мая 1993 г.
N 5008-I
П Е Р Е Ч Е Н Ь
предложений и замечаний постоянных комиссий палат и
комитетов Верховного Совета Российской Федерации,
подлежащих последующему рассмотрению Госкомстатом России
NN Содержание предложений и замечаний Кем вносится
пп
1. В условиях перехода к рыночной эко- Комитет по вопросам
номике важным этапом законодательного межреспубликанских
обеспечения сбора статистической ин- отношений , регио-
формации от хозяйственных субъектов нальной политики и
всех форм собственности должен стать сотрудничеству
закон о статистике. Соответствующие (Дмитриев М. Э.)
законы действуют практически во всех
развитых странах. В начале 1992 года
подобный закон был принят в Казахста-
не. Однако до сих пор соответствующий
проект не внесен на рассмотрение Вер-
ховного Совета Российской Федерации.
Отсутствие законодательной базы для
деятельности статистических служб
страны в значительной степени ослабля-
ет возможности самого Госкомстата Рос-
сии, не способствует деловому сотруд-
ничеству статистических служб с хо-
зяйственными субъектами.
Как показал ход экономической ре-
формы, быстро меняющаяся ситуация как
никогда требует крайне оперативного
получения той или иной информации.
Особенно это касается вопросов финан-
совой статистики.
Обеспечение оперативности требует
изменения организации статистического
наблюдения, перейти от метода сплошно-
го учета как преобладающего метода ра-
боты к массовым выборочным обследова-
ниям.
В октябре 1992 года Верховный Совет
России утвердил государственную прог-
рамму перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике сис-
тему учета и статистики в соответствии
с требованиями развития рыночной эко-
номики. В первую очередь эта программа
нацелена на получение статистической
информации на макроэкономическом уров-
не в рамках системы национальных сче-
тов. Получение соответствующей инфор-
мации не только способствовало бы бо-
лее глубокому пониманию происходящих
изменений в экономике России, о и яв-
ляется элементом определенных обяза-
тельств России перед международными
экономическими организациями.
Однако реализация Программы сталки-
вается со многими трудностями объек-
тивного и субъективного характера, что
вызывает не всегда удовлетворительное
решение информационного обеспечения
хода реформ на макроэкономическом
уровне. По-видимому, вопрос о ходе ре-
ализации Программы, работе Госкомстата
РФ в этом направлении, возможной помо-
щи со стороны федеральных органов
власти органам статистики для решения
этих задач требует особого внимания и
специального рассмотрения.
Учитывая высокую степень интеграции
экономики Российской Федерации и быв-
ших союзных республик СССР, следует
поддерживать согласование новых задач
и методов их решения со статистически-
ми службами государств СНГ.
Требуется принципиально новый под-
ход к методологической работе на уров-
не субъектов Федерации.
В соответствие с практикой статис-
тических служб стран с рыночной эконо-
микой необходимо наладить обеспечение
оперативной статистической информацией
по макроэкономическим показателям и
отдельным важнейшим сферам экономики.
В связи с образованием на террито- Комитет по вопросам
рии Российской Федерации восьми регио- межреспубликанских
нальных Ассоциаций экономического вза- отношений , регио-
имодействия представляется целесооб- нальной политики и
разным вести учет показателей не толь- сотрудничеству
ко по каждому субъекту Федерации, вхо- (Подопригора В. Н.)
дящему в ту или иную Ассоциацию, но и
по каждой Ассоциации суммарно, взамен
произвольной группировки по регионам
не отражающей реальных взаимосвязей в
рамках этих регионов.
2. По мнению Юридического отдела, Гос- Юридический отдел
комстату России необходимо наряду с аппарата Верховного
оперативными информационными бюллете- Совета Российской
нями организовать издание ежегодника Федерации
"Россия в цифрах", который содержал бы (Цивилев Р. М.)
самые разнообразные данные не только
социально-экономического, но и демог-
рафического характера. Аналогом мог бы
служить сборник, издававшийся Госкомс-
татом СССР. В этот сборник должны быть
включены статистические данные о раз-
витии новых форм хозяйствования, их
доли в общественном производстве, дан-
ные о приватизации и процессах с ней
связанных.
3. Более всесторонне и полно отражать Комиссия Совета На-
ситуацию в субъектах Российской Феде- циональностей по
рации, в частности в краях, областях, национально-государ-
автономной областях и автономных окру- ственному устройству
гах. и межнациональным
отношениям
(Ген Н. Л.)
4. В связи с тем, что автономная об- Комиссия по вопросам
ласть и автономные округа являются са- социального и эконо-
мостоятельными субъектами Российской мического развития
Федерации Комиссия вносит предложение, республик в составе
в статистические сборники, выпускае- Российской Федерации,
мые Госкомстатом России, включать ин- автономной области,
формационные данные об автономной об- автономных округов и
ласти и автономных округах по аналогии малочисленных народов
с республиками, краями и областями (Корнилова З. А.)
Российской Федерации.
Данные сведения необходимы для раз-
работок законодательных актов по воп-
росам социально-экономического разви-
тия автономных округов и малочисленных
народов, принятия постановлений Вер-
ховного Совета Российской Федерации, а
также проведения соответствующего ана-
лиза.
5. Просим предусмотреть возможность Комитет по вопросам
направления в Комитет статистических обороны и безопас-
данных, касающихся Вооруженных Сил, ности
Министерства Безопасности, Службы (Степашин С. В.)
внешней разведки, Федерального агенс-
тва правительственной связи и информа-
ции.
6. С целью совершенствования деятель- Комитет по науке и
ности органов статистики Комитет счи- народному образова-
тает целесообразным осуществить следу- нию
ющие мероприятия: (Шорин В. П.)
1. В области образования:
привести понятийный аппарат статис-
тики в соответствие с Законом Российс-
кой Федерации "Об образовании";
ввести статистический анализ выпол-
нения Федеральной программы развития
образования;
статистические данные по системе
образования давать отдельно по госу-
дарственным, муниципальным и негосу-
дарственным образовательным учреждени-
ям, в том числе имеющим государствен-
ную аккредитацию, а также по формам
получения образования;
ввести в статистическую информацию
выполнение государственных нормативов
финансирования образовательных учреж-
дений;
в статистических данных по подго-
товке рабочих кадров дать четкое раз-
деление по уровням подготовки (началь-
ное профессиональное образование и
профессиональная подготовка);
два раза в пять лет осуществлять
единовременный учет по использованию
специалистов.
2. В области науки давать информа-
цию по следующим вопросам:
число небюджетных научно-исследова-
тельских опытно-конструкторских форми-
рований (учреждений);
текучесть кадров в научных бюджет-
ных учреждениях, в том числе за счет
выезда за рубеж;
численность безработных в сфере на-
уки, рездельно в системе Российской
академии наук и отраслевых научных уч-
реждениях;
федеральные научно-исследователь-
ские программы:
- общее число программ;
- объем бюджетного финансирования;
- головной заказчик программы;
- головной исполнитель программы.
Кроме того, в деятельности органов
статистики следует предусмотреть цент-
рализованное финансирование работ бюд-
жетных организаций (министерств, ве-
домств) по сбору и обобществлению ста-
тистических данных по заявкам Госкомс-
тата России, а также возложить ответс-
твенность за информацию, поступающую в
международные организации, на Госкомс-
тат России.
7. В статистических сборниках жела- Управление кадров
тельно регулярно приводить данные по аппарата Верховного
категории "Госслужащие" с анализом Совета Российской
данных работников по образованию, ста- Федерации
жу работы, ученым званиям и научным (Окрут В. Д.)
степеням, а также знанию иностранных
языков и т. п.
В связи с переходом на единую та-
рифную сетку по оплате труда полагаем,
что в разделе "Социальная сфера" долж-
ны публиковаться сведения об аттеста-
ции кадров, о формах овладения работ-
никами новыми знаниями в различных
учебных заведениях и центрах подготов-
ки, переподготовки и повышения квали-
фикации кадров.
В связи с расширением и обогащением
разнообразных внешних связей в статс-
борниках и иных материалах в тех же
разделах "Социальная сфера" считали бы
чрезвычайно полезным ведение рубрик и
подборок типа "Технология прорыва" с
публикациями о передовом опыте управ-
ления, о применении новых технологий в
областях промышленности и сельского
хозяйства, науки и образования и т. п.
8. Динамика хода экономических реформ Отдел информационно-
в стране, имеющих неоднозначные ре- го обеспечения Вер-
зультаты, с одной стороны вызывает ховного Совета Рос-
увеличение потока запросов на информа- сийской Федерации
цию от депутатского корпуса, с другой (Каменир А. Я.)
- требует адекватного отображения со-
циально-экономических процессов в но-
вых формах и показателях статистики.
Однако, представляемые Госкомстатом
РФ данные носят порой не комплексный,
а фрагментарный характер, имеют тен-
денцию запаздывания, что осложняет
проведение качественного анализа и оп-
ределение складывающихся тенденций
развития экономических процессов.
Совершенствование взаимодействия
Отдела информационного обеспечения с
Госкомстатом РФ в русле комплексной
автоматизации информационного обслужи-
вания, на наш взгляд, видится по сле-
дующим направлениям:
1. Необходимо пересмотреть подходы
к структуре и составу показателей опе-
ративной (ежемесячной) отчетности,
представляемой в Верховный Совет РФ в
разрезах:
- по регионам России;
- по отраслям народного хозяйства;
- по реформам собственности.
Обеспечение стабильности представ-
ления информации и исключение ее дуб-
лирования с учетом привязки к различ-
ным программным продуктам.
2. Актуальное развитие работ по
формированию "краткого" паспорта тер-
риторий России на основании показате-
лей статотчетности с квартальной или
месячной периодичностью ее представле-
ния и актуализации. Желательно также
включение в него кратких справочных
разделов историко-географического и
социально-экономического характера.
3. Целесообразно решить вопрос о
предоставлении в адрес Верховного Со-
вета Российской Федерации общесоюзных
классификаторов и их актуализации:
- Общесоюзный классификатор предп-
риятий и организаций (ОКПО).
- Общесоюзный классификатор отрас-
лей народного хозяйства (ОКОНХ).
- Общесоюзный классификатор органов
государственного управления (СООГУ).
- Общесоюзный классификатор техни-
ко-экономических и социальных показа-
телей (ОКТЭСП) и других по согласован-
ному перечню.
4. Помимо показателей сводной ста- Отдел информационно-
тистики все более серьезного внимания го обеспечения Вер-
требуют работы по формированию и веде- ховного Совета Рос-
нию баз данных объектового характера, сийской Федерации
комплексно отражающих различные пока- (Каменир А. Я.)
затели отдельных объектов хозяйствова-
ния:
- регистр промышленных предприятий;
- регистр предприятий-монополистов;
- регистр строек;
- единый регистр предприятий и ор-
ганизаций;
- регистр колхозов, совхозов, агро-
объединений;
- финансовое состояние предприятий
и организаций и др.
5. Целесообразно расширение перечня
представляемой информации, отражающей
ход развития новых экономических про-
цессов:
- о ходе приватизации госсобствен-
ности в отраслях народного хозяйства;
- о ходе конверсии военного произ-
водства,
а также расширение состава информа-
ции о формировании и деятельности но-
вых экономических структур различных
форм собственности, в частности:
- о деятельности коммерческих бан-
ков;
- о деятельности совместных предп-
риятий;
- о развитии фермерских хозяйств;
- о развитии свободных экономичес-
ких зон и т. д.
6. Значительного развития требует
вопросы анализа хода экономической ре-
формы и прогнозирования тенденций раз-
вития экономических процессов и их
оперативного представления в Верховный
Совет Российской Федерации, акцентируя
особое внимание на социально-экономи-
ческих проблемах регионов.
7. Требует своего решения вопрос о
выборе и типовой ориентации программ-
но-инструментальных средств по ведению
баз данных статистической информации
на ПЭВМ.
8. Представляется целесообразным
считать плановыми работы по целенап-
равленному информационному обслужива-
нию Верховного Совета РФ информацион-
ными и аналитическими материалами с
использованием современных каналов
связи, на магнитных и бумажных носите-
лях.
9. Поддерживать постоянное взаимодейс-
твие с Управлением методологии статис-
тики Госкомстата РФ с целью регулярно-
го информирования и консультирования
специалистов аппарата ВС РФ о дополне-
ниях, изменениях и введении новых форм
и показателей и перспектив их включе-
ния в автоматизированные банки данных.
10. Госкомстату Российской Федерации Организационный от-
незамедлительно разработать систему дел Верховного Сове-
показателей (совместно с заинтересо- та РФ
ванными министерствами и ведомствами) (Пушков В. Н.)
по закрытым административно-территори-
альным образованиям в соответствии с
Законом Российской Федерации "О закры-
том административно-территориальном
образовании".
11. Комиссия по культуре Совета Респуб-
лики обращает внимание на необходи-
мость приведения статистической отчет-
ности в области культуры и кинематог-
рафии в соответствие со структурными
изменениями, произошедшими в этих от-
раслях, возникновением и функциониро-
ванием учреждений и организаций куль-
туры и кинематографии различных форм
собственности.
В этих целях Комиссия по культуре
предлагает:
Для обеспечения представления ста- Комиссия по культу-
тистической отчетности по установлен- ре
ным формам всеми организациями, осу- (Поленов Ф. Д.)
ществляющими культурное обслуживание
населения, прокат и показ киновидео-
фильмов, независимо от форм собствен-
ности и, учитывая требования Основ за-
конодательства Российской Федерации о
культуре (ст. 36), возложить на органы
статистики Российской Федерации всех
уровней централизованный сбор статис-
тической информации о деятельности не-
государственных организаций, связанных
с прокатом и показом киновидеофильмов.
Обеспечить своевременность предс-
тавления статинформации по действующей
системе статотчетности. Усилить от-
ветственность органов статистики всех
уровней за своевременное и качествен-
ное представление статистики данных.
Возложить на Госкомстат России и
его местные органы обязанность прове-
дения по заказу министерств и ведомств
выборочных статистических обследований
с целью выявления тенденций развития
отдельных направлений в области куль-
туры и кинематографии, с подготовкой
соответствующих статистических обзо-
ров.
12. "...В существующей статотчетности Комиссия по вопро-
мы не находим, например социально-эко- сам социального и
номические показатели, особенно по экономического раз-
уровню жизни населения, по автономным вития республик в
округам и автономной области. составе Российской
"...существующая отчетность по ма- Федерации, автоном-
лочисленным народам ведется по адми- ной области, авто-
нистративным регионам. Это не харак- номных округов и
терно. Например, в Якутии есть золо- малочисленных наро-
тинка - малочисленные народы (700 че- дов.
ловек), а их показывают по показателям (Корнилова З. А.)
Нюренгринского угольного разреза.
Зарплата, доходы и так далее в целом
по региону никак не будут показывать
состояние у малочисленных народов.
Поэтому мы просили, чтобы эти пока-
затели показывали не в целом по адми-
нистративному региону, а по населенным
пунктам компактного проживания, тогда
можно получить объективную характерис-
тику. Это не такой большой объем рабо-
ты.
Кроме того, есть специальная прог-
рамма по малочисленным народам N 145.
Как раз необходим контроль, поскольку
такого официального контроля нет, де-
путаты выезжают на места и обнаружива-
ются, что инвестиции, которые выделя-
ются для малочисленных народов, заст-
ревают в краевых, областных или окруж-
ных центрах, а до малочисленных не до-
ходят.
И последнее. Мы очень много работа-
ем по завозу товаров и выделению кре-
дитов. Но второй год практически выде-
ление кредитов остается безконтроль-
ным. До кого доходит, в какой сумме,
вследствие возвратности кредита нет.
Хотелось бы, чтобы руководство по-
думало над этими нашими предложениями
и как-то решило, достаточно времени мы
просим вас. Кроме того, хотелось бы
подчеркнуть, что Госкомстату надо под-
держать укрепление материально-техни-
ческой базы, она очень слабая, особен-
но укрепление материально-технической
базы в регионах..."
13. "...Первое. Мы очень часто говорим Комитет по науке и
о том, что у нас отсутствуют механизмы народному образова-
реализации законов. Госкомстат - это нию
один из инструментов, с помощью кото- (Шорин В. П.)
рого можно запускать этот механизм
контроля.
Второе. К сожалению принимаемые на-
ши законы не увязываются или с Гос-
комстатом, с показателями одновременно
не отрабатываются для контроля их ис-
полнения. Здесь много было пожеланий
со стороны разных комитетов и комиссий
о том, чтобы тот или иной показатель
ввести в статистическую отчетность или
наоборот исключить, но все это субъек-
тивные взгляды. Хотелось бы предложить
Госкомстату создать некую аналитичес-
кую группу, которая бы прорабатывала
наши законы в соответствии с принимае-
мыми законами, сразу же прикидывали
возможности статистики по данным зако-
нам.
Второе. Все-таки анализировали
как-то ситуацию в целом, исходя из
анализа в целом, системного анализа.
Тут надо связаться с научными подраз-
делениями, разработать какуюто единую
систему статистических показателей,
потому что у нас очень много субъекти-
визма в этом вопросе..."
_____________