Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24.05.1993 № 5020-I

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   Президиума Верховного Совета
                       Российской Федерации

             О проекте постановления Верховного Совета
          Российской Федерации "Об Основных направлениях
           денежно-кредитного регулирования на 1993 год"

     Президиум    Верховного    Совета     Российской     Федерации
п о с т а н о в л я е т :
     В соответствии со статьей 13 Закона РСФСР "О Центральном банке
РСФСР  (Банке  России)"  внести  на  рассмотрение Верховного Совета
Российской  Федерации  проект   постановления   Верховного   Совета
Российской  Федерации  "Об Основных направлениях денежно-кредитного
регулирования на 1993 год".

     Первый заместитель Председателя
     Верховного Совета Российской Федерации           Ю. М. ВОРОНИН

     Москва, Дом Советов России
     24 мая 1993 года
     N 5020-I
     ________________

               ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
                 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                            НА 1993 ГОД

                        (Краткое изложение)

     Осознавая свою   ответственность   за  стабилизацию  денежного
обращения,  нормализацию платежно-расчетных  отношений  и  развитие
банковской  системы,  учитывая  опыт  прошедшего  года  и тенденции
социально-экономического развития Российской Федерации на ближайший
период,   Центральный   банк  Российской  Федерации  (Банк  России)
разработал "Основные направления  денежно-кредитного  регулирования
на 1993 год", важнейшие положения которых приводятся ниже.
     Банк России   исходит   из    того,    что    проводимая    им
денежно-кредитная  политика  не  может  рассматриваться в отрыве от
задач финансовой,  структурной и инвестиционной  политики.  В  этой
связи  Банк  России  считает необходимым развивать взаимодействие с
Правительством Российской Федерации,  разграничивая в то  же  время
сферы компетенции и ответственности.

             1.ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ В 1992 г.
                       И ПРОГНОЗ НА 1993 г.

     Проявившийся в 1990 г.  кризис российской экономики получил  в
1992  г.  дополнительный импульс,  который был обусловлен "шоковым"
характером начального этапа экономических реформ в России. При этом
непоследовательность    в    реализации    экономической   политики
Правительства позволила кризисным  тенденциям  принять  существенно
большие,   чем   ожидалось,   масштабы  и  длительность.  Ключевыми
проблемами  для   экономики   России   стали   углубляющийся   спад
производства,  стремительный  рост цен и снижение жизненного уровня
населения.  В  значительной  мере  эти  процессы  были  обусловлены
дезорганизацией   производства  и  инвестиционной  сферы,  падением
стимулов   к   трудовой   деятельности,   практикой    монопольного
ценообразования,  ослаблением контроля за деятельностью предприятий
государственного сектора.
     В сложившихся   условиях   Правительство  и  Центральный  банк
оказались перед выбором:  либо усугубить огромный  неконтролируемый
спад   производства,  либо  поддержать  госсектор  кредитами  ввиду
неподготовленности       организационно-финансового       механизма
акционирования и приватизации.
     Острейшая нехватка оборотных средств,  необходимых  не  только
для  расширенного,  но  и  простого  воспроизводства,  неадекватное
сокращение бюджетных расходов,  в том числе и на социальные  нужды,
заставили  пойти  на  увеличение  бюджетного дефицита,  номинальных
доходов населения и денежной массы в обращении.  В противном случае
спад производства и социальная напряженность неизбежно приобрели бы
взрывной характер. Однако за это пришлось расплачиваться ускорением
темпов  инфляции.  Уровень  инфляции  в 1992 году,  определенный по
индексу потребительских цен, в среднем составил 31,3% в месяц.
     По оценкам  Банка России в 1993 г.  экономический кризис будет
продолжаться.  Реально   меры   по   стимулированию   общественного
производства   (структурная   перестройка  экономики,  формирование
институтов рыночного хозяйства,  активная инвестиционная  политика,
снижение   налогов   и  т.д.)  вряд ли  смогут  дать  положительные
результаты ранее второй половины 1993 г. При этом остается открытым
вопрос  об  ограничении  инфляции,  уровень  которой в значительной
степени  зависит  от  проводимой  экономической   политики   и   ее
приоритетов,   от  согласованности  бюджетной  и  денежно-кредитной
политики.

              2. ОРИЕНТИРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

     В связи с резким обострением экономической ситуации в народном
хозяйстве России и неэффективностью применявшихся в 1992 г.  мер по
ограничению роста бюджетного дефицита и увязке денежных  доходов  с
динамикой  общественного производства,  Центральный банк Российской
Федерации выдвигает следующие задачи денежно-кредитной политики  на
1993 г.
     Во-первых, предотвращение гиперинфляции, поскольку ежемесячный
прирост  цен  более  чем  на 40-50%  реально угрожает неуправляемым
финансово-экономическим  кризисом.  В  связи  с  этим  Банк  России
намерен   ограничить   рост   денежной  массы,  используя  комплекс
административных и экономических методов ее регулирования. При этом
Банк  России исходит из того,  что кредиты Правительству Российской
Федерации должны,  как и в 1992 году,  предоставляться в  размерах,
определенных и утвержденных Верховным Советом.
     Во-вторых, нормализация  платежной  системы  и  повышение   ее
надежности,   модернизация  материально-технической  базы,расчетных
операций  и  осуществление  комплекса  организационно-экономических
мероприятий, включая создание клиринговых палат.
     В-третьих, жесткие меры (в пределах  компетенции  Центрального
банка)   по   оздоровлению  банковской  системы  России,  повышению
надежности кредитно-финансовых институтов и  качества  обслуживания
их клиентуры,  обеспечению безопасности вкладов российских граждан.
Особое   значение   будет   придаваться   качественному   улучшению
банковского   аудита   и   улучшению   контроля   за  деятельностью
коммерческих банков.
     В-четвертых, по    согласованию    с   Верховным   Советом   и
Правительством   оказание    кредитной    поддержки    приоритетным
направлениям структурной и   инвестиционной политики. Корректировка
механизма  предоставления  централизованных  кредитных  ресурсов  с
целью повышения эффективности их использования.
     В-пятых, внесение изменений в действующую  систему  управления
валютным  курсом  и  создание предпосылок для формирования реальных
курсовых соотношений с иностранными валютами и  укрепления  позиции
рубля.
     В-шестых, развитие  инструментов  рынка  капиталов  и   ценных
бумаг,  необходимых  для  функционирования двухуровневой банковской
системы  и  проведения  эффективной   денежно-кредитной   политики.
Особенно  важным  является создание условий для свободного движения
кредитных ресурсов и перехода к использованию вексельной, чековой и
других  прогрессивных форм обращения,  что требует соответствующего
законодательного решения.

             3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПОВ РОСТА
                          ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ

     Центральный банк   Российской  Федерации  видит  свою  главную
задачу в ограничении факторов инфляции, зависящих от роста денежной
массы в обращении.
     В связи со значительной неопределенностью перспектив  развития
экономики в I993 г. Центральный Банк Российской Федерации планирует
определять  целевые   ориентиры   темпов   роста   денежной   массы
поквартально  на  базе  оперативной информации о динамике инфляции,
объема производства и занятости.
     Прогнозируя динамику    денежной   массы,   Центральный   банк
Российской   Федерации   исходит   из   того,   что     вероятность
благоприятного  изменения  в  первом квартале 1993 г.  инфляционных
процессов и объема производства достаточно  низка.  При  сохранении
тенденций  IV  квартала I992 г.  фактический прирост денежной массы
может составлять 30%  и выше. Ускорение темпов роста денежной массы
в  условиях  несбалансированной  экономики  усиливает  опасность ее
срыва в гиперинфляцию.
     Для того,   чтобы   в   феврале-апреле  1993  года  обеспечить
среднемесячный рост денежной массы  на  8-10%,  как  этого  требует
программа  жесткой  финансовой  стабилизации.  Центральный  банк РФ
вынужден будет полностью прекратить выдачу кредитов в этот период и
обеспечить   возврат   части   выданных   ранее  сумм.  Прекращение
финансирования со стороны ЦБР  приведет  к  дальнейшему  углублению
кризиса   неплатежей,   резкому  спаду  производства  и  обострению
социальных проблем.  Сознавая опасность такого  варианта  развития,
Центральный  банк  ставит  своей  задачей  придерживаться стратегии
умеренного роста денежной массы,что  должно  выразиться  сначала  в
стабилизации темпов ее роста, а затем в постепенном их замедлении.
     В настоящий момент, исходя из задачи удержания темпов инфляции
на  уровне  последних  месяцев  1992  г.  и  предполагая неизменной
тенденцию к увеличению скорости обращения денег,  а также  учитывая
углубление спада производства, Центральный банк считает необходимым
до мая I993 г.  ориентироваться на верхнюю границу  среднемесячного
темпа прироста денежной массы (18-20%).

             4. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
                            В 1993 ГОДУ

     В рамках  процентной  политики  в   1992   году   в   качестве
стратегической  была поставлена задача приведения уровня процентных
ставок по банковским кредитам в соответствие с реальными  условиями
хозяйствования,   прежде   всего   с   темпами   инфляции.   Однако
поставленной цели достичь не удалось. И в ближайшее время, учитывая
Большой  разрыв  фактически  сложившихся процентных ставок и темпов
инфляции,  вряд  ли  удается  добиться  установления  положительных
процентных  ставок  без  усиления негативных процессов в экономике.
Если принять средний темп инфляции в 1992 г.  в годовом  исчислении
за 800%  (без разового повышения цен в январе 1992 г.) и установить
ставку  по  кредитам  на  этом  уровне,  то  себестоимость   (цена)
продукции  предприятий  может возрасти не менее,  чем в 1,5-2 раза,
т.е.  возникнет новый виток инфляции и неплатежей, что спровоцирует
дальнейший      спад     производства     и     резкое     усиление
материально-финансовой несбалансированности.
     Кроме того,  предоставление кредитов Правительству с взиманием
процентов по указанной ставке вызовет гигантский рост  расходов  по
обслуживанию  государственного долга,  а тем самым увеличит дефицит
республиканского бюджета.  В связи с этим Банк России считает,  что
движение  к положительной процентной ставке должно быть постепенным
как в  смысле  ее  повышения,  так  и  в  смысле  расширения  круга
клиентов, обслуживаемых под такую ставку.
     Однако неэффективность  скачкообразного  повышения  процентных
ставок  в  ближайшее  время  не исключает возможности их поэтапного
приближения к положительному уровню  реальной  ставки  процента.  В
качестве  первого  этапа  можно  рассматривать  повышение ставки по
кредитам Центрального банка,  которые будут  предоставляться  через
кредитные аукционы. В качестве других важнейших направлений гибкого
управления  процентной  ставкой  Центральный   банк   рассматривает
изменение механизма субсидирования льготных кредитов.
     Банк России намерен внести изменения в  практику  установления
резервных требований.  Политика Центрального банка в 1993 г.  будет
ориентироваться не на механический пересмотр резервных  требований,
а на повышение эффективности всей системы резервных требований и ее
увязку со стимулированием  инвестиционной  активности  коммерческих
банков.
     Банк России   придает   особое   значение    развитию    рынка
государственных  ценных  бумаг.  В  качестве  первоочередной задачи
рассматривается Формирование  рынка  государственных  краткосрочных
облигаций.  В 1993 году Банком России будут проводиться ежемесячные
аукционы  по  размещению  трехмесячных  государственных  облигаций,
будет организован активный вторичный рынок.
     Развитие рынка  государственных  ценных  бумаг   позволит,   в
частности,  финансировать  бюджет  из неинфляционного источника (за
счет  привлечения  финансовых  ресурсов  с   рынка),   предоставить
участникам   рынка   надежный   и  высоколиквидный  инструмент  для
временного  размещения  финансовых  ресурсов  на   короткий   срок,
конкурирующий    с    существующими    коммерческими    финансовыми
инструментами.

           5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕСПУБЛИКАНСКИМ БЮДЖЕТОМ

     Центральный банк  Российской  Федерации   в   соответствии   с
решениями,  принятыми Верховным Советом РФ в 1992 году, предоставил
в 1992 году кредиты Министерству финансов Российской  Федерации  на
общую сумму 1971,5 млрд.  рублей,  в том числе на покрытие дефицита
республиканского бюджета 1167,5 млрд.  рублей,  включая кредиты  на
формирование материальных резервов, на пополнение оборотных средств
-  600,0   млрд.   рублей,   на   инвестиционные   нужды,   включая
финансирование геолого-разведочных работ,  127,0 млрд.  рублей,  на
финансирование конверсионной программы - 77,0 млрд.  рублей.  Кроме
того,    в   декабре   1992   года   для   авансирования   расходов
республиканского бюджета Российской Федерации в  январе  1993  года
выдано кредитов на сумму 600,0 млрд. рублей.
     Наряду с    кредитами,    предоставленными    Банком    России
Министерству  финансов  в  1992  году,  государственный  долг,  как
аккумулированная   сумма   дефицитов   бюджетов   и   задолженности
Министерства финансов Российской Федерации прошлых лет, на 1 января
1993 года составил  996,38  млрд.  рублей,  в  том  числе  принятый
Россией  от бывшего СССР - 787,0 млрд.  рублей.  Значительная часть
принятого государственного долга относится к Российской Федерации.
     Денежно-кредитная политика   Центрального   банка   Российской
Федерации может временно смягчать,  но  не  в  состоянии  полностью
компенсировать       длительное      отрицательное      воздействие
государственного долга и бюджетного дефицита на  динамику  денежной
массы, а следовательно, на покупательную способность рубля.
     Для стабилизации денежного обращения  Банк  России  намерен  в
1993 году осуществлять кредитование Министерства финансов в строгом
соответствии  с   установленными   Верховным   Советом   Российской
Федерации лимитами прироста государственного долга.
     Банк России считает необходимым ужесточить финансовую политику
за  счет сокращения государственных расходов,  определения наиболее
важных направлений финансирования расходов,  осуществляемых за счет
средств   бюджета,   усилить   контроль   за  мобилизацией  доходов
республиканского бюджета.
     Учитывая, что   увеличение   кредитов   Министерству  финансов
Российской Федерации приводит  к  дополнительной  эмиссии  и  росту
инфляции,    Центральный    банк   Российской   Федерации   считает
нецелесообразным   в   1993    году    покрывать    весь    дефицит
республиканского  бюджета  Российской  Федерации  за  счет кредитов
Центрального  банка  Российской  Федерации,   а   также   разрешать
Министерству    финансов    Российской    Федерации    осуществлять
финансирование расходов  федерального  бюджета  за  счет  кредитов,
предоставляемых   сверх   дефицита   республиканского   бюджета.  В
формировании источников покрытия дефицита республиканского  бюджета
основную   долю   (50-60   процентов)   должен   составлять  выпуск
краткосрочных и среднесрочных облигаций государственных  внутренних
займов на условиях, наиболее привлекательных для инвесторов.
     Кроме того,  принимая  во  внимание,  что  средняя  процентная
ставка   по   кредитам,   предоставленным   Министерству   финансов
Российской Федерации Центральным  банком  Российской  Федерации,  в
1992   году  составляла  около  8  процентов,  необходимо  повысить
процентные ставки за кредиты, предоставляемые Министерству финансов
Российской  Федерации  до размера учетной ставки Центрального банка
Российской Федерации.  что будет способствовать более рациональному
использованию государственных средств.
     Банк России  считает  особенно  важным,  чтобы   Правительство
максимально   точно   определило   квартальные  потолки  бюджетного
дефицита и предприняло в 1993 году реальные  шаги  по  формированию
цивилизованной системы обслуживания государственного долга.  Именно
этим,  учитывая  высокий  удельный  вес  кредитов,  предоставляемых
Министерству финансов,  во многом будут определяться прогнозируемые
оценки динамики денежной массы.

           6. НОРМАЛИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИИ

     Восстановление надежности  платежной  системы   и   сокращение
сроков  осуществления  расчетных  операций  -  приоритетные  задачи
Центрального банка Российской Федерации.
     В настоящее  время  Банк  России  осуществляет  комплекс  мер,
направленных  на  защиту  операций  при  проведении   межбанковских
расчетов  и ускоренно транспортировки банковских документов.  Будет
продолжена работа по предотвращению проникновения в документооборот
фиктивных     расчетно-денежных     документов     с    применением
криптографических  методов  защиты  на   базе   более   совершенных
технических средств. Первый этап указанной работы успешно внедрен в
декабре 1992 г.,  второй этап намечен на март текущего года.  Будет
также продолжена работа по развитию чекового обращения и устранению
недостатков  в  применении  чеков  с   грифом   "Россия",   которые
предполагалось  использовать  для смягчения ситуации с обеспечением
наличными деньгами.
     В рамках    программы   организации   расчетов   Банк   России
предполагает осуществить в 1993 г.  мероприятия по созданию схемы и
выработке сроков прохождения документов по банковским каналам.  При
этом  имеется  в   виду   усиление   материальной   ответственности
коммерческих  банков за несвоевременное зачисление средств на счета
клиентов, организация нормирования операций по расчетам и выработка
соответствующих санкций к банкам за нарушение нормативов.
     В центре внимания Банка России будет работа по  регистрации  и
обеспечению   условий  для  функционирования  клиринговых  центров,
создаваемых,  как правило,  коммерческими  банками  на  акционерных
началах.
     Параллельно Банком   России   будет   продолжена   работа   по
стратегическим    направлениям    модернизации   платежно-расчетных
отношений,  включая  формирование  электронной   системы   перевода
денежных   средств   и   уменьшение   бумажного   документооборота,
использование новейших средств для передачи  банковской  информации
(в  том  числе  спутниковой  связи),  изменение  алгоритмов учета и
обработки платежных документов в коммерческих банках и  учреждениях
Центрального  банка  Российской  Федерации,  создание  эффективного
механизма межгосударственных расчетов.

                       7. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

     В 1992 году продолжалось  развитие  и  расширение  внутреннего
валютного  рынка  в России.  Если в первом квартале объем продаж на
валютной бирже составил 150,5 млн. долл., то в четвертом квартале -
уже 1264,9 млн.  долл. Всего же за прошлый год через валютные биржи
было продано почти 2,9 млрд.  долл.,  то есть доля  непосредственно
рыночного  перераспределения в общем объеме валютных поступлений от
экспорта неуклонно растет.
     Плавающий обменный  курс  рубля  в  рамках сложившейся системы
установления курса  рубля  делает  его,  как  показывает  практика,
весьма  неудобным  инструментом  при пересчете инвалюты в рубли как
для  фискальных,  так  и  для  хозяйственных  нужд.  Учитывая   это
обстоятельство,  а  также  ввиду  выраженного Правительством России
намерения постепенно перейти к 100  процентной  продаже  экспортной
выручки, Центральный банк мог бы выступить с инициативой перехода к
фиксированному курсу рубля.
     Введение режима  фиксированного  курса  на  практике потребует
установления двух показателей  -  курса  покупки  и  курса  продажи
Банком России,  которые жестко зафиксируют нижний и верхний пределы
колебаний курса на валютном  рынке.  Как  показывает  международный
опыт, разница между верхним и нижним значениями курсов центрального
банка (маржа) должна быть не более 3-5%.
     В отличие  от  ныне  действующего  режима плавающего валютного
курса,  Банк  России  в  новых  условиях  будет  гарантировать  для
участников валютного рынка постоянную возможность покупки и продажи
инвалюты по своим фиксированным курсам.  Вместе с  тем,  эти  курсы
должны  рассматриваться  как экстремальные,  и уполномоченные банки
будут осуществлять операции  по  купле-продаже  инвалюты  на  рынке
между собой по курсу, находящемуся в пределах между курсами покупки
и  продажи  Банком  России.  Если  курсы  фактических   сделок   на
межбанковском  валютном  рынке  приближаются  к курсу продажи Банка
России,  то  он  либо  осуществляет  валютные   интервенции,   либо
производит девальвацию фиксированного курса рубля.
     В целом,  в качестве приоритетных направлений работы в области
валютной политики на 1993 год Банк России видит дальнейшее развитие
внутреннего валютного рынка,  упорядочение  и  укрепление  рыночных
каналов  перераспределения  валюты,  стабилизацию единого обменного
курса  рубля  по  текущим  операциям,   постепенную   либерализацию
валютных операций и отмену отдельных валютных ограничений, создание
действенной   системы   валютного   контроля,   улучшение    общего
инвестиционного   климата   для   притока   в   страну  иностранных
инвестиций.

             8. КООРДИНАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
                         В "РУБЛЕВОЙ ЗОНЕ"

     Из-за неотлаженности      механизма     торгово-экономического
сотрудничества,    отсутствия    договоренностей    о     принципах
урегулирования  задолженности  по  торговым  и неторговым операциям
обострился  кризис  неплатежей  по  межгосударственным   поставкам.
Задержки  в  расчетах  еще  больше  усиливают  свертывание торговых
операций и разрыв исторически сложившихся хозяйственных связей.
     В этих  условиях  Банк  России  был вынужден перевести расчеты
между   банками   государств    "рублевой    зоны"    на    систему
корреспондентских   счетов.   Тем  не  менее  Банк  России  сознает
недостатки такого рода системы межгосударственных расчетов, которая
продолжает давать многочисленные сбои.
     С целью нормализации межгосударственных расчетов Банк России в
качестве   приоритетных  выдвигает  такие  задачи,  как  приведение
правительством Российской Федерации торгово-экономических отношений
с  государствами  ближнего зарубежья в соответствие с общепринятыми
международными стандартами,  выработка селективных мер по поощрению
или  ограничению  экспортно-импортных операций,  а также проведение
переговоров по разделу внутреннего и внешнего долга бывшего СССР.
     Подписанное на  заседании Совета глав государств-членов СНГ 22
января   1993   г.    в    Минске    Соглашение    об    учреждении
Межгосударственного   банка   создает   предпосылки   для  создания
механизма,    обеспечивающего    нормализацию    платежно-расчетных
отношений.
     Согласование принимаемых     решений,     обмен     банковской
информацией, соблюдение единых правил ведения бухгалтерского учета,
отчетности и построения балансов банков,  контроля за деятельностью
кредитно-финансовых  учреждений позволят перейти с течением времени
в рамках Межгосударственного банка к координации  денежно-кредитной
и  валютной  политики,  а  затем  к  установлению  параметров роста
денежной  массы  и  предельных  размеров   кредитования   дефицитов
государственных бюджетов.

              9. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

     В 1992   году   продолжалось   развитие   банковской   системы
Российской Федерации.  Количество коммерческих банков увеличилось с
1360 до 1713.
     Однако банковская  система  России  все  еще   характеризуется
наличием  большого  числа  коммерческих банков с уставным капиталом
менее 50 млн.  рублей (76%    зарегистрированных  банков),  что  не
позволяет  им  активно  участвовать  в структурной и инвестиционной
политике.
     Поддерживая усилия   по   созданию   механизма   межбанковской
конкуренции,  Банк России тем не менее  считает,  что  в  настоящее
время   следует  поощрять  развитие  крупных  коммерческих  банков,
которые способны взять  на  себя  всю  полноту  ответственности  по
кредитованию  и  финансированию  приоритетных  отраслей  российской
экономики,  в том числе  с  привлечением  бюджетных  средств.  Этим
банкам может быть предоставлено преимущественное право на получение
и использование централизованных кредитных ресурсов, им также могут
быть установлены дифференцированные нормативы деятельности.
     Особое место   в    банковской    системе    призван    занять
Сберегательный  банк.  В  настоящее  время  он не всегда оправданно
коммерциализирует свою деятельность,  берет на себя  несвойственные
ему функции (факторинг,  лизинг,  форфетирование и т. п.). Наряду с
этим он по существу остается крупнейшей сберегательной  кассой:  из
всей   суммы   привлеченных  средств  населения  кредиты  населению
составляют чуть более 2%.    Остальные  ресурсы  размещены  в  виде
займов другим банкам, предприятиям, бюджету.
     В этой связи следует вернуть Сберегательному банку его  статус
кредитно-финансового   учреждения   особого   типа.   Учитывая  его
приближенность  к  населению,  возможности  материально-технической
базы,   профессионализм   кадров,   целесообразно  расширить  сферу
применения  кредита,  в  частности,  за  счет  предоставления  ссуд
гражданам  на  затраты  связанные  с  приватизацией государственной
собственности,   созданием   и   развитием    малых    предприятий,
строительством жилых домов, ремонтом жилья и удовлетворением других
потребностей населения.  С этой целью предстоит внести  необходимые
изменения в организационно-правовой статус Сберегательного банка.
     Центральный банк считает оправданным контролируемое расширение
масштабов   деятельности  иностранных  банков  в  России.  Открытие
крупными западными банками отделений в России позволит привлечь  их
финансовые   ресурсы,  поднять  авторитет  страны  в  международных
финансовых  кругах,  расширить  возможности   обучения   российских
специалистов,   а   также   повысить   эффективность   деятельности
российских кредитно-финансовых учреждений.

         10. ЗАЩИТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

     Усиление инфляции  и  снижение   жизненного   уровня   граждан
Российской    Федерации    особенно    остро   поставили   проблемы
стимулирования сбережений населения.  Успешное решение этой  задачи
позволило  бы  повысить  социальную  защищенность  людей,  а  также
расширить  ресурсную  базу  банковской  системы,  снизить  давление
неудовлетворенного   спроса   на  потребительский  рынок,  укрепить
положение рубля.
     Банк России   считает,   что  проведение  всеобщей  индексации
вкладов  в  существующей  экономической  ситуации  нецелесообразно,
поскольку  вызовет дополнительный рост денежной массы и новый виток
инфляции.  Такая мера, как замораживание индексированных вкладов на
2-3 года,  не будет эффективной,  так как лишь отложит инфляционный
скачок цен.
     Банк России   полагает   оправданным  усиление  дифференциации
процентных выплат по  текущим  и  срочным  вкладам  и  установление
зависимости    последних   от   сроков   хранения   сбережений   по
прогрессивной  шкале.  Кроме  того,  для  поддержания  определенных
категорий   населения   (пенсионеры,  инвалиды,  молодежь)  следует
развивать  новые  виды   вкладов,   процент   по   которым   должен
индексироваться с учетом роста инфляции.
     В то же время представляется целесообразным продумать вопрос о
компенсации  мелких  вкладов,  что укрепит доверие людей,  особенно
старшего поколения, к реформам и деятельности Правительства. Однако
механизм   этой   компенсации   должен   гарантированно   исключать
возможность новых инфляционных всплесков. Поэтому компенсация может
принять   форму   облигаций   -   государственных   обязательств  с
определенными сроками  их  погашения.  Обеспечить  погашение  таких
обязательств  можно  за  счет  поступления  средств от приватизации
государственной собственности.
     Наряду с  этим  Банк России считает важным проработать систему
мер  по  повышению  курсовой  стоимости    приватизационных   чеков
(ваучеров)  и  их  надежному размещению в ценные бумаги.  Для этого
следует уже в ближайшее время изучить вопрос  создания  специальных
трастовых отделов при Сберегательном банке.
     Таким образом,  в области защиты и  стимулирования  сбережений
населения  Банк  России предлагает в 1993 г.  исходить из комплекса
мер  по  частичной  компенсации  вкладов,   выборочному   изменению
процентных  ставок  и  развитию материального обеспечения вкладов в
рамках проводимой программы приватизации.

     Москва 1993 г.

1993-05-24
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест