Юридический портал "Сборник-Законов": законодательство РФ, законы, постановления
Федеральные законы РФПостановленияПриказыРаспоряженияУказы
Найти документ

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 15.06.1993 № 5182-I

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       О предложениях и критических замечаниях, высказанных
      участниками Всероссийского совещания народных депутатов
        Советов всех уровней (г. Москва, 1 июня 1993 года)

     Президиум    Верховного    Совета     Российской     Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Совету Республики Верховного Совета  Российской  Федерации,
Совету  Национальностей  Верховного  Совета  Российской  Федерации,
постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета Российской
Федерации  в  недельный  срок рассмотреть предложения и критические
замечания,   высказанные   участниками   Всероссийского   совещания
народных депутатов Советов всех уровней и при необходимости принять
меры по их реализации (приложение N 1).
     2. Предложить    Конституционной    комиссии   рассмотреть   и
использовать  в  дальнейшей   работе   над   проектом   Конституции
предложения,    высказанные    участниками   указанного   совещания
(приложение N 2).

     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. ХАСБУЛАТОВ

     Москва, Дом Советов России
     15 июня 1993 года
     N 5182-I
     _________________________

     Приложение N 1
     к постановлению Президиума
     Верховного Совета
     Российской Федерации
     от 15 июня 1993 г.
     N 5182-I

                             ПЕРЕЧЕНЬ
   предложений и критических замечаний, высказанных участниками
 Всероссийского совещания народных депутатов Советов всех уровней
 (г. Москва, 1 июня 1993 г.), для рассмотрения в Совете Республики
  Верховного Совета Российской Федерации, Совете Национальностей
   Верховного Совета Российской Федерации, постоянных комиссиях
     палат и комитетах Верховного Совета Российской Федерации

     Из выступления  Председателя  Верховного   Совета   Российской
Федерации Р. И. Хасбулатова.

     Для представительной  власти  на местах и на уровне Верховного
Совета крайне важно наладить  эффективный  механизм  взаимодействия
федерального  парламента  с  Советами  на местах.  От этого зависит
очень и очень многое, и именно здесь самый существенный пробел.
     Нужен не   просто   один   акт,   в   виде  Закона  о  местном
самоуправлении,  а  целые   основы   законодательства   о   местном
самоуправлении.  Поэтому  здесь  надо  очень  серьезно  поработать,
включить в полную силу и союз малых городов,  и многие  объединения
Советов  с тем,  чтобы очень разобраться с местным самоуправлением,
этой основой демократии в любом государстве.
     Необходимо обеспечить более активное участие в конституционном
процессе  субъектов  Федерации,  подключить  к   разработке   новой
Конституции  наряду  с  исполнительной,  законодательной и судебной
властями самые широкие социальные слои, представителей общественных
движений, политических партий, различных конфессий.
     Крупным общественным   политическим    группам    надо    дать
возможность  также  вынести  на референдум свой проект Конституции.
Таким образом,  будем иметь возможность четко выявить мнение  наших
сограждан  по  разным  проектам  Конституции.  Причем  это  следует
проводить  без  какого-то  нагнетания  политических   страстей,   в
спокойной,  нормальной,  демократической  атмосфере.  И тогда никто
никого не будет упрекать ни в разжигании страстей, ни в навязывании
своего мнения.
     Ослаблены связи между различными звеньями Советов:  районными,
городскими,   сельскими,   поселковыми  и  избирателями,  трудовыми
коллективами   предприятий,   общественными   организациями.   Этот
недостаток  следует  совместными усилиями преодолевать.  И вовсе не
обязательно восстанавливать какую-то вертикальную связь. Надо вести
повседневную работу, обмен мнениями, обмен суждениями.
     Надо признать, что и Верховный Совет увлекся решением вопросов
на  федеральном  уровне  и  мало  уделяет  внимания местным Советам
народных депутатов.  Это касается  и  работы  по  совершенствованию
контрольной   деятельности,  и  подготовки  повышения  квалификации
депутатов,    обобщения    и    распространения    опыта     работы
представительных  органов  власти.  Плохо налажено взаимодействие с
исполнительными  органами  власти,  и  особенно  с   политическими,
общественными организациями, партиями.
     Справедливо упрекают в отсутствии должной гласности  в  работе
Верховного Совета,  Советов других уровней. Оставляет желать  много
лучшего  оперативность  и  полнота  информации  местных  Советов  о
принимаемых законодательных актах и решениях.  Этот упрек, конечно,
следует  отнести  в  адрес  как  Верховного  Совета  в  целом,  его
руководства,  так  и  комиссий  и  комитетов,  аппарата  Верховного
Совета, а также его структурных подразделений.
     Совершенно очевидно,  что  Советы как подлинно законные органы
народной власти обязаны взять на себя основную  роль  в  борьбе  за
приверженность  строго  конституционно-правовому,  демократическому
пути развития.
     Следует наладить     более     тесное     взаимодействие     с
представительными органами на местах.  Конечно,  хотелось бы, чтобы
комиссии  и комитеты Верховного Совета Российской Федерации,  члены
Президиума чаще бывали непосредственно на местах.
     Особо важное  значение  приобретает  сегодня  взаимодействие с
исполнительными  органами  по  таким  вопросам,  как   приватизация
государственной и муниципальной собственности, проведение земельной
реформы,  освоение недр,  охрана окружающей среды.  Дела здесь идут
пока  что  неважно,  вот  и  надо включиться в решение практических
проблем углубления рыночных реформ в интересах нашего населения.
     Не случайно  и  республики,  и области,  и края особенно остро
ставят вопрос о том,  что у них очень ограничены права и они до сих
пор   не  пользуются  теми  положениями,  которые  зафиксированы  и
конституционно оформлены в Федеративном договоре.  Здесь  наверняка
упущение и Верховного Совета, и Правительства, и вместе надо скорее
принимать   соответствующий   закон    о    механизме    реализации
Федеративного  договора.  В  то  же  время  все должны понять,  что
дальнейший отход от положения  Федеративного  договора  практически
невозможен.
     В Верховном Совете,  да и на местах,  совершенно  недостаточно
внимания уделяется контрольной деятельности.
     Следует более активно и целенаправленно  использовать  большой
потенциал  местного самоуправления,  который сейчас,  если говорить
откровенно,  просто "заглох",  чему  способствует  и  недостаточная
проработанность  законодательной  базы,  и  отсутствие продуманного
механизма осуществления законов.
     В отличие  от нынешних Советов низового звена земства обладали
своей  собственностью,  а  значит,  и  определенной   экономической
самостоятельностью,   что   позволяло   им   оказывать  эффективную
поддержку местному, особенно мелкому, бизнесу, предпринимательству.
Почему бы не воспользоваться этим опытом сейчас?
     В качестве  реального  шага  в  сторону   оживления   местного
самоуправления   следовало   бы,   видимо,   предоставить  краевым,
областным   Советам   право   создавать   предприятия   на   основе
собственности   области,   отменив   установленные  государственной
программой приватизации ограничения, а также собственного правового
регулирования    приватиэации   жилых   помещений   и   предприятий
муниципальной собственности. Естественно, при выполнении требований
соответствующих актов Федеральных органов.
     Надо также    коренным    образом    улучшить    работу     по
совершенствованию     законодательного     регулирования    органов
государственной власти и  местного  самоуправления.  В  этих  целях
следовало  бы  создать  государственно-правовые  отделы  краевых  и
областных Советов.
     Не надо  искусственно  тормозить процесс разработки и принятия
Конституции,  но если не удастся найти  непреложные  истины,  то  и
форсировать искусственно тоже нельзя в угоду кому бы то ни было.
     Вопросами организации  системы   оплаты   труда   надо  больше
заниматься     комитетам    и    комиссиям    Верховного    Совета,
Контрольно-бюджетному  комитету, в  том   числе   и   председателям
комитетов,  комиссий А. П. Починку, Г. С. Жукову. Так что поручение
мы обязательно дадим.
     Надо принимать  правильное  решение  по наблюдательным советам
или предпринять еще что-то, но в принятии этого правильного решения
должны  помочь  сами  журналисты,  занятые  в  этих  сферах,  чтобы
обеспечить  себе реальную независимость и от исполнительной власти,
и от представительной власти.
     Хотя это тяжело,  хотя это трудно,  наверное,  опять  придется
вынести  эти  проекты Конституции на суд избирателей.  И пусть люди
выскажутся.  Если люди не отдадут  никакому  из  них  предпочтение,
тогда  это  будет  полностью  предметом парламента,  абсолютным его
предметом.
     Пропаганда передового  опыта - вот в чем нуждаются Советы всех
уровней.  Важно знать,  где умело работают,  как решают возникающие
проблемы.

     Из    выступления   Вице-президента   Российской     Федерации
Руцкого А. В.

     Если развитие экономики будет идти  такими  темпами  и  дальше
хотя бы в течение еще одного года, то попадем в полный кризис. Надо
дать поручение Верховному Совету распустить нынешнее  Правительство
и создать нормальное Правительство, которое способно вывести страну
из этой ситуации.  Но распустить не так,  как это делали раньше, то
есть   тех  или  иных  перемещали  с  их  должностей  и  направляли
торгпредами во Францию,  Италию,  Испанию,  Канаду и так  далее,  а
спросить  по  закону  не  диктаторским  методом,  а  по закону,  по
Конституции за все то, что произошло с нашим Отечеством.
     Сегодня дефицит  времени  таков,  что  мы  не  можем позволить
экономическому  и  политическому  процессу  даже   два-три   месяца
развиваться именно в этом направлении. Поэтому просьба одна: именно
солидарность,  объединение вокруг идеи государственности  и  вокруг
идеи    народовластия,    объединение   вокруг   идеи   направления
экономических реформ в русло цивилизованного рынка, в русло решения
социальных  проблем  общества,  ибо  только  солидарность  способна
остановить этот кризис.

     Из выступления  заместителя  Председателя  Верховного   Совета
Российской Федерации Рябова Н. Т.

     Выходом из  затянувшейся  череды  распрей  и междоусобиц может
стать  совместное   участие   в   конституционном   процессе   всех
федеральных   властей,   а   также   органов   представительной   и
исполнительной власти субъектов Федерации. В этом процессе не могут
стоять  в  стороне  и  различные политические партии,  общественные
движения.  Безусловно,  порядок принятия  Конституции  должен  быть
конституционным.  Вот  эти  вопросы  должны  быть  решены  в рамках
конституционности.
     Эти вопросы  требуют  разработки  и  принятия Съездом закона о
процедуре принятия новой Российской Конституции.  И  только  приняв
его,    будем   в   состоянии   решить   в   последующем   проблему
конституционности принятия Съездом новой Российской Конституции.

     Из выступления    председателя    постоянной    комиссии    по
экономической   реформе  Кемеровского  областного  Совета  народных
депутатов Сергачева Л. П.

     Не надо суетиться в столь  важном  политическом  вопросе,  как
работа  над  Конституцией.  Необходимо  обсуждать  и  президентский
проект,  и проект Шаталина,  и проект Слободкина,  и  многие-многие
другие  проекты,  которые  должны  войти  в  один проект,  принятый
Конституционной комиссией при Верховном Совете,  с учетом всех  тех
положительных моментов,  имеющихся в этих проектах. И таким образом
должна быть принята новая Конституция.
     В проектах    нет    преемственности   с   ныне   существующим
общественным и государственным устройством. Было бы неплохо вынести
на   референдум   три   проекта,   потому   что   только  в  одном,
слободкинском,  есть  преемственность.  Правда,  там   очень   мало
изменений, но по крайней мере хоть этот принцип соблюден. И эти два
проекта тоже  можно  было  бы  вынести  на  референдум.  Но  первым
вопросом  можно  было  бы  поставить  другой:  нужна  ли непременно
сегодня,  в этом году,  новая Конституция.  Приниматься Конституция
может только конституционным путем.
     Предлагается равенство прав субъектов Федерации,  обязательная
ратификация  новой  Конституции,  ее  парафирование  и  ратификация
субъектами Федерации,  к коим должны  относиться  края  и  области.
Обязательно  широкое и полномочное местное самоуправление в городах
и районах.  И было бы очень здорово,  если бы края и области  имели
право  на  принятие  собственной  конституции,  где  было бы только
записано,  что конституция краев,  областей,  республик, входящих в
состав  Российской  Федерации,  не должны противоречить конституции
Российской Федерации.  А города имели бы право  на  уставы,  как  в
развитом демократическом государстве Соединенных Штатах Америки.
     Наказ предстоящему   десятому  Съезду   народных   депутатов -
укрепление  позиций  Советов на местах,  потому что там корни всего
положения и Верховного Совета,  и Съезда.  Назначить сейчас  прямые
выборы   глав   администраций,   и   уважаемый   Президент,  тотчас
присмиреет.

     Из выступления председателя комиссии Барнаульского  городского
Совета   народных   депутатов   по   законности   Алтайского   края
Колесовой  В. П.

     В новой Конституции,  во-первых, Федеративный договор не может
служить   простым   приложением.   Во-вторых,  наверное,  в  момент
разработки  проекта  новой   Конституции   возможна   и   доработка
Федеративного договора с согласия субъектов Федерации.  Конечно,  в
Конституции  не  пропишешь  весь  Федеративный  договор  или   весь
механизм  его  реализации.  Но  надо  сделать  так,  чтобы субъекты
Федерации действительно были субъектами.  В этой  связи  необходимо
сделать  хотя бы двухуровневую систему Российской Федерации,  чтобы
края и области  были уравнены  в правах с  республиками  в  составе
Российской  Федерации.  Не  может  быть  иного  пути принятия новой
Конституции, кроме конституционного.

     Из выступления   председателя   комиссии   Верховного   Совета
Республики  Башкортостан по вопросам народного образования,  науки,
культуры,  национальных  и   интернациональных   традиций,   охраны
исторического  наследия,  секретаря республиканской конституционной
комиссии Еникеева З. И.

     В основе  Конституции  должно  лежать  не  кулачное  право,  а
естественное  право,  которое  бы гарантировало права и свободы как
отдельной  личности,  так  и  нациям,  народам.  Это  значит,   что
Конституция   должна  быть  в  равной  степени  и  федеративной,  и
правовой,  она  должна  быть  нацелена  на  создание  федеративного
правового  государства.  Концепция  централизации  должна  уступить
место концепции регионализации,  так как чем дальше от народа центр
власти,  тем  больше  анархии  и беспорядка и тем меньше управляемо
государство.
     Надо эапускать   многообразие  Федеративных  связей.  Не  надо
противопоставлять  области  и  края  республикам.  Не  надо   также
противопоставлять права народов правам человека.

     Из выступления  члена  малого Совета Новосибирского областного
Совета народных депутатов Карпова В. Я.

     Принципиальная ущербность обоих проектов состоит  в  том,  что
принцип  народовластия  вначале  декларируется  в  статье 1 проекта
Конституции,  а затем планомерно сводится к  роли  невостребованной
ценности.  Исчезло  право миллионом подписей потребовать проведения
референдума по сформулированному инициативной группой вопросу.  Под
сомнение поставлено право прямого избрания народом Президента,  так
как порядок избрания Президента определяется  федеральным  законом.
Каким  будет  федеральный  закон,  этого  из президентского проекта
Конституции   не   следует.   Отсутствует   возможность    контроля
деятельности исполнительной власти.

     Из выступления  члена  малого  Совета  Красноярского  краевого
Совета народных депутатов Лифаренко В. П.

     Вызывает недоумение отсутствие в  обоих  проектах  Конституции
законодательного  определения  и места русской нации при ее ведущей
роли и месте среди народов, входящих в состав Российской Федерации.
Принцип неравенства субъектов Федерации, который заложен включением
Федеративного договора в полном объеме,  без тех поправок,  которые
были  зафиксированы  в  свое время в протоколе,  прослеживается и в
других позициях, в частности, в неравном представительстве в Совете
Федерации.
     Делить субъекты Федерации на три  разряда  ни  в  коем  случае
нельзя.  Ведь  это  нонсенс,  когда один субъект Федерации входит в
другой.  Это неравенство,  по существу,  понуждает края  и  области
повышать свой ранг до уровня национального образования.
     Ратифицированный более  чем  двумя  третями  от  общего  числа
субъектов Российской Федерации проект Конституции выносится либо на
референдум,  либо на чрезвычайный Съезд народных депутатов, который
созывается только для принятия Конституции.

     Из выступления народного депутата Республики Адыгея, прокурора
Тахтамукайского района Чале К. Х.

     Нельзя забывать и перечеркивать все,  что было пережито за  70
лет,  все  что  было  достигнуто  за  годы советской власти по всем
направлениям.
     Необходимо подготовить один общий проект Конституции, привлечь
всех,  то есть весь научный потенциал страны, и принять Конституцию
единственным  конституционным путем.  Народные депутаты,  избранные
народом,  как и Президент страны,  обязаны,  используя свое право и
сознавая   свою   ответственность   перед  народом,  принять  новую
Конституцию,  которая отображала бы то,  что происходит в стране, и
ту цель, которую ставит перед собой государство.
     История Советов как, представительной власти, уходит вглубь...
Они  были, есть,  и должны быть на всех уровнях, и нельзя допустить
сползания к единоличной власти, к диктатуре одного человека.

     Из выступления депутата Ивановского городского Совета народных
депутатов,  участника рабочей группы Верховного Совета по доработке
проекта Конституции Зенкина С. А.

     Нельзя пойти на уступки  за  счет  Конституции,  но  в  рамках
действующей Конституции нужно умело маневрировать.
     Механизм роспуска парламента  должен  быть  ограничен  четкими
правовыми   рамками.   Возможно,   следует  применить  определенные
временные   ограничения.   Например,   если   Президент   распустил
парламент,  то  в  течение  года  после  роспуска он не может этого
делать.  А может быть,  воспользоваться  и  таким  опытом,  который
существовал  в  предыдущей,  четвертой  Французской  Республике:  в
течение определенного периода после избрания  парламента  Президент
не вправе его распускать. И с этой точки зрения заслуживает критики
то положение президентского проекта,  согласно  которому  президент
может распустить парламент, если тот не согласится с представленной
им кандидатурой на пост премьера.
     В будущей  Конституции  следует уравновесить соотношение палат
федерального  парламента.  Следует   также   заложить   и   весомые
контрольные полномочия федерального парламента.
     Вызывает беспокойство и положение обоих проектов о составе так
называемой   Верхней  Палаты  Парламента.  Согласно  этому  проекту
половина мест отводится республикам и автономиям.  Думается,  что с
учетом национального состава это было бы не совсем корректно.

     Из выступления  члена  Малого  Совета Балашихинского горсовета
Гришина В. А.

     Приватизация окончательно  разрушит  экономику   страны,   она
угрожает национальной безопасности страны,  потому что в итоге весь
оборонный комплекс окажется в руках иностранного капитала.  И не по
принципу  империализма,  а  просто по принципу состязательности они
сделают все для  того,  чтобы  уничтожить  то,  что  еще  осталось.
Верховный  Совет  сейчас  должен  остановить  приватизацию по схеме
Чубайса, ничего хорошего она стране не даст.
     Сейчас сложилось   тяжелейшее   положение  на  государственных
предприятиях,  люди  забиты,  они  боятся   увольнения.   Директора
государственных  предприятий ведут себя сейчас как удельные князья,
они совершенно бесконтрольны,  народ не  может  их  контролировать.
Сейчас,  хотя  бы  в  порядке  эксперимента  надо передать трудовым
коллективам  государственные  предприятия  в  полное  хозяйственное
ведение,   предоставить   трудовым   коллективам  право  смещать  и
назначать директора.  Надо,  чтобы Верховный  Совет  срочно  принял
закон о трудовых коллективах.
     Верховный Совет  должен   сосредоточить   свое   внимание   на
тщательном  изучении  нового  закона о выборах,  так как существует
вероятность того, что к власти придет преступный мир, который имеет
большие деньги. Поэтому нужны некоторые ограничительные препятствия
для  лиц,  связанных   с   коррумпированными   кругами.   И   такую
разрешительную  систему  должны определять и органы прокуратуры,  и
органы  Министерства  безопасности,   с   правом   обжалования   их
запретительного решения в суде.  Без этого можем проиграть страну и
создать криминальное государство.
     Надо как  можно быстрее создать контрольную палату,  привлекая
туда депутатов,  работников прокуратуры,  спецслужб и так далее. Ну
нельзя же так:  страна разворовывается, все говорят об этом и никто
ничего не делает.

     Из выступления  председателя  постоянной  комиссии  Верховного
Совета Республики Хакасия  по вопросам законодательства, законности
и правопорядка Сайбаракова Н. И.

     Процесс подготовки Основного закона необходимо ускорить, но не
настолько,  чтобы  принять его через месяц либо через два,  а чтобы
завершить эту работу хотя бы  в  текущем  году  и  чтобы  она  была
принята на добротной правовой основе,  с соблюдением законодательно
закрепленных правовых процедур.
     Настораживает значительный крен в сторону усиления единоличной
президентской   власти    в    ущерб    власти    представительной,
законодательной.  Парламенту  страны  и  Президенту  надо  пойти на
компромисс,  подготовить на базе двух один проект Основного закона,
с которым и выйти к народу.

     Из выступления   члена   рабочей   группы   Верховного  Совета
Российской Федерации по доработке  проекта  Конституции  Российской
Федерации Суворова В. А.

     Позиция Верховного   Совета   Российской   Федерации,  Советов
народных депутатов всех  уровней  должна  быть  жестче  в  вопросах
защиты существующей Конституции, принципа верховенства права. Иначе
демократию сменит российский бунт,  бессмысленный и беспощадный.
     В сложившейся социально-политической обстановке есть один путь
принятия  новой  Конституции,   предотвращающий   развал   России -
конституционный   путь  на  основе  согласия  субъектов  Российской
Федерации.  Съезду народных депутатов должен быть предъявлен проект
Конституции,  доработанный  Конституционной комиссией с учетом иных
проектов,  предложений   конституционных   совещаний,   рабочих   и
экспертных  групп,  народных  депутатов,  государственных и местных
органов  власти,  ученых  и  практиков,  общественных  объединений,
граждан, согласованный с субъектами Федерации.
     Предложить Верховному  Совету  в   кратчайший   срок   принять
правовой   акт   о  процедуре  подготовки,  обсуждения  и  принятия
Конституции   Российской   Федерации.   При   доработке    проектов
Конституции  уделить  внимание  следующим положениям:  верховенству
прав, свобод человека и гражданина; развитию принципа народовластия
и   местного   самоуправления;  разделению  и  равновесию  властей;
закреплению государственно-правового статуса  субъектов  Российской
Федерации, равного статуса республики в составе Федерации: развитию
системы  государственных  гарантий  прав  и   свобод   человека   и
гражданина.

     Из выступления  народного депутата Приморского краевого Совета
народных депутатов Исаева А. А.

     Надо призвать все здравомыслящие силы,  чтобы  на  всенародное
обсуждение, если такое состоится, вынесли бы еще и третий проект, а
назвали бы его проектом коалиции антимафиозных сил.

     Из выступления  народного  депутата  Оренбургского  областного
Совета народных депутатов Никитина А. В.

     В Конституции  Российской  Федерации  должны  быть  закреплены
социальные обязанности государства перед  гражданами,  должно  быть
определено  фактическое  равенство  субъектов Федерации.  Для этого
необходимо уравнять  в  социальных,  политических  и  экономических
правах все субъекты Федерации независимо от того, административными
или национальными являются те или иные территориальные единицы. При
этом,   может   быть,   не   следует   трогать  политические  права
национально-государственных  структур   в   социально-экономической
сфере, а надо поднять до уровня республик права краев и областей.
     Гарантией равенства       был        бы        отказ        от
национально-государственной        автономии        в        пользу
административно-территориального  деления  на  субъекты  Федерации.
Гражданам   же   должны   быть  предоставлены  широкие  возможности
национально-культурной автономии.  К сожалению,  это обстоятельство
не  нашло  отражения  в  действующем Федеративном договоре.  В этом
случае стало бы возможным формировать Совет Федерации  на  условиях
равенства представительства субъектов Федерации.
     Имеет право на существование  и  такой  подход,  когда  проект
Конституции  разрабатывает  Конституционное совещание,  а принимает
Конституционное собрание.  Но этот порядок  должен  быть  определен
Съездом народных депутатов.

     Из выступления  председателя  коллективного сельхозпредприятия
г. Кантемировка, Воронежской области Федоренко В. М.

     Во многих районах за неимением денег упразднено  радиовещание.
Из Верховного Совета должен последовать совет,  может быть,  надо и
денег найти,  чтобы учредителями районного  радиовещания  выступили
районные Советы. Тогда можно эффективнее бороться за умы людей.

     Из выступления   председателя  Красненского  районного  Совета
народных депутатов Белгородской области Сулима Ф. Е.

     Республика, область,  край должны иметь равные права  и  надо,
чтобы  в  России  были один Президент,  один Верховный Совет и одно
Правительство.

     Из выступления  народного  депутата  Вологодского   областного
Совета народных депутатов Шумилова А. М.

     Верховному Совету надо рассматривать не только проект, который
подготовлен  командой  Президента,  не   только   проект,   который
подготовлен Конституционной комиссией, но и Конституцию, по которой
мы  живем  и  которую  благодаря   стараниям   народных   депутатов
Российской Федерации так серьезно подправили за последние два года.
     Ни тот,  ни другой проекты новой Конституции сегодня не  могут
быть  приняты  для  утверждения.  Во-первых,  надо четко определить
статус и  Российской  Федерации,  и  определиться  с  суверенитетом
каждой территории.
     Нельзя согласиться  с  тем,  что   в   президентском   проекте
Конституции  предоставлены  такие  права  Президенту,  как право на
роспуск   парламента,    единоличное    право    на    формирование
Правительства,  единоличное  право на проведение кадровой политики,
неподконтрольность парламенту, неподконтрольность в решении спорных
вопросов между федеральными органами и субъектами Федерации,  право
на введение чрезвычайного положения в регионах Российской Федерации
без согласования с регионами.

     Из выступления   члена  рабочей  группы  по  выработке  текста
Конституции  от  имени   представителей   республик   Башкортостан,
Татарстан, Саха (Якутия), Тува, Алтай и Бурятия Валеева А. П.

     В обоих  вариантах  по неясной причине даже не упоминается то,
что Россия  -  это  многонациональное  государство,  представляющее
Федерацию  или  союз равноправных республик - суверенных государств
согласно их декларациям о государственном суверенитете.
     Если существуют   этносы,   то,   вероятно,  существуют  и  их
национальные интересы,  а равно и их специфические права. Эти права
должны  быть  удовлетворены.  И  формой этого удовлетворения должно
стать национальное самоопределение.  Если бы уважаемые  авторы  это
учли,  то  они  признали  бы  суверенные  республики  и  автономные
образования  особыми субъектами  Федерации,   имеющими   право   на
самоопределение, вплоть до образования собственного государства.
     Идея ассоциированного членства в составе  Федерации  могла  бы
стать идеальным вариантом создания новой Российской Федерации.  Это
предотвратило   бы   центробежные   тенденции   в   ее    развитии,
предотвратило бы распад этого огромного супергосударства.
     Федеративный договор должен стать правовой основой Конституции
Российской Федерации.  Федеративный договор первичен по отношению к
Конституции России,  именно он утверждает договорно-конституционный
характер Российской Федерации.
     Новая Конституция Российской  Федерации  должна  быть  принята
конституционным путем на основе разработанного механизма реализации
Федеративного  договора.  Безотлагательное  завершение   разработки
пакета  законопроектов  и  постановлений  Правительства  Российской
Федерации,  направленных  на  претворение  в  жизнь   Федеративного
договора,  должны стать обязательным условием продолжения работы по
подготовке новой Конституции.  Также должен  быть  принят  закон  о
порядке   обсуждения   и   принятия  новой  Конституции  Российской
Федерации.
     Было бы  логичнее  Конституцию  Российской  Федерации  принять
после  принятия   Конституций   суверенных   республик,   а   также
конституционных        актов        или       именных       законов
национально-территориальных образований. Это было бы и справедливо,
и демократично, и гуманно по отношению к республикам и народам этих
республик.  В противном случае это будет Конституция  тоталитарного
государства,  спущенная  сверху,  а  потому  и представляющая нечто
навязанное обществу.

     Из выступления Власовой  Л.  М.,  Балаковский  территориальный
избирательный округ, Саратовская область.

     О какой   защите   детей   может   идти   речь,  если  сегодня
реанимируется школа XIX века.  Для элитарных  детей  -  гимназии  и
колледжи,  для  оставшихся  детей - государственная школа,  которая
находится на грани развала.  Конституция,  которая не дает гарантий
для  спасения  нации  и детей,  не нужна народу.  Она по сути своей
антинародна.  Конституция,  которая разделяет наше общество  на  20
процентов  имущих и на 80 процентов живущих за чертой бедности,  не
может быть принята, она антинародна.

     Из выступления  народного  депутата  Свердловского  областного
Совета народных депутатов Токаревой Т. П.

     Считаем невозможным  никакое  нарушение конституционных правил
принятия  Конституции.  Считаем,   что   нужно   использовать   все
возможности,  в  том  числе и настоящего совещания и того,  которое
собирает Президент,  может быть,  и других совещаний, собраний, для
достижения   и  выработки  в  конечном  счете  единого,  достаточно
взвешенного,  приемлемого  для  всех  субъектов  Федерации  проекта
Конституции,  который  должен  будет  принять  Съезд,  или  в таком
порядке,  какой  установит  Съезд.  Полагаем,  что  никакое  прямое
перерастание   совещания   у   Президента   в   Учредительное   или
Конституционное собрание недопустимо.
     Провозглашение этнического  принципа как основы самоуправления
или государственности влечет только одно  -  раздор  и  войны.  При
нашем многонациональном и очень перемешанном составе населения наше
государство не может строиться, если чисто этнический, национальный
признак будет положен в основу.
     Вопрос о местном самоуправлении надо дорабатывать.  Он в обоих
проектах  не  совсем  ясен  и  не вполне устраивает,  в особенности
города и сельсоветы,  и естественно, районы. Хотелось, чтобы вообще
проблема  совместной  компетенции  Федерации  и  территории  как бы
исчезла   совсем.   Надо   оставить   для   Федерации   только   ее
исключительную  компетенцию,  а дальше можно было бы и остановиться
на таком варианте:  основы законодательства,  но очень  просторные,
где только самые фундаментальные положения.
     Почему бы  не  решать  вопрос  о  муниципальной  или   частной
собственности  в  каждом  городе  в  отдельности  в  зависимости от
ситуации и в зависимости от подхода населения к этой проблеме. Рано
или   поздно   все   унифицируется,  рано  или  поздно  это  будет.
Продекламируйте, что это в принципе возможно, а дальше предоставьте
местам возможность реализовать свои права. Точно так же и с другими
подходами: в гражданском законодательстве, во всем остальном.
     Возможно, что все-таки в селах, районах и городах надо было бы
остановиться  на  возможности,  при  которой  глава   администрации
избирался  бы населением,  а Совет был достаточно представительным,
но тоже избирался населением, и чтобы они взаимодействовали.

     Из выступления народного депутата Моссовета Белашова С. И.

     Предлагаю: от имени совещания депутатов  России  всех  уровней
обратиться к Верховному Совету,  к Съезду о включении в Конституцию
следующих изменений:  поставить вопрос о ликвидации в нашей  стране
института   президентства,   как   приведшего  к  двоевластию,  как
источника политической и экономической нестабильности, приведшего к
власти  уголовно-мафиозные  структуры и кланы,  и разрубить наконец
этот "гордиев узел" с Президентом и его окружением.

                           ____________

     Приложение N 2
     к постановлению Президиума
     Верховного Совета
     Российской Федерации
     от 15 июня 1993 г.
     N 5182-I

                             ПЕРЕЧЕНЬ
   предложений и критических замечаний, высказанных участниками
     Всероссийского совещания народных депутатов Советов всех
      уровней (г. Москва, 1 июня 1993 г.), для рассмотрения в
                     Конституционной комиссии

     Из выступления   Председателя   Верховного  Совета  Российской
Федерации Р. И. Хасбулатова.

     Проблеме местного самоуправления  и  в  том  проекте,  который
считается парламентским, и в новом президентском в общем-то уделено
недостаточно внимания, эти разделы надо, конечно, развить.
     Не надо  искусственно  тормозить процесс разработки и принятия
Конституции,  но если не удастся найти  непреложные  истины,  то  и
форсировать искусственно тоже нельзя в угоду кому бы то ни было.

     Из выступления   заместителя  Председателя  Верховного  Совета
Российской Федерации Рябова Н. Т.

     Выходом из затянувшейся череды  распрей  и  междоусобиц  может
стать   совместное   участие   в   конституционном   процессе  всех
федеральных   властей,   а   также   органов   представительной   и
исполнительной власти субъектов Федерации. В этом процессе не могут
стоять в стороне  и  различные  политические  партии,  общественные
движения.  Безусловно,  порядок  принятия  Конституции  должен быть
конституционным. Вот эти  вопросы  должны  быть  решены  в   рамках
конституционности.
     Эти вопросы требуют разработки и  принятия  Съездом  закона  о
процедуре  принятия  новой Российской Конституции.  И только приняв
его,   будем   в   состоянии   решить   в   последующем    проблему
конституционности принятия Съездом новой Российской Конституции.

     Из выступления    председателя    постоянной    комиссии    по
экономической  реформе  Кемеровского  областного  Совета   народных
депутатов Сергачева Л. П.

     Не надо  суетиться  в  столь важном политическом вопросе,  как
работа  над  Конституцией.  Необходимо  обсуждать  и  президентский
проект,  и  проект Шаталина,  и проект Слободкина,  и многие-многие
другие проекты,  которые  должны  войти  в  один  проект,  принятый
Конституционной  комиссией при Верховном Совете,  с учетом всех тех
положительных моментов,  имеющихся в этих проектах. И таким образом
должна быть принята новая Конституция.
     Новая Конституция  должна  не  разобщать,  а  объединять  наше
общество, должна воплощать в себе чаяния и красных, и белых, и тех,
кто ориентируется на реставрацию отживших,  старых (до  1917  года)
порядков,  и тех, кто намерен строить государство с нуля. То есть в
любом случае она должна объединять наше общество.
     Предлагается равенство прав субъектов Федерации,  обязательная
ратификация  новой  Конституции,  ее  парафирование  и  ратификация
субъектами  Федерации,  к  коим  должны  относиться края и области.
Обязательно широкое и полномочное местное самоуправление в  городах
и  районах.  И было бы очень здорово,  если бы края и области имели
право на принятие  собственной  конституции,  где  было  бы  только
записано,  что конституция краев,  областей,  республик, входящих в
состав Российской Федерации,  не должны  противоречить  конституции
Российской  Федерации.  А  города  имели бы право на уставы,  как в
развитом демократическом государстве Соединенных Штатах Америки.

     Из выступления председателя комиссии Барнаульского  городского
Совета     народных    депутатов   по   законности  Алтайского края
Колесовой  В. П.

     В новой  Конституции  должны  быть   существенно   разработаны
переходные положения,  которые бы отражали реалии сегодняшнего дня,
содержали  бы  в  этих  переходных   положениях   те   общественные
отношения,  которые  на  сегодня  сложились.  А  затем  постепенное
введение в действие  норм  Конституции,  которые  являются  как  бы
будущим страны, нашей Родины.
     В новом, едином проекте Конституции должны  быть  отражены три
главных раздела:
     первый раздел - это права и свободы  граждан,  которые  должны
быть  не  только декларативно провозглашены,  но и гарантировано их
обеспечение государством.  Необходимо учитывать опыт истории  нашей
Родины,  тот  исторический  опыт,  который  нельзя  отбрасывать.  В
Конституции,  Основном  Законе  речь  должна  идти  не   только   о
государстве,  но и о человеке, об обществе. Конституция должна быть
Конституцией  и  государства,  и  общества.  В   таком   случае   и
государство   и   общество  будут  способны  гарантировать  каждому
человеку права и свободы человека и гражданина;
     второй раздел  проекта Конституции,  в котором должен получить
основательную проработку вопрос об организации власти. К сожалению,
ни  в  одном,  ни  в  другом  проекте принцип разделения властей не
доведен до  логического  конца.  Раздел  об  организации  власти  в
проекте   новой   Конституции   должен   быть  проработан  в  плане
цивилизованного представления конституционного  развития.  То  есть
система  издержек  и противовесов должна быть такой,  чтобы ни одна
власть не мешала бы друг другу, уравновешивала бы друг друга. И вот
это противоречие пошло бы на пользу общему развитию;
     третий раздел, которому в проекте новой Конституции надо также
уделить   значительное   внимание,   это  Федеративный  договор.  К
сожалению,  раздел  несовершенен,  при  этом   никакого   механизма
реализации  Федеративного договора ни в каких законах,  ни в указах
Президента, в постановлениях Правительства нет. Фактически, ни один
закон   после   принятия   Федеративного  договора  не  приведен  в
соответствие с Федеративным договором. То есть все, что принадлежит
Федерации,  она  надлежащим образом выполняет,  а из всего,  что по
Федеративному договору передается субъектам Федерации, им ничего не
остается.
     В новой Конституции,  во-первых, Федеративный договор не может
служить   простым   приложением.   Во-вторых,  наверное,  в  момент
разработки  проекта  новой   Конституции   возможна   и   доработка
Федеративного договора с согласия субъектов Федерации.  Конечно,  в
Конституции  не  пропишешь  весь  Федеративный  договор  или   весь
механизм  его  реализации.  Но  надо  сделать  так,  чтобы субъекты
Федерации действительно были субъектами.  В этой  связи  необходимо
сделать  хотя бы двухуровневую систему Российской Федерации,  чтобы
края и области были уравнены в  правах  с  республиками  в  составе
Российской  Федерации.  Не  может  быть  иного  пути принятия новой
Конституции, кроме конституционного.

     Из выступления   председателя   комиссии   Верховного   Совета
Республики  Башкортостан по вопросам народного образования,  науки,
культуры,  национальных  и   интернациональных   традиций,   охраны
исторического наследия, секретаря республиканской конституционности
комиссии Еникеева З. И.

     В основе  Конституции  должно  лежать  не  кулачное  право,  а
естественное  право,  которое  бы гарантировало права и свободы как
отдельной  личности,  так  и  нациям,  народам.  Это  значит,   что
Конституция   должна  быть  в  равной  степени  и  федеративной,  и
правовой,  она  должна  быть  нацелена  на  создание  федеративного
правового  государства.  Концепция  централизации  должна  уступить
место концепции регионализации,  так как чем дальше от народа центр
власти,  тем  больше  анархии  и беспорядка и тем меньше управляемо
государство.

     Из выступления  члена  малого  Совета  Красноярского  краевого
Совета народных депутатов Лифаренко В. П.

     Вызывает недоумение  отсутствие  в  обоих проектах Конституции
законодательного определения и места русской нации при  ее  ведущей
роли и месте среди народов, входящих в состав Российской Федерации.
Принцип неравенства субъектов Федерации, который заложен включением
Федеративного договора в полном объеме,  без тех поправок,  которые
были зафиксированы в свое время в  протоколе,  прослеживается  и  в
других позициях, в частности, в неравном представительстве в Совете
Федерации.
     Ратифицированный более  чем  двумя  третями  от  общего  числа
субъектов Российской Федерации проект Конституции выносится либо на
референдум,  либо на чрезвычайный Съезд народных депутатов, который
созывается только для принятия Конституции.

     Из выступления народного депутата Республики Адыгея, прокурора
Тахтамукайского района Чале К. Х.

     Нельзя забывать  и перечеркивать все,  что было пережито за 70
лет,  все что было достигнуто за  годы  советской  власти  по  всем
направлениям.
     История Советов как, представительной власти, уходит вглубь...
Они  были,  есть,  и должны быть на всех уровнях и нельзя допустить
сползания к единоличной власти, к диктатуре одного человека.

     Из выступления  председателя  Дудинского   городского   Совета
народных депутатов Таймырского автономного округа Градобоева В. И.

     Оба варианта  Конституции  требуют  дополнительной  доработки.
Структуры  власти  не   должны   "перевешивать"   или   тем   более
узурпировать одна другую.

     Из выступления депутата Ивановского городского Совета народных
депутатов,  участника рабочей группы Верховного Совета по доработке
проекта Конституции Зенкина С. А.

     Каков же  статус  премьера в проекте Конституционной комиссии.
Это же просто жалкий статус.  Премьер организует текущую  работу  и
координирует    деятельность    членов   правительства.   Но   ведь
председатель правительства это не руководитель аппарата.  Разве  он
не  должен  иметь  конституционное право влиять на процесс создания
правительства?  А ведь текст проекта  Конституционной  комиссии  не
предоставляет   премьеру   право   и   не   обязывает  его  вносить
представление президенту о назначении на министерские посты.
     Механизм роспуска  парламента  должен  быть  ограничен четкими
правовыми  рамками.  Возможно,   следует   применить   определенные
временные   ограничения.   Например,   если   Президент   распустил
парламент,  то в течение года после  роспуска  он  не  может  этого
делать.  А  может  быть,  воспользоваться  и таким опытом,  который
существовал  в  предыдущей,  четвертой  Французской  Республике:  в
течение  определенного  периода после избрания парламента Президент
не вправе его распускать. И с этой точки зрения заслуживает критики
то  положение  президентского проекта,  согласно которому Президент
может распустить парламент, если тот не согласится с представленной
им кандидатурой на пост премьера.
     В будущей Конституции следует уравновесить  соотношение  палат
федерального   парламента.   Следует   также   заложить  и  весомые
контрольные полномочия федерального парламента.
     Вызывает беспокойство и положение обоих проектов о составе так
называемой  Верхней  Палаты  Парламента.  Согласно  этому   проекту
половина мест отводится республикам и автономиям.  Думается,  что с
учетом национального состава это было бы не совсем корректно.

     Из выступления члена Малого  Совета  Балашихинского  горсовета
Гришина В. А.

     Верховный Совет   должен   сосредоточить   свое   внимание  на
тщательном изучении нового закона о  выборах,  так  как  существует
вероятность того, что к власти придет преступный мир, который имеет
большие деньги. Поэтому нужны некоторые ограничительные препятствия
для   лиц,   связанных   с   коррумпированными   кругами.  И  такую
разрешительную систему должны определять и  органы  прокуратуры,  и
органы   Министерства   безопасности,   с   правом  обжалования  их
запретительного решения в суде.  Без этого можем проиграть страну и
создать криминальное государство.

     Из выступления  председателя  постоянной  комиссии  Верховного
Совета Республики Хакасия  по вопросам законодательства, законности
и правопорядка Сайбаракова Н. И.

     Процесс подготовки Основного закона необходимо ускорить, но не
настолько,  чтобы принять его через месяц либо через два,  а  чтобы
завершить  эту  работу  хотя  бы  в  текущем  году и чтобы она была
принята на добротной правовой основе,  с соблюдением законодательно
закрепленных правовых процедур.

     Из выступления   члена   рабочей   группы   Верховного  Совета
Российской Федерации по доработке  проекта  Конституции  Российской
Федерации Суворова В. А.

     В сложившейся социально-политической обстановке есть один путь
принятия   новой   Конституции,  предотвращающий  развал   России -
конституционный   путь  на  основе  согласия  субъектов  Российской
Федерации.  Съезду народных депутатов должен быть предъявлен проект
Конституции,  доработанный  Конституционной комиссией с учетом иных
проектов,  предложений   конституционных   совещаний,   рабочих   и
экспертных  групп,  народных  депутатов,  государственных и местных
органов  власти,  ученых  и  практиков,  общественных  объединений,
граждан, согласованный с субъектами Федерации.

     Из выступления  народного  депутата  Оренбургского  областного
Совета народных депутатов Никитина А. В.

     Ни одна из ветвей власти не должна преобладать над другими,  а
должны быть предусмотрены гарантии против волюнтаристского роспуска
Парламента,   отрешения   Президента   от    должности,    гарантии
действительно независимой судебной власти.
     Необходимо обязательно   согласовать   проект   с   субъектами
Федерации,  обсудить  всенародно  и  принимать  на  Съезде народных
депутатов органом,  предусмотренным действующей Конституцией.  Если
же  проект не будет принят,  то принять его на референдуме или иным
способом,  определенным Съездом. Иной порядок должен быть определен
внесением изменений и дополнений в действующую Конституцию.
     Имеет право на существование  и  такой  подход,  когда  проект
Конституции  разрабатывает  Конституционное совещание,  а принимает
Конституционное собрание.  Но этот порядок  должен  быть  определен
Съездом народных депутатов.
     Нельзя согласиться  с  тем,  что   в   президентском   проекте
Конституции  предоставлены  такие  права  Президенту,  как право на
роспуск   парламента,    единоличное    право    на    формирование
Правительства,  единоличное  право на проведение кадровой политики,
неподконтрольность парламенту, неподконтрольность в решении спорных
вопросов между федеральными органами и субъектами Федерации,  право
на введение чрезвычайного положения в регионах Российской Федерации
без согласования с регионами.
     В Конституции необходимо отразить форму федеральных  отношений
в   России,   конституционно   признать  равенство  всех  субъектов
Федерации - республик,  краев,  областей и  округов.  Определить  в
Конституции  порядок  образования  и  утверждения  новых  субъектов
Федерации.  Исключить  из  проекта   Конституции   все   положения,
направленные  на  сохранение  централизации  и атрибутов унитарного
государства.  Дать  в  проекте  исчерпывающий  перечень  полномочий
Федеральных  органов  и что передать регионам.  Определить механизм
реализации  конституционных  норм,  федеральных  основ  и  законов,
решений  Конституционного  Суда,  механизма обеспечения целостности
Российского  государства   на   территории   субъектов   Федерации.
Установить  в  проекте Конституции строгий баланс прав и полномочий
между    федеративными    представительными    и    исполнительными
структурами.  Определить  в  проекте  Конституции  реальную  основу
влияния   субъектов   Федерации   на   выработку    и    проведение
общефедеральной политики.

     Из выступления   члена  рабочей  группы  по  выработке  текста
Конституции  от  имени   представителей   республик   Башкортостан,
Татарстан, Саха (Якутия), Тува, Алтай и Бурятия Валеева А. П.

     В обоих  вариантах  по неясной причине даже не упоминается то,
что Россия  -  это  многонациональное  государство,  представляющее
федерацию  или  союз равноправных республик - суверенных государств
согласно их декларациям о государственном суверенитете.
     Если существуют   этносы,   то,   вероятно,  существуют  и  их
национальные интересы,  а равно и их специфические права. Эти права
должны  быть  удовлетворены.  И  формой этого удовлетворения должно
стать национальное самоопределение.  Если бы уважаемые  авторы  это
учли,  то  они  признали  бы  суверенные  республики  и  автономные
образования  особым  субъектами  Федерации,   имеющими   право   на
самоопределение, вплоть до образования собственного государства.

     Из выступления  народного  депутата  Свердловского  областного
Совета народных депутатов Токаревой Т. П.

     Возможно, что все-таки в селах, районах и городах надо было бы
остановиться   на  возможности,  при  которой  глава  администрации
избирался бы населением,  а Совет был достаточно  представительным,
но тоже избирался населением, и чтобы они взаимодействовали.

     Из выступления народного депутата Моссовета Белашова С. И.

     Предлагаю: от  имени  совещания  депутатов России всех уровней
обратиться к Верховному Совету,  к Съезду о включении в Конституцию
следующих  изменений:  поставить вопрос о ликвидации в нашей стране
института  президентства,  как  приведшего   к   двоевластию,   как
источника политической и экономической нестабильности, приведшего к
власти уголовно-мафиозные структуры и кланы,  и  разрубить  наконец
этот "гордиев узел" с Президентом и его окружением.

                           ____________

1993-06-15
Яндекс.Метрика Сборник законов в бесплатном доступе
Законы, распоряжения, указы и другие документы законодательства Российской Федереации на правовом портале сборник-законов.ру Написать письмо
Информационный партнер Центр сертификации Роспромтест