П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об итогах визитах делегации
Верховного Совета Российской Федерации
в Турецкую Республику
Президиум Верховного Совета Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Принять к сведению отчет об официальном визите Председателя
Верховного Совета Российской Федерации и делегации Верховного
Совета Российской Федерации в Турецкую Республику в связи с первой
сессией Парламентской ассамблеи Черноморского экономического
сотрудничества (ПАЧЭС) в период с 15 по 18 июня 1993 года
(прилагается).
2. Одобрить работу делегации Верховного Совета Российской
Федерации на первой сессии ПАЧЭС.
3. Поручить постоянной делегации Верховного Совета Российской
Федерации в ПАЧЭС совместно с Отделом межпарламентских связей
продолжить линию на укрепление позиций России а ПАЧЭС, разработать
план мероприятий по подготовке и участию российских парламентариев
в заседаниях специализированных комитетов Парламентской Ассамблеи
ЧЭС в Тбилиси, Бухаресте, Москве, а также в осенней сессии ПАЧЭС
(отв. Жуков Г. С.).
Принять активные меры к продвижению на посты председателей
комитетов ПАЧЭС по правовым и политическим вопросам, по вопросам
культуры депутатов из числа членов постоянной делегации Верховного
Совета Российской Федерации, а также российских представителей в
аппарат международного секретариата ПАЧЭС. Проработать наши позиции
в отношении руководящих постов в экономическом комитете ПАЧЭС.
Поручить постоянной делегации Верховного Совета Российской
Федерации в ПАЧЭС, Комиссии Совета Национальностей Верховного
Совета Российской Федерации по культурному и природному наследию
народов Российской Федерации совместно с Отделом межпарламентских
связей провести в Москве (ориентировочно осенью) заседание комитета
ПАЧЭС по вопросам культуры, образования и социальных отношений.
4. Принять предложение Турции и других государств провести в
Москве (октябрь 1993 года) конференцию деловых кругов стран
Причерноморья по вопросам экономического сотрудничества этих стран,
а также опыта становления и развития рыночной экономики данного
региона.
Поручить организацию конференции Комитету Верховного Совета
Российской Федерации по международным делам и внешнеэкономическим
связям, Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской
Федерации по экономической реформе, Группе экономических
консультантов при Председателе Верховного Совета Российской
Федерации, Отделу межпарламентских связей с участием Министерства
иностранных дел Российской Федерации и Министерства
внешнеэкономических связей Российской Федерации
(отв. Милюков А. И.).
5. Рекомендовать Комитету Верховного Совета Российской
Федерации по международным делам и внешнеэкономическим связям
завершить в ближайшее время работу над проектами законов Российской
Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" и "О концессионных договорах и
соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными
инвесторами" (отв. Амбарцумов Е. А.).
6. Рекомендовать Комитету Верховного Совета Российской
Федерации по вопросам обороны и безопасности принять во внимание
возможность участия турецких фирм в реализации конверсионных
программ российских предприятий военно-промышленного комплекса и
передачи высоких технологий турецким партнерам
(отв. Степашин С. В).
7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации и
Министерству экономики Российской Федерации ускорить подписание
межправительственных соглашений об избежании двойного
налогообложения и о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. Хасбулатов
Москва, Дом Советов России
28 июня 1993 года
N 5245-I
__________________________
О Т Ч Е Т
об официальном визите
Председателя Верховного Совета Российской Федерации
и делегации Верховного Совета РФ
в Турецкую Республику
в связи с первой сессией Парламентской ассамблеи
Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС)
(15 - 18 июня 1993 года)
В ходе визита Председатель Верховного Совета Российской
Федерации Р. И. Хасбулатов имел беседы с Президентом Турецкой
Республики С. Демирелем, Председателем Великого Национального
Собрания Турции Х. Джиндорукам, министром иностранных дел
Х. Четином, председателем муниципалитета Стамбула Н. Сезеном,
выступил перед участниками ПАЧЭС и руководством Турецко-российского
делового совета. Кроме того, Председатель Верховного Совета РФ имел
встречи с руководителями парламентов Армении, Грузии, Молдовы,
Румынии, Украины, которые возглавляли свои делегации на сессии
ПАЧЭС. Всего в работе сессии участвовали парламентские делегации из
10 стран региона.
Значительную работу на сессии провела постоянная делегация
Верховного Совета Российской Федерации в ПАЧЭС (Жуков Г. С.).
На сессии утвержден Регламент, избраны председатель Ассамблеи
(Х. Джиндорук), четыре заместителя председателя - от Российской
Федерации (Г. С. Жуков), от Украины, от Грузии и Румынии, казначей
(представитель Турции), а также руководитель и заместитель
руководителя международного секретариата (соответственно турок и
румын). Созданы основы организационного механизма для практической
деятельности ПАЧЭС, которая будет проводиться главным образом в
трех специализированных комитетах:
1. по экономическим, торговым, техническим и экологическим
вопросам;
2. по правовым и политическим вопросам;
3. по вопросам культуры, образования и социальных
отношений. Первые заседания комитетов должны состояться осенью
текущего года: в Тбилиси - комитет по правовым и политическим
вопросам, в Бухаресте - комитет по экономическим вопросам, в Москве
- по вопросам культуры.
Беседы Р. И. Хасбулатова с государственными и политическими
деятелями Турции, влиятельными представителями деловых кругов
страны, активное взаимодействие российской и турецкой парламентских
делегаций с представителями других стран в рамках ПАЧЭС подтвердили
тот факт, что отношения между Россией и Турцией развиваются
поступательно, в позитивном ключе и имеют благоприятные
перспективы. Руководитель Верховного Совета Российской Федерации
выделял мысль о том, что Россия как самостоятельное государство с
зарождающимися традициями парламентаризма в своей внешней политике
проводит линию на отказ от навязывания своей позиции, учитывает
интересы партнеров на основе принципов взаимного доверия и взаимной
выгоды. Со своей стороны турецкие руководители подчеркивали, что
Россия и Турция могут играть большую роль в урегулировании
региональных конфликтов, установлении мира и стабильности. С их
точки зрения, несмотря на отдельные расхождения по некоторым
вопросам, в основном позиции двух стран совпадают. Обе стороны с
удовлетворением констатировали наличие реальных возможностей для
выведения двухсторонних связей на уровень дружественного
сотрудничества и партнерства в духе основополагающего Договора от
25 мая 1992 года. Ратификация договора Верховным Советом (3 июня
1993 года), в свою очередь, должна позволить активизировать прежде
всего экономические связи как важнейший элемент отношений между
Российской Федерацией и Турецкой Республикой. В этой связи турецкие
партнеры подчеркивали необходимость преодоления имеющихся на пути
дальнейшего развития экономического сотрудничества препятствий,
связанных с вопросами двойного налогообложения, взаимного поощрения
и защиты инвестиций, а также проблемами проявления бюрократизма.
Проведенная российской делегацией в Турции полезная работа
позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество Верховного Совета
РФ с Великим Национальным Собранием Турции может плодотворно
развиваться как на двусторонней основе, так и в рамках
многосторонних парламентских мероприятий, в частности, по линии
Межпарламентского союза. Видимо, и Межпарламентская ассамблея СНГ,
получившая сейчас статус наблюдателя в ПАЧЭС, могла бы играть
важную роль в международном парламентском диалоге.
Можно без преувеличения сказать, что отношения России и Турции
с их авторитетом и влиянием в черноморском регионе занимают
достойное место в российской внешней политике.
Работа и итоги сессии ПАЧЭС продемонстрировали, что
государства черноморского региона проявляют растущую
заинтересованность в развитии межпарламентского взаимодействия.
Создание ПАЧЭС, что является практической реализацией
российско-турецкой инициативы, будет способствовать укреплению
принципов демократии и парламентаризма в странах - участницах
Ассамблеи, обеспечит политическую законодательную поддержку
углубляющемуся экономическому региональному сотрудничеству.
В ходе бесед и дискуссий прослеживалось стремление Турции
играть ведущую роль в черноморском регионе. В то же время
подтвердилось, что каждая из стран - участниц ПАЧЭС имеет
собственные тактические и стратегические установки, направленные на
решение конкретных задач. Молдова, например, рассчитывает на то,
что новая международная парламентская организация помоют ей в
урегулировании проблемы в Приднестровье. Грузия, Армения,
Азербайджан, как можно было судить, полагаются на авторитет
инициаторов образования ПАЧЭС - России и Турции - по преодолению
конфликтов в Закавказье. Что касается выявившегося в ходе сессии
тесного взаимодействия Турции и Румынии, то оно, видимо, основано
на стремлении использовать ПАЧЭС в качестве инструмента продвижения
турецких интересов. В этой связи становятся понятнее позиция
Болгарии, не принявшей участие в сессии, а также высказывания
представителя Греции, говорившего о попытках использовать ПАЧЭС как
новую бюрократическую политизированную структуру. В целом позиции
Болгарии и Греции сводятся к тому, что приоритетное значение
следует отдавать прежде всего экономическому сотрудничеству.
Примечательно, что на сессии ПАЧЭС, как и на состоявшейся в
Стамбуле 17 июня с. г. встрече министров иностранных дел
одиннадцати государств - членов Черноморского экономического
сотрудничества (ЧЭС), преобладало мнение о целесообразности
координации и взаимодополняемости процессов черноморского
сотрудничества по правительственной и парламентской линии. Основной
мыслью, разделяемой подавляющим большинством представителей Турции
и других стран на самых различных уровнях, является убеждение в
определяющем значении для судеб черноморской интеграции и общего
благополучия в регионе российско-турецкого взаимодействия как в
рамках ЧЭС, так и ПАЧЭС.
Опыт участия наших парламентариев в двух подготовительных
встречах к первой сессии ПАЧЭС позволил выявить еще одну
немаловажную тенденцию, состоящую в том, что по мере осложнения
политической и экономической ситуации в бывших союзных республиках
делегации парламентов из этих стран проявляли тяготение к сближению
с Россией, готовность к доброжелательному диалогу и разумным
компромиссам.
Учитывая сложившуюся ситуацию, перспективы развития
российско-турецких отношений, имеющиеся благоприятные возможности
для отстаивания нашей линии в рамках ПАЧЭС, считали бы
целесообразным осуществить ряд мероприятий:
1. Поручить постоянной делегации ВС РФ в ПАЧЭС совместно с
Отделом межпарламентских связей продолжить линию на укрепление
наших позиций в ПАЧЕС, разработать план мероприятий по подготовке и
участию российских парламентариев в заседаниях специализированных
комитетов Парламентской ассамблеи ЧЭС в Тбилиси, Бухаресте, Москве,
а также в осенней сессии ПАЧЭС.
Вести дела к продвижению на посты председателей комитетов по
правовым и политическим вопросам, по вопросам культуры депутатов из
числа членов постоянной делегации ВС РФ в ПАЧЭС, а также российских
представителей в аппарат международного секретариата. Проработать
наши позиции в отношении руководящих постов в экономическом
комитете.
Поручить постоянной делегации народных депутатов в ПАЧЭС,
Комиссии Совета Национальностей ВС РФ по культурному и природному
наследию народов Российской Федерации совместно с Отделом
межпарламентских связей провести в Москве (ориентировочна осенью)
заседание комитета ПАЧЭС по вопросам культуры, образования и
социальных отношений.
2. Следовало бы принять предложение Турции и других государств
провести в Москве конференцию деловых кругов стран Причерноморья,
на которой можно была бы обсудить вопросы экономического
сотрудничества этих стран, а также опыт становления и развития
рыночной экономики данного региона.
Организацию конференции (октябрь) можно было бы поручить
Комитету Верховного Совета РФ по международным делам и
внешнеэкономическим связан, Комиссии Совета Республики ВС РФ по
экономической реформе, Группе экономических консультантов при
Председателе Верховного Совета РФ, Отделу межпарламентских связей,
а также МИД и МВЭС РФ.
3. Рекомендовать Комитету ВС РФ по международным делам и
внешнеэкономическим связям завершить в ближайшее время работу над
проектами законов Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" и "О концессионных договорах и соглашениях о разделе
продукции, заключаемых с иностранными инвесторами".
4. Рекомендовать Комитету ВС РФ по вопросам обороны и
безопасности принять во внимание возможность участия турецких фирм
в реализации конверсионных программ российских предприятий
военно-промышленного комплекса и передачи высоких технологий
турецким партнерам.
5. Рекомендовать Минфину РФ и Минэкономики РФ ускорить
подписание межправительственных соглашений об избежании двойного
налогообложения и о взаимном поощрении и защите инвестиций.
6. Можно было бы изучить вопрос о приглашении Председателя
ВНСТ, Председателя ПАЧЭС Х. Джиндорука в качестве почетного гостя
на очередную сессию МПА СНГ.
____________