П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Федеральной целевой программы на 1993-1995 годы
по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в
Российской Федерации (АнтиСПИД)
Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить представленную Президентом Российской Федерации и
Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по охране здоровья
и социальному обеспечению Федеральную целевую программу на
1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом
в Российской Федерации (АнтиСПИД).
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р. И. Хасбулатов
Москва, Дом Советов России
13 июля 1993 года
N 5426-I
__________________________
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
НА 1993-1995 ГОДЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ЗАБОЛЕВАНИЙ СПИДом В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АнтиСПИД)
Цели и задачи
Основной целью программы является предупреждение
распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации, снижение
социально-экономических последствий от СПИДа путем
скоординированного осуществления комплекса мероприятий
организационного, научного и практического характера.
Реализация этих мероприятий будет проводиться по следующим
направлениям:
предупреждение распространения СПИДа половым путем и через
кровь;
диагностика, лечение и диспансеризация;
правовая и социальная защита;
совершенствование системы эпидемиологического надзора;
научные исследования по проблеме СПИДа;
информационное обеспечение и подготовка кадров.
Предупреждение распространения СПИДа половым путем
Заражение населения СПИДом через половые контакты в ближайшие
годы будет оставаться основным путем распространения этой инфекции.
В связи с этим необходимо создание системы целенаправленного
информирования населения о проблеме СПИДа и возрастающей угрозе
заражения этой инфекцией, обеспечение населения доступными
средствами предупреждения передачи инфекции половым путем.
Информация должна быть понятной для различных возрастных и
социальных групп населения. Предусмотрено: создание тематических
радио- и телепередач, 25 видеоклипов, 5 киновидеофильмов, 5
телефильмов, организация их демонстрации в кинотеатрах, трансляция
и показ по государственным, ведомственным и коммерческим каналам
радиовещания и телевидения; подготовка и выпуск массовым тиражом, а
также распространение просветительских изданий (памяток - 15 млн.
экземпляров, плакатов - 1 млн. экземпляров, буклетов - 5 млн.
экземпляров ежегодно), разработка 5 общеобразовательных программ
полового и нравственного воспитания для различных возрастных групп
населения, внедрение их в дошкольные учреждения,
общеобразовательные, профессиональные, средние специальные и высшие
учебные заведения; привлечение к участив в этой работе молодежных,
религиозных, общественных организаций, лидеров и активистов из
групп высокого риска заражения; расширение сети кабинетов
анонимного обследования и психологической поддержки, организация их
в городах с численностью населения свыше 200 тысяч человек;
проведение систематических социологических исследований по проблеме
СПИДа.
Для обеспечения населения в достаточном количестве и по
доступной цене презервативами предусмотрено расширение их
производства на предприятиях Российской Федерации и выдача
определенным контингентам населения из числа лиц с высоким риском
заражения (наркоманам, лицам, проживающим в общежитиях, и так
далее).
Предполагается, что в результате проведенных мероприятий к
1996 году интенсивность заражения населения вирусом иммунодефицита
половым путем будет снижена на 25-30 процентов. Соответственно
уменьшатся расходы на лечение инфицированных и больных СПИДом
(стоимость лечения одного больного в 1989 году составляла 40 тыс.
рублей, в ценах 1992 года - 500 тыс. рублей).
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Российская государственная телевизионная и радиовещательная
компания;
Министерство образования Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по кинематографии;
Министерство печати и информации Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической
промышленности;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по туризму.
Предупреждение распространения СПИДа через кровь
С целью совершенствования системы обеспечения безопасности
крови, других биологических материалов и медицинских
иммунобиологических препаратов программой предусмотрено оснащение
соответствующих лабораторий оборудованием и диагностическими
тест-системами из расчета необходимости проведения 6 миллионов
исследований в год. Кроме того, планируется к 1995 году исключить
плацентарную и абортную кровь в качестве сырья для производства
медицинских иммунобиологических препаратов и переход на их
изготовление только из донорской крови.
В связи с угрозой возможного внутрибольничного заражения
СПИДом предусматривается комплекс мер, направленных на подготовку
медицинского персонала для обеспечения
санитарно-противоэпидемического режима, расширение и модернизацию
производства шприцев, игл, катетеров и систем для переливания
крови, определяющих возможность заражения населения через кровь.
При этом учтено, что обеспечение лечебно-профилактических
учреждений другими видами медицинского инструментария однократного
и многократного применения, имеющего контакт с кровью,
предусмотрено Государственной программой Российской Федерации по
созданию современной медицинской техники и увеличению ее
производства в 1992-1993 годах и на период до 1995 года,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
10 февраля 1992 года N 77 "О неотложных мерах по созданию
современной медицинской техники и увеличению ее производства в
1992-1995 годах". Программа включает также вопросы обеспечения
лечебно-профилактических учреждений стерилизационным оборудованием.
Выполнение указанного объема работ позволит обеспечить к 1996
году надежный уровень безопасности донорской крови и ее препаратов,
а также проводимых в лечебно-профилактических учреждениях
медицинских манипуляций.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической
промышленности;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Диагностика, лечение и диспансеризация
Диагностика СПИДа в лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждениях будет осуществляться с
использованием скрининговых и подтверждающих диагностических
препаратов, оборудования для иммуноферментного анализа и
полимеразной цепной реакции (метода амплификации генов) из расчета
необходимости проведения 4 миллионов исследований в год по
клиническим показаниям и при обследовании лиц из группы высокого
риска заражения.
Предусмотрено обеспечение эффективными препаратами для лечения
больных СПИДом и оппортунистическими инфекциями, не вошедшими в
перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
26 декабря 1991 года "О неотложных мерах по обеспечению населения и
учреждений здравоохранения РСФСР лекарственными средствами в 1992
году и развитию фармацевтической промышленности в 1992-1995
годах".
Лечение больных СПИДом будет проводиться в Российском
республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом в городе
Москве и в клинической инфекционной больнице в городе
Санкт-Петербурге, где им оказываются все виды специализированной
медицинской помощи, а также проводится обслуживание больных в
терминальной стадии. Лечение и диспансеризация инфицированных и
больных СПИДом также будут осуществляться территориальными центрами
по профилактике и борьбе со СПИДом и в лечебно-профилактических
учреждениях по месту их проживания. В центрах по профилактике СПИДа
организуются кабинеты медико-психологической помощи лицам с этой
патологией, членам их семей, а также лицам из групп высокого риска
заражения. Для инфицированных и больных СПИДом детей создаются
специализированные центры.
Предусматривается также выделение лимитов государственных
капитальных вложений на строительство и реконструкцию инфекционных
больниц, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, лабораторий
диагностики СПИДа, центров госсанэпиднадзора.
Осуществление указанных мероприятий позволит к 1996 году
добиться социального эффекта в отношении этой категории лиц путем
увеличения сроков сохранения трудоспособности инфицированных и
увеличения продолжительности их жизни на два-три года.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Правовая и социальная защита
Программой предусмотрена разработка проекта закона Российской
Федерации "О профилактике заболевания СПИДом", где найдут отражение
вопросы правовой защиты инфицированных и больных СПИДом, а также
вопросы правовой и социальной защиты медицинских работников,
подвергающихся риску заражения этой инфекцией.
При этом планируется:
законодательно закрепить меры, исключающие возможность
дискриминации больных и инфицированных;
выплата государственного пособия лицам, зараженным при
проведении медицинских манипуляций;
бесплатное обследование, лечение и содержание в учреждениях
здравоохранения инфицированных и больных СПИДом;
бесплатный их проезд к месту лечения и обратно;
первоочередное обеспечение изолированной жилой площадью лиц,
зараженных при медицинских манипуляциях, а также семей, имеющих
инфицированных детей в возрасте до 16 лет;
обучение детей и подростков, находящихся на стационарном
лечении.
Предусмотрено также сохранение рабочих мест за лицами,
инфицированными и больными СПИДом, на время их пребывания на
обследовании и лечении, за исключением медицинских работников,
связанных по роду своей профессиональной деятельности с проведением
парентеральных манипуляций. Медицинские работники данной категории
трудоустраиваются.
В результате проведения этих мероприятий будут отрегулированы
правовые взаимоотношения государства, медицинских учреждений,
инфицированных и больных, а также отдельных юридических лиц, что
обеспечит социальную и правовую защиту инфицированных и больных
СПИДом, а также медицинских работников и других категорий
населения.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации;
ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации;
Министерство труда Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Совершенствование системы эпидемиологического надзора
Предусмотрена разработка более совершенной системы
эпидемиологического надзора за СПИДом, включающей организацию
мониторинга за инфицированными и лицами из групп высокого риска
заражения этой инфекцией, данные лабораторных исследований и сроки
их проведения, достоверные методы краткосрочного и долгосрочного
прогнозирования развития эпидемического процесса. Будет
осуществляться дальнейшее материально-техническое и программное
оснащение центров по профилактике СПИДа, центров государственного
санитарно-эпидемиологического надзора компьютерной техникой,
средствами телекоммуникации, что позволит создать на федеральном и
региональном уровнях единую комплексную автоматизированную
информационно-аналитическую систему по этой проблеме на основе
базовых компьютерных программ. Подлежит пересмотру и
совершенствованию система медицинского освидетельствования
населения, предусматривающая переход от массовых, эпидемиологически
и экономически не обоснованных обследований к выборочным
обследованиям отдельных категорий населения с сохранением объема
исследований в отношении лиц из групп высокого риска заражения и
других контингентов.
Проведенные мероприятия позволят к 1996 году добиться
повышения эффективности выявления источников инфекции и локализации
очагов заболевания при одновременном снижении объемов тестирования
населения на 10-15 миллионов исследований. При стоимости одного
исследования 50 рублей (в ценах 1992 года) эти мероприятия дадут
экономический эффект в 500 млн. рублей. Будут разработаны
эпидемиологические и математические модели, обеспечивающие высокий
уровень прогнозирования эпидемии и связанных с ней экономических
затрат.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Российская академия медицинских наук;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Научные исследования по проблеме СПИДа
Финансирование научных исследований по проблеме СПИДа
проводится недостаточно. Программа предусматривает проведение
научно-исследовательских работ по выделению и идентификации вирусов
иммунодефицита человека, изучению их биологических свойств,
механизма взаимодействия с клетками организма и возникновения
иммунодепрессии у инфицированных и больных, совершенствованию и
разработке новых методов диагностики, наиболее рациональных схем
лечения, поиску новых соединений и продуктов, обладающих
специфической активностью, изучению эпидемиологии СПИДа, разработке
средств специфической профилактики, способов инактивации вируса в
донорском материале и препаратах крови, методов защиты медицинского
персонала, изучению особенностей эпидемиологического процесса при
заболевании СПИДом на различных территориях, проведение
научно-исследовательских работ, направленных на дальнейшее изучение
клиники ВИЧ-инфекции.
Научные исследования будут осуществляться в рамках
государственной научно-технической программы Российской Федерации
"Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении" (раздел 6
"СПИД"). Формирование тематики по ее направлениям проводится
ежегодно на конкурсной основе с проведением экспертизы
представленных разработок.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Российская академия медицинских наук;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации.
Информационное обеспечение и подготовка кадров
Социальная значимость проблемы СПИДа определяет необходимость
высокой профессиональной подготовки кадров для реализации
организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических
мероприятий и их информационного обеспечения.
В связи с этим предусмотрена:
введение вопросов профилактики СПИДа в программы средних
общеобразовательных, профессиональных, средних специальных и высших
учебных заведений;
подготовка врачей и педагогов в институтах усовершенствования
и на курсах повышения квалификации, специалистов по психосоциальной
поддержке инфицированных и больных СПИДом в республиканском
институте повышения квалификации работников образования и его
филиалах;
подготовка лидеров молодежных организаций и активистов из
групп высокого риска заражения в территориальных центрах по
профилактике СПИДа;
подготовка научных работников и специалистов практического
здравоохранения в ведущих специализированных
научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации (50
человек ежегодно) и за рубежом (5 человек ежегодно).
Планируется также издание соответствующей научной и учебной
литературы (монографии, тематические обзоры, сборники, учебники,
справочники и так далее) и подписка на основные международные
научные журналы по проблеме СПИДа.
Проведенные мероприятия позволят осуществить подготовку
высококвалифицированных кадров для оказания специализированной
медицинской помощи и одновременно повысить эффективность работы
всей системы здравоохранения, образования и информационного
обеспечения по этой проблеме.
Основными исполнителями данного раздела являются:
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Российская академия медицинских наук;
Министерство печати и информации Российской Федерации;
Министерство экономики Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Управление и механизм реализации программы
Эффективность реализации программы в значительной степени
будет зависеть от комплексной постоянной оценки хода ее выполнения
и последующей (в случае необходимости) корректировки.
Для этого предусмотрено:
назначение руководителей программы и организация
координационных советов на федеральном и региональном уровнях;
осуществление независимой комплексной оценки проводимых
исследований и мероприятий и соответствующей корректировки
программы.
Реализация программы будет осуществляться через имеющуюся сеть
учреждений службы профилактики СПИДа, государственного
санитарно-эпидемиологического надзора на основе планов работ
организаций-исполнителей. Предусматривается также разработка и
реализация региональных программ с утверждением финансирования их в
соответствующих органах государственной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Международное сотрудничество планируется осуществлять с
Всемирной организацией здравоохранения, в рамках глобальной
программы по борьбе со СПИДом, и другими международными
организациями.
Финансирование программы из Федерального бюджета предусмотрено
в объеме 12,42 млрд. рублей и 20,85 млн. долларов США, в том числе
6,52 млрд. рублей и 8,25 млн. долларов США на 1993 год. Из них
лимиты государственных централизованных капитальных вложений,
финансируемых за счет федерального бюджета и инвестиционного
кредита, на 1993 год составят 4,1 млрд. рублей.
По прогностическим оценкам для реализации мероприятий по
обеспечению лечебно-профилактических учреждений Российской
Федерации медицинским инструментарием (шприцами и иглами
многократного применения, катетерами одноразовыми),
стерилизационным и лабораторным оборудованием, средствами защиты
медицинского персонала, социальной и правовой защите
ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом потребуется из средств местных
бюджетов 96,8 млрд. рублей, в том числе 32,24 млрд. рублей на 1993
год.
Функции государственных заказчиков возлагаются на
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора и
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
_____________