СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 23 августа 1993 г. N 835
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской Федерации
от 14.07.97 г. N 879
Об утверждении Положения о Министерстве образования
Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 15.09.95 г. N 917; от 03.08.96 г. N 919)
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования
Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров РСФСР от 30 октября 1969 г.
N 613 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения РСФСР"
(СП РСФСР, 1969, N 23, ст. 128);
пункты 1, 2, 5, 6, 8, 11 постановления Правительства РСФСР от
28 декабря 1991 г. N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР";
постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля
1992 г. N 224 "Вопросы Комитета по профессиональному образованию
Министерства образования Российской Федерации".
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
__________________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 23 августа 1993 г.
N 835
П О Л О Ж Е Н И Е
о Министерстве образования Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 15.09.95 г. N 917; от 03.08.96 г. N 919)
1. Министерство образования Российской Федерации
(Минобразование России, далее именуется - Министерство) является
центральным органом федеральной исполнительной власти,
обеспечивающим осуществление государственной политики в области
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего, начального профессионального, дополнительного
образования (далее именуется - сфера образования). Министерство
является также центральным органом отраслевого управления
педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О
Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными
законодательными актами Российской Федерации, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с соответствующими центральными органами федеральной
исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными
организациями.
4. Министерство является юридическим лицом, имеет свой
расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение Министерства - г. Москва.
5. Финансирование центрального аппарата Министерства
осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации, направляемых на содержание центральных органов
федеральной исполнительной власти, предельная численность его
работников утверждается Советом Министров - Правительством
Российской Федерации.
6. Основными задачами Министерства являются:
а) разработка и реализация государственной политики в сфере
образования;
б) формирование и реализация концепции среднего (полного)
общего образования молодежи как базового для получения
профессионального образования и подготовки к самостоятельной жизни
и деятельности;
в) разработка и контроль исполнения федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов в сфере образования,
содействие развитию национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов;
г) организация профессионального образования работников
квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального
образования, подготовка специалистов педагогического среднего,
высшего и послевузовского образования в соответствующих
образовательных учреждениях;
д) разработка совместно с Министерством труда Российской
Федерации перечней профессий, направлений и специальностей, по
которым осуществляются профессиональное образование и
профессиональная подготовка;
е) государственная оценка качества учебно-воспитательного
процесса в государственных, муниципальных и негосударственных
образовательных учреждениях; государственная аккредитация
образовательных учреждений;
ж) участие в разработке и осуществление совместно с
соответствующими центральными органами федеральной исполнительной
власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья
детей, обучающихся и воспитанников;
з) реализация кадровой политики в сфере образования,
совершенствование подготовки и использования научно-педагогических
кадров; повышение социального статуса работника образования;
и) участие в разработке и реализации государственной
финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере
образования;
к) развитие и координация международных связей в рамках
компетенции Министерства, в том числе на межведомственной основе.
7. Министерство в соответствии с возложенными на него
задачами:
а) разрабатывает с участием центральных органов федеральной
исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, общественных
организаций, деятелей науки, образования, культуры на конкурсной
основе Федеральную программу развития образования, другие программы
в сфере образования и обеспечивает их реализацию;
б) организует по поручению Совета Министров - Правительства
Российской Федерации государственную экспертизу проектов
международных, федеральных и региональных программ в сфере
образования;
в) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций
развития сферы образования, обоснование целей и приоритетов
развития отдельных образовательных программ на всей территории
Российской Федерации, а также на отдельных территориях с учетом их
национально-региональных особенностей и образовательного
потенциала;
г) обеспечивает разработку содержания образования, отвечающего
потребностям национальных, возрастных и иных групп населения,
включающего также необходимые знания в области обороны государства,
о воинской обязанности граждан и навыков по гражданской обороне.
Обеспечивает с участием Министерства обороны Российской
Федерации разработку программ и методик подготовки обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений к военной службе в
соответствии с требованиями действующего законодательства;
д) устанавливает федеральные требования к содержанию
образования и разработке учебных планов и программ, определяет
порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации;
е) обеспечивает разработку учебно-методических материалов и
учебников, отработку новых перспективных подходов к организации
образовательного процесса в образовательных учреждениях в
соответствии с компетенцией Министерства;
ж) устанавливает номенклатуру и форму аттестатов, дипломов и
других документов государственного образца об общем и о начальном
профессиональном образовании, эквивалентность документов об общем и
о начальном профессиональном образовании на территории Российской
Федерации;
з) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной
медалях, а также порядок награждения ими выпускников
общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
и) организует с участием заинтересованных центральных органов
федеральной исполнительной власти систему работы с детьми и
подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и
отклонениями в физическом и умственном развитии;
к) организует методическую помощь и оказывает содействие
органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних лиц, защите прав детей, обучающихся и
воспитанников, нуждающихся в государственной поддержке;
осуществляет централизованный учет и организацию последующего
устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи
граждан Российской Федерации и иностранных граждан; (Дополнен -
Постановление Правительства Российской Федерации
от 15.09.95 г. N 917)
осуществляет централизованный учет детей, оставшихся без
попечения родителей, и оказывает содействие в устройстве ребенка на
воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации, ведет учет
иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание
усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации;
(Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от
03.08.96 г. N 919)
л) разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными
центральными органами федеральной исполнительной власти, органами
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга комплекс мер по профессиональному образованию -
подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и
служащих, а также профессиональному обучению и переобучению
высвобождающегося и незанятого населения;
м) определяет требования и порядок лицензирования, аттестации
и государственной аккредитации образовательных учреждений в сфере
образования;
н) обеспечивает совместно с Российской академией образования
координацию и проведение научно-исследовательских работ, имеющих
фундаментальное и приоритетное прикладное значение для сферы
образования, а также внедрение достижений науки, техники,
отечественного и зарубежного опыта в этой сфере;
о) участвует в разработке государственных нормативов
финансирования образования, предложений по совершенствованию систем
финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда,
хозяйственного механизма в сфере образования;
п) осуществляет в установленном порядке финансирование
относящихся к федеральной собственности непосредственно подчиненных
Министерству образовательных и иных учреждений, организаций,
объектов капитального строительства, а также контроль за их
финансово-хозяйственной деятельностью;
р) обеспечивает разработку прогнозов и перспективных
направлений развития материально-технической базы сферы образования
и содействует удовлетворению потребностей отрасли в
материально-технических ресурсах, вырабатывает рекомендации для
соответствующего промышленного производства;
с) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции
целевые международные программы в области образования, проводит
работу по оказанию содействия в изучении русского языка и
литературы за рубежом; обеспечивает выполнение обязательств
Российской Федерации по вопросам образования, вытекающих из
договоров Российской Федерации с иностранными государствами;
т) разрабатывает и реализует меры по созданию и развитию
федеральной системы информации в сфере образования;
у) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку,
анализ и представление государственной статистической отчетности в
сфере образования, обеспечивает ее достоверность;
ф) обобщает практику применения федерального законодательства
Российской Федерации в области образования, разрабатывает
предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном
порядке в Совет Министров - Правительство Российской Федерации;
х) представляет в установленном порядке работников образования
к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет
обучающихся и воспитанников.
8. Министерство имеет право:
а) осуществлять по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства, инспектирование образовательных учреждений и органов
управления образованием на территории Российской Федерации,
проверки в образовательных и иных учреждениях, организациях,
непосредственно подчиненных Министерству;
б) образовывать в необходимых случаях комиссии и экспертные
советы, а также временные научные (творческие) коллективы и рабочие
группы;
в) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном
порядке образовательные и иные учреждения, организации,
непосредственно подчиненные Министерству;
г) приостанавливать в установленном порядке деятельность
подведомственных образовательных учреждений, осуществляемую с
нарушениями требований законодательства Российской Федерации в
области образования и уставов образовательных учреждений.
9. Министерство возглавляет Министр образования Российской
Федерации (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и
освобождаемый от должности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе
единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности по его представлению Советом Министров -
Правительством Российской Федерации.
10. Министр:
а) вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета
Министров - Правительства Российской Федерации проекты нормативных
актов по вопросам образования;
б) распределяет обязанности и устанавливает степень
ответственности заместителей Министра, руководителей структурных
подразделений центрального аппарата Министерства и руководителей
учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству;
в) издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и
дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками
центрального аппарата Министерства, подведомственными
образовательными и иными учреждениями, организациями, и проверяет
их исполнение; в необходимых случаях совместно с руководителями
других центральных органов федеральной исполнительной власти издает
приказы и инструкции;
г) утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Министерства в пределах, установленных Советом Министров -
Правительством Российской Федерации, фонда оплаты труда и штатной
численности центрального аппарата Министерства, положения о
структурных подразделениях центрального аппарата Министерства,
утверждает (согласовывает) уставы образовательных учреждений,
положения об учреждениях и организациях непосредственно подчиненных
Министерству;
д) назначает на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Министерства, руководителей
учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству.
11. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии) и заместителей Министра по должности,
руководителей ведущих подразделений центрального аппарата
Министерства, ученых, специалистов, общественных деятелей.
Члены коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности)
утверждаются Советом Министров - Правительством Российской
Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает вопросы, отнесенные
к компетенции Министерства. Решения коллегии оформляются
постановлениями коллегии и проводятся в жизнь, как правило,
приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии
Министр проводит свое решение, докладывая Совету Министров -
Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях. Члены
коллегии в свою очередь могут также сообщить свое мнение Совету
Министров - Правительству Российской Федерации.
12. При Министерстве для решения вопросов развития образования
образуется Высший федеральный совет по образованию. Положение о нем
и его персональный состав утверждаются Министром.
____________