П И С Ь М О
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. N 1-2479-18
Утратилo силу - Постановление
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации
от 07.07.99 г. N 20
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
2 февраля 1994 г. Регистрационный N 482
Анализ деятельности территориальных органов соцзащиты по
реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 октября
1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним
узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй
мировой войны", показывает, что в ней имеется ряд трудностей и
недостатков.
Поступающие жалобы и обращения граждан свидетельствуют о
недостаточном знании на местах нормативных документов или
неправильном их толковании. В связи с этим разъясняем, что основным
методическим документом в работе с бывшими несовершеннолетними
узниками фашизма является Указание Минсоцобеспечения РСФСР от
11.12.90 N 1-174-У
Указ Президента Российской Федерации N 1235 распространяется
на граждан, насильно вывезенных в годы войны с родных мест в
несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) на другую территорию
бывшего СССР, в Германию - в концлагеря, гетто, другие места
принудительного содержания нацистов, а также для работы в
промышленности, на транспорте, на строительстве, в сельском
хозяйстве у хозяина.
Под формулировкой Указа "... и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами..." следует понимать все
разнообразие нацистских мест принудительного содержания людей,
кроме концлагерей и гетто, куда насильно вывозились советские дети
и подростки (самостоятельно или со взрослыми): тюрьмы; охраняемые
маршевые колонны; госпитали особого назначения; лагеря для
заложников, пересыльные лагеря, карантинные, фильтрационные,
исследовательские, для перемещенных лиц, мужские, женские, детские,
смешанные, стационарные или размещенные на транспортных средствах,
а также для работы в промышленности, на транспорте, в
строительстве, в сельском хозяйстве у хозяина.
К категории бывших несовершеннолетних узников фашизма следует
также относить:
детей и подростков, насильно вывезенных немцами одних или с
родителями на принудительные работы;
детей, родившихся в фашистской неволе;
детей, передававшихся или продававшихся в собственность
частным лицам.
При отсутствии документов (из-за несохранности архивов или
других причин), подтверждающих факт насильственного угона лица в
несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) в концлагеря, гетто и
т. д., должны приниматься во внимание показания двух и более
свидетелей. Свидетелем может быть любое лицо, что-либо знающее по
делу. Наличие у свидетелей документов об одновременном нахождении в
одном и том же месте принудительного содержания необязательно.
Свидетельские показания оформляются либо протоколом опроса, либо
заявлением.
Свидетельские показания учитываются как при выдаче
удостоверения о праве на льготы, так и при увеличении размера
пенсий.
Вопрос об установлении статуса бывшего несовершеннолетнего
узника фашизма рассматривается на Комиссии по установлению пенсий и
оформляется протоколом.
Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма,
предусмотренные Указом Президента России N 1235, предоставляются по
предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого
территориальными органами социальной защиты населения. Бывшим
несовершеннолетним узникам - инвалидам льготы предоставляются при
предъявлении удостоверения узника и справки ВТЭК об инвалидности.
При необходимости за получением документов, подтверждающих
факт пребывания лица в фашистской неволе, следует обращаться:
в Государственный архив и Управление бывшего Министерства
безопасности области, с территории которой вывозились дети
самостоятельно или с родителями;
в Государственный архив и Управление Министерства безопасности
области по месту нахождения концлагеря (если он был на территории
бывшего СССР) и в ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации
(117036, Москва, 1-й Черемушкинский проезд, 5), если лагерь
находился на территории Германии или других стран;
в ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации, если дети
и подростки после освобождения из фашистского концлагеря
возвращались домой без взрослых и направлялись в детские дома.
Одновременно обращаем внимание всех территориальных органов
социальной защиты населения на необходимость широкой
разъяснительной работы и внимательного отношения к обращениям
граждан, связанных с установлением статуса бывшего
несовершеннолетнего узника фашизма. В ряде их писем отмечается
предвзятость работников органов соцзащиты в оценке фактов
биографий, безосновательные отказы.
Министерство предлагает принять изложенное к руководству.
______________